Расширенный поиск
25 Сентября  2017 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Ата Джуртча джер болмаз, туугъан элча эл болмаз.
  • Ашын ашагъанынгы, башын да сыйла.
  • Суу ичген шауданынга тюкюрме.
  • Юйюнгден чыкъдынг – кюнюнгден чыкъдынг.
  • Суу да къайтады чыкъгъан джерине.
  • Суу кетер, таш къалыр.
  • Джашда акъыл джокъ, къартда къарыу джокъ.
  • Сормай – алма, чакъырылмай – барма.
  • Адамны сабийин сюйген джюреги, бычакъча, джитиди.
  • Мал кёб болса, джууукъ кёб болур.
  • Къызбайны юйюне дери сюрсенг, батыр болур.
  • Таш бла ургъанны, аш бла ур.
  • Джумушакъ сёз къаты таякъны сындырыр.
  • Тёрени джагъы джокъ.
  • Хар адамгъа кеси миннген тау кибик.
  • Айтхан – тынч, этген – къыйын.
  • Суугъа – таянма, джаугъа – ийнанма.
  • Рысхысына кёре, джаш ёсер, къышлыгъына кёре, мал ёсер.
  • Аман къатын сабий табса, бий болур…
  • Азыкълы ат арымаз, къатыны аман джарымаз.
  • Къазанда болса, чолпугъа чыгъар.
  • Джырына кёре эжиую.
  • Акъыллы – эл иеси, тели – эл баласы.
  • Этек чакъмакълары баш джаргъан, сёлешген сёзлери таш джаргъан.
  • Аманнга игилик этсенг, юйюнге сау бармазса.
  • Ишни ахырын ойламай, аллын башлама.
  • Тенги кёбню джау алмаз, акъылы кёбню дау алмаз.
  • Чомарт джарлы болмаз.
  • Кеси юйюмде мен да ханма.
  • Къулакъдан эсе, кёзге ышан.
  • Тенгни тенглиги джашай барсанг билинир.
  • Татлы тилде – сёз ариу, чемер къолда – иш ариу.
  • Ишлегенде эринме, ишде чолакъ кёрюнме.
  • Ач уят къоймаз.
  • Борчунг бар эсе, хурджунунга ойлаб узал.
  • Бир онгсуз адам адет чыгъарды, деб эштирик тюлсе.
  • Байлыкъ болгъан джерде, тынчлыкъ джокъду.
  • Уллу сёлешме да, уллу къаб.
  • Билген билмегенни юретген адетди.
  • Арбаз къынгырды да, ийнек сауалмайма.
  • Мал ёлсе, сюек къалыр, адам ёлсе, иши къалыр.
  • Джукъу тёшек сайламайды.
  • Кёб къычыргъандан – къоркъма, тынч олтургъандан – къоркъ.
  • Суугъа – чабакъ, къаягъа – ыргъакъ.
  • Ашхы адам – халкъ байлыгъы, ашхы джер – джашау байлыгъы.
  • Ашына кёре табагъы, балына кёре къалагъы.
  • Джангыз торгъай джырламаз.
  • Эки къатын алгъанны къулагъы тынгнгаймаз.
  • Юй кюйдю да, кюйюз чыкъды, ортасындан тюйюш чыкъды.
  • Махтаннган къыз, тойда джукълар.

Карачаевцы в Майкопском механико-техническом училище

12.07.2017 0 268  Брацун Е.В.
В данной статье нами затронут вопрос о присутствии представителей горских народов, в частности карачаевцев, в стенах Майкопского механико-технического училища в начале XX века по архивным документам и мемуарным воспоминаниям. 

К началу 1917 года в Кубанской области действовало порядка 50-ти средних и специальных учебных заведений, куда входило и Майкопское низшее механико-техническое училище Императора Александра III с ремесленной школой при нём (Кубанский календарь на 1916 год. Екатеринодар. 1916. С. 191-210).

Майкопское механико-техническое училище было создано на базе Майкопской горской школы. Оно открылось в 1899 году. При этом училище был пансион на 90 учащихся. В него зачислили 25 учащихся расформированной горской школы, 55 детей казачьего сословия и 10 человек из купеческих и мещанских семей. Позднее, как видно из материалов, представленных ниже, эти квоты менялись. Училище просуществовало до 1920 года. 



Основой нашей статьи послужило архивное дело из фонда 17, (1914-1920 гг.; 71 ед.хр.; Оп.1.) Национального архива Республики Адыгея в г. Майкопе. На наш взгляд, данные материалы, так же, как и весь фонд целиком, могут быть полезны и актуальны для историков, которые занимаются изучением Карачая и вопросом представленности карачаевцев в образовательных учреждениях Российской Империи. 



В архиве отложились ведомости по годам об успехах и поведении учеников III специального класса Майкопского низшего Механико-технического училища Императора Александра III. Обратимся к ведомости училища за 1914-15 учебный год. В ней присутствуют имена четырех учеников, являющихся, по нашим данным, выходцами из Карачая. К сожалению, в ученических ведомостях национальная принадлежность, как правило, не указывалась. При этом в графе о сословной принадлежности для выходцев кавказских народов указывалось «горец», вследствие этого нам приходилось привлекать для определения национальности ученика иные имеющиеся в нашем распоряжении материалы:

«Текеев Капалав, сословие: горец, вероисповедания: магометанского, родился 28 августа 1899 года, в училище с 1 сентября 1914 года, «стипендиат с» зачеркнуто, указано: «приходящий». 


(Национальный архив Республики Адыгея (далее - НАРА).Ф.17. Оп.1.Д.1.Л.25).

«Текеев Рамазан, сословие: горец, вероисповедания: магометанского, родился 20 августа 1898 года, в училище с 1 сентября 1914 года, «стипендиат с» зачеркнуто, указано «приходящий». 

(НАРА.Ф.17. Оп.1.Д.1.Л.25)

«Хубиев Махмуд, сословие: горец, вероисповедания: магометанского, родился 22 февраля 1901 года, в училище с 1 сентября 1914 года, «стипендиат с» зачеркнуто, указано «приходящий». 

(НАРА.Ф.17. Оп.1.Д.1.Л.27)

«Баташев Азамат, сословие: горец, вероисповедания: магометанского, в училище с 1 сентября 1914 года, стипендиат с 1 ноября 1914 года»

(НАРА.Ф.17. Оп.1.Д.1.Л.146)

Из анализа указанных документов можно увидеть, что в графе «Закон Божий» у всех стоит прочерк. Поскольку все вышеперечисленные ученики были мусульманами, им указанную дисциплину не преподавали. В графе «дисциплина» у всех стоят превосходные оценки. Из анализа других оценок можно также сделать вывод о прилежании и старании в учёбе. 

Настоящее исследование было бы неполным, если бы мы не коснулись личности известного казачьего офицера Фёдора Ивановича Елисеева (1892-1987 гг.), который обучался в стенах училища в 1906-1908 гг. Ф.И. Елисеев оставил после себя ценные мемуары, в которых он также вспоминал о годах учебы в Майкопском училище. Благодаря его воспоминаниям мы можем увидеть повседневную жизнь училища, его распорядки, отношения между учениками, т.е. получить сведения о той стороне жизни, о которой официальные документы мало что могу сказать. В его мемуарах фигурирует представитель карачаевского народа из рода Крым-Шамхаловых, который учился там в те же годы, что и Ф.И. Елисеев (1906-1908 гг.). 

К сожалению, на сегодняшний день мы не смогли установить, кто именно из Крымшамхаловых проходил обучение в Майкопском училище. Надеемся, что дальнейшие исследование помогут уточнить его личность, а вместе с этим выявить имена других карачаевцев, обучавшихся там же. Ф.И. Елисеев вспоминал: «В училище закрытый пансион на 120 учащихся для казачьей молодежи Кубанского Войска и иногородних, черкесов, осетин и карачаевцев Кубанской Области. Всех горцев Кубани около 20 человек». Далее он уточняет: «Все осетины из единственного осетинского селения на Кубани - Георгиевско-Осетинского Баталпашинского отдела - хорошо говорили по-русски и были способными на учение. Из карачаевского народа был князь Крым-Шамхалов - единственный представитель этого народа [на 1906-1907-1908 гг. – прим Е.Б.]». Ф.И. Елисеев подметил одну любопытную деталь: «...почти все горцы, возвращаясь в училище после летних каникул - были в своей форме одежды, многие при дорогом оружии (кинжал и пояс с позолотою), некоторые в чевяках красного сафьяна и в бурых войлочных шляпах. Оригинальнее и богаче всех одетым бывал князь Крым-Шамхалов. Экзотика кавказских горцев украшала стены училища» (Елисеев Ф.И. Первые шаги молодого хорунжего. М., 2005. С.10-13.).

Представленные нами материалы, на наш взгляд, имеют определенную ценность для историков и учёных, занимающихся историей образования в Российской Империи и вопросом представленности кавказских горцев в стенах российских учебных заведений до начала XX века. Безусловно, трудно сделать вывод о роли именно карачаевцев в стенах училища по материалам одного архивного дела и мемуарного источника. Однако даже из того, что представлено выше, можно отметить, что с каждым годом карачаевцев в училище становилось больше. Автор ставит перед собой цель в дальнейшем продолжить изучение материалов, связанных с прохождением горцами, в том числе и карачаевцами, обучения в этом Майкопском училище.

Указанный в начале статьи фонд 17 Национального архива Республики Адыгея может послужить хорошим подспорьем для исследования темы образования в дореволюционный период, а также для издания отдельного сборника документов или статей по вопросу образования у народов Северо-Западного Кавказа в указанный период. 

Брацун Е.В. историк, к.и.н., 
Краснодар

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет