Расширенный поиск
26 Марта  2017 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Магъанасыз сёз – тауушсуз сыбызгъы.
  • Рысхы джалгъанды: келген да этер, кетген да этер.
  • Къазанны башы ачыкъ болса, итге уят керекди.
  • Мадар болса, къадар болур.
  • Къайгъы тюбю – тенгиз.
  • Хунаны тюбюн къазсанг, юсюнге ауар.
  • Ёпкелегенни ашы татлы болады.
  • Ариу сёз – къылычдан джити.
  • Ашхы болсанг, атынг чыгъар, аман болсанг, джанынг чыгъар.
  • Тиширыусуз юй – отсуз от джагъа.
  • Джангыз торгъай джырламаз.
  • Ёлген аслан – сау чычхан.
  • Мал ёлсе, сюек къалыр, адам ёлсе, иши къалыр.
  • Ата – билек, ана – джюрек!
  • Ач – эснер, ат – кишнер.
  • Тюкюрюк баш джармаз, налат кёз чыгъармаз!
  • Джюрекге ариу – кёзге да ариу.
  • Билим насыб берир, билим джолну керир.
  • Байлыкъ тауусулур, билим тауусулмаз.
  • Къуллукъчума, деб махтанма, къуллукъ – хаух джамчыды!
  • Тёрдеги кюлсе, эшикдеги ышарыр.
  • Бозаны арты дауур болур.
  • Тили узунну, намысы – къысха.
  • Агъач – джерни чырайы, кийим – эрни чырайы.
  • Арыгъан къош чамчы болур.
  • Хар зат кесини орнуна иги.
  • Окъдан джара эртде-кеч болса да бителир, сёз джара, ёмюрге къалыр.
  • Дуния мал дунияда къалады.
  • Игиге айтсанг – билир, аманнга айтсанг – кюлюр.
  • Экиндини кеч къылсанг, чабыб джетер ашхам.
  • Ариу сёз – джаннга азыкъ, аман сёз – башха къазыкъ.
  • Термилгенинги табмазса, кюлгенинге тюберсе.
  • Окъумагъан сокъурду, сокъур ташха абыныр!
  • Биреуню эскиси биреуге джангы болмайды.
  • Адебни адебсизден юрен.
  • Къайтырыкъ эшигинги, къаты уруб чыкъма.
  • Мен да «сен», дейме, сен да «кесим», дейсе.
  • Баргъанынга кёре болур келгенинг.
  • Гугук кесини атын айтыб къычыргъанча, мен, мен деб нек тураса?
  • Чомартны къолу берекет.
  • Ашын ашагъанынгы, башын да сыйла.
  • Кирсизни – саны таза, халалны – къаны таза.
  • Кёз – сюйген джерде, къол – ауругъан джерде.
  • Ауругъан – джашаудан умутчу.
  • Тай асырагъан, атха минер.
  • Ойнай билмеген, уруб къачар.
  • Бозанг болмагъан джерге, къалагъынгы сукъма.
  • Мал кёб болса, джууукъ кёб болур.
  • Тилчи бир сагъатха айлыкъ хата этер.
  • Аманны тукъумуна къарама, игини тукъумун сорма.

Батчаева Лидия Абдул-Керимовна

29.08.2005 0 6120

Альберт Динаев,
г. Черкесск


Имя заслуженной артистки Абхазии и Карачаево-Черкесии Лидии Батчаевой у любителей музыки на слуху уже более 35 лет.


У зрителей республики к ней разное отношение: ею восхищаются и критикуют, ее любят и ненавидят, но равнодушным она не оставляет никого. "Маленькая жемчужина Кавказа", "Звезда Юга России", "Королева песни", "Золотой голос отечества", "Живая легенда" - это далеко не полный перечень эпитетов, которыми в разное время ее награждали пресса и критики. Ее песни знает и любит уже не одно поколение слушателей. И можно с полной уверенностью сказать, что на эстрадном небосклоне нашей республики нет более яркой и выдающейся звезды. Сильный, обворожительный голос, присущая только ей манера исполнения, умелое сочетание в творчестве разных музыкальных стилей принесли ей заслуженный успех и признание зрителей не только в Карачаево-Черкесии, но и далеко за ее пределами - в Турции, Сирии, Америке, Москве…

Может, это и прозвучит банально, но уже в пятилетнем возрасте она твердо знала, что станет артисткой. Она пела везде и всегда. Ее звонкий и не по-детски сильный, красивый голос разливался по всей округе. За что ей не раз попадало от отца, который и слышать об этом не хотел. Но это только еще больше утверждало ее в своей правоте. Несмотря ни на что, осознание того, что музыка станет для нее профессией, делом всей жизни, пришло гораздо позже.
Началось все в 1970 году после ее блистательной победы на областном конкурсе эстрадной песни, когда за кулисы пришел известный композитор Аслан Дауров и сказал в присутствии всех: "Ты будешь великой певицей, я знаю". В этот момент она была, наверное, самой счастливой и именно тогда окончательно решила стать певицей. После этого Лидию пригласили в Карачаевск в качестве солистки ВИА "Домбай". Там она впервые встретилась с уже известным исполнителем Хорламом Алиевым. Для молодой, начинающей певицы работать в одном коллективе с признанным мастером  была большая честь и хорошая школа.

