Расширенный поиск
27 Октября  2020 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Къонакъ хазыр болгъанлыкъгъа, къонакъбай хазыр тюлдю.
  • Тойгъандан сора, ашны сёкме.
  • Эте билген, этген этеди, эте билмеген, юретген этеди!
  • Джаш къарыу бла кючлю, къарт акъыл бла кючлю.
  • Джылар джаш, атасыны сакъалы бла ойнар.
  • Эри аманны, къатыны – аман.
  • Джыланны къуйругъундан басарынг келсе, аны башы болгъанын унутма.
  • Къарт болгъан джерде, берекет болур, сабий болгъан джерде, оюн болур.
  • Джылкъыдан – ат чыгъар, тукъумдан – джаш чыгъар.
  • Башы джабылгъан челекге, кир тюшмез.
  • Сормай – алма, чакъырылмай – барма.
  • Иесиз малны бёрю ашар.
  • Ачыкъ джюрекге джол – ачыкъ.
  • Окъугъанны бети джарыкъ.
  • Тил – кесген бычакъ, сёз – атылгъан окъ.
  • Эркиши – от, тиширыу – суу.
  • Бал – татлы, балдан да бала – татлы.
  • Джиби бир къат джетмей эди да, эки къат тарта эди.
  • Ач бёрюге мекям джокъ.
  • Тау башында, тау болмаз, джангыз терек, бау болмаз.
  • Ишге юренсин къоллары, халкъ бла болсун джоллары.
  • Къолунгдан къуймакъ ашатсанг да, атаны борчундан къутулмазса.
  • Гугук кесини атын айтыб къычыргъанча, мен, мен деб нек тураса?
  • Атлыны ашхысы, ат тизгининден билинир
  • Ауузу аманнга «иги», деме.
  • Ашыкъгъан cуу, тенгизге джетмез.
  • Келинни – келгинчи, бёркню кийгинчи кёр.
  • Джарлыны тону джаз битер.
  • Джылыгъа джылан илешир.
  • Ёмюрлюк шохлукъну джел элтмез.
  • Айран тёгюлсе, джугъусу къалыр.
  • Байма, деб да, къууанма, джарлыма, деб да, джылама.
  • Окъуу – билимни ачхычы, окъуу – дунияны бачхычы.
  • Джарлы тюеге минсе да, ит къабар.
  • Адам къаллай бир ишленмесе, аллай бир кесин уллу кёреди.
  • Аман адамны тепсинге олтуртсанг, къызынгы тилер.
  • Хар ишни да аллы къыйынды.
  • Аз сёлешген, къайгъысыз турур.
  • Уллу къашыкъ эрин джыртар.
  • Юре билмеген ит, къонакъ келтирир.
  • Адам туугъан джеринде, ит тойгъан джеринде.
  • Аз айтсам, кёб ангылагъыз.
  • Тыш элде солтан болгъандан эсе, кесинги элде олтан болгъан игиди!
  • Хаухну атма, ёнгкючню сатма.
  • Келгинчи, къонакъ уялыр, келгенден сора, къонакъбай уялыр.
  • Адеби болмагъан къыз – тузсуз хант.
  • Айырылгъанланы айю ашар, бёлюннгенлени бёрю ашар.
  • Кимни – тили, тиши онглу, кимни – къолу, иши онглу.
  • Ишленмеген джаш – джюгенсиз ат, ишленмеген къыз – тузсуз хант.
  • Къарт айтханны этмеген, къартаймаз.

Печально я гляжу...

01.05.2003 0 4552

Руслан Батчаев,
Нальчик

КБР в плане внешнего, визуального взгляда на вещи - стандартно-"культурная" республика в силу своего положения. Национальная республика просто обязана иметь соответственно "Национальную культуру". У нас есть национальные ансамбли, национальные певцы и певицы, национальные театры и национальные музеи. Таким образом, необходимый формальный минимум в области культуры мы успешно выполняем и вроде как поддерживаем. Кроме фольклора существует еще и "фристайл" то есть, грубо говоря, все, что не входит в соответствующий объем нацкультуры. Долгое время вообще считалось, что массовая культура нашей молодежи не нужна совсем, хватит с избытком и национальных песен и танцев. Молодежь нашу обвиняли в "русификации", утрачивании национальных моральных идеалов и критериев и прочих смертных грехах. Это тоже уже в прошлом.

Увы, и теперь радоваться особо нечему. Есть певцы и певицы, исполняющие поп-музыку и копирующие при этом далеко не лучшие образцы отечественной и зарубежной эстрады - о весьма слабом качестве копий говорить даже не стоит. Есть доморощенные рок-группы из представителей так называемой "продвинутой молодежи", ревущие в прокуренных полутемных кафе и клубах под рев гитар и грохот барабанов, тамтамов и цимбал некие модернистские песни, весьма модные лет пятнадцать назад у столичной молодежи.

Вообще у нас в республике есть тенденция, копировать, вместе с тем все время отставать и притом изрядно, и это отставание от развития весьма пагубно сказывается на и без того не шибко сильных умах нашей молодежи. А в сухом остатке у нас лидерство держат по прежнему музыканты так называемого старшего поколения плюс два-три молодых певца, чей успех и популярность объясняются не только их необычайными вокальными и артистическими данными, а благожелательным отеческим отношением отцов города и республики к их творчеству. Что же касается обилия так называемых "молодых дарований" ежедневно поющих и отплясывающих на канале республиканского телевидения, то, думаю, всерьез об этом говорить не стоит.

За минувшие перестроечные и рыночные годы наши литераторы не создали ничего, достойного внимания. Первенство по-прежнему за стариками, поднявшимися на военно-патриотической тематике и лирических стихах. Если не считать пары-тройки патриотических опусов на темы кавказской войны и геноцида прошлых веков, республиканские писатели не сотворили ничего фундаментального. Балкарские литераторы за неимением лучших и оригинальных сюжетов продолжают нещадно эксплуатировать тему сталинского выселения, а также самоопределения народа.

Бедственное положение национальных театров уже давно стало одной из наболевших тем для интеллигенции нашей республики. Причины, на мой взгляд, в следующем. Национальный менталитет, видимо, не воспринимает театр самостоятельным и серьезным видом искусства. Отсюда - соответствующее отношение властей и потенциальных меценатов к актерам и в особенности к актрисам. А между тем интерес к Театру - это лакмусовая бумажка культурного уровня населения в целом. По крайней мере, именно по степени посещаемости театров можно судить об интеллигентности определенного общества. Этот культурный индикатор весьма на низком уровне. Конечно, определяющую роль в этом играет специфический, я бы сказал, репертуар наших театров. Только в последние годы он начал несколько оживляться. Что же до классики, то ее по-прежнему мало. Все упирается в вопросы финансирования. Поддерживать полуразвалившуюся футбольную команду республики, которая только чудом не падает ниже тринадцатого места в турнирной таблице, средства находятся и у властей республики, и у состоятельных спонсоров. Что же касается наших уникальных актеров, чей талант и самобытность были отмечены многими мастерами столичных театров, считается зазорным.

Зато у нас в Кабардино-Балкарии процветает так называемый шоу-бизнес. Есть и дискотеки, и кинотеатры, оборудованные по последнему слову техники, оформленные в стиле дорогого современного дизайна. Эти заведения находятся в руках частных лиц, заинтересованных в простейшем - получении прибыли. Это, может, и хорошо, что наши дети смотрят голливудские фильмы в просторных теплых помещениях на широких качественных экранах, а не посещают подвальные видео-салоны, пропахшие плесенью и сигаретным дымом и с заплеванными полами. По крайней мере, в этом мы добились успеха. Но, согласитесь, это не имеет отношения к культуре…

(Голосов: 1, Рейтинг: 3)

  • Нравится

Комментариев нет