Расширенный поиск
19 Апреля  2018 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Билмезни кёзю кёрмез, этмезни къулагъы эшитмез.
  • Тюкюрюк баш джармаз, налат кёз чыгъармаз!
  • Ишлегенден, къарагъан уста.
  • Аз айтсам, кёб ангылагъыз.
  • Джангызны оту джарыкъ джанмаз!
  • Тура эдим джата, къайдан чыкъды хата?
  • Кёзню ачылгъаны – иги, ауузну джабылгъаны – иги.
  • Бермеген къол, алмайды.
  • Сакъ юйюне сау барыр.
  • Чёбню кёлтюрсенг, тюбюнден сёз чыгъар.
  • Джашынгы кесинг юретмесенг, джашау юретир.
  • Адебсиз адам – джюгенсиз ат.
  • Ариу сёз – джаннга азыкъ, аман сёз – башха къазыкъ.
  • Минг тенг да азды, бир джау да кёбдю.
  • Аджалсыз ёлюм болмаз.
  • Асхат ашлыкъ сата, юйдегиси ачдан къата.
  • Намысы болмагъанны, сыйы болмаз.
  • Окъдан джара эртде-кеч болса да бителир, сёз джара, ёмюрге къалыр.
  • Таукелге нюр джауар.
  • Окъугъанны бети джарыкъ.
  • Эл тойса, тоймагъан, эл къойса, къоймагъан.
  • Рысхы джалгъанды: келген да этер, кетген да этер.
  • Экеу тутушса, биреу джыгъылыр.
  • Джарлы тюеге минсе да, ит къабар.
  • Ишни аллы бла къууанма да, арты бла къууан.
  • Эр сокъур болсун, къатын тилсиз болсун.
  • Къумурсхала джыйылсала, пилни да джыгъадыла.
  • Азыгъы аз, алгъа къабар, аты аман, алгъа чабар.
  • Къыйынлы джети элге оноу этер.
  • Кёбню кёрген – кёб билир.
  • Атадан ёксюз – бир ёксюз, анадан ёксюз – эки ёксюз.
  • Сибиртки да сыйлы болду, кюрек да кюнлю болду.
  • Татлы сёз – балдан татлы.
  • Эл элде бирер малынг болгъандан эсе, бирер тенгинг болсун.
  • Алтыннга тот къонмаз.
  • Онгсузну – джакъла, тенгликни – сакъла.
  • Билеги кючлю, бирни джыгъар, билими кючлю, мингни джыгъар.
  • Нёгер болсанг, тенг бол, тенг болмасанг, кенг бол.
  • Татлы тилде – сёз ариу, чемер къолда – иш ариу.
  • Бек анасы джыламаз.
  • Акъыллы башны – тили къысха.
  • Къошда джокъгъа – юлюш джокъ.
  • Тёзгеннге, джабылгъан эшик ачылыр.
  • Ашхы болсанг, атынг чыгъар, аман болсанг, джанынг чыгъар.
  • Джеринден айырылгъан – джети джылар, джуртундан айырылгъан – ёлгюнчю джылар.
  • Ауузу аманнга «иги», деме.
  • Орундукъ тюбюнде атылсам да, орта джиликме, де да айлан.
  • Кёрмегеннге кебек – танг, битмегеннге сакъал – танг.
  • Чакъырылмай келген къонакъ сыйланмай кетер.
  • Аджал соруб келмез, келсе, къайтыб кетмез.

"Не будь твердым - сломают, не будь мягким - согнут"

23.09.2004 0 3071

Хасан Конаков,
Нальчик

 

Главный режиссер Уфимского Национального молодёжного театра Мусалим Кульбаев за свою карьеру поставил около 30 спектаклей, в том числе известные: "Золушка", "Три сесты", "Самоубийца", "Кин-V", "Орфей спускается в ад", "Чума на ваши два дома", "Жестокие игры", "Эти свободные бабочки" и другие. Последний театральный сезон в Уфе закончился постановкой фантастической игры, поставленной Мусалимом на основе книги Киплинга, и удостоенной приза "Самый лучший спектакль сезона".

К сожалению, нам не удалось увидеть поставленные Мусалимом спектакли, но о его творчестве слышали много. Родился он в селении Кашхатау в 1969 году. Успешно окончив исторический факультет КБГУ, сначала работал в Нальчике в Русском театре монтажником, звукорежиссером, затем режиссером. Кроме этого Кульбаев окончил Театральное училище им. Щукина в Москве, учился на курсе у профессора А. Поламишева. Еще до завершения учебы его пригласили в Башкортостан, в город Стерлитамак художественным руководителем Театра юного зрителя. А с 1999 года Мусалим работает в столице республики Уфе главным режиссером Национального молодёжного театра.

- В театре есть две труппы - русская и башкирская, - рассказывает Мусалим. - Я в большинстве случаев работаю с русской труппой. Репертуар театра составляем сами, темы в основном подбираем поближе для молодежи. Но и старшее поколение не забываем, они тоже с охотой ходят на наши спектакли. Каждое поколение находит время для того, чтобы посмотреть наши спектакли. Можно сказать что актеры работают на износ. Иногда получается, что в день они играют по 2-3 спектакля. В целом в месяц выходит до 30 постановок. В процессе работы надо довести постановку до того уровня, который понравился бы прежде всего тебе самому, а потом - зрителю. Это очень ответственный момент в работе. Так как работа с актерами отнимает очень много сил, хоть я и общаюсь с ними всегда на вы.

- Если проанализировать свои постановки, можешь сказать, что они соответствуют желаемому уровню?

- Трудно оценивать свое творчество. Но я всегда стараюсь не расстраиваться из-за уже сделанног - просто делаю свои выводы на будущее. А если вдруг я скажу себе, что достиг вершины искусство, то понятно, что это будет концом моего творчества. Были у меня два спектакля, которые нравились самому. Первый из них - "Недотёпино королевство" - я поставил в Русском театре в Нальчике. А второй - когда работал в Стерлитамаке. Вообще в тот период я совершил несколько грубых для творческого человека ошибок. В "Лгунье" я разрешал актерам играть в двух ролях, этого нельзя делать, так как они не могут раскрыть образы двух своих героев одинаково. В итоге получается как будто два разных спектакля. Зритель всего этого не замечает, так как эта комедия, но я не стал себя обманывать - это было моей режиссерской ошибкой. После гастролей решил снять с репертуара этот спектакль.

- Мусалим, когда тебя пригласили в Стерлитамакский театр, ты был молод. Были ли у в работе моменты, когда тебе не хватало жизненного опыта?

- В Стерлитамак я поехал, когда мне было всего 27. А самому молодому актеру в театре было 29 лет. Чтобы показать себя старше, я даже отпустил бороду. Но чтобы не хватило жизненного опыта, и значение пьес не раскрывал, такого не помню. Сами понимаете, работа в театре очень специфическая и требует особого подхода ко многим вещам, безо всяких скидок на возраст. 

- На первый взгляд ты не производишь привычного впечатления режиссера: предельно спокоен и сдержан и в то же время кажется, что ты не любишь компромиссов... 

- Да, когда я делаю шаг вперед, думаю про себя, вернусь ли обратно. По этому поводу у балкарцев есть хорошая пословица: "Не будь твердым - сломают, не будь мягким - согнут". Точнее этих слов я в жизни еще не слышал. А на работе, к счастью, я стараюсь спокойно все воспринимать и никогда не волноваться. Но хочу заметить, что внешний образ не определяет весь мой внутренний мир. Я не люблю показывать окружающим свои душевные беспокойства.

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет