ГАДЖАЕВ МАДЖИР ИБРАГИМОВИЧ (1910 - 1963)
Родился в 1910 г. в ауле Хасаут Малого Карачая.
1928 - 1931гг. учеба в рабфаке им. Калинина в Москве.
1931- 1937 гг. учеба в Военно-Воздушной академии им. Н.Е. Жуковского.
1937 - 1938 гг. главный инженер мастерских ВВС г. Ленинграда.
1938 - 1940 гг. начальник самолетного цеха мастерских 41 А Базы Ленинграда.
1940 1941 гг. начальник самолетного цеха мастерских авиационной базы полуострова Ханко.
1941 -1943 гг. начальник самолетного цеха мастерских Ленинграда
1943 - 1947 гг. старший инженер конструкторского бюро ВВС ЧФ Черноморского флота.
С 1949 г. инженер - майор запаса.
Ушел из жизни в 1963 году.
У каждого народа свои герои. К сожалению, имена некоторых из них незаслуженно забыты. На то есть много причин. Но чаще всего это делается целенаправленно: говорят об одних, забывая при этом других, не менее достойных. Так получилось и с Маджиром Гаджаевым - первым авиаконструктором карачаевцем. Для своего народа он сделал все, что было в его силах, поплатившись при этом собственной удачной карьерой. Большую часть жизни Маджир прожил вдали от родного Карачая, но при этом никогда не забывал свои корни, и, умирая, завещал близким похоронить его рядом с матерью, в Учкекене.
Зовущее небо
Небо в горах необыкновенное - бескрайнее, бездонное, одновременно такое близкое и такое далекое. Маджир с детства был влюблен в это небо. А еще, он завидовал величественным орлам, спокойно парящим над аулом, смотрел на них и мечтал… Не зря ему дали кличку "Куш джетер", что означает "догоняющий орла". Маджира звало к себе небо, и еще в детстве он решил, что будет летать. Эта мечта и привела его в Военно-Воздушную академию, которую он успешно закончил.
Но это было потом, а пока он жил в родном селе Хасаут Карачаевской области, помогал отцу по хозяйству, лазал со своими сверстниками по окрестным холма и скалам и был обыкновенным сельским мальчиком. Семья Гаджаевых была многодетной, держала большое хозяйство, поэтому работать приходилось много.
Потом был комсомол, совпартшкола в Пятигорске, учеба в рабфаке в Москве. Так начиналась одиссея Маджира на пути к заветной цели - стать летчиком.
В 16 лет без чьей-либо помощи Маджир стал слушателем Военно-Воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. Учился он вместе с Артемом Микояном, и через 6 лет получил звание "Военного инженера - механика военно-воздушных сил К.А."
18 славных лет службы
Окончив академию, Гаджаев был направлен на службу в Ленинград, на одну из авиабаз. И уже в 1938 году он стал начальником самолетного цеха мастерских 41 А Базы Ленинграда, потом цеха мастерских 10 авиационной базы полуострова Ханко.
В те годы он бал счастлив, как бывает счастлив человек занимающийся любимым делом.
А потом была война, перевернувшая жизнь всех советских людей, вошедшая в каждую семью. В первые месяцы войны началась спешная эвакуация советских войск. Большая часть солдат погибла. Среди тех немногих, кому удалось вернуться обратно, был и Маджир Гаджаев. А в Ленинграде в это время началась блокада, продлившаяся 900 дней. И все это время Маджир находился там, руководя конструкторским бюро Военно - Воздушных Сил Ленинграда. Они отстреливали немецкие самолеты над Невой и поддерживали воздушный мост между блокадным городом и Большой землей. Днем и ночью работало бюро. Был приказ "выстоять" и они его с честью выполнили.
Позже за это Маджир получил свои первые награды - два ордена Красной Звезды
Когда блокада была прорвана, Гаджаева направляют на новое место службы - в авиа конструкторское бюро Черноморского флота. Маджир до конца войны участвует в боевых операциях, за что его представляют к третьему ордену Красной звезды. Еще были медали: "За оборону Ленинграда", "За боевые заслуги", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941- 1945гг."
Отгремела война. Она оставила после себя страшное наследство - пепел сожженных сел и деревень, разрушенные города, миллионы покалеченных судеб и еще мучительное чувство невосполнимой утраты, которое ни в силах залечить даже время. Но надо было как-то жить дальше - строить, восстанавливать, работать. Нужны были новые самолеты для мирного неба. Маджир стал заниматься разработкой самолетов нового типа. И здесь он работает, не щадя себя, добиваясь прекрасных результатов.
Казалось, все складывается, как нельзя лучше, и впереди очередное, закономерное повышение по службе, но вдруг пришел приказ, ошеломивший всех коллег Гаджаева. Он звучал коротко, как приговор: "уволить в запас" Причем это произошло сразу после аттестации, которую Маджир прекрасно прошел. И никаких видимых причин "изгнание из армии", вроде бы, не было. Гаджаева просто уволили, ничего не объясняя. Уволили без соблюдения нужных формальностей в оформлении документов, так, что он не мог даже получить железнодорожный билет в офицерской кассе - не имел права.
Представьте, каково было человеку, отдавшему лучшие 18 лет своей жизни службе и имеющему еще огромный нерастраченный потенциал, а главное желание работать, осознать, что его просто выбрасывают на свалку "ненужных человеческих ресурсов". Маджиру тогда было только 39 лет. Никто из сослуживцев не мог понять причину такого жестокого отношения к кадровому офицеру.
А сам Маджир все понял.
Боль
Даже вдали от дома, занимаясь любимым делом, он не потерял связь с близкими. Отца к тому времени уже не было в живых, но оставалась мать, сестры и братья, по которым он скучал, и за которых болело сердце.
Страшным, невыносимым испытанием для всего карачаевского народа стало массовое выселение в Среднюю Азию и Казахстан. Холод, голод, болезни и тяжелые условия сделали свое дело - в первые годы погибло больше половины переселенцев. Близкие Маджира попали в Голодную степь, и он, работая в ВВС Черноморского флота, два раза ездил к ним. И каким-то чудом в 1945 году Маджир добился, чтобы его семья переехала в Киргизию, где условия жизни были немного лучше. Двух этих поездок с лихвой хватило, чтобы испортить себе военную карьеру. К тому же после доноса в органы милиции, что Гаджаев собирает сведения о своих земляках, его едва не арестовали. Это не произошло только благодаря его личным заслугам. Но Маджир не мог по-другому, он не мог спокойно жить, зная, что его народ страдает. И в 1956 году он приезжает на места ссылки и собирает делегацию карачаевцев для поездки к Хрущеву. Маджир уговорил мать продать двух коров, которых держала семья, чтобы повести людей в Москву и пообещал, что обязательно купит ей других, когда удастся вернуться на родину. Деньги нужны были, чтобы оплатить поездку делегации в Москву. Сестра Маджира Натифат вспоминает, как она провожала их. Среди делегатов был колхозник Ибрагим Чагаров, которому в то время было 88 лет. Старик впервые видел самолет и очень боялся лететь. Его пришлось даже уговаривать.
Встреча с Хрущевым длилась почти час. Он внимательно выслушал приехавших людей и пообещал помочь. В народе состоявшийся разговор потом еще долго передавался из уст в уста, цитировалось каждое слово. Конечно, людям вернули бы родину и без той знаменательной поездки к Хрущеву, но благодаря Гаджаеву и другим героям делегации долгожданное возвращение произошло раньше.
Близкие Гаджаева поселились в Кисловодске. Сам Маджир с женой Зоей и дочерью уехал в Москву. Там он старался помогать молодым землякам, приехавшим учиться, работать. Маджир говорил, что, живя в Москве, он принесет больше пользы своему народу, помогая молодым землякам, приехавшим учиться или работать.
Но обида и нежелание смириться с несправедливым увольнением из армии не покидали Маджира всю оставшуюся жизнь. Он несколько раз писал рапорты с просьбой пересмотреть решение, однажды принятое руководством, чтобы наказать за "дерзкие" поездки к своим близким. Но все попытки восстановиться оказались тщетными. Маджир Гаджаев так и остался инженером - майором запаса.
Умер Маджир в 1973 г. в возрасте 63 лет. Вскоре ушла из жизни и его жена. Дочь же стала врачом и живет сейчас в Ленинграде.
Трудно сейчас сказать, будет ли спустя годы в народе помнить имя Маджира Гаджаева, или же кто-то захочет "переписать" историю, выдвигая других героев и рассказывая подрастающим поколениям свою правду. Но одно можно сказать наверняка: в семье Маджира память о нем будет жить еще долго.
Комментариев нет