Карачаево-балкарский музыкальный фольклор в профессиональной композиторской музыке.
Фатима Алиева и Зухра Эбзеева
Одной из общих черт произведений народного творчества является синкретический характер отражения духовных ценностей. Народное искусство, как известно, отражает мировоззрение творцов, историческую обстановку и социальные условия их жизни, особенности мышления, чувств, умение наблюдать и воспринимать, отображать реальность и красоту, жизнеутверждающие идеи торжества справедливости, победы добра над злом, гармонии в отношениях людей, человека с природой. Оно имеет огромный потенциал обогащения информацией о национальных и общечеловеческих ценностях.
Карачаево-Балкарское народное музыкальное творчество издавна привлекало внимание выдающихся русских композиторов. Об этом свидетельствует отражение его в профессиональной композиторской музыке России.
Так, в XIX в. русским композитором Сергеем Ивановичем Танеевым была написана первая научная статья "О музыке горских татар", посвящённая карачаево-балкарской песенной культуре. В ней он тщательно описывает инструменты горцев, манеру игры и пения, мелодические и ритмические особенности напевов, чаще всего двухголосных. Впервые им были сделаны нотные записи народных песен и мелодий, услышанных от знатока кавказских преданий и кавказской музыки вообще, балкарского князя Исмаила Урусбиева (всего им было записано 20 народных песен и мелодий).
Результатом неоднократных поездок на Кавказ и встреч с И.Урусбиевым другого выдающегося русского композитора Милия Алексеевича Балакирева явились "Записи кавказской народной музыки", вобравшие карачаево-балкарские и другие мелодии, которые и легли в основу его знаменитой Восточной фортепианной фантазии "Исламей" (исконно карачаево-балкарского "Стеме" - "Стемей", означающий быстрый танец).
В советский период с 1936 по 1941г. в Кабардино-Балкарии работал А.М.Авраамов, побывавший здесь ещё в 20-е годы. Он записал большое количество народных песен, и многие из них обработал для сольного, хорового и инструментального исполнения, явившись первым советским композитором, создавшим замечательные произведения на материале национальных тем.
Собирателем народных балкарских песен явился и Т.К.Шейблер. Им записаны около 500 народных мелодий, сделано 70 обработок песен и танцев, написаны 4 кантаты, 15 симфонических пьес, 2 сюиты для симфонического оркестра.
В начале Великой Отечественной войны композиторы С.С.Прокофьев и Н.Я.Мясковский, оказавшись в 1941г. в Нальчике, живо заинтересовались музыкой балкарцев. Так, 2-й квартет С.Прокофьева написан на балкарские темы. В наши дни квартет украшает репертуар многих концертных учреждений, он прочно вошёл в сокровищницу советской музыки.
Образцы народного песенного искусства балкарцев использовал в своих произведениях Н.Мясковский. В частности, в 3-й части его квартета №7 звучит карачаево-балкарская народная песня "Наныкъ". Одна из лучших арий "Как снег бела" из оперы "Бэла" московского композитора Анатолия Николаевича Александрова построена также на песне "Наныкъ". Ещё более широко Мясковский использовал мотивы балкарского фольклора в 23-й симфонии: "Солтан Хамид", "Сюймеклик джыр", "Халимат", "Ариу Батай, акъ Батай", и др.
Интерес к карачаево-балкарским народным мелодиям проявили и использовали в своих произведениях А.А.Крейн (симфоническая сюита "Горная Балкария"); С.Е.Фейнберг (фортепианная рапсодия); А.Б.Гольденвейзер (6 песен на балкарские темы).
Композитор Салим Манусович Крымский внёс большой вклад в карачаевскую профессиональную музыкальную культуру. Им созданы первая в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии опера "Последний изгнанник" на либретто по произведению карачаевской поэтессы Халимат Байрамуковой. Две симфонические картины "Героическая поэма", целиком основанная на карачаевских народных темах; "Горский праздник" (Къарачай той), основанный на народной свадебной песне. Музыка "Горского праздника" впоследствии явилась основой для балета о великом сыне Карачая революционере Умаре Алиеве.
В послевоенные годы создаётся музыка национальных композиторов Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии, творчество которых вобрало в себя особенности народного музыкального творчества. Широк и многообразен творческий диапазон балкарского композитора Нихата Сеид-Ахмеда Османова (ученика выдающегося азербайджанского композитора К.Караева): балеты "Крепость Шамая", "Зоя"; оратория "Память сердца" на стихи Б.Гуртуева и др. Мустава Закерьяевич Жеттеев известен как автор балета "Легенда Чегемского водопада".
Азрет-Али Юсуфович Байрамуков - талантливый карачаевский композитор. Его творчеству свойственно жанровое многообразие. Это камерная музыка "Кавказская рапсодия" для скрипки и фортепиано, концерт для фортепиано с оркестром, симфоническая, инструментальная музыка. Популярностью в ДМШ (детских музыкальных школах) пользуется "Альбом детских пьес для фортепиано", многочисленные песни.
При имени Маджита Узеировича Ногайлиева многие вспоминают песни, которые приобрели всеобщую известность и стали впоследствии называться народными. Он является также автором симфонических, инструментальных произведений, музыки для детей, с присущим им подлинно национальным колоритом, мелодичностью, простотой и выразительностью музыкального языка.
Марат Кочкаров - выдающийся карачаевский композитор, известный, прежде всего, как автор множества песен, любимых в народе ("Тот, кто любит") и первого карачаевского балета "Айтугъан - дочь Къарчи" (либретто по произведению Медихи Шамановой), в музыки которого звучит карачаевская народная песня "Айджаякъ". Примечательным является тот факт, что премьера балета состоялась в Краснодарском русском театре в исполнении русских артистов балета, и он вошёл в репертуар этого театра.
В наши дни Московский композитор дагестанского происхождения Ширвани Рамазанович Чалаев создал цикл камерных произведений (инструментальных и вокальных) на карачаевские темы.
Ученица Дмитрия Борисовича Кабалевского, карачаевский композитор Л.Кубанова, написала ряд песен для ведущих исполнителей популярной песни России.
В Волгоградском университете учреждён кубок имени основоположника карачаевской музыкальной фольклористики Исхака Урусова, которым награждают студентов, отличившихся в художественной самодеятельности; проводят вечера, посвящённые его творчеству с исполнением народных песен Карачая по нотной тетради И.Урусова.
Такой огромный интерес композиторов к музыкальному фольклору многонационального Кавказа был неслучаен. Они продолжали прекрасные традиции деятелей русской литературы и искусства, стремившихся запечатлеть в художественных образах дружбу народов, растущие связи их культур. Как отмечает Никита Михалков: "…ведь культура всегда была тем полем, на котором вместе трудились многочисленные российские народы. Она была тем языком, с помощью которого все мы понимаем друг друга".
>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
ТОТ, КТО ЛЮБИТ
легко, с движением
(слова М.Витензона)
На горных склонах есть цветок такой,
Соткан он из утренней зари.
Ты сорви цветок своей рукой -
Девушке любимой подари.
Припев:
Тот, кто любит не отступит перед высотой.
Тот, кто любит смело ступит на порог любой.
Бывает, в поле песня зазвенит,
Словно сердце с сердцем говорит.
Ты такую песню сочини -
Девушке любимой подари.
Припев:
Где Млечный путь - бескрайний звёздный мир.
Ярче всех одна звезда горит.
С неба эту звёздочку сними -
Девушке любимой подари.
Припев:
>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
НАНЫКЪ
Кёнделенледен келген бир атлы
Мусабий наныкъ болурму?
Жарыкъ жулдузум мутхуз болгьанды,
Наныгьым ёлген болурму?
Наныгьым ушкок атханды, аланла,
Бу мараллагьа, буулагьа.
Ачыкъ къазауат этип барлыкъма
Наныкъны элтген суулагьа.
Наныгьым уугьа кетген заманда,
Ой, ити бла эгери.
Наныгьым суугьа кирген заманда
Оруслу жашед нёгери.
Оруслу жашчыкъ алай айтханед:
- Уллу сууду, кирме, элтир, - деп, -
Ой, кирмей болмай эсенга, Наныкъ,
Жанынга адам келтир, - деп.
Наныгьым суугьа кетген заманда
Улуй къалгьанед эгери.
Кесинден эсе алгьа келгендиле
Чалгъысы бла сенеги.
Наныгьым аркъан атыучу эди
Ол жылкъылада туулагьа,
Къайдан жангылып сен кирген эдинг
Адам кирмеучю суулагьа?
Сууну бойнунда табылгьанд, аланла,
Белибауу бла къамасы.
Тёртеулен болуп, тыялмадыла
Наныкъны тапхан анасын.
Наныкъны аты кишнеп келеди,
Айлана кетсе, жер табар.
Ёлген а кеси жарлыды, дейле,
Къалгьаннга энтта мадар бар.
Мен кёк кёгюрчюн болгьуем, Наныкъ,
Калиндорунга къоннгуем.
Атынг да Наныкъ, кесинг да наныкъ,
Наныкъ, жанынга болгьуем.
Мен ала чабакъ болгьуем, Наныкъ,
Ма сууну эншге баргъыем,
Дуниягьа урлукъ менми боллугъем,
Жаратылмайын къалгьыем.
>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
АЙЖАЯКЪ
Айжаякъ, ала жаулугьунг
Ариу жарашады бойнунга.
Мен а сукъланама, ёлеме
Мамукъдан жумушакъ къойнунга.
Ой, жылкъы анасы - акъ байтал,
Ол а къарышкъулакъ тай табар.
Мен сени анангы уста таныйма,
Ол а къалгьан къатынладан файгъамбар.
Ой, жылкъылада хора тай,
Салчы аягьынгы тузакъгьа.
Манга эки къанат а битгееди,
Айжаякъны алып кетерге узакъгьа.
Ойра, тузакъ, дейле, къоймайла,
Къанжыгьамда жибек аркъаннга.
Сора хора дейле, къоймайла
Кесим миниучю тарпаннга.
Ой, тарпан тайла ойнайла,
Ала ойнагьандан тоймайла.
Сени ананг манга сормай берлигед,
Къалгьан сюймегенле къоймайла.
Ой, тулгьа барлыкъ сен болсанг,
Санга менден игини ким табар?
Иги тулгьа бармай къалгьан а къатын,
Артда бушуу этип, жер къабар.
Ой, жылкъы анасы - акъ байтал,
Ол а сакъат болду, ырахын.
Ойра, мен сюйгенлей сюймесенг,
Сени болсун мени гюняхым.
Ой, Багьыр улу къурурукъ,
Къаллай хоралагъа минеди,
Къара кёрпе тонла киеди,
Эрсиз къатынланы сюеди.
Кел, биз Тебердиге барайыкъ,
Жашарбыз, къанжалбаш юй салып.
Башыбызгьа уллу кюн салып,
Эшиклеге къаты чюй салып.
Багьыр улу Къаспот деген - кюл аякъ.
Тапкада болур, жаным, чын аякъ.
Тапкадан тюшюп, аякъ ууалсын,
Шахар Тебердини суу алсын.
Ойра, тауда отлагъан кийикле,
Ала жукъламайла, сойланмай.
Мен сени алай алып къоялмам,
Иги сагьыш этип, ойламай.
Туура болумунгу мен айтсам,
Айжаягъым, ариу акъ жаулукъ,
Къалмагьанды энди сени юсюнгде
Керти алгъын кибик махтаулукъ.
>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>
Комментариев нет