В 1974 году ее приняли в ВТМЭИ (Всесоюзную творческую мастерскую эстрадного искусства), самую сильную мастерскую в стране, которая готовила профессиональных артистов. Обучаться вокальному искусству в этой мастерской было уделом избранных. С улицы туда не брали. Попала она туда с легкой руки своего ангела-хранителя Р. Касаевой, курировавшей тогда культуру при обкоме партии. Лидия Абдул-Керимовна до сих пор благодарна этой замечательной женщине за то, что она дала ей возможность пройти такую школу. Ведь именно там бриллиант по имени Лидия Батчаева засверкал всеми гранями своего непревзойденного таланта. Училась она в одном классе с Розой Рымбаевой и Валентиной Толкуновой, у выдающегося музыканта и педагога Г. П. Виноградова. Он готовил Батчаеву для выступлений на оперной сцене, ибо считал эстраду подзаборным пением, и потом, певиц с таким широким диапазоном, сильным в 4,5 октавы голосом в стране были считанные единицы. Виноградов искренне восхищался ее волшебным голосом. Она без труда брала самые сложные ноты, в музыке ей было подвластно все. Он гордился ею как лучшей своей ученицей и познакомил с такими маститыми и авторитетными в музыкальном мире музыкантами, как Олег Лундстрем и Давид Тухманов. Лундстрем, услышав ее пение, воскликнул: "Боже! Какой голос! Тебя ждет Европа и Америка. У твоих ног будет весь мир". Она была в двух шагах от мировой славы, и это не просто красивые слова. Но судьба распорядилась иначе.

В 1975 году, в рамках дней культуры КЧАО, она с ВИА "Абазинка" поехала в Абхазию. Их совместное выступление на многотысячном стадионе Сухуми имело оглушительный успех. Восторженная публика долго не отпускала Лидию со сцены. Покоренные ее голосом абхазы вручили ей звание заслуженной артистки республики. На родине их встречали как национальных героев, резали коров, кипели котлы…

Тогда же она встретила мужчину, которого полюбила. Он был тоже из артистической среды, танцевал в Государственном ансамбле "Эльбрус". Вскоре они поженились. У них появилась дочь Рада.

К сожалению, как это часто бывает у нас на Кавказе, в силу нашего особого менталитета, с мечтами о работе на московской сцене пришлось распрощаться. Но и мечтам о счастливой семейной жизни тоже не суждено было сбыться. Спустя небольшое время после рождения дочери они расстались. И впервые в жизни Лидия Абдул-Керимовна почувствовала себя одинокой. Она была в отчаянии, не знала, что делать, как жить дальше. Ее родители оказались тогда единственными людьми на всем белом свете, которые поддержали ее в это трудное для нее время. Они взяли маленькую Радочку к себе и сказали: "Доченька, не думай ни о чем. Иди и пой. Все будет хорошо". Лидия до сих пор благодарна своим родителям за понимание и поддержку.

Сцена вернула ее к жизни. Она как-то сказала мне: "Только там я живу, Альберт, и только на сцене я по-настоящему счастлива". Так беззаветно и преданно любить сцену, любить песню может только истинная звезда, каковой Лидия Абдул-Керимовна несомненно является.
Ее возвращение на эстраду было триумфальным. Свое возвращение она отметила исполнением песни Р. Боташева "Ата Джуртума" ("Отчизне"), которая и по сей день считается визитной карточкой певицы. Песня принесла ей феноменальный успех и стала чуть ли не национальным гимном карачаевского народа. Но песня, получившая признание в народе, вызвала резкое недовольство властей. Инжиевский, тогда первый секретарь обкома партии, и секретарь обкома В. Хубиев обвинили ее в национализме. Батчаевой не давали возможность спокойно работать. От нее все отвернулись. И одному Всевышнему известно, что ей тогда пришлось пережить. Впрочем, нет особого покоя и сейчас. У власти к ней отношение особое, подчеркнуто настороженное. Удивительно, но факт. Чем больше любит ее народ, тем больше ее не любит власть. Наверное, потому, что не умеет держать язык за зубами. Не может и не умеет льстить, делать вид, что все хорошо, все прекрасно. Видимо, только этим можно объяснить тот факт, что она, в отличие от некоторых других наших звезд, не является ангажированной. Впрочем, быть "придворной певицей" она никогда и не хотела, да и не смогла бы. Не тот характер. В народе ее называют "маленькая правда своего народа".

В 1994 году, устав от чиновничьего равнодушия и не желая больше бороться с ветряными мельницами, она уезжает за границу. Прием, оказанный ей в Турции, был истинно королевским. Ей предоставили буквально все: люкс в лучшем отеле Анкары, правительственный лимузин с личной охраной, четырехразовое питание, солярий, массаж, студию, съемки на телевидении. Там она впервые почувствовала себя настоящей звездой. Один из лучших турецких дирижеров, Дюлент Демирорманлы, пригласил ее в качестве солистки президентского оркестра Турции. Сам президент Демирель был страстным поклонником ее таланта. Наконец у нее появилось все то, о чем она мечтала, но не могла получить в Карачаево-Черкесии.

Но в 1998 году она неожиданно для всех разрывает контракт и возвращается на свою историческую родину. Красивой и сытой жизни турецкой суперзвезды она предпочла работу в заштатном отделе культуры, нищенскую зарплату, отсутствие каких-либо условий для нормальной творческой работы и просто наплевательское отношение со стороны чиновников всех уровней. На вопрос, почему, она мне как-то ответила: "Альберт, не знаю, что и сказать. Грязи, наверное, нашей захотелось. Пусть здесь много грязи, но это и моя грязь тоже, и я ее люблю. Здесь мой дом, семья, друзья. Ата Джуртум". И я думаю, этим все сказано.

(Голосов: 4, Рейтинг: 3.75)

  • Нравится

Комментариев нет