Расширенный поиск
24 Апреля  2017 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Чарсда алчыны эл кёреди.
  • Байлыкъ тауусулур, билим тауусулмаз.
  • Аджал соруб келмез, келсе, къайтыб кетмез.
  • Кёпюр салгъан кеси ётер, уру къазгъан кеси кетер.
  • Билмейме деген – бир сёз
  • Ариу сёз джыланны орнундан чыгъарыр.
  • «Ёгюз, джаргъа джууукъ барма, меннге джюк боллукъса», - дегенди эшек.
  • Аман хансны – урлугъу кёб.
  • Къартны бурнун сюрт да, оноугъа тут.
  • Элде адам къалмаса, ит тахтагъа минер.
  • Акъдан къара болмаз.
  • Къыз тиширыу кеси юйюнде да къонакъды.
  • Кёлсюзден сёзсюз тууар.
  • Таугъа чыгъаллыкъ эсенг, тюзде къалма.
  • Къатын байлыкъны сюер, эр саулукъну сюер.
  • Къарнынг тойгъунчу аша да, белинг талгъынчы ишле.
  • Аджаллыгъа окъсуз шкок атылыр.
  • Иги джашны ышаны – аз сёлешиб, кёб тынгылар.
  • Чомартха Тейри да борчлуду.
  • Акъыллы айтыр эди, акъылсыз къоймайды.
  • Азыгъы аз, алгъа къабар, аты аман, алгъа чабар.
  • Джылкъыдан – ат чыгъар, тукъумдан – джаш чыгъар.
  • Дуния аламаты сен эсенг да, игиме деб айтма.
  • Джылар джаш, атасыны сакъалы бла ойнар.
  • Тёзгеннге, джабылгъан эшик ачылыр.
  • Хар ишни да аллы къыйынды.
  • Джаз бир кюнню джатсанг, къыш талай кюнню абынырса.
  • Бал чибинни ургъаны – ачы, балы – татлы.
  • Хар адамгъа кеси миннген тау кибик.
  • Джюрекге ариу – кёзге да ариу.
  • Халкъны джырын джырласанг, халкъ санга эжиу этер.
  • Къонакъны къачан кетерин сорма, къачан келлигин сор.
  • Адеб джокъда, намыс джокъ.
  • Джылыгъа джылан илешир.
  • Иши джокъну, сыйы джокъ.
  • Ач къарынны, токъ билмез
  • Хата – гитчеден.
  • Адеб этмеген, адеб кёрмез.
  • Орундукъ тюбюнде атылсам да, орта джиликме, де да айлан.
  • Эр абынмай, эл танымаз.
  • Чомарт джарлы болмаз.
  • Тулпарлыкъ, билекден тюл – джюрекден.
  • Керти сёзге тёре джокъ.
  • Ишлегенден, къарагъан уста.
  • Эртде тургъан джылкъычыны эркек аты тай табар.
  • Адеб базарда сатылмаз.
  • Эллинг бла джау болсанг да, юйюнг бла джау болма.
  • Дженгил джетерикме деб, узун джолну къоюб, къысхасын барма.
  • Ач отунчуну ачыуу – бурнунда.
  • Терек ауса, отунчу – кёб.

Боль и надежды Минги тау

29.03.2014 0 1262  Газдиев А.
28 марта – День возрождения балкарского народа!

В памяти репрессированных сталинщиной народов Кавказа незаживающими ранами остались события 70-летней давности. Оболганные, изгнанные из родных мест, ставшие изгоями в собственной стране, эти народы были обречены на мученическую смерть в бескрайних степях Казахстана и Средней Азии. 

СЕДОЙ Эльбрус (карачаевцы и балкарцы называют эту величественную вершину Минги тау – Вечная гора) – безмолвный свидетель веков. Но если бы он нарушил обет молчания и заговорил, мир узнал бы немало историй о величии человеческого духа, о мужестве и бесстрашии, о жажде жизни и том, как эту жизнь хотели убить…

Смерть и разорение пришли в древние балкарские селения нежданно. 8 марта 1944 года, когда в горах началась операция по депортации балкарского народа, каменная твердь содрогнулась от невиданной боли и предательства. Лучшие сыны и дочери древней Балкарии (их было 18 тысяч человек!) сражались на фронте с фашистами, а тем временем  в их дома подло ворвалась страшная беда. Беззащитные женщины, дети и старики стали добычей сталинских псов.

Преступления, совершенные сталинщиной против человечности, невозможно забыть, тем более их нельзя простить. Они не поддаются никакому логическому объяснению с человеческой точки зрения. В течение одних суток обезлюдели балкарские села. 38 тыс. человек были загнаны в товарняки, и эшелоны смерти отправились в неизвестный путь. Бесстрастная статистика свидетельствует, что из общего числа депортированных балкарцев 52 % составляли дети, 30 процентов - женщины, 18 - старики и инвалиды. Только за 9 месяцев 1944 года умерли 1592 человека. Смерть продолжала безжалостно косить людей – с 1 апреля 1944 года по сентябрь 1946 года в Казахстане и в Киргизии умерли 4849 балкарцев. Погиб каждый восьмой спецпереселенец...

Маргарита Тургунова (Пальязова) вспоминает: «То, что перенесли наши родственные балкарский и карачаевский народы, знаю по рассказам своей бабушки и мамы. Маме тогда было четыре годика, но ее детская память сохранила многое. Сохранила и то чувство ужаса, которое испытали люди в вагонах для скота по дороге в Среднюю Азию. В пути многие старики и дети погибли… Первые годы депортации были самыми трудными. Местные жители могли им дать только места в хлеву со скотом. Но народ, выросший среди зеленых гор и чистых родников, в пустынных степях Казахстана и  Киргизии не падал духом. Моя бабушка оказалась на чужбине с четырьмя детьми на руках, старшему из которых было всего шесть лет. Она смогла всем сохранить жизнь и вернуться домой на Кавказ. Но многие не выдержали климата Средней Азии, погибли от голода и болезней и так остались лежать на чужбине… Пусть наша память и память наших детей сохранит все это!»

В памяти балкарского народа живет и трагедия Черекского ущелья, разыгравшаяся в ноябре 1942 года, когда отряд внутренних войск НКВД превратил в пепел, не пощадив даже младенцев, селения Верхняя Балкария, Сауту, Кюнюм и расстрелял жителей селений Верхний Чегет и Глашево. Воспоминания немногих уцелевших очевидцев этой трагедии холодят душу. А в докладной записке капитана Накина, командира отряда палачей, устроивших кровавую расправу над беззащитным мирным населением, указывалось, что им уничтожено 1500 человек. Стольким людям стоило жизни надуманное обвинение в бандитизме и пособничестве фашистам. Но стоило только появиться в этом районе 4 декабря 1942 года одному батальону немецких автоматчиков, как Накин трусливо бежал за перевал.

Массовое истребление жителей высокогорных балкарских сел в ноябре-декабре 1942 года стало одним из самых ужасающих преступлений сталинских опричников. Масштабы и жестокость этого преступления напугали даже его идейных вдохновителей, которые попытались сокрыть содеянное. Они прибегли к фальсификациям и долгие годы утверждали в общественном сознании мнение, что беззащитных женщин, детей и стариков сожгли и расстреляли фашисты…

Пепел кавказских Хатыней – сожженных Таргима (Ингушетия), Хайбаха (Чечня), Верхней Балкарии, Сауту и Кюнюма (Балкария) – неумолчно стучит в наших сердцах. Но сталинизм, растоптавший нашу священную кавказскую землю, предавший ее огню и разорению, не смог растоптать веру репрессированных кавказских народов в высшую справедливость и убить в их сердцах верность родным горам и заветам предков. Народы выжили и вернулись к своим разоренным очагам. Балкарцы, как и их собратья, в жестокие годы безвременья тоже сохранили присущий им национальный дух и национальную идентичность.

28 марта 1957 года вышел указ Президиума Верховного Совета СССР о восстановлении Кабардино-Балкарской АССР. После 13-летней ссылки балкарцы получили, наконец, право вернуться на родную землю. Через 50 лет после депортации, в 1994 году, этот день стал в Кабардино-Балкарии Днем возрождения балкарского народа. Познавший боль Минги тау обрел новые надежды. Но около 60 горных сел Балкарии так и остались не восстановленными до сих пор. Их руины безмолвно и скорбно свидетельствуют о бесчеловечности минувших времен и служат напоминаем о трагедии, которую пережил целый народ.

Ахмет Газдиев,
член Союза журналистов России, заслуженный работник культуры Республики Ингушетия


Источник: http://www.gazeta-serdalo.ru/3_1726
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет