Расширенный поиск
21 Февраля  2017 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Махтаннган къыз, тойда джукълар.
  • Тюзню ётмеги тюзде къалса да, тас болмаз.
  • Ауругъанны сау билмез, ач къарынны токъ билмез.
  • Ётген ёмюр – акъгъан суу.
  • Аман къатын алгъан, арыр, иги къатын алгъан джарыр.
  • Аурууну келиую тынч, кетиую – къыйын.
  • Ким бла джюрюсенг, аны кёзю бла кёрюнюрсе.
  • Чыкълы кюнде чыкъмагъан, чыкъса къуру кирмеген.
  • Кюлме джашха – келир башха.
  • Ашлыкъ – бюртюкден, джюн – тюкден.
  • Эри аманны, къатыны – аман.
  • Къонакъ хазыр болгъанлыкъгъа, къонакъбай хазыр тюлдю.
  • Насыб бютеу халкъны юлюшюдю.
  • Сёз садакъдан кючлюдю.
  • Таш ата билмеген, башына урур.
  • Кеси юйюмде мен да ханма.
  • Акъыл къартда, джашда тюйюлдю – башдады.
  • Аууз сакълагъан – джан сакълар.
  • Эм ашхы къайын ана мамукъ бла башынгы тешер.
  • Сормай – алма, чакъырылмай – барма.
  • Аз айтсам, кёб ангылагъыз.
  • Джогъун бар этген, барын бал этген.
  • Ач отунчуну ачыуу – бурнунда.
  • Кийимни бир кюнню аясанг, минг кюннге джарар.
  • Джигер – джаннга къыйынлыкъ.
  • Бёрю да ач къалмасын, эчки да ашалмасын.
  • Къатын байлыкъны сюер, эр саулукъну сюер.
  • Насыблыны баласы кюн кюнден да баш болур, насыбсызны баласы, кюн кюнден да джаш болур.
  • Джол бла сёзню къыйыры джокъ.
  • Накъырданы арты керти болур.
  • Харам къарнашдан, халал тенг ашхы.
  • Сакъламагъан затынга джолукъсанг, не бек къууанаса, не бек ачыйса.
  • Босагъагъа джууукъ орун болса, ашыгъыб тёрге озма.
  • Окъуусуз билим – джокъ, билимсиз кюнюнг – джокъ.
  • Ач къарным, тынч къулагъым.
  • Джиби бир къат джетмей эди да, эки къат тарта эди.
  • Билгенни къолу къарны джандырыр.
  • Къатыны харакетли болса, эри къымсыз болур.
  • Тил – миллетни джаны.
  • Чабакъсыз кёлге къармакъ салгъанлыкъгъа, чабакъ тутмазса.
  • Тил – кесген бычакъ, сёз – атылгъан окъ.
  • Эски джаугъа ышанма.
  • Эринчекге кюн узун.
  • Чабакъ башындан чирийди.
  • Айранны сюйген, ийнек тутар.
  • Ачыу алгъа келсе, акъыл артха къалады.
  • Тай асырагъан, атха минер.
  • Къыйынлы джети элге оноу этер.
  • Джеринден айырылгъан – джети джылар, джуртундан айырылгъан – ёлгюнчю джылар.
  • Элиб деген, элге болушур.

Карачаевской сотне Дикой дивизии готовят памятник

05.03.2016 1 1297  Семенов Б.
В Малокарачаевском районе Карачаево-Черкесии рассматривается возможность установления архитектурной композиции, посвященной карачаевской сотне в составе одного из полков Кавказской туземной конной дивизии, более известной как "Дикая дивизия", сообщает РИА КЧР.

Напомним, что новой волной интереса всей страны к истории Дикой дивизии Кавказ обязан недавней столетней годовщине Первой мировой войны, которая отмечалась в России в 2014 году. Годовщина была отмечена масштабными мероприятиями, большим количеством информационных материалов.


Заявленные намерения

"Сыны Карачая в составе дивизии проявили свое мужество, отвагу и честь, отчаянно и патриотично защищали Родину, добровольно уйдя на фронт. Их заслуги нельзя предать забвению. Несмотря на то, что сам проект памятника еще не разработан, подготовлены списки солдат и офицеров карачаевской сотни полка прославленной дивизии, отмеченных наградами Российского государства в период Первой мировой войны", - рассказала ресурсу заместитель главы Малокарачаевского района КЧР Асият Гнаева.

По данным информагентства, памятник планируется установить в парке административного центра муниципального образования – в селе Учкекен, находящегося в Малом Карачае.

При этом не исключается возможность того, что памятник будет установлен в одном из населенных пунктов Большого Карачая, поскольку именно оттуда на фронт ушло превалирующее число карачаевцев.

"Мы с особой гордостью и удовольствием установили бы памятник в нашем районном центре. Однако, справедливости ради, село Учкекен было создано гораздо позже, в советское время. И в состав полка вошли, главным образом, уроженцы Большого Карачая…А именно аулов Къарт-Джурт, Учкулан, Хурзук, а также всадники из Нижней Теберды, Мары, Каменномоста. От них и их родственников к нам по сей день поступают обращения, призывающие установить подобный монумент", - пояснила Асият Гнаева.

Вместе с  тем она подчеркнула, что район готов предоставить приоритетное право установления архитектурной композиции региональной столице. В таком случае, по ее словам, монумент должен быть посвящен всем выходцам из нынешней Карачаево-Черкесии, воевавшим в составе Кавказской конной дивизии, сообщает ресурс.



Дикая в отваге дивизия

Кавказская туземная конная дивизия, сформированная 23 августа 1914 года, представляла собой соединение русской императорской армии. На 90% состояла из добровольцев-мусульман - уроженцев Северного Кавказа и Закавказья, которые по законам Российской империи не подлежали призыву на военную службу.

В соответствии с приказом императора Николая II о создании Кавказской туземной конной дивизии от 23 августа 1914 года дивизию составляли управление и три бригады по два кавказских туземных конных полка (каждый в 4 эскадрона). В состав дивизии входили следующие формирования:

·        1-я бригада состояла из Кабардинского конного полка (состоявшего из кабардинцев и балкарцев) и 2-го Дагестанского конного полка (состоявшего из дагестанцев).

·        2-я бригада состояла из Татарского конного полка (состоявшего из азербайджанцев) и Чеченского конного полка (состоявшего из чеченцев).

·        3-я бригада состояла из Черкесского конного полка (состоявшего из черкесов, абазин, абхазов и карачаевцев) и Ингушского конного полка (состоявшего из ингушей).

Согласно утвержденным штатам, каждый конный полк состоял из 22 офицеров, 3 военных чиновников, 1 полкового муллы, 575 строевых нижних чинов (всадников) и 68 нестроевых нижних чинов.

Дивизии также были приданы Осетинская пешая бригада и 8-й Донской казачий артиллерийский дивизион. Новая созданная дивизия получила название Кавказской туземной конной, поскольку во время Первой мировой войны в составе русской армии находились также Кавказская кавалерийская дивизия, пять кавказских казачьих, пять кавказских стрелковых и Кавказская гренадёрская дивизии.

Командиром Кавказской туземной конной дивизии высочайшим приказом от 23 августа был назначен младший брат царя, генерал-майор, князь Михаил Александрович. Начальником штаба дивизии был назначен полковник Яков Давидович Юзефович, литовский татарин-мусульманин, служивший в Ставке Верховного Главнокомандующего.


Офицеры 2-й бригады дивизии, в центре — командир дивизии, князь Михаил Александрович 
и командир Чеченского конного полка Александр Святополк-Мирский


Сотня карачаевцев

Согласно документальным данным, приведенным в книге Шамиля Батчаева "Карачаевцы в войнах России", формирование карачаевской сотни началось уже на следующий день после начала войны – 13 апреля, и через две недели необходимое количество всадников было набрано.

В состав карачаевской сотни особого ударного боевого соединения вошли 136 всадников, в том числе 109 карачаевцев, казаки, осетины, абазины и ногайцы. Командиром сотни стал ротмистр Хаджи-Мырза Крымшамхалов из селения Къарт-Джурт, кадровый военный.

Вот что в связи с этим писал бывший офицер Кабардинского конного полка, юрист по образованию, Алексей Арсеньев в очерке "Кавказская Туземная Конная Дивизия":

"…И - странное дело! Поставленные судьбой в необходимость покориться России и узнать Ее, люди и народы, дотоле бывшие Ее врагами, - переставали быть ими! Последний владетельный князь Карачая - Шамхалов - вел упорную борьбу с Россией еще в 70-80-х годах…Я видел ущелье, где происходило последнее сражение. Его сын, с которым мне пришлось познакомиться в 1914 году, - князь Мурзакул Крымшамхалов - был в русско-японской войне командиром полка и кавалером ордена Святого Георгия.

Большинство туземцев славной "Дикой Дивизии" были или внуками, или даже сыновьями бывших врагов России. На войну они пошли за Нее, по своей доброй воле, будучи никем и ничем не принуждаемы; в истории "Дикой Дивизии" нет ни единого случая даже единоличного дезертирства!"


Всадники, а не чины

В Нальчике, выстроившись посотенно на пустыре около железнодорожной станции, всадники, кабардинцы и балкарцы, приняли присягу, поклявшись на Коране свято соблюдать воинский долг, подчиняться приказам своих командиров, беречь воинскую честь и хранить военную тайну.

Значительную помощь офицерам Черкесского полка при отборе добровольцев-карачаевцев оказал помощник атамана Баталпашинского отдела корнет Мисост Абаев, участник русско-турецкой войны 1877-1878 годов, награжденный тогда за боевые отличия Георгиевским крестом IV степени.

Он был известен и как балкарский просветитель, автор первого исторического труда "Балкария", опубликованного в 1911 году в Париже журналом "Мусульманин". В те же самые сентябрьские дни четырнадцатого года, когда формировался Черкесский полк, четверо его родственников из рода таубиев Абаевых, жителей Балкарского общества, стали всадниками Кабардинского конного полка.

В Кавказской конной дивизии рядовых называли не "нижними чинами", как-то было принято в российской армии, а "всадниками". Так как у горцев не существовало обращения на "вы", то к своим офицерам, генералам и даже к командиру дивизии великому князю Михаилу Александровичу всадники обращались на "ты", что нисколько не умаляло значения и авторитета командного состава в их глазах и никак не отражалось на соблюдении ими воинской дисциплины.

"Отношения между офицерами и всадниками сильно отличались от таковых в регулярных частях, - вспоминал офицер Ингушского полка Анатолий Марков. - В горцах не было никакого раболепства перед офицерами, они всегда сохраняли собственное достоинство и отнюдь не считали своих офицеров за господ - тем более за высшую расу".


Мемориал памяти и славы в Назрани. Памятник Ингушскому конному полку 'Дикой Дивизии'

Подчеркивает это и в очерке "Кавказская Туземная конная Дивизия" офицер Кабардинского конного полка Алексей Арсеньев: "Отношения между офицерами и всадниками носили характер совершенно отличный от отношений в полках регулярной конницы, о чем молодые офицеры наставлялась старыми.

В общем, уклад был патриархально-семейный, основанный на взаимном уважении, что отнюдь не мешало дисциплине; брани - вообще не было места... Офицер, не относящийся с уважением к обычаям и религиозным верованиям всадников, терял в их глазах всякий авторитет. Таковых, впрочем, в дивизии не было".

Алексей Арсеньев, говоря о высокой дисциплине, существовавшей в дивизии, подчеркивает, что в первую очередь это было связано с тем, что "всякий мусульманин воспитан в чувстве почтения к старшим, это поддерживалось "адатами" - горскими обычаями".

Борис Семенов,
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментарии (1)

    Джаратама0
    Barsil
    05.03.2016 20:27:06
    Опять эта фотография, на заглавной ??