Расширенный поиск
19 Марта  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Кёб ант этген, кёб ётюрюк айтыр.
  • Джарлы тюеге минсе да, ит къабар.
  • Билмейме деген – бир сёз
  • Чакъырылгъанны аты, чакъырылмагъанны багъасы болур.
  • Джыгъылгъанны сырты джерден тоймаз.
  • Джашны джигитлиги сорулур, къызны джигерлиги сорулур.
  • Бек анасы джыламаз.
  • Билим къая тешер.
  • Билимсиз иш бармаз.
  • Джигер – джаннга къыйынлыкъ.
  • Ишленмеген джаш – джюгенсиз ат, ишленмеген къыз – тузсуз хант.
  • Алтыда кюлмеген, алтмышда кюлмез.
  • Юйлю уругъа ит чабмаз.
  • Тешик этген тынчды, аны джамагъан къыйынды.
  • Айырылмаз джууугъунга, унутмаз сёзню айтма.
  • Тилчи тилден къаныкъмаз.
  • Тура эдим джата, къайдан чыкъды хата?
  • Ашхы – джыяр, аман – джояр.
  • Сакъ юйюне сау барыр.
  • Ат да турмайды бир териде.
  • Сёз сёзню айтдырыр.
  • Адеби болмагъан къыз – тузсуз хант.
  • Тил джюрекге джол ишлейди.
  • Агъач халкъгъа алтынды, иссиликге салкъынды.
  • Айныгъанлы алты кюн, тогъайгъанлы тогъуз кюн.
  • Арпа, будай – ащды, алтын, кюмюш а – ташды.
  • Эм ашхы къайын ана мамукъ бла башынгы тешер.
  • Юреннген ауруу къалмаз.
  • От кюйдюрген, сау болса да, тот кюйдюрген, сау болмаз.
  • Джуртун къоругъан озар.
  • Ёлмесенг да, къарт дамы болмазса?
  • Ариу сёз джыланны орнундан чыгъарыр.
  • Ачлыкъ отха секиртир.
  • Джырына кёре эжиую.
  • Джырчы джырчыгъа – къарнаш.
  • Харам къарнашдан, халал тенг ашхы.
  • Эринчекни аурууу – кёб.
  • Къазанда болса, чолпугъа чыгъар.
  • Сабыр джетер муратха, сабырсыз къалыр уятха.
  • Ким бла джюрюсенг, аны кёзю бла кёрюнюрсе.
  • Окъугъанны бети джарыкъ.
  • Халкъны джырын джырласанг, халкъ санга эжиу этер.
  • «Ма», - дегенни билмесенг, «бер», - дегенни билмезсе.
  • Ауругъанны сау билмез, ач къарынны токъ билмез.
  • Эри аманны, къатыны – аман.
  • Ёлген ийнек сютлю болур.
  • Келинин тута билмеген, къул этер, къызын тута билмеген, тул этер.
  • Ашыкъгъан cуу, тенгизге джетмез.
  • Ачыу алгъа келсе, акъыл артха къалады.
  • Айранын берсенг, челегин да къызгъанма.

Традиционное кожевенное производство карачаевцев и балкарцев

05.01.2017 1 3896  Текеева З.Х.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Домашние промыслы и ремесла карачаевцев и балкарцев: традиции и современность»), проект № 10-01-30001а/Ю

Скотоводческий быт карачаевцев и балкарцев наложил четко свой отпечаток и на изготовление всевозможных кожевенных изделий. Опять-таки, богатейшая сырьевая база давала простор и для этого вида ремесла. Ведь по данным Карачай по количеству скота на душу населения (2-я половина XIX в.) занимал первое место, даже превосходя в этом плане известную на весь мир скотоводством Монголию. Развитое скотоводство как бы специализировало скотовода в сырье, которое было в Карачае и Балкарии в избытке. По данным И. Хурумова, в трех главных аулах Карачая скорняжным промыслом занимались 1500 женщин, приготовлением ремней 300 мужчин и кожевенным промыслом 1200 мужчин и 500 женщин [1].

Во время забоя скота сразу шло распределение шкур в зависимости от хозяйственных потребностей. И шкуры скота снимались сразу по назначению, так как поле деятельности было обширным.

Обработка шкур сразу после забоя не производилась, их сохраняли в высушенном виде. Для этого поверхность шкур с мездровой стороны обсыпали солью и сворачивали шерстью наружу. Через несколько дней, когда соль впитается, их разворачивали, растягивая и выравнивая, и сушили на солнце. В высушенном виде кожи могли сохраняться, не теряя качества, продолжительное время, что давало возможность населению приступить к обработке кожсырья в более свободное от основных сельскохозяйственных работ время, в основном зимой. 

Обработкой шкур для изготовления изделий занимались мужчины, так как требовалась часто, кроме сноровки, и физическая сила, а к женскому полу и в Карачае и в Балкарии по описанию многих кавказоведов как дореволюционных, так и современных было самое трепетное отношение.

На изготовление определенных видов изделий шли различные типы кож. «Из овчин горцы выделывают шубы, зимние шаровары, а из козьих выделанных шкур делаются сумки, мешки для перевозки зерен или муки, бурдюки, т.е. мешки, в которых перевозятся вино и вода» [2], — читаем в «Трудах комиссии по исследованию кустарной промышленности в России».

Обработанные шкуры, т.е. готовый материал к изготовлению изделия, могли лежать длительное время, если в этом не было надобности. Техника обработки шкур была детально отработана.
На шкуру намазывали специальную кашицу (балата), приготовленную из ячменной или кукурузной муки с солью и кислым молоком (айран). Перед намазыванием балата должна была чуть побродить. Толщина намазанной кашицы была около 1-1,5 см. Через 1 час шкуру складывали так, чтобы кашица не соприкасалась с шерстью, сворачивали, заворачивали в тряпку и держали в теплом месте до 3-4 дней. Дольше выдерживать было нельзя, так как кашица могла подействовать на шерсть, и она начала бы выпадать. Время выдержки определялось температурой того места, где держали шкуру. Температура должна была быть в пределах 20-30 градусов. Затем шкуру отмывали от кашицы в проточной воде, подсушивали в тени. В полувлажном состоянии мяли руками до тех пор, пока она не становилась мягкой.

Примечательно, что воздействию кашицы балата подвергались шкуры для производства одиночных изделий, например, одной шапки или кожа новорожденных ягнят — элтир. Большое количество шкур обрабатывать таким способом было нецелесообразно, так как требовалось много времени и труда.

После этого остатки жира со шкуры снимали при помощи белой глины (акъ топракъ), которую плотным слоем накладывали на развернутую шкуру и держали ее 1-2 дня. Через это время шкуру очищали при помощи лопатки от глины и хорошо мяли руками (ийлеў).

Для шкур, с которых нужно было удалять шерсть, готовили следующий раствор — из отрубей и айрана с солью (эрик). Если не было айрана в достаточном количестве, то этот раствор готовили на воде. Держали эрик в специальных дубовых кадушках (эрик ашатгъан джыккырла). В раствор опускали шкуры и держали примерно 10-12 дней. Срок зависел от температуры помещения, в котором держали кадушки с раствором [3].

Время от времени шкуры в растворе перемешивали и следили за тем, начала ли отходить шерсть. За этим процессом тщательно следили, чтобы сохранить качественные свойства обрабатываемой шкуры. Через указанный срок шкуры вынимали из раствора, расправив, расстилали на земле и специальным скребком для обработки шкуры (тери къыргъыч) хорошенько очищали шерсть. Этот процесс считался очень трудоемким, требовавшим большой сноровки и физической силы, поэтому, как было указано выше, выполнялся мужчинами.

Когда нужно было обработать большое количество овчин для шитья шуб, то обрабатывать их приходилось также при помощи раствора эрик, но срок выдержки был намного меньше — около недели, проверяли воздействие раствора постоянно, как только мездровая сторона шкуры отбеливалась, их вынимали из раствора, промывали в воде, подсушивали и затем мяли.
Шкуры, предназначенные для шитья обуви, помещали еще в один раствор, приготовленный из коры дуба (эмен къабукъ). Раствор наливали в кадушку (эмен ичириў джыккыр). В раствор шкуры помещали для дубления (эмен ичириў) и держали несколько дней [4].

Шкуры крупного рогатого скота обрабатывались таким же способом. И они шли на изготовление обуви и другие хозяйственные нужды. Размягчение кож производилось в полувлажном состоянии несколькими способами.



Вышеупомянутый способ размягчения кожи руками чаще всего производился следующим образом: овчина закручивалась двумя сидящими друг против друга людьми, и затем растягивалась ими в обе стороны. «Для этой работы, — пишет К.М. Текеев, — карачаевцы и балкарцы устраивали традиционный маммат (балкарское — изеў), ибо она требовала, как правило, коллективного труда. Собиралось несколько молодых людей, физически сильных, и сидя на полу, на кийизе, один против другого (иногда пару составляли девушка и юноша) весь вечер закручивали и натягивали овчины, пока они не становились мягкими. В таком виде маммата участвовали только родственники».

Для смягчения кожи карачаевцы и балкарцы имели еще два вида приспособлений: джатхан талкъы и ёре талкъы. Джатхан талкъы состоял из лежачего бревна, которое имело желоб с зубчатой поверхностью, в который укладывали кожу и палки (талкъы тил), которая мяла кожу. Обрабатывали кожу на таком станке два человека: один поворачивал кожу, а другой поднимал палку и, с силой опуская ее, приминал кожу. Для устойчивости бревна на второй его конец сажали иногда одного или двух подростков. Джатхан талкъы использовался в основном для шкур крупного рогатого скота, которые до такой обработки были очищены от шерсти [5].

Второй вид приспособления — ёре талкъы, стоячий валик — горизонтальная доска с неподвижно прикрепленным вертикальным бруском, с зубчатой поверхностью. Кожу брали за два конца и, натягивая, водили ее по валику, расправляя, растягивая и одновременно очищая мездру. Ёре талкъы выполнял те же функции, что и джатхан талкъы. На ёре талкъы мяли шкуры как со снятой шерстью, так и с шерстью и более легкие и малые по размеру, а на джатхан талкъы — крупного рогатого скота и, как правило, со снятой шерстью [6].

После этого начинался процесс «беления» (акъ этген). Это проводилось при помощи вышеупомянутой белой глины. Существовал еще другой способ беления, который проводился при помощи деревянного гребня (таракъ) и металлического, напоминающего сильно согнутый серп (ири агъач). Шкуру посыпали время от времени ячменной мукой и счищали мездру [7]. Чем мягче и белее становилась шкура, значит, она была доведена до нужной кондиции.

Кожи, как правило, красили до того, как начнут шить из них какие-нибудь изделия. В приготовленный раствор с краской опускали обработанную шкуру и держали до тех пор, пока кожа не окрасится. На это требовалось около 3-5 дней. Мех красили, намазывая его густой, специально приготовленной краской. Чаще шили шубы из неокрашенных овчин, так как считалось, что от краски кожа теряет эластичность и становится промокаемой. Кожу на обувь красили, намазывая краской, приготовленной из коры дуба или ольхи в смеси с кёрдеўюк. От этого кожа приобретала черный цвет. Чтобы кожа после обработки была мягче, ее смазывали несоленым жиром, чаще курдючным. Из обработанной таким образом кожи (сахтиян) карачаевцы и балкарцы шили меховые шапки, шубы, зимние шаровары, обувь и т.д.

Материалом для изготовления меховых шапок или папах служили ягнячьи шкуры разного качества: молодых ягнят разного возраста, но не старше 6 месяцев, шкуры более старших употреблялись редко и не пользовались престижностью. Шились они из овчины, курпея или каракуля в зависимости от возможностей заказчика и назначения шапки — будничная или праздничная. Но наиболее престижной меховой шапкой являлась бухарская каракулевая шапка (бухар бёрк). Но эти шапки не были доступны всем, их носили только представители высшего сословия. При этом для разных возрастных категорий существовали излюбленные цвета. Так, для молодежи предпочитали покупать «бухар бёрк» золотистого или серого цвета, а для мужчин пожилого возраста предназначались шапки черного цвета.



Вторыми по престижности были шапки, выполненные из мелкого кудрявого меха молодого ягненка — «кёрпе», который для своих нужд карачаевцы и балкарцы использовали очень широко.

Второй, не менее важной, частью зимней мужской одежды, изготовляемой из кожевенного продукции промысла, были шубы (тери тонла). Шубы в Карачае и Балкарии шили из самых разных шкур: из шкур молодых ягнят, молодых овец осеннего забоя. В селениях Балкарии чаще, чем в Карачае, шили шубы из шкур диких животных, так как в Балкарии, по нашему мнению, была больше развита охота. Это можно подтвердить словами В.П. Невской. «Охота в XIX в. уже не играла большой роли в хозяйственной жизни карачаевцев, хотя леса и горы Карачая были очень богаты дичью» [8].

Шубы из шкур диких животных считались очень престижными и шились в основном для представителей высших сословий.

Исходя из материала изготовления, у К.М. Текеева существует следующая классификация шуб:

  • Шуба из шкурок ягнят в возрасте до недели — элтир тон.
  • Шуба из шкурок ягнят в возрасте до месяца — кёрпе тон.
  • Шуба из шкурок ягнят в возрасте до двух месяцев — тёбеде ойнар, что в переводе означает «играющий на холме», что соответствует поведению ягненка в этом возрасте [9].

По модели шубы были трех видов. 

  • Первый вид — шуба полусвободного покроя, неотрезная, распашная, мехом шитая внутрь (аба тон).
  • Второй вид шубы — шуба отрезная в талии (бичим тон). Она была слегка приталенной и застегивающейся на несколько крючков или пуговиц. Длина была немного ниже колен, рукава были вшивные, воротник стоячий ли отложной, изготовленный из курпея (кёрпе).
  • Существовал еще и третий вид шуб — джыйрыкъ тон, которые были отрезными в талии с оборкой. Такие шубы шились с покрытием или без него [10].

Карачаевцы и балкарцы из кожи изготавливали обувь, которая не отличалась большим разнообразием. Шили ее карачаевцы и балкарцы с большим вкусом, более грубую — рабочую — мужчины, другие виды — женщины. И зимой и летом мужчины носили месси — легкие сапоги из сафьяна (сахтиян) ниже колен на мягкой подошве. Зимой под месси надевали войлочные чулки, а под ними — шерстяные. Чаще месси являлись обувью представителей духовенства, так как в них упрощалась процедура намаза.

Рабочей повседневной мужской обувью были чувяки — чабыры. Сырье для чабыров выделывали мужчины, сильно пропитывали раствором, содержащим дубильные вещества: кору дуба, ольхи, золу и др. Затем смазывали жиром диких животных, чтобы они были как можно более водоотталкивающими, но ни в коем случае не красили. По высоте они доходили до щиколоток. Чабыры были двух видов, которые еще в XIX в. описаны Н.А. Карауловым: «На ноги обувают два вида обуви: чувяки из козловой кожи, выделанной и крашенной в черный цвет с подошвами из сыромятной кожи; чабыры из хорошо промятой кожи с плетеной из ремешков подошвой. Последнего рода обувь употребляется для лазания по скалам, так как не скользит по камням, цепляясь своей подошвой» [11], которые были распространены большей частью, по нашему мнению, в Балкарии.



Обувь карачаевцы и балкарцы шили и из сафьяна. Чарыки шились из целого куска кожи и имели шов на заднике и на носке. На подъеме пришивался язычок (къулакъ — ухо). У щиколотки делали по два отверстия с каждой стороны, в которые продевался кожаный ремешок (mac — ма). Для размягчения кожи чарыки часто мазали несоленым животным жиром. И чабыры, и чарыки шили тасмой, изготовленной из шкуры дикого козленка, которая отличалась своей прочностью.

Второй, очень важной отраслью использования обработанной кожи, было скотоводческое хозяйство.

Большое распространение в хозяйстве карачаевцев и балкарцев имели ремни из шкур крупного рогатого скота и различные по длине и технологии изготовления — джип из сыромятной кожи. Ширина его была 6 см, длина от 5 до 12 м, который состоял из сшитых кусков. По обоим концам к ремню крепились деревянные наконечники (къытчас), которые в середине имели отверстие, и второй конец был заостренным. При креплении груза петля из ремня проходила в это отверстие и накидывалась на острие. Ремень натягивался и не соскакивал с деревянного наконечника.

Второй вид ремня — чынды — изготавливали из шкур быков-производителей и буйволов, т.к. их шкуры были очень прочными. Длина чынды была на длину шкуры до 3 метров, ширина — 10-12 см. Они служили для буксировки волами различных тяжестей, а прочность была такова, что выдерживала тягловое усилие двух пар волов.

Третий вид ремня — къайиш — служил для изготовления конской сбруи, женских (кямар) и мужских (белибаў) поясов.





Техника изготовления такого вида ремня отличалась от вышеописанных. Парную шкуру крупного рогатого скота вдоль туловища разрезали полосками от 3 до 5 см шириной. Полоски протягивали через отверстие стремени седла, где удалялась рыхлая часть поверхности кожи вместе с шерстью. Оставшаяся мездровая часть шкуры, вытянутая через отверстие стремени, подсушивалась и в полувлажном состоянии закладывалась в закваску (эрик). Затем проводится размягчение кожи при помощи сыйыртхыч — приспособления, изготовленного из древесины твердых пород, один конец которого расщеплялся. Ремень в полувлажном состоянии одним концом крепился к стене, другим вставлялся в расщелину сыйыртхыч и вытягивался и так несколько раз. Затем к стене крепился второй конец ремня и процесс повторялся. Последней процедурой являлась покраска ремня, таким же образом, как сыромятную кожу.

Аналогично къайиш изготавливается из козлиной кожи тасма, но в отличие от къайиш в раствор эрик не ложился. Тасма предназначался для изготовления ремешков для шитья (тикгич). После обработки тасма разрезался с помощью деревянной пластины (сыбапха) и острого ножа на ремешки шириной 1-2 мм.

В быту карачаевцев и балкарцев большое значение для хранения и перевозки пищи, зерна, муки, соли имели кожаные «мешки» разных размеров — къапчыкъ, тулук, гыбыт, которые выделывали в большом количестве. Для всех кожаных «мешков» снятие шкур было нелегким делом, которое требовало большой сноровки, умения и тонкости, ибо, как правило, снимали их целиком, избегая малейших порезов.

Из шкуры однолетнего теленка или жеребенка изготовляли тулук для хранения зерна. Для хранения муки — къапчык из козьей или телячьей шкуры. Гыбыт (бурдюк) карачаевцы и балкарцы делали исключительно только из козьих шкур, как наиболее тонких, прочных, эластичных и легких [12]. Бурдюки предназначались под молочные продукты, особенно для айрана.

Кожаные мешки обрабатывали вышеописанным способом и мяли при помощи джатхан талкъы. Для бурдюков обрабатывали тщательнейшим образом, доводя работу до предельной кондиции, ибо молочные продукты у карачаевцев и балкарцев пользовались особой святостью. Для обработки шкуры при изготовлении бурдюков готовили раствор золы из твердых сортов древесины на теплой воде. Консистенция была сметанообразная. Во внутрь бурдюка наливали приготовленную жидкость, в расправленном виде держали примерно одни сутки, следя, не отходит ли шерсть. Затем гыбыт мыли и опускали в дубильный раствор, тщательно мыли, мяли руками, приступали к завязыванию отверстий. С шейной части спиралеобразно вырезали ремешок, не отрывая его. Готовили деревянный штырек, на который продевали кожу, приготовленным ремешком обматывали 2-3 раза шейное отверстие, стягивали и затем крестообразно наматывали на деревянный штырек и край ремешка крепили, просовывая под намотку. Отверстие трёх конечностей завязывались плетёным шелковым шнурком. Оставшееся отверстие связывали скрученным из волос конской гривы шнурком (аўуз баў), вставив в него деревянную затычку. Вытащив его, надували бурдюк, снова затыкали отверстие и оставляли высушиваться, повесив на гвоздь. Перед тем как использовать, тщательно мыли теплой водой и заполняли жидкостью.

Шорное дело включает изготовление подушек, тебеньков, подседельника и элементов конской сбруи. Материалом для изготовления ременных принадлежностей седла служили ремни, описанные нами под названием къаиш, в отличие от русского населения, которое изготавливало их из сыромятной кожи.

Итак, большое место при полунатуральном характере хозяйства карачаевцев и балкарцев занимала, как мы видим, обработка кожи и изготовление из нее различных, необходимых в быту изделий.

Текеева З.Х.,
Карачаево-Черкесский государственный университет,

Примечания:

1. Хурумов И. Аулы Учкулан, Карт-Джурт, Хурзук / СМОМПК. — Вып. 8. — Тифлис, 1889.
2. Труды комиссии по исследованию кустарной промышленности в России. — Вып. II. — СПб., 1883. С. 178-179.
3. Полевой материал 2007г. Ст. Красногорская. Текеева Алла, возраст 74 года.
4. Полевой материал 2007г. Ст. Красногорская. Текеева Алла, возраст 74 года.
5. Полевой материал 2006г. Ст. Красногорская. Текеев Хыйса, возраст 76 лет.
6. Полевой материал 2006г. Ст. Красногорская. Текеев Хыйса, возраст 76 лет.
7. Полевой материал 2007г. Ст. Красногорская. Текеева Алла, возраст 74 года.
8. Невская В.П. Социально-экономическое развитие Карачая в XIX в. (дореформенный период). — Ставрополь, 1960. — С. 64.
9. Текеев К.М. Карачаевцы и балкарцы. — М., 1989. — С. 357.
10. Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа XVIII—XIX в.в. — М., 1989. — С. 85- 86; Текеев К.М. Карачаевцы и балкарцы. — С. 358-360.
11. Караулов Н.А. Балкары на Кавказе // СМОМПК. — Вып. 38. -Тифлис, 1908. — С. 139., 62.
12. Текеев К.М. Карачаевцы и балкарцы. — С. 258.
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментарии (1)

    Джаратама0
    Шура Балаганов
    16.01.2017 19:52:57
    Меня смущает тот факт, что в Монголии численность скота больше чем на всём Кавказе, почти в 1000 раз. А в остальном статья хорошая. Сегодня выделка шкур дедовскими способами где-нибудь сохранилась?