Расширенный поиск
18 Августа  2018 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Адамны бетине къарама, адетине къара.
  • Танг атмайма десе да, кюн къоярыкъ тюйюлдю.
  • Телиге акъыл салгъандан эсе, ёлгеннге джан салырса.
  • Ачны эсинде – аш.
  • Тюкюрюк баш джармаз, налат кёз чыгъармаз!
  • Тенгни тенглиги джашай барсанг билинир.
  • Иги джашны ышаны – аз сёлешиб, кёб тынгылар.
  • Чёбню кёлтюрсенг, тюбюнден сёз чыгъар.
  • Хар сёзню орну барды.
  • Аш хазыр болса, иш харам болур.
  • Къызбайны юйюне дери сюрсенг, батыр болур.
  • Къыйынлы джети элге оноу этер.
  • Уллу атлама – абынырса, уллу къабма – къарылырса.
  • Этек чакъмакълары баш джаргъан, сёлешген сёзлери таш джаргъан.
  • Чабар ат – джетген къыз.
  • Хоншуну тауугъу къаз кёрюнюр, келини къыз кёрюнюр.
  • Ишлегенден, къарагъан уста.
  • Ата Джуртун танымагъан, атасын да танымаз.
  • Тин – байлыгъынг, терен саулугъунг.
  • Атлыны кёрсе, джаяуну буту талыр.
  • Сыфатында болмагъаны, суратында болмаз.
  • Рысхы джалгъанды: келген да этер, кетген да этер.
  • Аджашхан тёгерек айланыр.
  • Ашыкъгъанны этеги бутуна чырмалыр.
  • Тилчи бир сагъатха айлыкъ хата этер.
  • Кёл ашады да, кеси ашады.
  • Аш иеси бла татлыды.
  • Телини эшигин, махтау джабар.
  • Билим – акъылны чырагъы.
  • Асхат ашлыкъ сата, юйдегиси ачдан къата.
  • Шекер бла туз – бир болмаз, ушамагъан – юй болмаз.
  • Элиб деген, элге болушур.
  • Ёлген ийнек сютлю болур.
  • Тамчы таш тешер.
  • Джарашыу сюйген – джалынчакъ.
  • Керилген да, ургъан кибикди.
  • Байлыкъ болгъан джерде, тынчлыкъ джокъду.
  • Адамгъа аман кюн соруб келмейди.
  • Аллахдан тилесенг, кёб тиле.
  • Къарнынг бла ёч алма.
  • Джашлыкъ этмеген, башлыкъ этмез.
  • Юй ишлеген балта эшикде къалыр.
  • Аманнга да, игиге да оноусуз къатышма.
  • Адамны джюреги нени кёрюрге сюйсе, кёзю да аны кёрюрге ёч болады.
  • Акъыллы – эл иеси, тели – эл баласы.
  • Джашда акъыл джокъ, къартда къарыу джокъ.
  • Байдан умут эте, джарлыдан ёгюз багъасы къорады.
  • Чомартны къолу берекет.
  • Халкъгъа джарагъан, джарлы къалмаз.
  • Мени джылытмагъан кюн, меннге тиймесин!

Из прошлого карачаево-балкарского народа

04.02.2018 0 1227  Брацун Е.
Брацун (Бакаев) Е.В. 
историк, к.и.н., г. Краснодар

Из прошлого карачаево-балкарского народа
(по документам Северо-Осетинского Государственного архива)

Центральный Государственный архив Республики Северная Осетия-Алания (ЦГА РСО-А), находящийся в г. Владикавказе, содержит в своих фондах десятки тысяч архивных единиц хранения, содержащих ценную информации по истории народов Северного Кавказа. 

Весомая часть документов посвящена истории карачаево-балкарского народа. Особенно широко представлен период истории XIX-начала XX вв. 

В ходе проведенных нами в 2017 г. архивных изысканий было выявлено несколько архивных дел, документы из которых ранее не публиковались и оставались малоизвестными даже узкому кругу специалистов по истории карачаевцев и балкарцев. Пользуясь случаем и возможностью, публикуем часть документов из заинтересовавших нас дел. 




1. Дело по иску Хусейна Тебердиева к братьям Джаппуевым

Согласно устной традиции карачаевцев и балкарцев, Баксанское ущелье после ухода из него карачаевцев, было вновь заселено выходцами из разных ущелий Балкарии [1]. Согласно фольклорным данным «пионерами» среди переселенцев-балкарцев были князья Урусбиевы, их уздени и крестьяне и некоторые другие близкие к ним фамилии. Это, например, фамилии Джаппуевых, Тиловых, Геккиевых и Курдановых [2]. Прилагаемый ниже документ позволит не только осветить один из рядовых случаев из жизни Баксанского общества конца XIX в., но и осветит представление балкарцев о событиях, связанных с ранней историей:

§ 1-1

Управление Нальчикского округа Терской области.
Начальнику Терской области.

1 Апреля 1888 г.

Рапорт

Согласно § 61 времен. правил для Горских словесн. судов, честь имею представить на рассмотрение Вашего Превосходительства апелляционное прошение жителей Урусбиевского общества Хачерета, Канбулата, Биазруко и Иналуко Джапуевых  с приложением выписки из настольного журнала и подлинного дела за № 748/85. 
Подполковник [ПОДПИСЬ].
ЦГА РСО-А. Ф. 12. Оп. 3. Д.39.  Л.1.

§1-2

Выписка 
из настольного журнала временного отделения Нальчикского горского словесного суда.
За 1888 год.

1888 года Марта 1
№ по порядку 261.

Содержание жалоб и просьб, справки, показания: истца, ответчика и свидетелей
Дело № 748/85 г.

Урусбиевец Хусейн Тебердиев в прошении от 18 Апреля 1885 г. и лично в суде объявил, что пять лет тому назад односельцы его Хачирет, Камбулат, Биазурко и Иналук Джаппуевы завладели участком земли, который принадлежит ему, и возводят на этом участке постройки и огороды, и просит о возврате ему этого участка, сославшись в доказательство того, что участок передан был ему и принадлежал односельцу ныне умершему Чепелеу Урусбиеву на свидетелей односельцев: Шаухал Урусбиева, Мурзабека Тебуева, Кокез Джаппуева, Чара [?] Бадоева, Хасаутовцев Кизил Эфендиева и Туган Гузулова. 

Ответчики Урусбиевцы: Хажирет, Камбулат, Биазурко и Иналук Джаппуевы заявили, что они пользуются участком земли, прилегающем к их земле. Это старое русло реки. Они считали его и около пяти лет владеют им и устроили там конюшню и огороды. Они считают это место совершенно свободным и никому не принадлежащим кроме них.

Свидетели Урусбиевцы Шаухал Урусбиев, Марзабек Тебуев и Кокез Джаппуев под присягой показали, что то место, которое ныне занято ответчиками братьями Джаппуевыми, входило в состав владений, принадлежащих Картлыковым, от которых оно было отобрано Урусбиевыми как собственниками, причем первые два свидетеля утверждали, что указанное место умершим Чепелеу Урусбиевым отдано в пользование братьям Тебердиевым, а третий не подтверждал этого[,] высказал, что место это входило в состав доли одного из братьев Картлыковых, у которого[,] оно не было отобрано Урусбиевыми и на этом основании утверждает, что ни Тебердиев[,] ни ответчики не имеют права пользования. Свидетели заявили об удовлетворении за путевые расходы до Урусбиевского общества, полагая в один путь 80 верст. Подлинное подписал председательствующий [ПОДПИСЬ].

С подлинным верно. Председательствующий во временном отделении [ПОДПИСЬ].

Суд постановил: признать за Урусбиевцем Хусейн Тебердиевым право пользования спорным местом преимущественно перед завладевшими им братьями: Хажирет, Камбулат, Биазурко и Иналуко Джаппуевыми, так как двумя присяжными показаниями удостоверено, что участок этот[,] будучи собственностью Урусбиевых, передан в пользование Тебердиевых, и предложить Джаппуевым очистить таковой для передачи Тебердиевым, если не войдут в соглашение, в продолжение лета, воспретив им пастьбы и устройства огородов на нем. Свидетелей Урусбиевцев Шамхол Урусбиева, Морзабек Тебуева и Кокез Джаппуева удовлетворить за путевые расходы по 5 р. 80 к. каждому за счет братьев Джаппуевых. 

Подлинное подписали судьи: Поручик Х. Урусбиев, Юнкер Али Барасбиев и председательствующий [ПОДПИСЬ].
ЦГА РСО-А. Ф. 12. Оп. 3. Д .39. Л. 2-3 об.


§ 1-3

Г-ну Начальнику Нальчикского округа

Жителей Урусбиевского общества 
Хачерета, Канбулата, Биазруко и Иналуко Джаппуевых 

Апелляционное прошение

Односелец наш Хусейн Тебердиев предъявил во Временное отделение Нальчикского Горского Словесного суда иск, что будто бы мы завладели частью его земли, в чем и указали свидетелей Шаухала Урусбиева и Мурзабека Тебуева, которые при допросе претензию Тебердиева подтвердили, даже присягою; между прочим, означенных свидетелей мы справедливыми свидетелями не признаем: первого по его подкупности, а второго как претендателя наравне с Тебердиевым, живущего в одной с ним местности и даже об нем есть дела в суде; но все-таки суд постановил предъявленную Тебердиевыми землю от построек очистить и передать сему Тебердиеву, если только мы не войдем с ним в соглашение. Решение это мы считаем несправедливым по нижеследующим причинам[,] а именно:

1е) Мы, Джаппуевы, совместно с Урубиевыми первые основатели Урусбиевского общества, разработали необходимые для нас земли, затем стали прибывать к нам другие фамилии[,] в числе которых прибыл и Тебердиев после 6-ти или более колен Джаппуевых, скитались по разным местам Баксанского ущелья, не приобретя себе нигде собственной земли, каковой и в настоящее время не имеют, кроме арендуемой у Урусбиевых.
 
2е) претендуемая Тебердиевым земля не имеет никаких удобств, т.е. ни сенокоса, ни пахоты, ни пастьбы, а составляла и теперь составляет сплошную массу камня или, просто сказать, прежнее русло реки Баксан, в настоящее же время осушенная эта местность как общественная и не к чему не удобная по просьбе нашей и других пяти дворов обществом указана нам под постройки кошей, так как тут же неподалеку находятся наши пахотные места и далее отчасти домашние сенокосы; границы каждому двору по определению почетных стариков, в числе которых состояли Чамай Геккиев и Нух Байзулов, и по приказанию сельского старшины были указаны доверенными Бара Курдановым и Хаджимурзою Бекаевым, в чем могут быть свидетели: Адух Тилов, Асланбек Тилов, Тарвай Геккиев, Айдарук Байдаев, Сусляй Хуламлиев, Якуб Малкаров, Ахмат Анахаев, Джопай Хаджиев и многие другие.

3е) За очистку местности от камня, постройку кошей и укрепление берегов р. Баксана мы израсходовали, кроме нашего физического труда, двести двадцать руб. на наем вольно рабочих каменщиков – Балкарцев [4], и этот труд наш продолжается уже восьмой год, несмотря на то, что вся эта местность составляет гораздо менее десятины и притом вымощенной самой природой мостовой.

Обо всем вышеизложенном доводя до сведения Вашего Высокоблагородия и представляя копию постановления Временного отделения Нальчикского Горского Словесного суда от 1 Марта сего года за № 261м покорнейше просим Вашего распоряжения об отмене означенного постановления и о предложении Временному отделению суда разобрать это дело вновь с вызовом всех вышеупомянутых двенадцати свидетелей, вызванных [?] нами от нескольких фамилий. Настоящее прошение подать по адресу мы доверяем Хачерету Джапуеву. В том и подписуемся Канбулат, Биазруко Иналуко Джапуевы, а вместо них неграмотных по личной просьбе расписался Науруз Урусбиев. Хачерет Джапуев [ОТПЕЧАТОК ПАЛЬЦА]

10 Марта 1888 года 
сел. Урусбиева. 
ЦГА РСО-А. Ф. 12. Оп. 3. Д.39. Л.5-6 об.

2. Дело о принятии православия корнетом Келеметовым

В статье известного балкарского историка Баразбиева М.И. «Карачаево-балкарские аристократы – ветераны Собственного Его Императорского Величества Конвоя» имеется следующий отрывок:

«Келеметов Исхак Кучукович (1827–?), корнет, из таубиев Чегемского общества Балкарии. В 1847 г. в возрасте 20 лет был аманатом в крепости Нальчик. На службу в Лейб-Гвардии Кавказско-Горский полуэскадрон поступил оруженосцем 21 июля 1848 г. Полуэскадрон покинул в чине корнета 19 августа 1852 г. Можно отметить, что перед поступлением на военную службу у Исхака Келеметова было право выбора между Лейб-Гвардии Кавказско-Горским полуэскадроном и Кавказско-конно-горским дивизионом, располагавшимся в Варшаве. По соображениям престижности службы в гвардии, в Санкт-Петербурге таубий Келеметов выбрал Лейб-Гвардии Кавказско-Горский полуэскадрон. В 1856 г. Исхак Келеметов состоял на службе во 2-м Волгском казачьем полку. К сожалению, на данный момент сведениями о дальнейшей судьбе корнета Келеметова мы не располагаем».

По всей видимости, нижеприведенные документы, относятся к биографии именно этого представителя княжеского рода Келеметовых: 

§ 2-1.

Исправляющему должность Наказного Атамана 
Терского Казачьего войска 
Господину Генерал-Майору и Кавалеру Попандупало

Командира 1-й бригады Полковника Суходольского

Рапорт

Поданное на Высочайшее Его Императорского Величества имя прошение прикомандированным к вверенной мне бригаде Корнетом Келиметовым с значащимися в оной приложениями и при сем к Вашему Превосходительству представляя, - честь имею покорнейше просить благосклонного ходатайства о переименовании Его в соответствующий казачий чин и зачисления с потомством навсегда в казачье сословие по изложенным в просьбе его причинам, по будущему почтить меня предписанием. 

19 Марта 1861 года
Ст. Есентукская. 
ЦГА РСО-А. Ф. 16. Оп. 1. Д. 35. Л. 1-1об.

§ 2-2

По титулу.
Просит прикомандированный к 1й бригаде Терского казачьего войска 
Корнет Илья Васильев сын Кеметов о нижеследующем.

На пред сего я имел жительство при отце моем Чеченского [так в тексте, верно «Чегемского»] племени Таубие или первостепенном уздене Кумухо, от коль в 1848 году поступил на службу ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА Лейб-Гвардии в Кавказско-Горский полуэскадрон оруженосцем; в 1850 году Сентября 5го произведен Юнкером в том же Полуэскадроне, а в 1852 г. Апреля 19 произведен в Корнеты с зачислением по кавалерии и, не желая остаться без службы, на основании приказа Господина военного министра от 20 Сентября 1853 года №45 прикомандирован для таковой службы к 7 /ныне 1/ бригады Терского казачьего войска ко 2му Волгскому казачьему полку 1853 г. Августа 15, где и по настоящее время продолжаю оную прикомандированным в числе Азиатских офицеров; убедясь душевным сочувствием в течение службы моей ВАШЕМУ ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ в существе благочестивых действий Греко-Российской Православной веры, и, чтобы [д]оказать истинное верование в Православие и быть ревностно преданным и слугою Российскому престолу и Отечеству его, я, в 1853 году и принял Христианскую веру, и по Священному обряду ее окрещен священником Кубанского Егерского полка Василием Ивановым; видно из прилагаемого при сем метрического свидетельства за № 50, а в 185[н/ч] году вступил в законный брак с девицею дочерью Пятигорского 3й гильдии купца Ивана Аракчиева Александрою; по таком принятии моем Христианской веры и продолжении службы прикомандированным к 1й бригаде более семи лет, на основании приказа Г. Военного Министра состоявшегося по управлению иррегулярных войск от 7 Августа 1860 года № 185, имею ревностное желание продолжать службу Вашего Императорского Величества зачисленным в казачье сословие с потомством навсегда с переименованием в соответствующий казачий чин, в 1-й бригаде в коей ныне состою прикомандированным, поднеся у сего подписку мою и формулярный о службе моей список Всеподданнейше прошу к сему: 

Дабы повелено было сие мое прошение мое принять и меня в 1ю бригаду Терского казачьего войска с потомством навсегда зачислить. Ст. Есентукская Февраля 15 дня 1861 года. К поданию надлежит по команде. Прошение сие со слов просителя переписывал писарь полкового правления 1-й бригады Терского казачьего войска урядник Филип Павлов сын Чернов. Прошению прикомандированный к 1-й бригаде Терского казачьего войска, 2 Волгскому полку Илья Васильев Келеметов, а по безграмотству его по личной и рукоданной просьбе писарь полкового правления 1й бригады Терского казачьего войска, урядник Семен Николаев Вастреков руку приложил.

Верно: Старший Адъютант, Есаул [ПОДПИСЬ]. 
ЦГА РСО-А. Ф. 16. Оп. 1. Д. 35. ЛЛ. 3-4.

§ 2-3

Господину Исправляющему должность 
Наказного Атамана Терского казачьего войска.

Август 1861 г.

Исправляющий должность Дежурного Генерала Кавказской Армии, от 8го Августа за № 2251 сообщил мне, что ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР по всеподданнейшему докладу ЕГО ВЕЛИЧЕСТВУ ходатайства Г. Командующего Армией, ВЫСОЧАЙШЕ повелеть соизволил: прикомандированного к 2му Волгскому полку Терского казачьего войска, состоящего по Кавалерии Корнета из Азиатцев /названного при крещении Ильею/ Келеметова зачислить в казачье сословие того войска навсегда с потомством и переименованием в Хорунжие, с тем чтобы водворение сего офицера было допущено соблюдением правил изложенных в [н/ч] 3892 части I книги II Свода Военных Постановлений /издан 1859 года/.

О каковой Монаршей воле честь уведомить Ваше Превосходительство, для зависящего распоряжения, впоследствие рапорта Вашего от 17го Апреля сего года № 1559; причем присовокупляю, что о настоящем зачислении Корнета Келеметова в Терское Казачье Войско с переименованием в Хорунжие, будет объявлено в ВЫСОЧАЙШЕМ приказе ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА».

Генерал-майор [ПОДПИСЬ]. 
ЦГА РСО-А. Ф. 16. Оп.1. Д.35. ЛЛ. 5-7.


3. Дело о пожаловании участка земли Эфендию Муртазали Алиеву

В документах, приведенных ниже, отображены некоторые обстоятельства пребывания в Карачае эфендием представителя кумыкского народа Муртазали Алиева, который до этого был эфендием в различных воинских подразделениях Императорской армии, Кавказского Конно-Горского Дивизиона и в элитарном Собственном Конвое Его Императорского Величества. Также указаны некоторые возможные обстоятельства пребывания эфендия Алиева в событиях 1855 года в Карачае: 

§ 3-1

Начальнику Терской области

[н/ч] Февраля 1868 г.

Рапорт

По собранным сведения о происхождении эфендия Муртузали Алиева, обратившегося в 1866 году с просьбою к ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЫСОЧЕСТВУ, Главнокомандующему Армией, о пожаловании ему с семейством участка земли, оказалось, что Алиев, принадлежа к уроженцам Кумыкского округа, Андреевской деревни, в 1830 году переселился в Кабарду, где проживал до 1838 года, потом поступил на службу в Кавказский Конной-Горский дивизион эфендием, откуда в 1844 году был переведен эфендием же в Собственный конвой Его Императорского Величества, в 1852 году прибыл на жительство в Кабарду и был эфендием, в 1855 году перешел в Карачай, где также был эфендием, в 1860 году поступил законоучителем в Ставропольскую гимназию исполнял эту должность до 1866 год, а после того возвратился в Кабарду, где и проживает ныне. 

Вследствие этого и имея в виду отзыв Правителя Канцелярии Вашей от 18-го Ноября 1866 года за № 3645, в котором было выражено что Ваше Превосходительство не признаете возможным удовлетворить просьбу эфендия Муртузали Алиева как по недостатку свободных земель, так и потому что Алиев не принадлежит к числу жителей Терской области, имею честь покорнейше просить не оставить [без ответа и] сообщить мне, для доклада Главнокомандующему Армией, заключение Вашей о возможности отвода Алиеву участка земли, так как в настоящее время обнаружилось, что Алиев не принадлежит к числу туземцев вверенной Вам области. 

Начальник управления, 
Генерал-Майор [ПОДПИСЬ]
ЦГА РСО-А. Ф. 12. Оп .6. Д. 836. ЛЛ. 10-11.

В рапорте Начальнику Терской области от октября 1868 г. за № 660 кроме вышеприведенной информации указывалось: 

«Муртузали Алиев никогда не был в составе Кабардинского общества, а исполнял только духовные обязанности аульного муллы из вознаграждения. Раз назначен был Народным эфендием и по случаю беспорядков между Кабардинцами и нахождение его эфендием в Карачае требует более подробных справок, ибо к тому времени относятся беспокойства в Карачае, участником в которых мог быть и Муртузали Алиев, ибо как известно Председателю, Муртузали Алиев после означенных происшествий выбыл из Карачая, и не видно из справок, где он находился и чем занимался до 1860 года». 
ЦГА РСО-А.Ф.12.Оп.6.Д.836. ЛЛ. 15 об.-16. 


4. Список балкарской аристократии

Публикуемый документ – «Список семействам, принадлежащим к высшему сословию Горских обществ Большой Кабарды» – ранее довольно активно использовался в научном обороте. Однако практически не публиковался целиком. Полагаем, что будет весьма полезным вновь ввести данный список в научный оборот в полном виде: 

§ 4-1

Список
семействам, принадлежащим к высшему сословию 
Горских обществ Большой Кабарды


ЦГА РСО-А. Ф. 262. Оп. 1. Д. 23. ЛЛ. 212-214 об.


Примечания

1. Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII– начале XX. М. 1974. С. 96-97.

2. Иванов М.А. В ущелье р. Баксана // Известия Кавказского отделения Русского географического общества. Т. 15. № 1. 1902 г. С. 17.

3. Здесь и далее, при публикации документов принята форма имен, употребляемая в оригиналах. Необходимо отметить, что в документах зачастую одно и то же имя пишется различным образом.
 
4. Очевидно, имеются в виду жители Малкарского общества, от имени которого произошел современный экзоним «балкарцы». В связи с этим нельзя не вспомнить слова известного этнографа К.М. Текеева «Из собранных камней возводили каменные изгороди (хуна). Большие каменные изгороди (таш хуна), внушительные и массивные, строили балкарцы, которые были частыми гостями в карачаевских селениях и пользовались благодаря этому большим уважением и почетом. Сами карачаевцы очень редко строили такие ограды. Здесь их умение и мастерство намного уступали балкарскому. О своем земляке, строящем хуна, карачаевцы говорили обычно с доброй усмешкой: «Строит, как балкарец (хуначы малкъарлыча)». Не только каменные ограды, но и другие каменные постройки возводились в Карачае в большинстве случаев балкарцами. О том, что балкарцы были искусными каменщиками, хорошо известно этнографической науке. Карачаевцы говорили о балкарских каменных сооружениях: «золотое шитье» («окъа сокъгъан малкъарлыча»)» (Текеев К.М. Карачаевцы и балкарцы. Традиционная система жизнеобеспечения. М. 1989. С. 73). Вероятно, и в самой Балкарии имела место определенная «специализация» обществ по разным навыкам и промыслам. Кстати, в Баксанском обществе, как и в Карачае, основным строительным материалом, в отличие от других ущелий Балкарии, служила древесина, а не камень.

5. Баразбиев М.И. Карачаево-балкарские аристократы-ветераны Собственного Его Императорского Величества Конвоя // «Нам Богом и Царём, дарованная честь...» (к 200-летию Собственного Его Императорского Величества Конвоя.) Материалы VII Международных Дворянских чтений. Краснодар. 2011. С. 59-69.

6. Для целей дальнейшего исследования стоит отметить, что документ сопровождается рядом очевидных орфографических ошибок и описок.

7. В связи с недостатком прошивки документа в некоторых местах сведения о числе лиц в семействах нами оставлено без заполнения, во избежание возможных ошибок.


(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет