Расширенный поиск
21 Февраля  2018 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Кесинг сынамагъан затны, адамгъа буюрма.
  • Урунуу – насыбны анасы.
  • Уллу атлама – абынырса, уллу къабма – къарылырса.
  • Алим болгъандан эсе, адам болгъан къыйынды.
  • Акъыл бла адеб эгизледиле.
  • Суу кетер, таш къалыр.
  • Ауругъанны сау билмез, ач къарынны токъ билмез.
  • Сабийни джумушха джибер да, ызындан бар.
  • Кёпюр салгъан кеси ётер, уру къазгъан кеси кетер.
  • Кюл тюбюндеги от кёрюнмейди.
  • Аш иеси бла татлыды.
  • Къызбайны юйюне дери сюрсенг, батыр болур.
  • Эл бла кёргенинг эрелей.
  • Кечеси – аяз, кюню – къыш, джарлы къаргъагъа бир аш тюш!
  • Къралынгы – душмандан, башынгы от бла суудан сакъла.
  • Къонагъынгы артмагъын алма да, алгъышын ал.
  • Шайтан алдады, тюзлюк къаргъады.
  • Ашха уста, юйюнде болсун
  • Байлыкъ болгъан джерде, тынчлыкъ джокъду.
  • Адамны адамлыгъы къыйынлыкъда айгъакъланады.
  • Тойгъан джерге джети къайт.
  • Джарлы тюеге минсе да, ит къабар.
  • Джангызны оту джарыкъ джанмаз!
  • Адеб джокъда, намыс джокъ.
  • Хоншуну тауугъу къаз кёрюнюр, келини къыз кёрюнюр.
  • Ариу джол аджал келтирмез.
  • Бет бетге къараса, бет да джерге къарар.
  • Иши джокъну, сыйы джокъ.
  • Айтханы чапыракъдан ётмеген.
  • Асхат ашлыкъ сата, юйдегиси ачдан къата.
  • Ёлюк кебинсиз къалмаз.
  • Къонакъ хазыр болгъанлыкъгъа, къонакъбай хазыр тюлдю.
  • Харам къарнашдан, халал тенг ашхы.
  • Тюзлюк тас болмайды.
  • Ишни ахырын ойламай, аллын башлама.
  • Юйюнгден чыкъдынг – кюнюнгден чыкъдынг.
  • Биреу ашаб къутулур, биреу джалаб тутулур.
  • Джахил болса анасы, не билликди баласы?
  • Соргъан айыб тюлдю, билмеген айыбды.
  • Намыс болмагъан джерде, насыб болмаз.
  • Ачлыкъда тары гырджын халыуадан татлы.
  • Сабий болмагъан джерде, мёлек болмаз.
  • Бозаны арты дауур болур.
  • Ариу сёз джыланны орнундан чыгъарыр.
  • Эки итни арасына сюек атма, эки адамны арасында сёз чыгъарма.
  • Болджал ишни бёрю ашар.
  • Биреуге аманлыкъны тилеме да, кесинге ашхылыкъны тиле.
  • Суугъа – таянма, джаугъа – ийнанма.
  • Ойнаб айтсанг да, эслеб айт.
  • Кёл – къызбай, къол – батыр.

Поход Тимура и передел этнической карты

15.04.2016 1 2291  Хатуев Р.
Правитель азиатской державы Тимур (ум.1405), прозванный Железный Хромцом, в свое время поддерживал чингизидского принца Тохтамыша, которому помог стать ханом Золотой Орды. Однако неизбежное соперничество за азиатские просторы привело к началу открытых военных действий между вчерашними союзниками. В начале марта 1395 г. Тимур со своей огромной армией вторгся через Дербентский проход на Северный Кавказ. Как гласят летописи, когда войско развернулось, то крайний фланг его правого крыла располагался у подножья Кавказских гор, а крайний фланг правого крыла стоял на каспийском побережье (по тюркской традиции, в авангарде шло левое крыло). По пути завоеватель «наказывал» народы и племена, поддерживавшие Орду. Первыми стали кайтаги (даргинское племя), у которых «из множества не спаслись /даже/ немногие и из тысячи один» (Низамеддин Шами). Затем завоеватель вторгся в Чечню (где удобная переправа еще до недавнего времени носила название Копыр Аксак Темыр – «Мост Хромого Тимура»), перешел Терский хребет, оттуда двинулся к р. Куре (совр. Ставрополье). После этого он оказывается в «область Джулат».

Недалеко от места впадения р. Сунжи в Терек 15 апреля произошло генеральное сражение, в ходе которого Тохтамыш был разгромлен и бежал на север. Некоторые его военачальники (напр., эмир Утурку) скрылись у союзников асов-алан в горах. Оставив на р. Куре часть своих войск с обозом, Тимур двинулся за Тохтамышем, и, хотя «днем и ночью шел по его следам», не смог настичь и вынужден был вернуться и осесть в г. Азаке (Азове). Отсюда он двинулся на Нижнюю Кубань поздней осенью 1395 года. Пока он несколько дней отдыхал здесь, его отряды «опустошили и ограбили» черкесские улусы «до берегов Франкского моря, называемого морем Азакским (Азовским - ред.)», а затем «с несметной добычей и громкими победами они прибыли в высочайшую орду» (Абд ар-Раззак Самарканди). Далее Тимур продолжил движение вверх по Кубани и вторгся в Западную Аланию (Карачай), к горе «Эльбурз». Здесь он обрушился на владения асских князей Буракана и Буриберди, где было «много крепостей и без числа больших областей». Захватчикам пришлось проникать в горных ущелья, прокладывая просеки в густых лесах, овладевая укреплениями и разрушая их. Затем были атакованы крепости Кулу (Кули) и Тауса, которые находились на таких недоступных высотах, что у человека, смотрящего на них снизу, «глаза застилались туманом и падала шапка с головы» (Низамеддин Шами). Как отмечает летописец, крепость Тауса располагалась на третьем ярусе горы, словно орлиное гнездо, и до нее даже не долетали стрелы, пущенные снизу. Тем не менее войска Тимура захватили эти твердыни, перебив при этом «множество людей».

Источники утверждают, что разорив «область /племя/ Иркувун», Тимур двинулся против крепости Пулада к Кабчигаю (или Капчигаю, так называется горный массив на р. Чегеме), где укрывался бежавший в горы Утурку – военачальник Тохтамыша. Крепость Кабчигай «находилась в чрезвычайно труднодоступном месте и тамошние жители, заняв вход в ущелье… отчаянно стали сражаться». Пройдя через заросли чащи, сквозь которые «даже ветер не мог пройти», захватчики овладели Кабчигаем. Правда, трем группам защитников крепости удалось уйти (среди них и Утурку), хотя позднее значительная и их была захвачена и казнена. В Чегемском ущелье сохранились топонимы, связанные с походом Тимура.

Добавим, что в ходе рейда на Кабчигай войска Тимура сделали однодневный привал в местности Балкан (топонимы «Большие Балканы», «Малые Балканы» существовали близ горы Кинжал, в верховьях р. Малки). Предполагается, что завоеватель шел из долины Кубани через верховья Кумы.

После захвата Кабчигая Тимур направил отряд во главе со своим сыном Мираншахом в местность Аяса (Абаса) для захвата сумевшего скрыться ордынского эмира Утурку (предполагается связь с наименованиями с. Хабаз и урочища Харбаз в Приэльбрусье 248). Предполагается, что отряд шел из Чегемского ущелья по маршруту перевал Кёк-Таш – Баксанское ущелье – перевал Кырдык -Аууш – верховья р.Малки – верховья Кумы и Подкумка. Здесь местность была разграблена, а беглый эмир – наконец, схвачен и помещен под арест при ставке Тимура. В этом месте, близ места впадения р. Эшкакона в р. Подкумок, располагается Рим-Горское городище, где после 14 века «археологический материал не обнаруживается» (Э. Ртвеладзе) 249, т.е. исчезновение жизни на нем совпадает со временем походов Тимура.

По долине р. Подкумка шел путь в Бештау (в летописях Бишдаг), где войско завоевателей стало лагерем. Отсюда, как сообщают летописи, оно совершило поход в «область Симсима», в высокогорье которого Тимур «завоевал все крепости и приказал, чтобы жителей их, связав бросили с крепости вниз. И еще в горах он взял бесчисленные крепости».

Весной следующего, 1396 г. Хромец совершает поход в местность Ушкуджа/Ушкуджан близ Эльбруса (в Карачае имеются топонимы Учкур/Учкул/Учкулан; поэтому летописный топоним «Учкуджан» мог быть слегка искаженным словом Учкурджан/Учкулджан: от учкур/учкул + джан «сторона»; по типу приэльбрусского топонима Балканджан=Балкан+джан).

Это был последний рейд Тимура против алан, после чего он вскоре окончательно покинул Северный Кавказ, навсегда оставшись в памяти местных народов. О походе Тимура против Рим-Горской крепости /Рум-Къала/ известны карачаевские предания (одно записано еще в 1840-е гг.). Оно связано и с именем княгини Акбилек (Акъбилек; букв. «Белорукая»), которая вместе с витязем по имени Ёрюзмек и владела этой крепостью. По преданию, после гибели ее мужа на охоте пришла весть о приходе огромного войска Асхак Темира /Железного Хромца/. Акбилек приняла решение защищать Рум-Калу, но после ожесточенной обороны, поняв, что может быть захвачена в плен, покончила с собой, прыгнув с обрыва на камни 250.

Имя Асхак Темир вошло в нартский эпос карачаево-балкарцев, где фигурирует как волшебник и приемный отец одного из эпических героев 251.

Поход Тимура, включая и термин «Кула», отражен в древней карачаевской песне «Крепость Гиза» (Гиза Къала), которую мы приводим в переводе в подстрочном переводе:

Черная вода, которой, хлебая, не насытятся собаки,
С кровью смешавшись, стала морем, потоком, который не переплывут гнедые кони,
Поле Кула /столь ровное/, по которому не покатится яйцо,
Стало таким широким, что его не перелетят сороки.
В тот день, когда мы сражались, 
Бухарцев было больше, чем навоза на земле.
Словно град, падали на нас бадраши (термин непонятен),
Воюющие плакали, словно девы.
Ударами камней /враги/ разбили святые ворота крепости Гиза,
Тех, кто в крепости заставили рыдать больше тех,
Кто находился снаружи.
Загоны для скота, дома не оставили на месте, разрушили,
Чести женщин не соблюли, ой, опозорили,
Наших детей разделали как ягнят для шашлыка.
Ой, что нам поделать, умножились черные дни,
Бухарцы были зверьми хуже зверей 252.

Войска Тимура в этой песне именуются «бухарцами» в связи с тем, что г. Бухара, входившая в состав империи Железного Хромца, стала известна на Кавказе как один из крупнейших культурных и религиозных центров мусульманского Востока. В Карачае именно с этим городом связывается происхождение выдающегося исламского миссионера шейха Абдуллах Бухарачы («Бухарского»).

Упоминаемый в песне термин «Кула» встречается и в карачаево- балкарском эпосе «Нарты»:

Салам джыйыб, Къула тюзге джайдыла,
Ассыланы джыйыб, тилек тилелле.

Собрав солому, разложили в поле Кула,
Собрав ассов, обратились с молитвой.

«Поле Кула» здесь сочетается с термином «ассы» (Тимур воевал с асскими князьями). Другой термин, упоминавшийся в летописи – «Таус» имеет явное созвучие с именем Тауас /«Горный ас»/, который носит карачаево-балкарского эпоса (напр., нартское сказание «Тауас и Ёрюзмек) 253.

Главным итогом нашествия Тимура стало демографическое опустошение Верхней Кубани, откуда исчезли сотни поселений. Часть населения была уведена захватчиками в плен, другая – спаслась на южных отрогах Главного Кавказского хребта (в Абхазии, Сванетии, Мегрелии и др.). Позднее многие беглые аланские семьи возвращались на историческую родину, что и отразилось в многочисленных фамильных преданиях карачаевцев о приходе их предков из Абхазии, Сванетии, Мегрелии и т.п.

Лишь небольшие группы местного населения смогли укрыться на своей земле, преимущественно – в высокогорье и лесной зоне нагорья. С их объединением в единое сообщество, составившее раннефеодальное горное княжество, связан цикл преданий о Карче – легендарном собирателе и предводителе народа. От него ведет происхождение большинство аристократических родов Карачая.

Примечания: 
248. Байчоров С.Я. Карачай в тысячелетиях//Газ. «Алания».-Черкесск, №3, 1993, июнь.
249. Ртвеладзе Э.В. О походе Тимура на Северный Кавказ //Археолого-этнографический сборник.-Грозный, 1976.-т.IV, С. 117
250. Байрамкъулланы Ахмат. Ёзденланы Абугалий. Байрамукъланы Халимат. Пензиков Юрий. Джашауну оюулары, С. 47-50; Фиркович А. Археологические разведки на Кавказе//Труды Восточного отделения Им-ператорского Археологического общества.-СПб, 1858.-Ч.III, С.110
251. Нарты. Героический эпос балкарцев и карачаевцев. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1995. - С. 578-579
252. Песня записана у сказителя М. Чотчаева, с. Учкекен (архив Х.И. Суюнчева)
253. Первым на связь эпических терминов с созвучными терминами периода походов Тимура указал в 1987 г. в своей научной статье историк Арсен Хамзатович Кубанов (1950-2002).
254. Нагоев А.Х., Материальная культура кабардинцев в эпоху позднего средневековья (XIV-XVII вв.).-Нальчик, 1981.-С.41-45
255. Нагоев А.Х., Итоги раскопок кабардинских курганов на новостройках Кабардино-Балкарии в 1972-1977 гг.//АИНКБ.-Нальчик, 1987.-т.3, С. 215
256. Бетрозов Р.Ж., Происхождение и этнокультурные связи адыгов.-Нальчик:Нарт, 1991. - С.142

Хатуев Рашид
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментарии (1)

    Джаратама0
    saniat55
    16.04.2016 12:14:00