Расширенный поиск
19 Апреля  2018 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Байлыкъдан саулукъ ашхыды.
  • Ариу сёз аурууунгу алыр.
  • Акъыл сабырлыкъ берир.
  • Кёб джашагъан – кёб билир.
  • Иесиз малны бёрю ашар.
  • Ашаса, ашамаса да, бёрюню ауузу – къан.
  • Джырчы ёлсе, джыры къалыр.
  • Ойнай билмеген, оюн бузар.
  • Окъугъан озар, окъумагъан тозар.
  • Огъурлуну сёзю – суу, огъурсузну сёзю – уу.
  • Сибиртки да сыйлы болду, кюрек да кюнлю болду.
  • Билмейме деген – бир сёз
  • Кёзню ачылгъаны – иги, ауузну джабылгъаны – иги.
  • Адебни адебсизден юрен.
  • Билмегенинги, билгеннге сор.
  • Хантына кёре тузу, юйюне кёре къызы.
  • Кесине оноу эте билмеген, халкъына да эте билмез.
  • Чабакъгъа акъыл, табагъа тюшсе келеди.
  • От этилмеген джерден тютюн чыкъмайды.
  • Тулпарлыкъ, билекден тюл – джюрекден.
  • Къайгъы тюбю – тенгиз.
  • Урунуу – насыбны анасы.
  • Тёзгеннге, джабылгъан эшик ачылыр.
  • Гугурук къычырмаса да, тангны атары къалмаз.
  • Тиширыусуз юй – отсуз от джагъа.
  • Ашлыкъ – бюртюкден, джюн – тюкден.
  • Ариу джол аджал келтирмез.
  • Ушамагъан – джукъмаз.
  • Узун джолну барсанг, бюгюн келирсе, къысха джолну барсанг, тамбла келирсе.
  • Атынг аманнга чыкъгъандан эсе, джанынг тамагъынгдан чыкъсын.
  • Аджалсыз ёлюм болмаз.
  • Таугъа чыгъаллыкъ эсенг, тюзде къалма.
  • Эки къатын алгъан – эки ташны ортасына башын салгъан.
  • Таш ата билмеген, башына урур.
  • Къан бла кирген, джан бла чыгъар.
  • Аз сёлешген, къайгъысыз турур.
  • Билим ат болуб да чабар, къуш болуб да учар.
  • Тели турса – той бузар.
  • Сёлеш деб шай берген, тохта деб, сом берген.
  • Суу ичген шауданынга тюкюрме.
  • Къошда джокъгъа – юлюш джокъ.
  • Кёкдеги болмаса, джердегин кёрмейди.
  • Аманнга да, игиге да оноусуз къатышма.
  • «Ёгюз, джаргъа джууукъ барма, меннге джюк боллукъса», - дегенди эшек.
  • Кюн кёрмеген, кюн кёрсе, кюндюз чыракъ джандырыр.
  • Ойнай-ойнай кёз чыгъар.
  • Халкъгъа джарагъан, джарлы къалмаз.
  • Къазанда болса, чолпугъа чыгъар.
  • Джылар джаш, атасыны сакъалы бла ойнар.
  • Биреу ашаб къутулур, биреу джалаб тутулур.

Алексей Шахмурзаев, актер и фотограф

02.11.2006 0 2592

Фатима Магомедова,
Нальчик

В пьесе "Женитьба Гоголя" (режиссер-постановщик Георгий Моисеев 1959г. ) состоялась его первая серьезная роль. Будучи 19-летним парнем, уже тогда актером театра, он сыграл пожилого офицера Анучкина. Сыграл блестяще, как впрочем, делал это всегда.

За плечами Алексея Шахмурзаева полвека актерской жизни, более 60 ролей. Его герои - люди разных поколений и сословий. Его роли самые неожиданные для зрителя. Меняя образы, - а это и комедийные, и трагические, и психологические, отрицательные и положительные - Алексей Саидович имеет удивительную способность вживаться в роль. На вопрос, какие роли даются легче, Алексей Шахмурзаев, не колеблясь, отвечает: "Отрицательные". По его мнению, отрицательный образ, то бишь негатив, всегда привлекает внимание. "А все хорошее, лишь норма жизни, программа, заранее запланированная сознанием человека. Необходимо преподнести эту "хорошесть" на сцене так, чтобы зритель обомлел, запомнил, а потом еще и цитировал слова героя, указывая на его пример, восхищаясь ходом его мыслей". Трудно играть положительных героев, как нелегко оставаться замеченным в маленькой роли.

