Расширенный поиск
11 Декабря  2016 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Ауузу аманнга «иги», деме.
  • Джахил болса анасы, не билликди баласы?
  • Бермеген къол, алмайды.
  • Гугурук къычырмаса да, тангны атары къалмаз.
  • Зар адам ашынгы ашар, кесинги сатар.
  • Тил джюрекге джол ишлейди.
  • Итли къонакъ джарашмаз.
  • Байлыкъдан саулукъ ашхыды.
  • Аджашханны ызындагъы кёреди, джангылгъанны джанындагъы биледи.
  • Ётюрюкден тюбю джокъ, кёлтюрюрге джиби джокъ.
  • Чомарт къонакъ юй иесин сыйлар.
  • Керек ташны ауурлугъу джокъ.
  • Ёмюрлюк шохлукъну джел элтмез.
  • Соргъан айыб тюлдю, билмеген айыбды.
  • «Ёгюз, джаргъа джууукъ барма, меннге джюк боллукъса», - дегенди эшек.
  • Уллу айтханны этмеген – уллаймаз.
  • Айран ичген – къутулду, джугъусун джалагъан – тутулду.
  • Кёбге таш атма.
  • Сормай – алма, чакъырылмай – барма.
  • Адам сёзюнден белгили.
  • Джеринден айырылгъан – джети джылар, джуртундан айырылгъан – ёлгюнчю джылар.
  • Адамны бетине къарама, адетине къара.
  • Джигер – джаннга къыйынлыкъ.
  • Хоншуну тауугъу къаз кёрюнюр, келини къыз кёрюнюр.
  • «Ма», - дегенни билмесенг, «бер», - дегенни билмезсе.
  • Эл ауузу – элия.
  • Ауузу бла къуш тута айланады.
  • Адеби болмагъан къыз – тузсуз хант.
  • Иги болса, тамадама – махтау, аман болса, меннге – айыб.
  • Атлыны ашхысы, ат тизгининден билинир
  • Эм ашхы къайын ана мамукъ бла башынгы тешер.
  • Ойнай-ойнай кёз чыгъар.
  • Джашынгы кесинг юретмесенг, джашау юретир.
  • Кюн кёрмеген, кюн кёрсе, кюндюз чыракъ джандырыр.
  • Къарыусузгъа кюлме, онгсузгъа тийме.
  • Шапа кёб болса, аш татымсыз болур.
  • Бир абыннган – минг сюрюнюр.
  • Чомартны къолу берекет.
  • Кесине оноу эте билмеген, халкъына да эте билмез.
  • Урунуу – насыбны анасы.
  • Харам къарнашдан, халал тенг ашхы.
  • Алтыннга тот къонмаз.
  • Чомарт бергенин айтмаз.
  • Къар – келтирди, суу – элтди.
  • Уясында не кёрсе, учханында аны этер.
  • Къошда джокъгъа – юлюш джокъ.
  • Сагъышы джокъ – джукъучу, акъылы джокъ – къаугъачы.
  • Мухардан ач ычхынмаз.
  • Бек анасы джыламаз.
  • Тойгъан антын унутур.

"У Карачаев"

28.08.2016 0 326
"По пути мы остановились в удивительном женском Сентинском монастыре, среди мусульманского мира (в ауле Карачаев — Сента, на р. Теберда). Мать-игуменья (к моему стыду я забыл ее достойное имя ) была истая героиня по всей своей жизни, а здесь давно уже прославилась своей добротой, деловитостью и человечностью ко всем людям. Она прожила спокойно много лет в самых дружеских отношениях с окружавшими ее Карачаями — мусульманами, которые благоговейно почитали ее и с благодарностью и уважением пользовались ее советами, медициной, помощью и благотворительностью, т.к. она помогала всем, чем могла, и от нее никогда не было отказа в каком-либо содействии соседкам — мусульманкам.


Сентинский храм
(во второй половине XIX века возле храма был построен православный женский
Спасско-Преображенский монастырь, разрушенный в годы советской власти)

Благодушные по натуре, Карачаи отвечали ей таким же вниманием и расположением и никому не позволяли вредить или обижать свою любимую соседку и ее монастырское хозяйство, которое они посильно поддерживали, глубоко чтя религиозные особенности этого, священного и для них мусульман, обиталища слабых, беззащитных женщин, служивших по-своему общему Богу.

Когда здесь появились первые большевистские комиссары, они сразу ворвались вооруженные, в шапках и с папиросами в зубах, в храм во время богослужения и грозно требовали "старшую". Мать-игуменья стояла перед алтарем на коленях и, не обращая внимания на шум и грубости ворвавшихся хамов, вся ушла в молитву. Пораженные ее бесстрашием и невозмутимостью опешившие бандиты поснимали шапки и терпеливо стояли, в ожидании…

Окончив молиться, игуменья не спеша поднялась с колен и, обернувшись к пришельцам, ласково и спокойно сказала: "Вы, бедняжки, с дороги, наверное, устали и голодны, милости прошу вас в нашу трапезную — передохнуть и откушать с нами, что Бог послал…" Растерявшиеся комиссары приняли приглашение, сконфуженно поели постное угощение монашек и, в полном порядке, прилично поблагодарили игуменью за прием и даже справились, не обижают ли их соседи — Карачаи, после чего мирно удалились из монастыря, который только что готовились погромить.

Огромная толпа Карачаев, взволнованных их появлением, собралась на площади аула и решительно заявила уезжавшим большевикам, чтобы они не смели обижать монахинь, на защиту которых они все готовы вступиться, если понадобится… И монастырь еще долго продержался неприкосновенным, благодаря святому геройству игуменьи и благородному человеколюбию простых горных пастухов — рыцарей".

Лев Л. Марков, журнал "Часовой", Брюссель, 1954-1955 гг.
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет