Расширенный поиск
8 Июля  2020 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Джеринден айырылгъан – джети джылар, джуртундан айырылгъан – ёлгюнчю джылар.
  • Ушамагъан – джукъмаз.
  • Къобан да къуру да къобханлай турмайды, адам да къуру да патчахлай турмайды.
  • Ач къарынны, токъ билмез
  • Адамны адамлыгъы къыйынлыкъда айгъакъланады.
  • Адеб базарда сатылмаз.
  • Къыйынлы джети элни къайгъысын этер.
  • Нафысынгы айтханын этме, намысынгы айтханын эт.
  • Гитче джилтин уллу элни джандырыр.
  • Сёз къанатсыз учар.
  • Мухарны эси – ашарыкъда.
  • Ёлген эшек бёрюден къоркъмайды.
  • Ашатыргъа иш – ашхы, ишлетирге аш – ашхы.
  • Къарны аманнга къазан такъдырма, къолу аманнга от джакъдырма.
  • Ауругъанны сау билмез, ач къарынны токъ билмез.
  • Чабакъсыз кёлге къармакъ салгъанлыкъгъа, чабакъ тутмазса.
  • Кютгени беш эчки, сызгъыргъаны уа, джерни джарады.
  • Ишлемеген – тишлемез.
  • Къайгъыны сюйген, къайгъы табар.
  • Эринчекге кюн узун.
  • Чомартны къолу берекет.
  • Аджалсыз ёлюм болмаз.
  • Джыйырма къойну юч джыйырма эбзе кюте эди.
  • Ариу сёз – къылычдан джити.
  • Рысхы – сют юсюнде кёмюк кибикди.
  • Ачны эсинде – аш.
  • Ётюрюкню къуйругъу – бир тутум.
  • Эки къатын алгъанны къулагъы тынгнгаймаз.
  • Окъуусуз билим – джокъ, билимсиз кюнюнг – джокъ.
  • Экеу тутушса, биреу джыгъылыр.
  • Къызын тута билмеген, тул этер, джашын тута билмеген, къул этер.
  • Кёзюнде тереги болгъан, чёбю болгъаннга кюле эди.
  • Тил – миллетни джаны.
  • Иги адамны бир сёзю эки болмаз.
  • Ата – билек, ана – джюрек!
  • Туз, гырджын аша, тюзлюк бла джаша.
  • Атлыны ашхысы, ат тизгининден билинир
  • Къарын къуру болса, джюрек уру болур.
  • Арба аугъандан сора, джол кёргюзтюучю кёб болур.
  • Тили узунну, намысы – къысха.
  • Этни да ашады, бетни да ашады.
  • Дуния мал дунияда къалады.
  • Ойнай-ойнай кёз чыгъар.
  • Элни кючю – эмеген.
  • Эр абынмай, эл танымаз.
  • Намысы джокъну – дуниясы джокъ.
  • Ариу – кёзге, акъыл – джюрекге.
  • Билгенни къолу къарны джандырыр.
  • Алтыннга тот къонмаз.
  • Ана – юйню кюн джарыгъы.

Спасение людей они считали человеческим долгом!

26.02.2020 0 830  Койчуев А.Д.
В 2020 году исполнится 75 лет со дня Победы. Каждый юбилей великой и исторической победы советского народа над фашизмом является поводом для того, чтобы вернуться к этому величайшему не только в российской, но и в мировой истории событию, вспомнить, осмыслить то, какой ценой досталась эта победа для многонационального советского народа, в том числе и для народов Карачаево-Черкесской Республики.

Да, велики были жертвы на фронтах Великой Отечественной войны у всех народов СССР. Великая Отечественная война была самой тяжёлой из всех войн, когда-либо пережитых нашей страной. По масштабам ведения боевых действий и участия народных масс, по использованию огромного количества техники, по ожесточённости и напряжённости военных действий, людским и материальным потерям Великая Отечественная война превосходит все войны прошлого. Общие прямые людские потери советского народа за годы войны оцениваются почти в 27 млн человек. Из них 11 420 200 человек составляют потери Советских вооружённых сил, а остальные - мирное население СССР. Общие безвозвратные потери Германии и её сателлитов в годы Второй мировой войны составили 8 649 300 военнослужащих.

Не было в Советском Союзе ни одной семьи, которая бы на фронте не потеряла или отца, или брата, или сестру. В отношении людских потерь не были исключением и народы Карачаевской и Черкесской автономных областей. Но имели место и более страшные факты. Данные Карачаево-Черкесской республиканской «Книги памяти» свидетельствуют о том, что в годы Великой Отечественной войны потеряли погибшими или пропавшими без вести на фронтах с одной карачаевской семьи по несколько детей. Например, семья Байтокова Аслана из аула Верхняя Мара отправила на фронт 10 сыновей, из них погибли на фронте или пропали без вести 6 сыновей. 11 карачаевских семей потеряли на фронте по 5 своих сыновей. Кроме того, ещё 30 семей потеряли по 4 сыновей, а ещё 118 семей - по 3 человека из семьи. 

Если серьёзно задуматься, осознать и понять, каково было их матерям и отцам, потерявшим на фронтах Великой Отечественной войны по 6, 5, 4 и 3 сыновей? Получать похоронки на всех своих сыновей. Это нельзя измерить никаким аршином, никакими другими мерками. Это больно, невыносимо, выше человеческих сил и возможностей, безумно и страшно. Этого не выдержит не только каменное, но и стальное сердце.

Но факты остаются фактами. С ними особо не поспоришь. Вопреки логике, человеческим возможностям, силам, наши бабушки и дедушки, матери и отцы нашли в себе силы и возможность это принять, переварить в своём сознании и жить с таким тяжёлым грузом всю оставшуюся жизнь. Это возможно было только в нашей стране, у нашего многонационального народа в борьбе за свободу и независимость своей Родины. 

Как известно, 16 500 сыновей и дочерей карачаевского народа с 22 июня 1941 г. по октябрь 1943 г. добровольно и по призыву ушли на фронт и героически сражались на фронтах Великой Отечественной и Второй мировой войны, еще 2 тысячи посланцев служили в тыловых частях на военных заводах. 9 тысяч лучших представителей карачаевского народа погибли или пропали без вести на фронтах Великой Отечественной войны. Многие сыны Карачая совершили героические подвиги. По имеющимся сведениям, более 24 человек были представлены к присвоению высокого звания Героя Советского Союза, однако из них звания Героя Советского Союза или Героя Российской Федерации удостоились лишь 11 человек, многие из них с большим опозданием в 1995 году, в связи с 50-летием Великой победы, а остальные не получили заслуженные ими награды по причине того, что они были представителями незаконно репрессированного карачаевского народа, несмотря на то, что они своими подвигами, кровью, потом, ценою своей жизни заслужили это высокое звание.   

Также вызывает великое чувство гордости, когда вспоминаешь, что 7 славных сыновей Карачая в годы Второй мировой войны командовали крупными партизанскими отрядами. Из них 5 - на территории Белоруссии, 1 - на Украине, другой на территории Словакии.

Не меньший по значимости подвиг, но на трудовом фронте, совершали мирные жители в тылу. В тяжёлых условиях войны, когда сыны и дочери Карачая героически сражались на фронтах Великой Отечественной войны, в тылу старики, подростки, женщины, заменив ушедших на фронт мужчин, работали на колхозных полях и фермах, на фабриках и угольных шахтах, промартелях выпускали боеприпасы, добывали топливо, выращивали продукты земледелия и животноводства. Они, ущемляя себя, благополучие своих семей, близких, копили и сдавали деньги в фонд обороны страны, отправляли на фронт продукты, теплую одежду, обувь, белье и т.д. К новому году, ко дню Советской Армии, к 1-му маю 1942, 1943 гг. посылали подарки для фронтовиков. Наличными деньгами с июня 1941 г. по ноябрь 1943 г. жителями Карачаевской автономной области было собрано 50 миллионов рублей и перечислено в фонд обороны страны. Тогда 1 танк стоил 135 тысяч рублей, следовательно, только на денежные средства, собранные в Карачаевской автономной области, было построено более 370 танков. 

Наряду с перечисленными фактами карачаевцы в годы войны спасали от смерти многих советских граждан - детей и взрослых. Так, например, в ауле Сары-Тюз мать шестерых детей, супруга фронтовика Койчуева Мухаммата - Нану, в августе-сентябре 1941 г. приняла в свою семью и содержала в доме семерых еврейских девочек 9-12 лет, эвакуированных из г. Житомира. Её соседи и родственники Койчуева Кулистан, Доюнова Ханымсат (которая отправила на фронт защищать Родину своих пятерых сыновей) принесли из дома для девочек матрацы, одеяла, подушки, постельное белье и устроили в одной из комнат дома Койчуевой Нану спальню, их кормили картошкой, карачаевским гырджыном (хлебом), хычынами, айраном, молоком, фруктами. За два месяца жизни у Нану и ее соседей истощенные дети поправились и окрепли. Они так привыкли к новой многодетной маме Нану, что при прощании обнимали ее, говорили со слезами: «Мы вас никогда не забудем, вы наша вторая мама». Это не единичный случай. В этот же период недалеко от дома Койчуевых, в семье Узденовых в этом же ауле жили 5 еврейских мальчиков. Они, мальчики и девочки, друг друга знали, часто встречались и играли вместе. 

Когда фронт приближался в горы, для этих и других детей жители аула Сары-Тюз организовали специальный обоз и через Мару, перевал Гум-Башы, отвезли в г. Кисловодск, для их дальнейшей эвакуации в глубокий тыл, так как нависла угроза оккупации Северного Кавказа. 

Основная масса карачаевцев в период фашистской оккупации, в меру своих сил и возможностей, боролась против врага, одни сражались в рядах партизан, другие всячески помогали партизанам и подпольщикам, саботировали распоряжения фашистского оккупационного режима.

Наряду с этим, в период оккупации территории Карачаевской автономной области, благодаря гуманизму, патриотизму и мужеству местного населения Карачая были спасены жизни многих патриотов, которых преследовали фашисты: эвакуированных детей евреев, военнопленных: русских, украинцев, казахов, киргизов и представителей других народов СССР, которых фашисты гнали на перевал.

Люди до сих пор хорошо помнят старосту аула Верхняя Мара Ачахмата Эбзеева, прятавшего у себя дома разведчика Мурата Хутова и чекиста Локмана Узденова, старост аулов Нижная Теберда Каншау Эбзеева, Сары-Тюза - Нория Мамчуева, защищавших интересы народа, атамана станицы Красногорской Мудалифа Айбазова, спасшего от расстрела ребят, помогавших местным партизанам и т.д.

Что касается детей, эвакуированных из временно оккупированных врагом районов Ленинграда, территорий Крыма, Белоруссии, Украины и т.д., то в Карачае проявили о них большую заботу. Они размещались в санаториях города Теберды, обучались в школах, в Карачаево-Черкесском педагогическом институте, а многие дети-евреи были усыновлены карачаевскими семьями и окружены родительской заботой. Так, работница детского санатория им. Розы Люксембург усыновила мальчика Колю. После освобождения от немецких захватчиков территории Карачаевской автономной области прилетел его отец на военном истребителе и увез сына. Сотрудница санатория им. Боброва Хаджат Гаппоева спасла мальчика-еврея и его мать Веру.

В 1957 г., когда карачаевцы вернулись на историческую родину, пастухи нашли в полузасыпанной яме останки людей. Они раскопали яму и обнаружили в полуистлевшей одежде исписанную тетрадку директора Ленинградского детского дома Анны Николаевны Одинцовой, которая сопровождала ребят. В ее дневнике были описаны трагические события о том, как они уходили от фашистов из дивизии «Эдельвейс», о том, как пастух-карачаевец Хусей Лайпанов на подступах к Клухорскому перевалу спас 45 детей-евреев, а сам при этом погиб. Работницы санатория им. Семашко Файруз Бибертовна и ее подруга Мадина спасли двух детей-близнецов – евреев. 

В период оккупации территории области (12 август 1942 г. – 10 январь 1943 г.) местные власти Преградненского района внедрили в немецкую полицию работника НКВД Азрета Байчорова, его брата Магомета, сестру Розу, чтобы они их обеспечили сведениями о намерениях фашистов. Они передавали местным властям в подполье самые различные тайные сведения. Однажды Азрет Байчоров спасает от фашистского произвола 53 детей, вырвавшихся из блокадного Ленинграда.  Они сами такое количество детей не смогли бы ни спрятать, ни прокормить, тем более работая у немцев. Поэтому они обращаются за помощью к самому мудрому и опытному человеку из аула Красный Карачай Чотчаеву Шамилю - активному участнику Первой мировой войны в составе Кавказской туземной дивизии. Шамиль пользовался в этих местах среди населения большим авторитетом.

Шамиль, услышав о детях, без колебания взялся помочь. Он для этого дела привлёк не только жителей двух аулов Красный Карачай и Хасаут Греческий, но и многих однофамильцев - Чотчаевых - из других населённых пунктов. Шамиль перед ними поставил задачу: во что бы то ни стало должны спасти всех детей. Все, к кому обратился Шамиль, узнав, что эти дети претерпели все беды в блокадном Ленинграде и что их ожидает смерть, если они попадут в руки фашистов, активно взялись помочь им. Часть детей они ночью отвезли в аул Красный Октябрь и раздали их по семьям: Узденову Чоппа, братьям Чотчаевым Найыбу, Хусею, Яхье, Идрису и Семенову Ахмату. Например, в Преградненском районе Кипкеева Мариям - мать четверых своих детей, взяла к себе домой троих детей-евреев из блокадного Ленинграда и смотрела за ними, как за своими. Однако нашёлся человек, который нашептал фашистам о том, что Мариям Кипкеева прячет их. Немцы Мариям Кипкееву, её родных четырёх детей и троих приёмных вывезли из села Хасаут Греческий на поляну и всех расстреляли. 

Остальных детей Шамиль и его помощники украдкой по лесным тропам отвезли в тебердинские санатории. Почти всех детей работники санаториев и жители Теберды забрали домой. Они воспитывали приёмных детей вплоть до выселения карачаевцев 2 ноября 1943 г. 

Байкулов Али Зулкарнаевич (1914-1971 гг.) до прихода немцев работал председателем сельсовета аула Нижняя Теберда. В период оккупации территории КАО фашистами был заместителем начальника штаба областного партизанского отряда «Мститель». Он много лет был женат на Алботовой Нюрджан, но детей у них не было. Али забрал девочку Люсю из санатория в Теберде, привез домой в Каменномост и передал своей супруге, сказав: «Ты же очень переживаешь, что у нас нет детей. Это будет наша дочка».  

Так карачаевская семья удочерила пятимесячную девочку-еврейку Люсю из Ленинграда. В 1943 г. она была эвакуирована из Ленинграда вместе с другими детьми. Нюрджан её растила как свою родную дочь. 2 ноября 1943 года на Карачай нагрянула  неожиданная беда. Женщины, дети, глубокие старики, вернувшиеся с фронта инвалиды Великой Отечественной войны без продовольствия, с минимумом вещей в течение двух часов были погружены в вагоны для перевозки скота и депортированы в Среднюю Азию и Казахстан. Сталинская тоталитарная система, вкупе с Берией и первым секретарём Ставропольского крайкома ВКП (б) Сусловым, безвинно обвинили карачаевский народ в немыслимых грехах - в массовом предательстве в период фашисткой оккупации. Новая мама - Нюрджан Алботова - сберегла Люсю даже в условиях ГУЛАГА в Киргизии тогда, когда в депортации от голода и эпидемий погибли 23 тысячи карачаевских детей. В условиях ГУЛАГА Нюрджан недоедала сама, нуждалась в одежде, но для дочки Люси она находила, чем её накормить, во что её одеть.

Нюрджан Байкулова с дочкой Люсей вместе со всем карачаевским народом, в 1957 г. вернулась на свою историческую родину. Они остановились в том же ауле Каменномост. Люся была 1943 года рождения. Вторая мама Люси - Нюрджан - умерла в 1993 г. Люся сегодня вспоминает свою вторую маму: «Она меня любила больше, чем свою родную дочь. Она меня – пятимесячного ребёнка – спасла от верной гибели, выходила, растила в неимоверно трудных условиях депортации, я для неё была смыслом всей жизни. Я вышла замуж за карачаевца. Но вскоре муж умер. Я одна растила двух сыновей. Сейчас они взрослые, являются отцами своих семейств. Я люблю карачаевцев, они добродушные люди. Сейчас не мыслю другой жизни без них. Да и сама стала карачаевкой». Она живет со своими новыми родственниками и в настоящее время в ауле Каменномост. 

В карачаевских аулах было немало карачаевских семей, которые прятали детей евреев из Ленинграда. Приведем несколько примеров. В ауле Карт-Джурт Узденов Хамит Адеевич (Хумуил), Чотчаев Магомет и т.д. Тамбиева Шамкыз и Тамбиева Мариям воспитывала еврейского мальчика Шурика со своими детьми. Каракетова Разымхан прятала у себя дома четырёх еврейских девушек-студенток: Филак Валентину, Стельмахову Ирину, Жирнову Анну, Польва Анну. Разымхан боялась за своих родных четырёх детей, что будет, если узнают немцы, но, несмотря на это, прятала их в огороде в землянке, завалив землянку початками кукурузы.

Семья Сеит-Батдала и Разимхан Чомаевых работала в школе аула Учкекен Малокарачаевского района. Он работал директором, а супруга учительницей. Когда началась война, Сеит-Батдал добровольно ушел на фронт. Разимхан одна воспитывала четырех детей. Когда в село привезли эвакуированных из Ленинграда детей, то многодетная мать взяла на воспитание ещё пятерых детей: русскую Анну Жернову, белоруску Валентину Бурун и др. Весь период оккупации мужественная мать кормила и воспитывала всех девятерых детей, не разделяя их на своих и чужих. Хотя фашисты не раз вызывали её на допрос, она их не выдала, спасла от верной гибели.

«И вовек не забудутся их выразительные, полные сострадания глаза, их старческие и молодые руки, которые давали мне выпить кружку айрана или съесть кусок лепешки, испеченной для своей (обычно многодетной) семьи. Если быть точнее, они давали мне шанс на спасение, на жизнь», - пишет о карачаевцах бывший детдомовец из Евпатории, чудом выживший в те суровые годы, писатель из города Ленинграда Юрий Логинов, который несколько раз приезжал в г. Теберду – к своим спасителям. Он умер недавно. Эти же факты подтверждает в своем письме Вера Михайловна Лакшина, бывший главврач санатория им. Н.К. Крупской. Она сообщает, что дети не умерли с голоду потому, что население окрестных аулов снабжало детские санатории продуктами питания. 

«Оставляем слабеющих детей в семьях горцев в аулах Верхняя Мара, Учкекен, Первомайский. Кормят нас горцы. Без их помощи нам бы не выжить», - писала в своем дневнике та же А.Н. Одинцова, сопровождавшая эвакуированных детей из блокадного Ленинграда.

Карачаевцы спасали от верной гибели не только детей, но и взрослых. Так, в период оккупации территории области фашистами в курорте Теберда семья Шамаила и Фердаус Холамлиевых спасла от неминуемой гибели сестер-евреек Брониславу, Фаину, Марию Гейдеман. Они приехали в Карачай в 1941 г., после эвакуации из города Киева. Бронислава устроилась на работу в госпиталь, а младшие сёстры учились в пединституте в г. Микоян-Шахар. В августе 1942 г., когда немцы дошли до Карачая, они решили вместе с госпиталем эвакуироваться вслед за частями Красной Армии в Сухуми. Но перейти через перевал Клухори не успели, немцы заняли Теберду. Их нашел в лесу сын Холамлиевых Мухтар, водитель грузовой автомашины. Он привез девушек домой. Все полгода оккупации они жили в этой семье. Их прятали в дальнем коше в ущелье Джамагат. Кто-то донес на Холамлиевых, но ни угроза, ни истязания не заставили их сдать фашистам новых дочерей. После депортации карачаевцев сёстры Гейдеман в 1944 г. оформили справку о том, как им спасла жизнь семья Холамлиевых. Справку подписал Представитель Верховного Совета Грузинской ССР по Клухорскому району. Они сняли копию с этой справки и заверили её у секретаря Курорт-Тебердинского госсовета Лещенко. Благодарные сёстры разыскали своих спасителей в ссылке в Средней Азии. Мария ездила к Холамлиевым в Киргизию и привезла им - своим спасителям - копию справки. Девочки Гейдеман долгое время жили в Киеве, не порывая связь, переписывались со своими спасателями. Их сейчас нет в живых. Однако подвиг семьи Холамлиевых не остался незамеченным. 2 февраля 1994 г. на заседании комиссии по определению Праведников мира при управлении по увековечению памяти жертв Холокоста Яд-Вашем, на основании приведенных перед ней свидетельств, было принято решение выразить благодарность и оказать почтение Шамаилу и Фердаус Халамлиевым и их сыновьям Мухтару и Султану, которые в годы Холокоста в Европе, рискуя жизнью, спасли евреев от преследований. Позже семье Холамлиевых была вручена медаль Праведников мира. Также их имя увековечено на доске Почёта на аллее Праведников мира, в музее Яд-Вашем в Израиле [12].

Кроме того, весь период оккупации в доме Хадижат Канаматовой в Теберде скрывалась учительница из Днепропетровска, еврейка Софья Абрамовна Голод. После войны она вернулась к себе на родину, долгое время держала тесную связь с семьей Канаматовых.

Жительницы аула Сары-Тюз Аджиева Хабибат Аубекировна, впоследствии директор местной школы, Заслуженный учитель школ РСФСР, кавалер ордена Ленина, Депутат Верховного Совета СССР и её брат Умар также в период немецко-фашистской оккупации приютили у себя дома следователя Карачаевской областной прокуратуры, еврейку по национальности, и её семью – мать и двух её дочерей. Но кто-то донёс немцам на Хабибат Аубекировну, которой грозила расправа «за укрывательство евреев», и она непременно была бы расстреляна, если бы не заступничество Нория Мамчуева, которого немцы назначили старостой аула Сары-Тюз [11].

В 1942-1943 гг. в ауле Старая Джегута местный житель Салпагаров Магомед Сарыевич спас еврейскую семью [11]. Житель города Усть-Джегута Мусса Узденов в 1942 г. спас еврейского юношу, назвав своим родственникам. Супруга горного инженера Чеккуева Махмуда, ушедшего добровольцем на фронт, погибшего в 1942 г., в период фашистской оккупации в Микоян-Шахаре прятала у себя дома еврейку Розалию Вульфовну Юровскую, эвакуированную из Ставрополя. В ауле Старая Джегута карачаевец Кады Бытдаев, рискуя жизнью, прятал в своем доме четырех пленных красноармейцев и шесть детей-евреев.

Одна из них, Зинайда Пенхасова, теперь уже по фамилии мужа Сигаль, в своей книге воспоминаний «С любовью…» пишет, что в Микоян-Шахаре (ныне г. Карачаевск - прим. А.К.) прошло её детство. «Коренным населением Микоян-Шахара были карачаевцы - честные, доброжелательные, порядочные люди. Вся моя семья знала карачаевский язык» [4].

Относительно своего спасателя в период оккупации территории Карачаевской автономной области фашистами она пишет: «Захария (она думала, что так зовут замначальника полицейской управы аула Джегута Джегутинского района, а на самом деле его звали Кады Бытдаев - прим. А.К.) был удивительным человеком. С его помощью в ауле пережили опасное время несколько еврейских семей. Он не выдал ни одного коммуниста и комсомольца, ни одной семьи командиров Красной Армии. Он мог обидеться на Советскую власть, но он оказался верен своей Родине, своему народу, прошу простить за высокопарность, но я не могу иначе писать о нём. Что ожидало бы нашу семью, если бы он не помог нам… Итак, ночью мы ушли в аул Джегута, а наутро в десять часов, не дождавшись машин-душегубок из города Черкесска, всех, кто, как и мы были на учёте в полицейском участке, вывели за ограду церкви (имеется в виду мечеть - прим. А.К.) и расстреляли. Таким образом, мы спаслись чудом» [4, С. 23-24].

Так, Кады Батдыев спас не только Зинаиду Пенхасову, но и всех членов её семьи: Пенхасова Федора Яковлевича, племянника отца, Марию Яковлевну Пенхасову, племянницу отца. Пенхасову Райсу Фёдоровну, младшую сестру отца, Пенхасову Намио Яковлевну - тётю Зинаиды Пенхасовой, Лизавету Ароновну, сестру отца. Всего 6 человек. 

У Иссали Лайпанова с супругой Даум Салпагаровой, жителей аула Кызыл-Уруп Преградненского района, было пятеро детей: дочки Айшат, Халимат, Алачыкъ, Байдымат и сын Магомет. В начале Великой Отечественной войны Иссали узнал от своего друга Андрея из станицы Кардоникской о том, что в Преградненский район прибыли эвакуированные еврейские дети. Семья Лайпановых приютила у себя девочку-еврейку Любовь Стругацкую 15-16 лет, сверстницу своих младших дочерей. Когда пришли немцы, они повсюду искали коммунистов, комсомольцев и евреев. И некий доносчик, желая выслужиться перед новой властью, рассказал немцам о «пополнении» в семье Лайпановых. 

В село из станицы Преградной на бричке приехал немецкий офицер с двумя солдатами-румынами. Они стали искать среди детей Иссали и Даум еврейскую девочку. По счастливому стечению обстоятельств одна из дочерей Иссали, Халимат, была в тот момент на пасеке вдали от аула. И семья Иссали Любу выдала за Халимат, которая тоже была брюнеткой. «Это мои дети!» - сказала фашистам Даум. Гитлеровцы устроили допрос с пристрастием, тем не менее ничего не добились от Лайпановых. У них забрали кур, яиц и уехали. С пасеки вернулся Иссали с дочерью Халимат. Узнав о случившемся, он оставил Халимат дома и тайно увёз Любу на пасеку. Доносчик не унимался. Через неделю гитлеровцы снова нагрянули, на этот раз с переводчиком. Проверили всех детей на знание карачаевского языка. Стали кричать на Даум. Затем её с девочками повезли на допрос в комендатуру и через некоторое время отпустили. Так Иссали и его семье с риском для жизни удалось спасти еврейскую девочку от гибели. 

Когда пришли советские части, Люба Стругацкая осталась жить у Лайпановых в Кызыл-Урупе, став их дочерью. Однажды семья приёмных родителей уехала навестить родню в аул Джегута, а Люба Стругацкая осталась дома. Неожиданно нагрянула депортация карачаевского народа, спасителей еврейской девочки погрузили в телячьи вагоны и увезли в Среднюю Азию. Лайпановы на протяжении 14 лет не имели никаких сведений о приёмной дочери. В 1957 году семья Лайпановых вернулась на Кавказ без Иссали, отца семейства, и дочери Халимат. Они умерли в депортации, а Даум, мать семейства, вернулась больной. Однажды в Кызыл-Уруп на подводе-линейке приехала молодая женщина. Дочери Иссали были на улице. Приехавшая пристально посмотрела на одну из них и сказала: «Айшат, ты меня не узнала?» Это была Любовь Моисеевна Стругацкая. Сёстры оторопели, а потом бросились к ней в объятия. Оказалось, что приёмная дочь Лайпановых в 1957 г. работала председателем сельсовета станицы Преградной того же района. Она искала свою вторую семью по спискам прибывших из депортации, но Иссалия в списках не нашла, нашла его сына Магомета. Когда её привели к Даум, Люба, рыдая, целовала её, называла мамой. Помня то добро, которое для неё сделали Лайпановы, Стругацкая потом много лет опекало семью своих спасителей [3].

Много и других карачаевцев, которые в тяжелое для всего советского народа время спасли жизнь, по нашим сведениям, более 200 человек - детей, взрослых, красноармейцев - евреев. Мы обо всех остальных подобных фактах спасения карачаевцами эвакуированных детей и взрослых евреев, русских, украинцев, белорусов, казахов, киргизов и других национальностей, пока ещё не знаем, так как они стараются не афишировать свои благородные поступки. Сколько лет прошло с тех пор. Но они об этом не кричали, не трубили, так как не думали, что они совершили героические поступки, считали, что они поступают по-человечески, по-горски, выполняли свой интернациональный долг. Сделали то, что бы сделали и русские, и евреи, и другие народы, окажись на их месте.

В заключение следует подчеркнуть, что активное участие карачаевцев в Великой Отечественной войне, участие их во всех крупнейших сражениях Советской Армии против фашистов, многочисленные героические подвиги на фронтах войны, наличие 11 героев Советского Союза и Российской Федерации (на 80-тысячный карачаевский народ в 1940 г.), 7 человек командовали партизанскими отрядами на территориях Белоруссии, Украины и Словакии, 9 тысяч карачаевцев положили свои головы на алтарь Победы над фашизмом, массовая поддержка карачаевцами-тыловиками фронтовиков: денежными средствами, продуктами продовольствия, тёплой одеждой и обмундированием, спасение сотен детей и взрослых-евреев, пленных красноармейцев - можно утверждать, что это и есть настоящий интернационализм по-карачаевски.

Койчуев А.Д., 
доктор исторических наук, профессор КЧГУ им. У.Д. Алиева

Источники информации:

1. Айдаболов Б. Узденов Д. «Это мои дети!» // газета «Къарачай». 2017. 17 мая.
2. Алиева С.К. Помощь тыла фронту в годы Великой Отечественной войны. Карачаевск. Изд. КЧГПУ. 2002. С. 11-12.
3. Газета «День республики». 2017. 2 марта. 
4. Зинаида Сигал. Книга «С любовью…». Ростов-на-Дону. Типография ООО «Югполиграф». 2012. С. 12, 23-24.
5.Из уст дочери Койчуевой Нану - Муслимат Джабаевой и внучки Доюновой Ханымсат – Койчуевой Апалистан. 26 мая 2012 г. 
6. Койчуев А.Д. Карачаевская автономная область в годы Великой Отечественной войны. Ростов-на-Дону. Изд. РГПУ. 1998. С. 305.
7. Койчуев А.Д. Славные сыны Карачая. Карачаевск. Изд. КЧГПУ. 1998. С. 109.
8. Койчуев А.Д. Не считая за подвиг // газета «Экпресс-почта». Черкесск. 2010. 21 апреля.
9. Логинов Ю. Боль моя, Карачай // Газета «Социалистическая индустрия». М. 1989. 14 июня.
10. Люченко Д.С. Основные итоги и уроки второй мировой войны // Великая Победа. Итоги и уроки. Санкт-Петербург-Пушкин. 2006. С. 223-224.
11. Михайлова Ольга. Праведники народов мира // День республики. 2018. 30 января.
12. На основании документов, хранящихся у их близкого родственника Магомеда Холамлиева, преподавателя КЧГУ. 
13. Подсчитано автором по материалам Карачаево-Черкесской республиканской «Книги памяти». Черкесск. Обл. кн. изд. 1995.


(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет