Расширенный поиск
25 Марта  2017 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Тюзню ётмеги тюзде къалса да, тас болмаз.
  • Ёлген ийнек сютлю болур.
  • Ашаса, ашамаса да, бёрюню ауузу – къан.
  • Иги адам абынса да, джангылмаз.
  • Адамны сабийин сюйген джюреги, бычакъча, джитиди.
  • Алгъанда – джууукъ, бергенде – джау.
  • Билим къая тешер.
  • Чакъырылгъанны аты, чакъырылмагъанны багъасы болур.
  • Аман киши кеси юйюнде – къонакъ.
  • Арба аугъандан сора, джол кёргюзтюучю кёб болур.
  • Къатыны харакетли болса, эри къымсыз болур.
  • Юйюнгден чыкъдынг – кюнюнгден чыкъдынг.
  • Чабакъ башындан чирийди.
  • Байны оноуу, джарлыгъа джарамаз.
  • Сютню башын джалагъан къутулур, тюбюн ичген тутулур.
  • Ким бла джюрюсенг, аны кёзю бла кёрюнюрсе.
  • Болджал ишни бёрю ашар.
  • Тойгъа барсанг, тоюб бар, эски тонунгу къоюб бар.
  • Арпа, будай – ащды, алтын, кюмюш а – ташды.
  • Тил – кесген бычакъ, сёз – атылгъан окъ.
  • Гитче джилтин уллу элни джандырыр.
  • Тойчу джашха къарама, къойчу джашха къара.
  • Къонакъ кёб келюучю юйню, къазаны отдан тюшмез.
  • Аджал соруб келмез, келсе, къайтыб кетмез.
  • Аман къатын алгъан, арыр, иги къатын алгъан джарыр.
  • Сууда джау джокъ, кёб сёзде магъана джокъ.
  • Магъанасыз сёз – тауушсуз сыбызгъы.
  • Бермеген къол, алмайды.
  • Танг атмайма десе да, кюн къоярыкъ тюйюлдю.
  • Ата джурт – алтын бешик.
  • Джигер – джаннга къыйынлыкъ.
  • Сёз къанатсыз учар.
  • Игиге айтсанг – билир, аманнга айтсанг – кюлюр.
  • Къонагъы джокъну – шоху джокъ.
  • Киштикге къанат битсе, чыпчыкъ къалмаз эди.
  • Джюрекге ариу – кёзге да ариу.
  • Кеси юйюмде мен да ханма.
  • Мухарны эси – ашарыкъда.
  • Ариу – кёзге, акъыл – джюрекге.
  • Джуртун къоругъан озар.
  • Башланнган иш битер, къымылдагъан тиш тюшер.
  • Къатын байлыкъны сюер, эр саулукъну сюер.
  • Кёб ашасанг, татыуу чыкъмаз, кёб сёлешсенг, магъанасы чыкъмаз.
  • Ёлмесенг да, къарт дамы болмазса?
  • Кёкдеги болмаса, джердегин кёрмейди.
  • Башсыз урчукъ тюзюне айланмаз.
  • Агъач – джерни чырайы, кийим – эрни чырайы.
  • Ёлген аслан – сау чычхан.
  • Ётген ёмюр – акъгъан суу.
  • Ишлемеген – тишлемез.

Делать то, что должен...

04.03.2009 0 1779

Земфира Сарбашева,
Нальчик

 

"В душе человека существуют такие вечные ценности, которые не зависят ни от моды, ни от эпохи. Эти ценности сидят глубоко внутри каждого из нас, но в определённый момент, как только появляются соответствующие обстоятельства, они выходят наружу."
Франко Дзеффирелли

…И тогда время останавливается. Вчера, сегодня, завтра. Не имеет значения. Богатство чувств - любовь, ненависть, страдания, возможность и желание бороться с несправедливостью, все те духовные качества, которые наполняют "чашу" нашей внутренней сущности как будто начинают "выливаться" наружу… Место действия - театр. Зеркало нашей жизни, которое ничего не диктует, а только отображает, пробуждая в человеке эмоции, чувства, все то, что было когда-то забыто или утеряно.


Г.Лорка, "Кровавая свадьба"

Театр XXI века по-прежнему остается хранителем исконных ценностей актерского дела, он, как в волшебном ларце, хранит извечную тайну закулисья - историю Ромео и Джульетты, которая подобна розе, распускающейся с каждой весной. Просто в один прекрасный момент появляется режиссер и дает этой известной истории новую жизнь. Одним из таких людей, который приоткрыл перед нами занавес в прекрасный мир образов Шекспира и высоких человеческих ценностей является Магомет Атмурзаев.


И.Маммеев, "Крепость Мамая"

Безусловно, национальный театр должен выражать дух своего народа, менталитет, его философию. Как один из ведущих режиссеров в республике, Магомет всегда умеет находить что-то "новое", свою изюминку, ибо его профессиональный интерес простирается от классики - Г. Лорки и Шекспира, А. П. Чехова и Н. В. Гоголя до авторов, не имеющих практически никакой истории постановок в республике. Как человек творческой натуры, он обладает даром острой наблюдательности и особо "цепкой" памятью на интонации, актерские находки, драматические или комические мизансцены из жизни. Все это является своего рода "записной книжкой", из которой он "выписывает" материал для воплощения своих творческих замыслов. Определить одним словом творческую доминанту этого режиссера сложно, разнообразие таких его постановок как: "Плутни Скапена" Ж-Б. Мольер (2000г.), "Одинокая" Т. Миннуллина (2000г.), "Забыть Герострата!" Г. Горина (2000г.), "Княгиня Гошаях" М. Ольмезова (2001г.), "Полоумный Журден" М. Булгакова (2001г.), "Йерма" Г. Лорка (2002г.), "Аферисты" Х.Кулиева (2003г.), "Крик камня" Б. Берберова (2004г.) и др. не "умещаются" в однозначную формулу. Но, все-таки, если обозначить ведущую ноту, то можно употребить слово "жизнеутверждение".


Н.Гоголь, "Женитьба"

Все началось в 1972 году, когда он поступил в Государственный институт театрального искусства им. А.В. Луначарского на актерский факультет. За время работы актером Магомет сыграл более 12 главных ролей и создал ряд интересных образов в спектаклях "Ромео и Джульетта" (Ромео) У. Шекспира, "Коммунист" (Сеит) А. Теппеева, "В списках не значился" (Плужников) Ю. Визбора, "Кровавая свадьба" (Жених) Г. Лорка, "Крепость Шамая" (Аслан) И. Маммеева и многие другие.

С 1980 по 1981 г. он проходил военную службу в Афганистане и был награжден медалью "За отвагу". В 1987 году поступил на режиссерский факультет (ГИТИС). Свой дипломный спектакль "Султан есть Султан" (Ваннус С.) поставил в 1991 году. Успешно завершив учебу, он вернулся в родной театр режиссером, а в 1995 году был назначен главным режиссером Балкарского государственного драматического театра им. К.Кулиева.


У.Шекспир, "Ромео и Джульетта" 

Творчество Магомета Мажидовича многогранно. Он является членом союза писателей. Публикуется в средствах массовой информации. Огромную популярность в народе завоевала его книга "Ойнай-ойнай" ("Шутя-играя"). В 1998 году он написал сказку "Волшебная свирель", сотую постановку которой отмечали в 2002 году. В настоящее время готовится к изданию сборник его пьес под названием "Байчи".

Как-то один поэт сказал, что его биография в его стихах, перефразируя, мы можем сказать, что биография "Заслуженного деятеля искусств", лауреата Госпремии КБР Атмурзаева Магомета Мажидовича в его спектаклях и учениках. Он успешно совмещает работу в театре с преподаванием в Северо-Кавказском государственном институте искусств, являясь доцентом кафедры "Актерского мастерства и режиссуры". В 2000 году он работал художественным руководителем курса студентов карачаевской студии. На республиканских конкурсах среди театров КБР в номинации "Лучший режиссер года" он занимает первые места в течение трех лет: "Забыть Герострата!" Г. Горин (2000г.), "Княгиня Гошаях" М. Ольмезова (2001г.), "Йерма" Г. Лорка (2002г.). На международных фестивалях тюркоязычных театров в номинации "Лучшая женская роль" были присуждены дипломы за следующие его спектакли: в г. Казань фестиваль "Науруз", постановка "Дорогу, Караман жену ведет!"; А. Гецадзе, 2000г.; г. Уфа, фестиваль "Тугъанлыкъ", постановка "Княгиня Гошаях" М. Ольмезова; 2002г.; г. Владикавказ, фестиваль "Мир Кавказу", постановка "Княгиня Гошаях" М. Ольмезова.


После премьеры "Убить Герострата" по Г.Горину

Очарование спектаклей Магомета тонко и неуловимо. Они пленяют внутренней гармонией, поражают соразмерностью частей, умиротворяют спокойствием всех театральных линий. Это истинный джентльмен от театра, всегда чувствующий грань между простотой и простоватостью, благородством и сдержанностью, стилем и стилизаций, весельем и разнузданной гульбой. Как говорится, джентльмен может одеться бедно, но он ни за что не оденется безвкусно. Так, в конце прошлого года он преподнес очередной подарок в виде легкой, веселой, музыкальной комедии по пьесе известного кумыкского писателя М.С. Яхъяева "Требуется вдовушка".


Сцена из спектакля "Требуется вдовушка". Режиссер М.Атмурзаев

Изюминкой комедии является то, что в спектакле задействована вся актерская молодежь. Вопреки традициям театра шекспировских времен, когда женщинам на сцену вход был заказан, украшением комедии стало именно созвездие актрис: Раи Токумаевой, Оли Будаевой, Раи Текуевой, Розы Урусовой, Аси Жабеловой, Галимы Таппасановой, Фатимы Мамаевой, Халимат Алтуевой, Инары Байсултановой, которые своей артистической изысканностью задавали ритм разворачивающемуся действию, что сопровождалось удивительно красивой музыкой.


На съемках фильма "Когда горы падают"

Прекрасно работали актеры, очень точно воспринявшие острую, "гротескную природу существования" Зулкарней Тохаев, Александр Бачиев, Орусбий Шаваев, Шамиль Джафаров, Жамал Мисиров. Это был "фейерверк" актерских красок, ощущения абсолютной гармонии, что прослеживалось в выразительности актерской игры. Все происходящее на сцене было гармонично, обаятельно, приятно глазу и сердцу. Судя по ликованию восхваляющей публики, это еще одна удачная постановка Магомета Атмурзаева. Режиссер смог прочувствовать художественные веяния времени и эта комедия точно отражает эстетические запросы общества на сегодняшний день.


Магомет с Юрием Кузнецовым

Блиц-интервью с Магометом Атмурзаевым:

- "Талант - это…"

- Талант - это "божий дар" и кропотливый труд.

- Кем мечтали стать в детстве?

- Художником и, кстати, я не плохо рисовал.

- Каким качеством должен обладать режиссер?

- Умением быть в творческом одиночестве.

- Какие творческие задачи вы ставите перед собой?

- Ставить пьесы, с которыми не стыдно выходить на европейский уровень.

- Каковы составляющие успешного театрального коллектива?

- Понимание и сплоченность.

- Какие спектакли произвели на вас впечатление в последнее время?

- "Дальше - тишина" Дельмара, мюзикл Татарского академического театра "Черная бурка" (режиссер Фарид Бикчантаев).

- Придерживаетесь ли Вы каких-либо принципов?

- Да. Творческий человек должен быть честным, чистым и "наивным" в хорошем смысле слова.

- Какую музыку предпочитаете?

- Классическую, обожаю Моцарта и Паганини.

- Ваш любимый жанр литературы?

- Драматургия и сонеты Шекспира.

- Вы считаете себя романтиком?

- Да.

- Чего Вы никогда не простите человеку?

- Предательства.

- Формула успеха?

- Формула, которую вывел Лев Николаевич Толстой: "Делай то, что должен, и пусть будет то, что будет". В общем-то, это означает - жить сегодняшним днем, единственное - да так, чтобы не пропадала жажда жизни и жажда творчества.

 

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет