Расширенный поиск
6 Декабря  2016 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Кёзюнде тереги болгъан, чёбю болгъаннга кюле эди.
  • Ашда уялгъан – мухар, ишде уялгъан – хомух.
  • Къолунгдан къуймакъ ашатсанг да, атаны борчундан къутулмазса.
  • Тыш элде солтан болгъандан эсе, кесинги элде олтан болгъан игиди!
  • Шекер бла туз – бир болмаз, ушамагъан – юй болмаз.
  • Джаз бир кюнню джатсанг, къыш талай кюнню абынырса.
  • Билим насыб берир, билим джолну керир.
  • Акъыллы – эл иеси, тели – эл баласы.
  • Кёзден кетген, кёлден да кетеди.
  • Къанны къан бла джуума, аманны аман бла къуума.
  • Джангызны оту джарыкъ джанмаз!
  • Аман киши кеси юйюнде – къонакъ.
  • Бети бедерден, намыс сакълама.
  • Ачлыкъ отха секиртир.
  • Ашхы – джыяр, аман – джояр.
  • Бёрю да ач къалмасын, эчки да ашалмасын.
  • Къыз келсе, джумуш эте келеди, къатын келсе, ушакъ эте келеди.
  • Тау башында, тау болмаз, джангыз терек, бау болмаз.
  • Гугурук къычырмаса да, тангны атары къалмаз.
  • Ашатыргъа иш – ашхы, ишлетирге аш – ашхы.
  • Билмейме деген – бир сёз
  • Оюмсуз атлагъан, аджалсыз ёлюр.
  • Адамгъа аман кюн соруб келмейди.
  • Аууз сакълагъан – джан сакълар.
  • Ишлегенден, къарагъан уста.
  • Къайгъыны сюйген, къайгъы табар.
  • Атлыны ашхысы, ат тизгининден билинир
  • Ач бёрюге мекям джокъ.
  • Эл ауузу – элек, анга ийнаннган – халек.
  • Намысы болмагъанны, сыйы болмаз.
  • Орну джокъну – сыйы джокъ.
  • Ат басханны джер билед.
  • Хоншуну тауугъу къаз кёрюнюр, келини къыз кёрюнюр.
  • Ёлген ийнек сютлю болур.
  • Чомарт къолда мал къалмаз.
  • Ишлемеген – тишлемез.
  • Къазанны башы ачыкъ болса, итге уят керекди.
  • Джылкъыдан – ат чыгъар, тукъумдан – джаш чыгъар.
  • Аджаллыгъа окъсуз шкок атылыр.
  • Ашхылыкъ джерде джатмайды, аманлыкъ суугъа батмайды.
  • Тил – кесген бычакъ, сёз – атылгъан окъ.
  • Джуртун къоругъан озар.
  • Туз, гырджын аша, тюзлюк бла джаша.
  • Къайтырыкъ эшигинги, къаты уруб чыкъма.
  • Шапа кёб болса, аш татымсыз болур.
  • Ишлерге уял да, ашаргъа табма.
  • Адамны сабийин сюйген джюреги, бычакъча, джитиди.
  • Насыблыны баласы кюн кюнден да баш болур, насыбсызны баласы, кюн кюнден да джаш болур.
  • Джыгъылгъанны сырты джерден тоймаз.
  • Джумушакъ терекни къурт ашар.

К вопросу о металлообработке в Карачае

03.06.2016 0 513  Айбазов А.
Вопрос добычи руды и обработки металлов не получил должного освещения в истории и этнографии Карачая. Однако на сегодняшний день накопилось достаточное количество материала для того, чтобы попытаться заполнить этот пробел. Проанализируем имеющиеся в нашем распоряжении устные и письменные источники по данной теме.

Данные карачаевского фольклора позволяют говорить о давних истоках добычи и металлообработки в Карачае. Выдающийся знаток Карачая, историк и этнограф В.П. Невская пишет: «В пещере на речушке Сескол около Карт-Джурта и сейчас лежат целые горы шлака. По преданиям, здесь несколько веков назад добывал железо еще Боташ. Разработки продолжались и позже. Железо изготовляли при помощи сырого дутья, доводили металл до мягкого состояния, а затем ковали» [1]. Археологами действительно обнаружено множество металлических изделий уже в самых ранних карачаевских могильниках и захоронениях [2]. В одной из наиболее популярных карачаевских песен о Татаркане Богатыреве, действие которой относят к втор. пол. XVIII в., есть строка в которой говорится о том, что карачаевский князь Гилястан Крымшамхалов после победы над вражеским войском сделал себе нарукавники из белого серебра [3]. В другом фольклорном тексте, со слов сказителя Абугалия Узденова (1897-1996 гг.), записано, что в Хурзуке были пещеры, где изготовляли порох, отливали из свинца пули [4].

Другим ценным неписьменным источником является карачаевская топонимика верховьев Кубани и прилежащих территорий. Отметим некоторые из интересующих нас топонимов зафиксированных в письменных источниках до сер. XX в.

Так, у слияния р. Худеса и р. Кубани известен топоним «Багъыр-Кулак» [медь – багъыр, балка/овраг/ущелье – къулакъ] [5]. Действительно, в этих местах, когда-то имелась активная добыча меди. В специализированной литературе по поводу данного топонима справедливо сказано, «название балки Багыр-Кулак… свидетельствует о том, что наличие медной руды было известно местному туркоязычному [тюркоязычному] населению»[6]. Наличие бурого железняка на территории Карачая было замечено геологами на хребте «Темир-кая» [железо – темир, скала – къая] [7]. В связи с вопросом разведки цветных металлов зафиксирован топоним с другим красноречивым названием «Кургашин-Чат» [свинец – къоргъашин, развилка в горах — чат]» [8]. Крайне любопытно название одного из участков являвшегося родовой собственностью рода Хасановых, — «Кюрбеджи-Дорбун» [кузня — гюрбеджи, пещера — дорбун] [9]. Как мы видим, во всех случаях названия топонимам даны не случайны. Эти названия свидетельствуют об имевшихся у карачаевцев глубоких познаниях в горном деле. Что касается названия последнего топонима, то с учетом сообщения сказителя Абугалия Узденова можно предположить, что карачаевцы в пещерах производили некоторые работы связанные с обработкой руды. Приведенные выше топонимы это самая малая часть выявленной и зафиксированной топонимики карачаево-балкарского этноса, связанной с добычей руды и металлообработки. Интересующихся мы отсылаем к недавно изданному фундаментальному труду С.А. Хапаева «Географические названия Карачая и Балкарии» (Москва, 2013).

Наиболее ценны в рамках нашей темы письменные источники. Забегая вперед, отметим, что большинство из сохранившихся письменных свидетельств принадлежат кадровым военным; т.е. оставлены лицами, имевшими объяснимый интерес и определенный уровень знаний по рассматриваемой теме. В известном документе, «Дополнения к кабардинскому описанию» от 1743 г., карачаевцы названы среди народов, которые «весьма военные, имеют ружье огненное, также сабли и кинжалы и сами делают серу горючую, порох, и свинец, и железо из руд, находящихся в тех же горах» [10]. Позже, в нач. XIX в., подполковник российской армии А.М. Буцковский оставил крайне важное для нас свидетельство: «В обитаемых ими [карачаевцами] горах находится свинцовая и железная руда, из коих выделывают пули и плавят железо» [11]. При этом касательно соседей карачаевцев, абазин, отмечено: «соль берут в российских меновых дворах, порох большею частью также из предел[ов] российских, ровно и свинец; сим последним наделяются и карачаевцами» [12]. С этими данными в полной мере согласуется, сведения одного из документов, выявленных в архивах Республики Турции исследователем Адилханом Адилоглу и введенных в русскоязычный научный оборот З.Б. Кипкеевой. В письме от 1828 г. указывается: «…Карачай почитается за страну, подобную крепости. В этой стране есть семь разных руд, кроме того, по ее земле проходят пути 7-8 народов…» [13]. Совершенно очевидно, что турецкие дипломаты не могли бы знать о наличии каких-либо месторождений металлов в Карачае, если бы в самом Карачае не проводилась их активная добыча и обработка.

