Translit
192-летие со дня вхождения Балкарии в состав Российской империи
11.01.2019
0
3573
В этом году исполняется 192 года со дня вхождения Балкарии в состав России. Однако контакты представителей Российской Империи с балкарцами имеют более давнюю историю.
Для успешного продвижения своей политики в Закавказье, в Грузиии в первую очередь, России необходимо было налаживать связи с Балкарией, которая к тому времени представляла собой вполне оформившуюся политическую общность, называемую «Беш Тау Эль» - Пять горских обществ.
Впервые в русских документах имя балкарского народа появляется в 1629 году. В январе месяце терский воевода И.А. Дашков сообщает в Москву, что в местности, где живут балкары, имеются залежи серебряной руды.
В 1636 году имеретинский царь Леван II посылает посольство к русскому двору, а в ответ на это в 1639 году в Имеретию отправляются послы Москвы - Павел Захарьев, Федот Баженов.
Показав свои посольские грамоты, Елчин, Захарьев и Баженов пробыли 15 дней в гостеприимной семье карачаевских князей из рода Крымшаухаловых, которые жили недалеко от современного города Тырныауз в Баксанском ущелье в ауле Эль-Джурт. Отсюда русские послы отправились в Сванетию и далее к имеретинскому царю.
Следующее посольство русского царя прошло в Грузию в 1651 году через Верхнюю Балкарию, по реке Сукан-суу и далее. Послов Н.С. Толочанова и А.И. Иевлева радушно встречал и снабдил провиантом, вьючными животными и проводниками балкарский князь Артутай Айдаболов.
В 1658 году в Москву направлялось посольство во главе с грузинским царем Таймуразом для налаживания русско-грузинских связей. Путь Таймураза пролегал через Балкарию, где к его свите примкнула балкарская депутация во главе с князем Артутаем Айдаболовым. В Москве он был радушно принят в Грановитой палате Кремля государем Алексеем Михайловичем наравне с Таймуразом и получил в подарок 40 соболей.
Через 35 лет после этих событий в Москву пробирается опальный имеретинский царь Арчил. 28-го ноября 1693 г. русскому начальству в Астрахани стало известно, что Арчил был пленен, а затем бежал и скрылся в страну Балкар при истоках Малки. В своем письме от 15 апреля 1694 года Арчил писал Терскому воеводе, что находится в Балкаре и чтобы его оттуда вывели. В письме от 20 мая 1696 года Арчил подробно описывает великим наследникам-самодержцам России Иоану Алексеевичу и Петру Алексеевичу, как все с ним случилось. В сентябре месяце Арчил был вывезен из Балкарии.
Общества Чегем, Харачай, Малкар и другие известны и в документах 1747, 1753, 1757, 1760 гг.
В 1779-1783 гг. по Кавказу путешествовал Якоб Рейнеггс, который отождествил дигоров с болгарами - утигорами, отметил общество Орусбий в Баксанском ущелье. В 1793-1794 гг. о балкарцах упоминают в своих записках академик П.С. Паллас и Ян Потоцкий.
В 1773 году академик И. Гюльденштедт оставил подробное описание селений, нравов, обычаев, экономики и хозяйства Балкарии. То же самое в 1802 году сделал академик Ю. Клапрот.
Дальнейшие русско-балкарские отношения приводят к тому, что в 1781 году балкарцы, соседствующие с дигорцами, вместе с представителями 47 дигорских селений приняли подданство России.
Однако не все балкарцы тогда приняли русское подданство. Поэтому балкарские ущелья, как свободные зоны, при погромах А.П. Ермолова - начальника Кавказской линии, - служили убежищем для многих, не согласных с политикой царской России на Северном Кавказе. Генерал Ермолов категорически запрещал непокорным бунтарям убегать и расселяться в Балкарии и Карачае, которые не были подвластны России.
В целях покорения этих областей и разгрома, бежавших от Ермолова отрядов, в Балкарии и Карачае многие населенные пункты сжигались дотла и грабились беспощадно. Сам Ермолов отмечал, что ему не раз приходилось на четвереньках пробираться по утесам верховьев рек Чегем, Баксан и Кубань. Российское правительство в своей политике на Кавказе наряду с военными применяло и экономические рычаги воздействия на горцев с целью призвать их к покорности и принять в подданство. К этому времени из Петербурга в адрес командования русской армией была послана директива о разделении всех народов Кавказа на «непокорных» и «мирных», а последних «привести к присяге и взять от них аманатов». Для «непокорных» и «мирных» горцев российскими властями были созданы различные условия в торговле и землепользовании. К примеру, для так называемых «мирных» горцев русские власти установили цену на соль в размере 2 рубля за пуд, в то время как для «непокорных» - 4 рубля. В одном из документов 1820 года отмечается «…для горцев – болкарцев, холамов, чегемов и карачаевцев отпускаем соль с соляных магазинов по цене 4 рубля, а для кабардинцев – по 2 рубля. Но кабардинцы, скупая соль поболее надобного, продают его по 4 рубля тем же указанным горцам».
В конечном итоге усиленная пропаганда силы и мощи России возымели действие: 11 января 1827 г. в Ставрополь приехала балкарско-дигорская депутация - по одному представителю от каждой княжеской фамилии. Эта депутация просила принять их в подданство России. Главнокомандующий царскими войсками на Северном Кавказе генерал Эмануэль в январе 1827 года принял присягу балкарских и дигорских таубиев, о чем и доложил Николаю I.
ПРОШЕНИЕ
О ВСТУПЛЕНИИ БАЛКАРИИ И ДИГОРИИ В СОСТАВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Генваря 11 дня 1827 года
1. Список испрошения, в переводе с турецкого языка.
Его Превосходительству Командующему Войсками на Кавказской линии, Черномории и Областному начальнику господину генерал-лейтенанту и Кавалеру Емануэлю.
Мы, нижеподписавшиеся, уполномоченные старшины, от народа [У]Русбиевцов - Мурзакул [У]Русбиев, от Чегемцев - Кельмамбет Баймурзов, от Хуламцов и Бизинги - Магомет Шакманов, от Балкарцев - Арсланаджи Жанхотов, от дигорцев - Касай Кубатиев, Давлетука Абисалов, Бинагер Карабугоков, Соза Соватов и Татархан Туганов, были отправлены к Вашему Превосходительству, для испрошения покровительства и защиты ВСЕРОССИЙСКОГО ВЕЛИКОГО ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ ПАВЛОВИЧА, яко поставленного от него наместника, с тем, что ежели сие наше прошение принято будет, то как мы, равно и весь народ, за отдачею уж Аманатов - детей наших, принять и на верность подданства присягу Всероссийскому Великому Государю Императору НИКОЛАЮ ПАВЛОВИЧУ и наследнику Его Государю Великому Князю АЛЕКСАНДРУ НИКОЛАЕВИЧУ, а затем будем, ежели и на службу ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА есть ли в них мы востребованы будем, на что и имеем ожидать решения Вашего Превосходительства.
Генваря 11 дня 1827-го года.
По подлинному переводу значится, за неумением нами никакой грамоты присланные от упомянутых народов посланники: Старшины Мурзакул [У]Русбиев, Кельмамбет Баймурзов, Магомет Шакманов, Арсланаджи Жанхотов, КасайКубатиев, Давлетука Абисалов, Бинагер Карабугоков, Соза Саватов и Татархан Туганов приложили перстами черные знаки.
Верно - генерал-лейтенант Емануэль [подпись - автограф] *.
В своем Прошении о вступлении в состав России балкарцы и дигорцы ставили условие, чтобы русским правительством были сохранены все их древние права на владение землей и народные обычаи, свободное исповедание мусульманской веры и разбирательство дел по шариату, получение владельцами издавна установленной с подданных дани и освобождение их от обязательного рекрутского набора.
«Генерал Емануэль привел балкарцев и дигорцев к присяге и письменно обещал ходатайствовать перед государем о сохранении за ними всего того, о чем они просили. Обо всем происшедшем генерал Емануэль донес командующему кавказской армией генерал-адъютанту Паскевичу, а тот довел до сведения императора Николая I.
Второго мая 1827 года начальник главного штаба Дибич уведомил Паскевича о том, что государь с удовольствием узнал о подданстве горцев и приписал это событие «благоразумным мерам и кроткому с сими горцами обхождению генерал-лейтенанта Емануэля».
Условия договора 1827 года были подтверждены делегации балкарских князей во время их визита к российскому императору в 1852 году. В докладной записке канцелярии военного министра от 22 апреля 1852 года министру о дозволении прибыть в Санкт-Петербург депутации от горских обществ Балкарии записано: «...Поименованные племена, по засвидетельствованию начальника Кавказской линии, отличаются постоянной преданностью правительству и примерным повиновением местным властям...».
Балкарцы раз присягнув в верности России, никогда не нарушали своей присяги. Россия в свою очередь гарантировала Балкарии целостность территории, сохранение внутреннего самоуправления и судопроизводства, неприкосновенность исповедуемой религии и обычаев, освобождала от уплаты податей, сохраняла право ношения оружия и ввиду малочисленности народа обещала не призывать рекрутов из числа балкарцев в течение определенного времени. И следует заметить, что свои обещания Россия выполняла до прихода к власти большевиков, а после революции обязательства прежнего государства уже ничего не значили и не только для балкарцев, но и для всего мира.
Использованная литература:
1. «История Балкарии и Карачая в трудах Исмаила Мизиева»
2. Статья Бузжигита Кучмезова в журнале «Аланы»
3. Кудашев В.Н. «Исторические сведения о кабардинском народе». Нальчик, Эльбрус, 1991 г.
4. Газета «БАЛКАРИЯ» №4 (26), Май 2007 года
5. Будаев Н.М. Очерки политической истории народов Северного Кавказа в XVI – XX вв.
Комментариев нет