Когда не хватало наград
"Кавказская туземная…"
Для Российской империи Первая мировая война началась 19 июля (1 августа) 1914 года. На Кавказ известие о вовлечении России в войну дошло на следующий день. Буквально через несколько дней во всех областях прошли съезды, на которых кавказские народы выразили полную поддержку правительству и изъявили желание сформировать за свой счет добровольческие воинские подразделения для борьбы с врагом. Инициатива горцев была поддержана, и с 9 августа по приказу командующего Кавказским военным округом М. И. Воронцова-Дашкова началось формирование иррегулярных полков.
Отбирались добровольцы в возрасте от 21 до 40 лет, имевшие "хорошее и трезвое поведение", "здоровое телосложение" и "склонность к военной службе". На приемные пункты волонтеры являлись на собственных лошадях, с собственным снаряжением, обмундированием и холодным оружием. Из карачаевцев была сформирована 3-я сотня Черкесского конного полка (1-я и 2-я из адыгов Екатеринодарского и Майкопского отделов, в 4-ю вошли абхазы Сухумского округа).
23 августа был объявлен приказ императора Николая II о создании "Кавказской туземной конной дивизии", названной впоследствии "Дикой дивизией", командиром которой был назначен брат императора Великий князь Михаил Александрович. Кавказская конная являлась иррегулярным формированием, и, исходя из этого, воинские звания в ней были другими. Поэтому звание "рядовой" в регулярных частях здесь заменялось "всадником".
Исключение
Герой этого повествования - всадник Кавказской конной дивизии Хаджи-Мурат Чомаев, уроженец аула Тебердинский (ныне Верхняя Теберда), попал в 3-ю сотню в числе семерых добровольцев-односельчан. При отборе волонтеров произошел примечательный эпизод. Один из членов комиссии, проводившей набор, обратил внимание на стоявшего в стороне довольно сильно расстроенного молодого парня. Офицер заинтересованно спросил его, через аульского старшину, о причине такого настроения. Юноша, едва сдерживавший чувства, объяснил, что ему сказали, что он слишком молод (а ему было меньше 21 года) и его могут не принять. Офицер велел ему показать умение ездить верхом. Убедившись в том, что юноша отличный наездник, приказал зачислить его в списки отобранных добровольцев.
Окончательно сформированная 3-я сотня, присягнув на Коране в ауле Дударуковский (Псыж) и пройдя трехнедельную подготовку в лагере под Армавиром, в октябре 1914 года, в составе своего полка Кавказской конной дивизии, вошедшей в состав войск Юго-Западного фронта, прибыла к месту дислокации. Так как большинство всадников были новобранцами, нескольких из них выбрали для подготовки в урядники. Среди них был и Хаджи-Мурат. Пройдя курс подготовки, всадники получили чины приказных.
Бои, награды…
Война для Хаджи-Мурата Чомаева началась в Карпатских горах, на брегах реки Сан. Там Кавказская конная дивизия в декабре 1914 впервые вступила в боевое соприкосновение с неприятелем. Свою первую награду, Георгиевский крест IV степени (№ 184008), тогда еще всадник, отважный горец получил за бой "9 января 1915 г., когда неприятель стал обходить наш боевой порядок и нам угрожало быть отрезанными, необходимо было послать донесение командиру полка об угрожающей опасности, и в то время, когда наша цепь попала под сильный и действительный огонь противника, на это предприятие вызвался охотником Чомаев; он пробежал вдоль всей цепи и исполнил возложенное на него поручение". Следующей наградой была Георгиевская медаль IV степени, которую он получил "за мужество и храбрость, проявленные в боях при взятии г. Станиславова 19 февраля 1915 г.". Пятого апреля временный командир сотни поручик Марданов обратился к командиру полка с ходатайством о производстве в следующие чины отличившихся всадников. Шестого апреля четверо всадников были произведены в урядники, среди них был и наш герой.
Следует сказать, что в воюющей армии существовала некая квота на награды. И не все ходатайства командиров о награждении отличившихся всадников удовлетворялись. Частенько бывало так, что за один бой многие всадники "Дикой дивизии" совершали несколько "дел, попадающих под наградной статус". Однако правилами присвоения наград, за один и тот же бой поощрять орденами и медалями одного и того же бойца не разрешалось. Так и Хаджи-Мурат Чомаев, например, как и многие другие горцы Кавказской конной дивизии, не раз представлялся к заслуженным наградам, но ходатайства командиров не удовлетворялись. "В бою 29 мая, при отступлении из Залещика, занятого противником, вызвавшись охотниками, отправились на станцию Залещик, где сожгли интендантский склад фуража и провианта и, прорвавшись сквозь цепь неприятеля, только утром присоединились к сотне". Охотниками этими были урядники Х.-М. Чомаев (Георгиевский крест III степени - представлен) и А. Коджаков (IV степени - представлен).
В том же бою, "находясь ординарцем у командира сотни все время боя, под сильным артиллерийским, пулеметным и ружейным огнем противника, передавал приказание цепи и относил донесения полковнику Екимову, чем способствовал успеху боя". За это Хаджи-Мурат был представлен к Георгиевской медали IV степени. Но лишь представлен. Впоследствии урядник Х.-М. Чомаев был награжден еще одним Георгиевским крестом (III степени) и Георгиевской медалью III степени.
Домой…
Наступил переломный семнадцатый год. Император Николай II отрекся от престола, власть перешла к Временному правительству. В российской армии большая часть соединений, поддаваясь большевистской пораженческой пропаганде, стала терять боеспособность. Кавказская конная дивизия, оставаясь верной присяге среди немногих частей и соединений скатывавшейся в хаос русской армии, сохраняла дисциплину и боеспособность. Отказавшись участвовать в корниловском мятеже, в сентябре 1917 года, "Дикая дивизия" вернулась, по приказу Временного правительства, на родной Кавказ. Черкесский конный полк самораспустился и перестал существовать как боевая единица. Всадники разъехались по своим аулам.
Так закончилась Первая мировая война для Хаджи-Мурата Чомаева, как и для всех бойцов Кавказской конной. Впереди их, как и, в общем-то, всю страну, ждала гражданская война, коллективизация, репрессии, депортация… Наш герой с честью пережил все эти испытания. Дожил до конца шестидесятых, оставив после себя четверых сыновей и дочь. Он мало что рассказывал близким о своем прошлом. Герои скромны. За них говорят их дела.
Редакция благодарит за оказанную помощь при подготовке статьи сына Х.-М. Чомаева - Салиха Хаджи-Муратовича и автора монографии "Карачаевцы в войнах России" Ш. Батчаева
("Вести гор")
Комментариев нет