Расширенный поиск
8 Октября  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Уруну арты – къуру.
  • Тас болгъан бычакъны сабы – алтын.
  • Ач бёрюге мекям джокъ.
  • Джырына кёре эжиую.
  • Ат басханны джер билед.
  • Джаханимни кёрмей, джандетге кёл салмазса.
  • Ёксюзню тилеги къабыл болур.
  • Асхат ашлыкъ сата, юйдегиси ачдан къата.
  • Къонагъынгы артмагъын алма да, алгъышын ал.
  • Къарыусузгъа кюлме, онгсузгъа тийме.
  • Къызны минг тилер, бир алыр.
  • Гугурук къычырмаса да, тангны атары къалмаз.
  • Джылар джаш, атасыны сакъалы бла ойнар.
  • Тилде сюек болмаса да, сюек сындырыр.
  • Чалманны аллы къалай башланса, арты да алай барады.
  • Уллу суу бла уллу ауруудан башынгы сакъла.
  • Ауузу бла къуш тута айланады.
  • Тюкюрюк баш джармаз, налат кёз чыгъармаз!
  • Билген билмегенни юретген адетди.
  • Адебсиз адам – джюгенсиз ат.
  • Олтуруб кёрюнмей эди да, ёрге туруб кёрюне эди.
  • Ашхы адам – халкъ байлыгъы, ашхы джер – джашау байлыгъы.
  • «Ёгюз, джаргъа джууукъ барма, меннге джюк боллукъса», - дегенди эшек.
  • Кенгеш болса, уруш болмаз.
  • Къазанны башы ачыкъ болса, итге уят керекди.
  • Шекер бла туз – бир болмаз, ушамагъан – юй болмаз.
  • Адамны аты башхача, акъылы да башхады.
  • Тенги кёбню джау алмаз, акъылы кёбню дау алмаз.
  • Булут кёкге джарашыу, уят бетге джарашыу.
  • Ойнай-ойнай кёз чыгъар.
  • Кёрмегеннге кебек – танг, битмегеннге сакъал – танг.
  • Къая джолда джортма, ачыкъ сёзден къоркъма.
  • Бозаны арты дауур болур.
  • Атадан ёксюз – бир ёксюз, анадан ёксюз – эки ёксюз.
  • Юйлю уругъа ит чабмаз.
  • Сибиртки да сыйлы болду, кюрек да кюнлю болду.
  • Келинин тута билмеген, къул этер, къызын тута билмеген, тул этер.
  • Аз сёлешген, къайгъысыз турур.
  • Джюрек кёзден алгъа кёрюр.
  • Ёлген аслан – сау чычхан.
  • Биреуге аманлыкъ этиб, кесинге игилик табмазса.
  • Зарда марда джокъ.
  • Кёб джат да, бек чаб.
  • Аман адам элни бир-бирине джау этер.
  • Бюгюн дуния кибик, тамбла ахыратды.
  • Ашха уста, юйюнде болсун
  • Джолунга кёре – джюрюшюнг, джагъанга кёре – юлюшюнг.
  • Айтханы чапыракъдан ётмеген.
  • Суу кетер, таш къалыр.
  • Огъурлуну сёзю – суу, огъурсузну сёзю – уу.

Халимат Байрамукова. Новеллы

25.05.2004 0 5095

 

ДОРОГА
Дорога в горах кремнистая. После дождя она блестит, как зеркало. И любой хлам на ней в глаза бросается. Наверное, поэтому в наших аулах всегда ревностно следили за чистотой дороги. Никто по ней не проходил равнодушно. Будь то юноша, женщина, старик. Упадет на дорогу камень с изгороди - поднимут и положат на место, чтобы он не мешал другим. Щепка или железка окажутся на ней - тоже на изгородь положат.
Дорога, таким образом, содержалась в чистоте.
А когда она приходила в негодность, ремонтировать ее бралась семья, в которой кто-то умер. В знак памяти об усопшем. Помогали им и их соседи. Так ремонтировались и мосты. Эта прекрасная традиция передавалась из поколения в поколение. И лишь в наше время она оборвалась. Частично ее соблюдают в аулах Большого Карачая.
А ведь как было бы замечательно, если бы повсеместно, хоть часть денег, которые тратят родственники на устройство пышных поминок, тратились бы на увековечение имени умершего в добрых делах родственников и земляков.

О ЧЕСТИ
Трактиры существовали во все времена. Их завсегдатаи - тоже. Но карачаевцы не увлекались водкой. Я, например, в детстве и юности ни разу не видела выпившего горца.
Теперь же, когда пьяные встречаются чуть ли не на каждом шагу, невольно задумаешься о том, что сдерживало моих соплеменников от этой пагубной привычки?
Боязнь греха? Но карачаевцы никогда не были крепкими приверженцами религии. Ни в те времена, когда исповедывали христианство, ни после, когда им привили ислам.
Другое дело - честь, которую они ставили превыше всего. Выше даже собственной жизни. За нее шли в огонь и в воду. Не дай аллах, чтобы кто-то уронил честь недостойным поступком! Пятно ложилось не только на его имя, но и на предков, родителей, семью. Не уронить честь, быть достойным тех, кто тебя родил, воспитал, вывел в люди, - этим был озабочен каждый человек с самых юных лет. С осознания собственного "я". А так как поведение пьяного человека унизительно и позорно, мужчины избегали алкоголя.
На торжествах же боза лилась рекой. Этот ароматный напиток слегка кружит голову. Но от него никто не хмелеет. Его с удовольствием пьют дети, старики, женщины и мужчины. За чашкой бозы проходили состязания в пении, танцах, юморе.
Понятие чести всячески поддерживали старейшины. О ней слагались песни, легенды, сказки. Люди, с обостренным чувством собственного достоинства и чести, пользовались большим уважением в обществе.
Сейчас, глядишь, иной бьет себя в грудь, кричит о чести, а у самого заплетается язык...

ЗА ОГНЕМ
Аульчане, ложась спать, зарывали горячие угли глубоко в золу очага, чтобы они не остыли до утра. Утром хозяйка раскапывала их и подносила к ним заготовленные еще с вечера смолистые щепки. Они ярко вспыхивали, и огонь в очаге загорался.
Спички в те времена были большим дефицитом. Но не только поэтому хранили огонь в очаге. Ему придавался большой символический смысл. Им клялись в верности. Огнем же и проклинали.
Взрослый сын, отделяясь от родителей с семьей в свой новый дом, из отчего переносил горящую лучину. Это символизировало духовную неразрывность отцов и детей.
Горячие угли зарывали в очаге каждого дома. Но не всегда они оставались до утра горячими. И тогда кто-нибудь из домашних, чаще всего это была хозяйка - она вставала раньше всех в доме, брала совок и шла к соседям за огнем.
Угли из соседнего очага она сама клала на совок металлическими щипцами, которые имелись в каждой сакле.
Было принято брать не более трех углей. Затем женщина спешила домой, чтобы скорее донести их "живыми" до дома. Отсюда и по сей день, когда человек торопится уйти, говорят:
- Да посиди же чуток, за огнем что ли пришел?!
Так по утрам огонь кочевал от одного очага к другому. Дым валил дружно из труб саклей всего аула.
Такая деталь. Чуть свет по снегу от дома к дому прокладывались тропинки, как людей связующая нить.
Ныне никто не ходит за огнем друг к другу. В дома пришел голубой огонь. И ушло нечто такое из аулов, что крепко связывало их жителей.

ИСПЫТАНИЕ ЗЯТЯ
Первый приход зятя к родителям жены всегда отмечался торжественно, Он приходил в дом в сопровождении друзей, с подарками. Тщательно готовились к встрече и родители жены. Резали по этому случаю барана, готовили всевозможные угощения, варили ароматный напиток - бозу. Собирались на торжество соседи, вся родня. Устраивались танцы с гармошкой.
Когда садились за праздничный тебси, поднимали гобан с бозой, произносили длинные тосты в честь дорогого гостя, его родителей, тещи и тестя.
При этом участники застолья тайком наблюдали за зятем, как он ведет себя за столом, говорит и насколько умна его речь. Но главное испытание виновника торжества ждало впереди.
Вот все поели, повеселились и встают из-за стола. Выходят гурьбой во двор, в центре которого лежит бревно с воткнутым в него топором. Бревно большое, тяжелое да все в сучках. Зятю предстоит его разрубить Он берет в руки топор, обходит бревно вокруг. Осмотрев его внимательно, приступает к делу. Если он не знал секрета, как разрубается именно это дерево (им мог быть дуб, бук, ясень, что угодно), то сколько бы зять ни размахивал топором, он отскакивал от бревна, как от камня.
Мужчины наблюдали за сценой с большим интересом. Хорошо, если молодой человек быстро справлялся с заданием, а если нет, то ему предлагали оставить затею. И он, сконфуженный, отдавал топор тому, кто знал секрет. Тот два счета разрубал бревно, отчего двор заполнялся свежим запахом смолы.

О КОНЕ
Конь - любимое животное в горах. Человек и он без слов понимают друг друга. Иначе горец, наверное, не сажал бы сына так рано на коня. Протягивая четырех-пяти летнему мальчику уздечку, он как бы поручает его своему коню:
- Друг мой, ты знаешь, что я люблю вас обоих. Ты сильный и умный, а он, видишь пока еще несмышленный. Береги его. Ты, наверное, спросишь, зачем я сажаю на тебя такого махонького? Правильный вопрос. Но ты же знаешь, что испокон веков мужская удаль связана с тобой. С тобою горец бывал во всяких переделках. Ты везде и всюду выручал его. Я хочу, чтобы и мой сын почувствовал как можно раньше, что значит быть окрыленным. Никакая машина не подарит ему это чувство. Только ты.
Конь слушает. Его умные глаза смотрят с пониманием. А теплые, мягкие губы то и дело касаются лица, рук друга. Тот обнимает голову коня.
И вот он с малышом медленно тронулся с места. Мальчик схватился за луку, к которому привязана уздечка. На лице его написано счастье.
Конь идет плавной рысцой. Сделал несколько кругов по двору и остановился рядом с хозяином, как бы говоря: "Я думаю, на первый раз хватит для мальчика. Он молодец, держался хорошо. Будь уверен, мы с ним поладим".
И отец уверен в этом. Поладят, обязательно поладят.
Он снимает сына с седла, похлопав его по спине. Мальчик безмерно рад. Рады человек и конь - они дали почувствовать малышу, что такое самостоятельность и бесстрашие.

(Голосов: 5, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет