"Однажды я полюбил небо"
Фатима Тикаева,
Нальчик
Неизведанная глубина неба, ее таинственная красота притягивает и волнует человеческий разум с древнейших времен. Немало храбрецов пыталось познать ее загадочную легкость, подобно птицам, не ведающим страха невесомости. Борис Адрахманович Биттиров один из немногих, кто вкусил этой свободы. Он - лётчик-истребитель, полковник войск противовоздушная оборона СССР.
Родился наш герой в Киргизии, куда семья Биттировых была депортирована вместе со всем балкарским народом. Ему не исполнилось и года, когда они вернулась на Родину. Окончил среднюю школу в селении Ак-Суу. Он стал первым обладателем золотой медали в истории этого образовательного учреждения. Вопрос выбора профессии не тревожил парня, ведь он с детства твердо решил быть лётчиком.
"Помню, в сторону наших гор летали самолеты, мы, мальчишки, следили за ними и восхищались. Как-то я заявил, что стану лётчиком, ровесники посмеялись надо мной, - вспоминает Борис. - Кажется, в классе 7-м, пишем мы сочинение на тему "Кем я хочу стать". Конечно, написал, что буду лётчиком. Учительница прочитала мое сочинение вслух, а весь класс взорвался смехом! Вот тогда я и подумал: я всем докажу!"
Да, ни раз пришлось парню проявлять настойчивость и верность данному себе слову. Золотая медаль открывала ему дорогу в любой вуз страны, но выбрал он, конечно, авиацию. Вот только отца не порадовала новость о желании сына, и он пошел на хитрость: договорился с врачами медицинской комиссии военкомата признать Бориса непригодным к военной службе. "Я чувствовал себя здоровым, но когда окулист объявил, что я дальтоник, а кардиолог обнаружил шумы в сердце, мне пришлось смириться", - говорит он. Тогда наш герой решил готовиться к поступлению на физико-математический факультет Ростовского государственного университета. Но уныние сына заставило отца признаться в своей уловке. Менее чем за день Борис вновь прошел медкомиссию и подал документы в Ставропольское высшее авиационное училище летчиков и штурманов противовоздушной обороны. Отучился, стал лётчиком-истребителем.
По распределению после училища он оказался в Туркмении в городе Небетак. Здесь судьба свела его с еще одним балкарцем - военным летчиком Мажидом Эбзеевым. "Мы прослужили вместе только четыре месяца, потом меня перевели в Горьковскую область, а Мажид остался в Туркмении. Я слышал, он летал в Германии, Азербайджане. К сожалению, он умер, не мог в это поверить, пока не увидел могилу в его родном селе Хасанья", - вспоминает Борис Адрахманович.
Более 25 лет отдал Борис военной авиации. Служил в Тамбовской, Горьковской, Калининской (ныне Тверской) областях. Летал на МИГ-25, СУ-15, МИГ-31. От лейтенанта дослужился до полковника, начинал простым летчиком-истребителем, затем был назначен командиром звена, заместителем командира эскадрильи, по окончании Академии в Москве - заместителем командира полка. Он - летчик 1 класса.
"Мы были готовы в любую минуту защитить Родину! - говорит Борис. - Машины, на которых мы летали, по оснащению можно приравнять к космическому кораблю. В военной авиации используются новейшие достижения науки: двигатели, вооружение, авиалокация. Поэтому и профессия требует постоянного совершенствования".
Ошибок авиация не прощает, у лётчика нет времени выйти из машины, подумать и сесть обратно в кабину. "МИГ-25 и МИГ-31, на которых я летал, самые скоростные самолеты в мире. Рекорд скорости и высоты (37 км), который принадлежит МИГ- 25 еще ни один самолет не превзошел", - продолжает он.
Мы не зря упомянули в своем очерке о космических кораблях. У Бориса был реальный шанс подняться на ту высоту, которую достигают только единицы - он был приглашен в Звездный городок, в Центр подготовки космонавтов. "В городке в медкомиссии работала Роза Чабдарова, через нее и вышли на меня, - вспоминает Борис, - Только я не согласился, слишком жесткими были требования к кандидату в космонавты. Могло получиться так, что я не слетал бы космос, но остаться лётчиком тоже не смог. Как говорят балкарцы, чем тур на вершине горы, лучше кролик в руках (Тау башында жугъутурдан эсе, къолда къоян ахшыды). В экспериментах я не участвовал, все прошло на уровне бесед. Но ни один день о своем отказе я не сожалел".
Четверть века отдал Борис своему любимому делу и ушел из авиации в тяжелые для всей страны 90-е годы прошлого столетия. Но сегодня страна вновь возрождает былую славу великой авиа державы, рассуждает наш герой. Различные авиа-шоу, на которых Россия демонстрирует последние достижения военной техники воодушевляют Бориса. "Знаешь, трюки прославленных "Витязей" - это навыки, которыми владеет любой лётчик-истребитель. Все, что они демонстрируют, очень красиво, эти же упражнения делали и мы, конечно, не на виду у всех, а в качестве тренировочных занятий", - говорит он.
Мне трудно передать словами выражение глаз Бориса, когда он говорит о небе! Так много теплоты и романтики в его лице и словах. Он не представляет себе никакой другой профессии, кроме лётчика! "Даже если тысячу раз подняться в воздух, один полет не похож на другой, каждый - это открытие!". Не может он скрыть свою ностальгию, когда слышит звук пролетающего самолета. "Очень хочу летать. Однажды я полюбил небо, эта любовь не отпускает меня и по сей день!" По словам Бориса, особой красотой отличаются ночные полеты, полеты в стратосфере, над облаками. "Когда летишь на высоте 20 километров, под тобой облака, сверху - звезды… Передать словами всю завораживающую красоту неба просто не возможно!".
Нашего героя частенько спрашивают, не жалеет ли он о том, как сложилась его жизнь. Ответ однозначен: профессия захватила его на всю жизнь. "Если у тебя нет любви к небу, ты сможешь летать, но хороший лётчик из тебя не получится. Да, тяжело, но когда ты вылетаешь из облаков и видишь перед собой яркое небо и звезды наверху, все тяжелые моменты забываются сами собой", - говорит он.
Все это время Борис чувствовал поддержку семьи, жены Джамили Курдановой и детей. "У нас их трое и все они родились в разных городах. Дочери в Нальчике и в Моршанске, а сын в Москве. Старшая Жаннета работает в Твери, Света экономист, замужем, мать двух дочерей. Сын Руслан учится в Твери, в Военной академии воздушно-космической обороны. Сегодня Борис исполняет обязанности директора школы-интерната в селении Октябрьское Майского района КБР. "Дети с интересом слушают мои рассказы о полётах, кто знает, может среди них есть будущие лётчики, а, возможно, и космонавты!", - лукаво улыбается он.
Комментариев нет