Источники неоднократно привлекают наше внимание тем, что характеризуют Карачай как центр экспорта свинца. В 1831 г. в своем рапорте генерал-майор Н.Н. Антропов записал: «У некоторых народов хотя порох и приготовляется собственно каким-нибудь человеком, но как оное производится с большим затруднением, то количество оного так мало, что работающий едва может снабдить себя самого оным достаточно, свинец добывают в весьма малом количестве у карачаевцев» [14]. Экспорт свинца не прекратился и после вхождения Карачая в состав России. Опираясь на выявленный архивный материал, карачаевский историк Р.М. Бегеулов замечает: «Во всяком случае, свинец для пуль бойцы наиба Мухаммад-Амина получали из Карачая» [15]. Очевидно часть свинца карачаевцы могли спорадически получать из других мест. Во всяком случае, сохранилось сообщение полковника И.А. Бартоломея, который, посетив в 1854 г. Сванетию, записал от местных жителей следующее: «Латалец Джанкуат Чакиан и поднес несколько нанизанных на нитку, серебряных бус, и кусок серебряно-свинцовой руды. По словам его, у них такая целая гора и турки (т.е. горские мусульмане) покупают у них обломки руды за хорошую цену» [16]. Под этим названием — «турки (т.е. горские мусульмане)» — вероятнее всего нужно понимать именно карачаевцев и балкарцев. Однако ни в коем случае не нужно полагать, что весь свинец был в Карачае завозным и карачаевцы занимались реэкспортом этого сырья. Данное не может иметь место быть, т.к. свинец карачаевцы сами же поставляли и в Сванетию. 

В фондах Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА) сохранилась переписка командования правого фланга Кавказской линии, посвященная противодействию вмешательства карачаевских и балкарских (баксанских) князей в междоусобный конфликт, развернувшийся в 40-е гг. XIX в. между сванскими князьями. В документах содержится следующая информация: «По делам произшедшим в Сванетии необходимо лишить их всякого сообщения с другими горскими племенами, но как по полученным мной сведениям известно, что сванеты имею частые сношения с карачаевцами и басханцами где находятся Мурза Хан и Шампола УРУСБИЕВ, последнего сестра в замужестве за сыном (Татархана) Николая Дадешкелиани ОТАРОМ получают от них порох, свинец и съестные припасы» [17]. 

Другой документ отслеживает дальнейшее развитие ситуации: «Вашему Превосходительству небезызвестно что владетель Сванетии Николай Дадешкильян и подвластные его позволяют себе своеволия против семейства умершего князя Михаила Дадешкильяна и соседних с ним народов.  К прекращению этих беспорядков приняты меры но как между тем получены сведения что карачаевцы и в особенности князья Уруспиевы, вопреки запрещениям начальства не перестают снабжать помянутых сванетов  порохом пулями свинцом железом и другими потребностями…» [18]. Имеющиеся в нашем распоряжении документы говорят, о том, что цель была отчасти достигнута. Как следуют из рапорта кн. Голицына начальству: «Имею честь донести, что меры строгости принятые в отношении карачаевцев для воспрепятствования им перевоза в Сванетию свинца и пороха, увенчались успехом, но за уруспиевцев не могу ручаться, по не имению мною над ними прямого влияния которое приобретется только с назначением пристава» [19]. Завершая вопрос об экспорте свинца обратимся к одному любопытному ретроспективному источнику, заметке краеведа и предпринимателя Ив. Апухтина. По его словам: «Во время покорения Кавказа… горцы вынуждены были выделывать порох и лить пули из своего свинца.  Жители селения, Хасаут, как и весь кабардинский народ, не принимали участия в военных действиях, но по сочувствию единоверцам, выделывали сами порох и лили пули из добытого ими свинца. В селении Хасаут до сих пор сохранились шахты, где добывали свинец и живы еще старики, рассказывающие, что 100 пуль они продавали за 10 руб., или одну корову» [20]. Однако во времена Апухтина сел. Хасаут было почти полностью заселено карачаево-балкарцами, при этом большинство в нем составляли как раз выходцы из Карачая, но не кабардинцы [21]. Таким образом, сведения полученные автором следует отнести к карачаевцам.

Свинец, порох и другое военное сырье было предметом постоянной потребности и постоянного дефицита у горцев Сев. Кавказа. Горцы никогда не упускали возможности приобрести его, тем более существовали перманентные ограничения, связанные с реализации этих товаров горцам на территории Российской Империи.

Письменные источники второй пол. XIX в. продолжают фиксировать добычу свинца в Карачае. Историк Р.С. Тебуев, приводит архивный документ 60-х г.г. XIX в., в нем отмечается, «свинец Урусов [представитель одноименного карачаевского рода] с другими добывал прежде и ныне добывает в кузнях и продает металл» [22]. Отметим, в это время в Карачае на земле жителя сел. Учкулан Урусова были найдены залежи серебряно-свинцовых руд, за право разработки которых впоследствии развернулась острая борьба [23]. Наконец, уже в самом конце XIX в. известный русский путешественник В.Я. Тепцов стал свидетелем сохранившейся в Карачае разработки охотниками свинца для удовлетворения своих нужд: «Недра Садырлар содержат много свинца. Карачаевцы знают места, где встречается хорошая руда этого металла. У местных охотников пули из добытого на Садырларе свинца» [24]. Это одно из последних сообщений, в котором мы находим сведения по озвученной тематике.

В течение судьбоносного для карачаевцев XIX в. произошло вхождение Карачая в состав России и адаптация к новой экономической действительности. Не выдержав конкуренции, в течение XIX в. в Карачае прекращается добыча и обработка железа, вследствие исчезает производство оружия карачаевскими мастерами: свои потребности население стало удовлетворять за счет импортируемой в Карачай продукции [25]. Собственно сами карачаевцы, как и другие горцы, в числе условий вхождения в состав России ставили вопрос об открытии для них российского рынка товаров. В прошении карачаевцев 1828 г. о вхождении в состав России есть пункт: «для мены и торговли учредить нам на р. Куме у крепости Хохандуковской меновой двор, дабы мы могли получать там соль, железо, товар и хлеб и были бы пропускаемы в пределы России по своим надобностям» [26]. Все более увеличивающийся доступ к импортному железу значительно снизил его ценность. К середине века из норм обычного права карачаевцев и балкарцев «обычай очищать калым железными вещами выводится из употребления, потому более, что ценность их понизилась чувствительно» [27]. Эти процессы образно, но совершенно точно воспроизвел В.Я. Тепцов, он передает следующие слова, приписываемые им старейшинам карачаевцев: «Наши предки, —  говорят они — жили без всяких лавочек… оружие и необходимое в хозяйстве вещи приготавливались своими мастерами. <…> И теперь уже, благодаря тому, что все можно достать готовое на базарах, наши бросили почти все ремесла…» [28]. Больше всего продержалась в Карачае добыча свинца. Это объясняется и специфическими историческими причинами и несравненно меньшими трудозатратами на его добычу и обработку, по сравнению с железом.

Аслан Айбазов,
Санкт-Петербург 
aslan-87@yandex.ru

Примечания:

[1] Невская В.П. Социально-экономическое развитие Карачая в XIX веке (дореформенный период). Черкесск, 1960. С. 59.
[2] См. Биджиев X.  Погребальные памятники Карачая XIV —XVIII вв. / Вопросы средневековой истории народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1979. С. 63-146.
[3] Тульчинский Н.П. Пять горских обществ Кабарды. Владикавказ. 1903 г. ч. II. С. 23.
[4] Байрамкулов А.М., Узденов А.А., Байрамуков Х.Б., Пензиков Ю.А. Джашауну оюулары. (Узоры жизни). Сборник отрывков из исторических исследований, легенд и воспоминаний старшего поколения. (на карач.-балк. языке). Черкесск, 1988. С. 147.
[5] Штофф Н.А., Беггров М.М. Из Петербурга в Карачай. Санкт-Петербург. 1912. С. 22.
[6] Иессен А.А., Деген-Ковалевский Б.Е. Из истории древней металлургии Кавказа / Известия государственной академии истории материальной культуры им. Н. Я. Марра. Вып. 120 М., Л. 1935. С. 38.
[7] Сообщение А.П. Карпинского о коллекции пород и минералов собранной  г. Масловским на Кавказе // Записки императорского С.-Петербургского Минералогического Общества. Вторая серия. Часть 42. 1905. С. 46.
[8] Справочник по народному хозяйству и культуре Карачаевской автономной области. Пятигорск. 1939 г. [стр.] XII.
[9] Труды комиссии по исследованию современного положения землепользования и землевладения карачаевского народа Кубанской области // Кубанский сборник. Т. 15. Екатеринодар, 1910. С. 338
[10] Русско-Осетинские отношения в XVIII веке. Сборник документов в 2-х томах. Том I. 1742-1762 гг. Сост. М.М. Блиев. Ред. П.П. Епифанов. Орджоникидзе, 1976. С. 37-38.
[11] Социально-экономическое, политическое и культурное развитие народов Карачаево-Черкесии (1790-1917):  сборник  документов. Сост. В.П. Невская, И.М. Шаманов, С.П. Несмачная. Ростов-на-Дону, 1985. С. 34.
[12] Там же. С. 35.
[13] Кипкеева З.Б. Дипломатическая подготовка генерала Эмануеля к покорению Карачая в 1827 -1828 годах // Вопросы южнороссийской истории. Вып. 14. Москва-Армавир, 2008. С. 16.
[14] РГВИА. Ф. 13454. Оп. 6. Д. 73: Краткий исторический обзор жизни и быта горских племен карачаев, абазинцев и др. 29 января 1831 г. Л. 1 — 7 об. Документ выявлен адыгским историком С.Х. Хотко, размещен по URL ссылке: http://www.adygvoice.ru/newsview.php?uid=16804 [дата обращения 19.06.2015 г.].
[15] Бегеулов Р.М. Карачай в Кавказской войне XIX века. Черкесск, 2002. С. 134.
[16] Бартоломей А. А. Поездка в вольную Сванетию // Записки Кавказского отдела императорского Русского географического общества. Кн. 3. Тифлис, 1855. С. 190.
[17] РГВИА. Ф.13454. Оп. 2. д. 423, л. 1.  Этот и другие документы из фондов РГВИА выявлены и переданы нам к.и.н Батчаевым Ш.М., которому автор выражает свою глубокую признательность.
[18] РГВИА. Ф.13454. Оп.2. д. 423, Л. 4-4 об.
[19] РГВИА. Ф.13454. Оп.2. д. 423, л. 7-7 об.
[20] Апухтин Ив. Богатства Кавказа // газ. Курортный прогресс. Пятигорск. №4. 16.08.1909 г. С. 2.
[21] Как пишут сами карачаевцы, современники Апухтина: «Аул «Хасаут – коренной карачаевский аул. Население его – сплошь карачаевское, составленное из выходцев и Большого Карачая» (газ. Терек. Пятигорск. №213. 08.10.1922 г. С. 3).
[22] Тебуев Р.С. Зарождение промышленности в Карачаево-Черкесии (40-е годы XIX в.-1917 г.). Черкесск, 1975. С. 51.
[23] См. Тебуев Р.С. Зарождение промышленности в Карачаево-Черкесии (40-е годы XIX в.-1917 г.). Черкесск, 1975. С. 51-54.
[24] Тепцов В.Я. По истокам Кубани и Терека // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. 11. 1892. С. 115.
[25] Невская В.П. Указ соч. стр. 59, 60.
[26] Умар Алиев. Карачай (Карачаевская автономная область). Черкесск, 1991. С. 97.
[27] Кавказ: Адаты горских народов. Вып. IV. Нальчик, 2010. С. 164.
[28] Тепцов В.Я. Указ. соч. С. 111.

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет