Расширенный поиск
17 Ноября  2018 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Зар адам ашынгы ашар, кесинги сатар.
  • Ачлыкъ отха секиртир.
  • Адамгъа аман кюн соруб келмейди.
  • Джарлыны эшигин махтагъан джабар.
  • Мухарны эси – ашарыкъда.
  • Мал ёлсе, сюек къалыр, адам ёлсе, иши къалыр.
  • Ауругъан – джашаудан умутчу.
  • Тойгъанлыкъ къойгъа джарашады.
  • Чакъырылмагъан джерге барма, чакъырылгъан джерден къалма.
  • Къобан да къуру да къобханлай турмайды, адам да къуру да патчахлай турмайды.
  • Миллетни бойну – базыкъ, аны бла кюрешген – джазыкъ.
  • Асхат ашлыкъ сата, юйдегиси ачдан къата.
  • Кёрмегеннге кебек – танг, битмегеннге сакъал – танг.
  • Аз айтсам, кёб ангылагъыз.
  • Бети къызарыучу адамны, джюреги харам болмаз.
  • Къралынгы – душмандан, башынгы от бла суудан сакъла.
  • Айтхан – тынч, этген – къыйын.
  • Иги сеники эсе да, сюйген кесимикин этеме.
  • Акъыл сабырлыкъ берир.
  • Башынга джетмегенни сорма.
  • Сагъышы джокъ – джукъучу, акъылы джокъ – къаугъачы.
  • Кютгени беш эчки, сызгъыргъаны уа, джерни джарады.
  • Кийим тукъум сордурур.
  • Къатыны харакетли болса, эри къымсыз болур.
  • Халкъны юйю – туугъан джери.
  • Суугъа – чабакъ, къаягъа – ыргъакъ.
  • Джаханимни кёрмей, джандетге кёл салмазса.
  • Аууздан келген, къолдан келсе, ким да патчах болур эди.
  • Тилсиз миллет джокъ болур.
  • Мал кёб болса, джууукъ кёб болур.
  • Атадан ёксюз – бир ёксюз, анадан ёксюз – эки ёксюз.
  • Акъыл къартда, джашда тюйюлдю – башдады.
  • Къарнынг къанлынга кийирир.
  • Ач бёрюге мекям джокъ.
  • Ётюрюкден тюбю джокъ, кёлтюрюрге джиби джокъ.
  • Киштикге къанат битсе, чыпчыкъ къалмаз эди.
  • Эллинг бла джау болсанг да, юйюнг бла джау болма.
  • Урунуу – насыбны анасы.
  • Адам къаллай бир ишленмесе, аллай бир кесин уллу кёреди.
  • Тамчы таш тешер.
  • Хунаны тюбюн къазсанг, юсюнге ауар.
  • Ашда – бёрю, ишде – ёлю.
  • Джаралыны джастыгъында сау ёлюр.
  • Кёпюр салгъан кеси ётер, уру къазгъан кеси кетер.
  • Джолда аягъынга сакъ бол, ушакъда тилинге сакъ бол.
  • Тыш элде солтан болгъандан эсе, кесинги элде олтан болгъан игиди!
  • Уллу сёзде уят джокъ.
  • Адеб базарда сатылмаз.
  • Билимден уллу байлыкъ джокъду.
  • Джангыз терек къынгыр ёсер.

Счастливая балерина Антонина Малкондуева

03.09.2005 0 3065

Асият Саракуева,
Нальчик

Наверно не каждый служитель искусства может сказать, что он  доволен своей жизнью: личной и творческой. А моя героиня Антонина Федоровна Малкондуева, первая профессиональная  балкарская балерина, говорит: "Я - счастливая женщина". Она тридцать четыре года отдала Кабардино-Балкарского Музыкальному театру. 

Совсем юной встретила своего будущего мужа, солиста балетной труппы Юрия Кузнецова. С тех пор они вместе. Воспитали двоих сыновей.

А началась ее творческая карьера с  первого национального балета "Лялюца" на музыку Л. Когана в постановке А. Проценко. (1964г.). С тех пор она  станцевала около тридцати балетных партий, участвовала в стольких же опереттах, в девяти операх, в шести сказках. Сама поставила детскую сказку "Колобок".

Ушла  из театра в 2001 году. В настоящее время работает в школах искусств города Нальчик и в районных центрах - Урвань и Майский.

Есть такие редкие люди - бесконечно преданные своему делу. Если скажем, что Антонина Малкондуева из их числа, думаю, что не преувеличим.

- Я настолько любила свою работу, сцену, поэтому никогда не думала о том, что моя роль маленькая или большая, она главная или же я занята только в массовке. Ни семья, ни дети  не помешали мне. Некоторые мою преданность профессии понимали иначе, что я преследую какую-то корыстную цель или что-то другое. А причина всегда была одна - я безумно любила танцевать, - говорит Антонина Федоровна.

Обычно век артиста балета короткий - двадцать лет. Но когда Малкондуева после тридцати четырех лет работы написала заявление об уходе, директор Музыкального театра Хасан Макоев ее долго не отпускал. О ней он отзывается такими словами:
- То, что Антонина Федоровна проработала в театре почти два стажа, это трудовой подвиг. Причем она могла танцевать как главную роль, так никогда не отказывалась и от массовок. Малкондуева невероятно ответственный, трудолюбивый человек, обладающий большим талантом. Мы были против ее ухода, так как в последние годы она работала репетитором в театре. Ее помощь нам была необходима.

Сегодня, рассказывая о своей профессии, она говорит:
- Балет - искусство молодых. Я ушла со сцены в пятьдесят два года. Дальше нельзя было оставаться. Мне на сцене уже мешал груз прошлых лет.
Ушла бы она, как и многие, после положенного срока, не станцевать бы ей "Кармен" в одноименном балете Бизе. А она, как призналась сама балерина, ее любимая роль.

В этом спектакле А. Малкондуева работала с мужем Ю. Кузнецовым. Он танцевал партию Хосе. Как говорит  Юрий Николаевич, репетиции балета шли в январе-феврале. На сцене Музыкального театра было холодно, да и сами артисты уже были не так молоды. Одержимые своей профессией, эти два человека снова преодолели все трудности, как часто они это делали в жизни.

Обычно многие балерины в роли Кармен используют пируэты или другие приемы, в основном обращают внимание на техническую сторону. По словам Хосе - Кузнецова Антонина в роли Кармен была страстной и эмоциональной, а героиня получилась гордой и независимой женщиной.

Кабардино-Балкарский Музыкальный театр помимо классических авторов, ставил балеты местных композиторов. Обычно в этих произведениях бывали национальные танцы. В них раскрывалась другая грань таланта Малкондуевой: никто из балерин не танцевала национальные танцы, как наша героиня. Ее особая грация, гордая посадка головы, как нельзя лучше подходили для "Кафы" или для "Исламей". Казалось, она не ходит по сцене, а легко парит. Парит в танце,  развевая широкими рукавами-крыльями. Полуопущенные веки и полуулыбка на лице горянки  покоряли зрителей многих городов России и других стран.

В прежние годы Музыкальный театр много гастролировал. Обычно программу заканчивали национальным блоком. Туда входили песни на балкарском и кабардинском языках и ставились народные танцы. Зрители особо тепло встречали эту часть программы. Для балерины А. Малкондуевой не было большего счастья, когда в гастролируемом городе, на улице или в свободные дни, узнавали её в фойе театра и спрашивали, танцует ли она сегодня.
В эти мгновения она готова была танцевать, танцевать, танцевать…

В танцевальный класс ее привела мама. Когда у ребенка сбывается детская мечта, наверное, это и есть счастье. Была своя мечта и у маленькой Тонечки.

- В детстве я так любила танцевать и потому часто кружилась. Бывало, я настолько сильно увлекалась, что даже падала, - смеется Антонина Федоровна, вспоминая свои детские годы.
Бывший солист Большого театра А.И. Проценко, уроженец Майского, в 1962 г. открывал класс классического танца в Нальчике. Это известие быстро разнесся не только по городу, но и по селам республики. Так, ученицу школы селения Яникой Тонечку Малкондуеву привела в класс ее мама Марзият. Оказалось, что набор уже закончился, но все же решили проверить данные девочки. Тоня проходила это испытание в …кабинете заместителя министра КБАССР.

Девочку взяли и она оказалась в числе сорока четырех учеников танцевального класса Проценко.
Антонина оказалась не последней балериной в семье Малкондуевых. Ее младшая сестра Татьяна также закончила хореографическое отделение училища и двадцать лет проработала в балетной труппе Музыкального театра.

Даже сейчас, в начале двадцать первого века, удивляет решительный поступок Марзият Малкондуевой. Она, учительница по профессии и мать шестерых детей, сумела посмотреть далеко вперед и определить дальнейшую судьбу своих дочерей.

- А вот бабушка закрывала глаза руками и не смотрела, когда по местному телевидению шли балетные спектакли. Надо сказать, что в те годы их очень часто показывали, - говорит, улыбаясь, Антонина.

Супруги Антонина Малкондуева и Юрий Кузнецов всегда были вместе: и на работе, и дома. Постоянная поддержка мужа всегда стимулировала балерину. Они познакомились в 1962 году, когда пришли в класс А.И. Проценко. Затем хореографическое училище. Будучи еще студентами, они начали участвовать в спектаклях Музыкального театра. К концу учебы из сорока с лишним учеников осталось только пять. У кого-то не хватило настойчивости, кто-то не выдержал физической нагрузки, а кого-то забрали родители, пожалев своего ребенка.

Антонина и Юрий не мыслили свою дальнейшую жизнь без балета и друг без друга. Не могу не сказать, что они родились не только в один год, но и в один месяц, с разницей в два дня, она 29-го, он - 31-го марта.

С двенадцати лет они не расстаются. Бывало, коллеги спрашивали неужели супруги не надоедают друг другу. Они с улыбкой говорят, что им никогда не бывает скучно. Когда родился старший сын Михаил, они стали еще ближе.

Многие балерины ради своей карьеры, отказываются от материнского счастья. Перед Антониной Федоровной такой дилеммы не стояло.

- Я сама выросла в большой семье, нас было шестеро детей.
Может поэтому перед нами не стоял выбор: иметь детей или нет. Рождение старшего сына для нас было счастьем, - признается балерина.

Как вспоминает Малкондуева, Музыкальный театр собирался на очередные трехмесячные гастроли и родители решили оставить сына бабушке. По их возвращении трех-четырех летний Миша не узнал ее, бабушку называл мамой. В тот день Антонина  Федоровна поклялась, что больше ни на день не разлучится с сыном.

Собираясь на следующие гастроли, она поставила условие, что без ребенка не поедет. Даже, когда родился второй сын Александр, семья не расставалась ни на день. До сих пор они - самые близкие люди, а  Антонина Федоровна и Юрий Николаевич - счастливые бабушка и дедушка. Михаил им подарил внучку - любимицу всей семьи.

Младший Александр заочно учится в Санкт-Петербурге и работает в Москве.

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет