Гвардии старшина
Магомет Хажибекирович Атмурзаев праздновал две победы над врагами своей страны. Магомет был с теми, кто разгромил белофиннов в сороковом году, с теми, кто с боями дошел до Эльбы и обнимал союзникв по антигитлеровской коалиции. Он навсегда запомнил ту далекую, волнующую встречу с солдатами американской армии: "Мы радовались как дети. Да это и понятно: ведь к встрече они и мы шли кровавыми дорогами, оставив позади тысячи верст огненных дорог, преодолев много рек и морей. На берегу немецкой реки, в ста тридцати километрах западнее Берлина, мы и отметили победу над фашизмом.
Два земляка, два танкиста: Магомет Атмурзаев и Магомет Залиханов. Их дружба зародилась задолго до начала совместной военной службы. Залиханов родился и вырос на берегу бурного Баксана, в селении Верхний Баксан, у подножия двуглавого Мингитау. Родиной же Атмурзаева - крупнейшее балкарское селение Кёнделен.
Первого сентября 1938 года обоих друзей призвали в армию. Залиханов тогда работал секретарем Эльбрусского райкома комсомола, Атмурзаев - помощником первого секретаря районного комитета партии. Ребята попросили, чтобы их направили в одну воинскую часть. Просьбу удовлетворили. А когда они окончили годичную полковую школу в Рязани, вновь пожелали служить вместе и попали в один танковый экипаж. Правда, при этом не обошлось без некоторых "но". Дело в том, что оба они учились на командира танка, а в армии действует закон единоначалия. Кому из них быть командиром? Здесь сработали национальные обычаи, согласно которым предпочтение отдается старшему по возрасту. Верный традициям родного народа, Атмурзаев попросил начальство:
- Пусть Залиханов будет командиром нашего танка. Он на два года старше меня. Ему и быть командиром в нашем экипаже...
Холодной зимой 1940-го танкисты Залиханов и Атмурзаев с честью выполнили приказы командования. О героизме командира танка Магомета Залиханова и механика-водителя Магомета Атмурзаева рассказывалось в третьем номере журнала "Большевик" за 1940 год:
"Недавно друзья участвовали в бою. Враг взорвал мост и вел огонь из ближайшей огневой точки. Командир части приказал уничтожить ее. На выполнение задачи пошел танк Атмурзаева и Залиханова и блестяще справился с ней. Друзья уничтожили огневую точку противника, и наша пехота получила возможность продвинуться вперед.
...Белофинны натянули проволочное заграждение, вырыли повсюду ямы, настроили противотанковые препятствия. Однако танк, управляемый Атмурзаевым, как всегда, послушно шел вперед..."
Магомет Залиханов за те бои с финами получил орден Красного Знамени. Атмурзаев вспоминал:
- Шли тяжелые бои на Карельском перешейке. Под нашим натиском враг отступал. Ехали мы по толстому льду. Довольный стремительностью преследования противника, я забыл о необходимости осторожного продвижения по льду, о том, что кое-где были опасные места, грозившие большими неприятностями. И случилось то, чего мы больше всего боялись. Лед не выдержал нагрузки, и танк погрузился в студеную воду. Больше я ничего не помню. Помню только, что очнулся на госпитальной койке и услышал, как врачи тихо разговаривали между собой: "Будет жить..."
Потом друзья рассказывали мне подробности случившегося. Вытащили танк из воды. Признаки жизни подавал только командир, нас же - трех членов экипажа - уже оплакивали. Вдруг я зашевелился. Заметивший это боец радостно крикнул: "Живой!.."
Меня срочно доставили в госпиталь, где я пролежал четыре с половиной месяца.
Следующая война застала Магомета Атмурзаева в Рязанской области. В тот роковой день 22 июня он находился в военных лагерях. Его первый бой с гитлеровцами состоялся под городом Сено. Ночью танковый взвод, где сражался Магомет, получил приказ: "Любой ценой задержать противника до подхода основных сил".
...Предрассветную тишину нарушил гул моторов. Показались четыре танка, за которыми следовали несколько мотоциклов. Это была вражеская разведка. Командир взвода предупредил танкистов: "Стрелять только после того, как подпустим фрицев на близкое расстояние!" Не ведая о замаскированных в укрытии советских танках, гитлеровцы приближались к нашим позициям. Настал удобный момент. По врагу был открыт огонь прямой наводкой.
В этом бою отличился Магомет Атмурзаев. Метким выстрелом он подбил головной танк. Вслед за ним застыла на месте вторая машина, объятая пламенем.
...Бой продолжался. Противник подтянул свежие силы, но балкарец все яростнее бил по движущимся фашистским танкам. Уже горела третья машина врага, подбитая нашим земляком. Однако спустя несколько минут гитлеровцам все же удалось поджечь танк Атмурзаева. Сам командир был ранен в голову, а механик-водитель погиб.
Врачи поставили диагноз: тяжелая контузия. Много месяцев вели они борьбу за жизнь Атмурзаева. И победили. Но последствия контузии не исчезли, головные боли часто преследовали бывшего танкиста.
В этом сражении Атмурзаев проявил образец отваги, высокой боевой выдержки. О подвиге лихого джигита из Кёнделена командование части сообщило в письме его родителям. Письмо подписали командир 36-го танкового полка майор Крупский и комиссар полка батальонный комиссар Веркович "В боях с кровавыми фашистами-бандитами, вероломно напавшими на нашу Родину, Ваш сын Атмурзаев Магомет показал исключительное мужество, доблесть, отвагу. Бесстрашно и с большим мастерством сражается он с врагом, метким огнем уничтожил три немецких танка. Находясь на передовой линии, под огнем, личным примером воодушевлял своих бойцов. За проявленное мужество и доблесть Ваш сын награжден орденом Красного Знамени.
Мы уверены, что в будущих боях он так же бесстрашно пойдет на врага за Вас, за свободу, счастье, за великий советский народ, против черной фашистской нечисти. Наша часть гордится такими воинами, как Ваш сын. Его ратные подвиги - пример подлинного патриотизма и верности своему долгу.
Честь и слава героям Отечественной войны!"
Атмурзаев после госпиталя вновь на передовой, сражается в составе 16-й танковой бригады, действовавшей на Ленинградском направлении. Здесь он стал командиром мощного танка "KB" (Клим Ворошилов).
В одном из тяжелых боев Атмурзаев вновь получил серьезное ранение и полгода находился на излечении. После выздоровления его направили на Волховский фронт. Но здесь ему сказали:
- Ты не совсем еще подлечился, чтобы воевать на танке. А вот командиром бронеплощадки сорок восьмого бронепоезда мы тебя назначим".
На войне не выбирают себе должность. Здесь бойцы держат испытание на прочность, закаляясь в суровых битвах. Став командиром бронеплощадки, он участвовал в ночных налетах на Большую и Малую Вишеру, вылазках на другие оборонительные укрепления врага.
Проходили дни, месяцы, годы тяжелой фронтовой жизни. А вместе с ними увеличивался боевой счет Атмурзаева, росло его воинское мастерство. Недаром Магомету доверили танковый взвод, которым он командовал с мая 1942-го по апрель 1944 года. А служил Атмурзаев в тот период в 29-й отдельной танковой бригаде, и именно здесь произошли два важных события, которые навсегда запомнились отважному танкисту. Ему вручили орден Красной Звезды. Но не успели друзья поздравить его с получением второго боевого ордена, как он опять был тяжело ранен.
К счастью, Магомет и на сей раз выжил, поправился и вернулся в строй. По пятам преследуя гитлеровцев, освобождая города и села сначала родной страны, потом Польши, он участвовал в штурме "неприступной" крепости - Кенигсберга. Под ураганным обстрелом форсировал Одер, брал немецкие города Нойбрандербург, Трептов, Росток, Виттенберг и многие другие.
Свой боевой путь Магомет Хажибекирович завершил на Эльбе. Спустя время, каждый год, когда 9 Мая ветеран двух войн надевал праздничный костюм, на его груди блестели ордена Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны I степени, множество медалей. Рядом с боевыми наградами сияла и медаль "Ветеран труда". После фронта Магомет Атмурзаев много лет работал в бухгалтерии одного из колхозов Джамбульской области Казахстана. По возвращении на историческую родину стал цензором в Управлении по охране государственных тайн в печати при Совете Министров Кабардино-Балкарии. Здесь Магомет Хажибекирович работал много лет, пока не ушел на заслуженный отдых.
Глава семейства когда-то так и сказал: "Я счастлив счастьем своих детей, внуков! Стоило за это жить и бороться..."
Магомет и Сайхат Атмурзаевы вырастили троих детей, дали им высшее образование.
- Мы не так уж часто собираемся вместе, всей семьей: каждый из взрослых вечно занят своим делом, - сетует прабабушка Сайхат. - Радует, что от встречи к встрече нас становится все больше. Сейчас у меня три внука, четыре внучки и правнук. Как любил их дедушка Магомет, который покинул нас...
Ветерана двух войн не стало в 1999 году. Магомет Атмурзаев оставил нам и свою преданность родной земле, и готовность защитить ее с оружием в руках, если это будет надо, и нежную привязанность к землякам, детям и внукам. Он сделал нас богаче на целую жизнь, жизнь, отданную людям.
Комментариев нет