Здесь приблизительно тот же механизм. Но ведь и сам театр построен из деталей. Минутный эпизод на сцене должен остаться в памяти зрителя, как и большая роль. "Выложись на сцене, сопоставь жизненные ситуации, забудь про собственное "я", и маленькая незаметная роль превратится в шедевр. Для этого необходимо знать таинства сцены, закон драматургии, жить жизнью театра, любить его до конца и по - настоящему".



"14 век. После долгих скитаний брат охотника Бийнёгера возвращается домой в родное село. Больному и опустошенному жить осталось недолго. Но есть панацея от недуга. Спасет несчастного молоко белого оленя. Подоить марала под силу только Бийнёгеру, лучшему в селе охотнику. В случае неудачи обоим грозит смерть. Отправившись в путь, он встречает седовласого старца, который дает Бийнёгеру бесценный совет".

 

В роли аксакала А. Шахмурзаев. Его монолог занимает не больше 3-х минут. Эпическая речь. Треть сказанных слов будут непонятны современному зрителю. В этом своя интрига. И если молодому поколению актеров тексты приходится заучивать, Алексею Шахмурзаеву выдать монолог на языке, давно не применяемом в обиходе, не составляет труда.

Его знание - результат самообразования. Актер не скрывает своей неученности. Его образование закончилось в школе. По молодости учиться не имел возможности, а когда по брони его направили в северную столицу страны осваивать мастерство режиссуры, вернулся обратно. "Жить без театра не мог тогда, не представляю себя без него и сейчас" - рассказывает Алексей.

Тяжелые театральные двери старого здания открываются перед Шахмурзаевым уже в семь утра. В тесной комнате при тусклом свете и в одиночестве Алексей Саидович вновь и вновь повторяет слова своего монолога. Теперь уже вживается в новую роль. Образ седовласого старца перед глазами актера. Над премьерой пьесы Алима Теппеева "Бийнёгер" труппа работает уже больше трех месяцев. На репетиции уйдет еще столько же времени. Но без сомнения, образ аксакала невысокого роста с душой человека с большой буквы останется в памяти каждого сидящего в зале. Как случилось это в первый раз в далеком детстве.

Сценические постановки в сельском клубе юный Шахмурзаев никогда не пропускал. Не  без зависти смотрел на своего сверстника, которому предстояло сыграть роль "Вани-пастушка" в спектакле "Сын полка". До Премьеры оставалась неделя, когда мальчик заболел. 12-летний Алексей предложил себя на роль "Вани". Взяли. "И у меня неплохо получилось" - делится воспоминаниями Алексей Саидович. Тем более, что в роль вживаться не пришлось. Пасти скотину - была моя работа летом. С тех пор знал: буду служить театру".



Отец Алексея, известный балкарский поэт Саид Шахмурзаев, выбору профессии сына не противился. Человек творческий, очень образованный, он предоставил полную свободу детям в выборе жизненного пути. "Я не стремился заработать много денег", - говорит Алексей Саидович. "Все мои силы были направлены в творчество. Получить удовлетворение от любимой профессии - остаётся  главной целью и сегодня. Ведь каждый выход на сцену победа над собственным "я". Забыть о себе на время и стать другим человеком, думать и чувствовать как герой, которого играю".

В 1974 году Алексей Саидович Шахмурзаев получил звание заслуженного артиста КБАССР. Заслуженно. Этот необычайно живой человек, заражающий своей энергией, удивляет. Несмотря на возраст, черты его лица почти не тронуты морщинами. Может именно в любви к жизни, театру и кроется эликсир молодости. А может природа отвечает взаимностью.

Сказать о Шахмурзаеве артисте и умолчать о Шахмурзаеве фотопублицисте нельзя. Два таланта в одном образе на протяжении всей жизни. Его многочисленные фотоэтюды знакомы читателям республиканских газет. Героями его произведений были известные артисты современной эстрады, ученые, писатели, труженики колхоза, старики и дети. Но первой моделью, самой любимой героиней, как он ее называет, была и остается природа.

Автор семи персональных выставок Шахмурзаев помнит практически все свои снимки. Казалось бы не просто уместить в памяти целый жизненный архив. Учитывая, что  первое знакомство с техникой случилось еще в четвертом классе. Из учебников физики узнал о принципах работы светотеней. Первая любительская фотография - огород у дома в Казахстане. А в 1960-м в газете "Кабардино-Балкарская правда" было опубликовано первое уже художественное фото под названием "Поздние осенние цветы".

Выставку под названием "Край мой горный", которая состоялась 20 ноября 1979 года в музее изобразительных искусств города Нальчика, за месяц посетило 14 тысяч человек. Рекорд Алексея не побит и сегодня.

 


(Голосов: 3, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет