Расширенный поиск
17 Июля  2018 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Арбаз къынгырды да, ийнек сауалмайма.
  • Экеу тутушса, биреу джыгъылыр.
  • Аман адамны тепсинге олтуртсанг, къызынгы тилер.
  • Джашлыкъ этмеген, башлыкъ этмез.
  • Азыкъ аз болса, эртде орун сал.
  • Элде адам къалмаса, ит тахтагъа минер.
  • Олтуруб кёрюнмей эди да, ёрге туруб кёрюне эди.
  • Телини эшигин, махтау джабар.
  • Аманнга алтын чыдамаз.
  • Къая джолда джортма, ачыкъ сёзден къоркъма.
  • Сескекли кесин билдирир.
  • Сабий болмагъан джерде, мёлек болмаз.
  • Сакъалы текени да бар, мыйыгъы киштикни да бар.
  • Чарсда алчыны эл кёреди.
  • Юреннген ауруу къалмаз.
  • Кёзню ачылгъаны – иги, ауузну джабылгъаны – иги.
  • Игилик игилик бла сингдирилиучю затды.
  • Джыйырма къойну юч джыйырма эбзе кюте эди.
  • Адебсиз адам – джюгенсиз ат.
  • Эм уллу байлыкъ – джан саулукъ.
  • Хар ишни да аллы къыйынды.
  • Чакъырылмагъан къонакъ тёрге атламаз.
  • Душманны тышы – акъ, ичи – къара.
  • Экиндини кеч къылсанг, чабыб джетер ашхам.
  • Ишленмеклик адамлыкъды.
  • Иги адамны бир сёзю эки болмаз.
  • Кёб ант этген, кёб ётюрюк айтыр.
  • Ашда уялгъан – мухар, ишде уялгъан – хомух.
  • Къралынгы – душмандан, башынгы от бла суудан сакъла.
  • Кёз – сюйген джерде, къол – ауругъан джерде.
  • Кийим тукъум сордурур.
  • Насыб бютеу халкъны юлюшюдю.
  • Ашаса, ашамаса да, бёрюню ауузу – къан.
  • Таукелге нюр джауар.
  • Тыш элде солтан болгъандан эсе, кесинги элде олтан болгъан игиди!
  • Иги болса, тамадама – махтау, аман болса, меннге – айыб.
  • Адам бла мюлк юлешмеген эсенг, ол адамны билиб бошагъанма, деб кесинги алдама.
  • Ата Джуртун танымагъан, атасын да танымаз.
  • Болджал ишни бёрю ашар.
  • Оюмсуз атлагъан, аджалсыз ёлюр.
  • Ёлген аслан – сау чычхан.
  • Кийимни бичсенг, кенг бич, тар этген къыйын тюлдю.
  • Келинни – келгинчи, бёркню кийгинчи кёр.
  • Уруну арты – къуру.
  • Уллу сёзде уят джокъ.
  • Суу ичген шауданынга тюкюрме.
  • Ачлыкъда тары гырджын халыуадан татлы.
  • Халкъгъа джарагъан, джарлы къалмаз.
  • Къошда джокъгъа – юлюш джокъ.
  • Аман хансны – урлугъу кёб.

"Внизу синели горные хребты..."

10.05.2011 0 1355

Эдуард Ионих,
член Союза журналистов России,
соредактор газеты "Литературная Балкария и Карачай",
Терскол

Рассказ Рамазана Джаппуева, родившегося и проживающего в посёлке Эльбрус, о своем предке - великом охотнике и первопроходце Джатчи Джаппуеве.

Сейчас все говорят и пишут, что на Минги-Тау впервые поднялся местный житель Килар Хаширов. Но это не так. Я расскажу все, что знаю о том, кто первый поднялся на нашу священную гору.

Джатчи Джаппуев - мой предок, и я расскажу о нем то, что помню из рассказов cтариков. У нас в роду он оставил заметный след своей предприимчивостью и своими делами. Он был высокого роста, сильный и смелый человек с большим и мужественным сердцем. У него были не знавшие устали огромные руки и ноги. Грубо слепленное лицо выражало энергию и доброту. Как и весь наш род он был рыжеватым. Удачливый охотник. По рассказам, он любил в одиночку ходить по горам, мог в одиночку загнать тура или серну, добывая хлеб насущный.

Однажды Джатчи пошел на охоту в ущелье Адыл-суу. Увидев стадо туров, стал подкрадываться к ним. Но вожак учуял его, и стадо бросилось бежать. Джатчи - за ним. Стадо бежало быстро. Джатчи не отставал. Они пробежали по лощине к леднику Кашха-таш, свернули влево на террасу к Турьим озерам и побежали дальше вверх по склонам вершины с одиноким скальным пальцем вверху. Наконец, туры вышли на скальную полку, конец которой обрывался отвесом. На эту же полку вышел и уставший Джатчи. Он быстро оценил положение, в которое попал. Вперед пути не было, идти назад, оставляя в тылу разгоряченных туров опасно, в случае угрозы для жизни, тур может броситься на человека. Джатчи посмотрел сверху на свой кош. Он казался таким маленьким. Посмотрел еще раз, где ему придется спускаться, и загрустил. Спуск представлял собой крутой скальный склон. Вылезти по нему наверх было трудно, а спускаться, кроме того, будет и опасно. Джатчи понял это. Туры, видимо, похоже, оценили ситуацию и стояли спокойно.

Потом вожак медленно развернулся и посмотрел на охотника. Их разделяло не более 10 метров. Несколько секунд человек и зверь смотрели друг на друга. Потом вожак, а за ним и все стадо медленно и спокойно пошло назад, на Джатчи. Одним движением огромных рогов любой из туров мог сбросить его в пропасть. Охотник содрогнулся и с сожалением подумал, как рано ему умирать. Да и сенокос еще не закончился. Джатчи вплотную прижался к скале и оцепенел, ясно сознавая близкую смертельную опасность. Но животные благородно прошли мимо, лишь некоторые случайно задели его за грудь кончиками рогов. Некоторое время Джатчи стоял неподвижно, переводя дух, а потом уже в сумерках сумел спуститься с полки.

С тех пор эту красивую пирамидальную вершину, возвышающуюся в ущелье Адыл-Суу, коренные жители стали называть Джатчи-чыкъгъан или Пик Джатчи. В 1933 году она была переименована альпинистами, не знавшими местных кондовых названий гор, в Пик Гермогенова в память о своем товарище Алексее Гермогенове, погибшем на склонах Эльбруса во время зимнего восхождения на Эльбрус.

Первая жена Джатчи умерла, оставив его с пятью детьми на руках. И уже в пожилом возрасте Джатчи женился второй раз. По моим расчетам Джатчи родился где-то около 1780 года, женился второй раз примерно в 1835 году в возрасте 55 лет. В это время в горы уже не ходил, а занимался домашним хозяйством. Второй раз Джатчи женился на старшей сестре Ахии Соттаева. У Джатчи было два брата Матчи и Чочай. Все они были похожи на Джатчи. Так же как и он любили ходить по горам и охотиться, но Джатчи всегда и во всем был самым-самым.

В нашем ущелье всем, а не только роду Джаппуевых известно, что Джатчи поднимался на наш родной Минги-Тау. Сделал он это примерно в молодом возрасте, в расцвете сил задолго до официально признанного восходителя Килара Хаширова, никаких особых целей он не преследовал. Просто хотел посмотреть, что там делается за высокой белой горой почти видной из окон его дома на Джапыр-тала. Чистая любознательность и горячая кровь первопроходца привела его на вершину Минги-Тау. Он и не догадывался, что поднялся на высочайшую вершину Кавказа. Я предполагаю, что Джатчи шел на восхождение по ущелью Ирик-чат. Это самый близкий к его дому путь. И поднялся он сначала на ближайшую вершину, то есть Восточную. Не увидев здесь следов пребывания человека, пошел дальше. Спустился на седловину и затем поднялся на другую вершину, на Западную. Под ногами царила снежная безбрежность, и не было следов ни человека, ни зверя. Вокруг было только небо. Далеко внизу синели горные хребты. Во все стороны видны были фиолетовые горы Сванетии, высокогорный Карачай просматривался до Домбая, а на север уходили пологие увалы Скалистого, Пастбищного и Лесистого хребтов. Полюбовавшись открывшейся панорамой, Джатчи снова спустился на седловину. Обошел вокруг Восточной вершины с севера и спустился в ущелье Ирик-чат. Переночевал в коше и на следующий день пришел домой.

На вершину Джатчи поднимался во второй половине лета, ибо знал, что в это время самая устойчивая хорошая погода. Одет был легко. На ногах чабыры с плетеной подошвой, чтобы ступни не скользили на крутых склонах. В руках вилы, сделанные специальным способом из рогов тура. Вилы, как знак первовосходителя, Джатчи специально оставил на Западной вершине. Когда Ахия Соттаев поднимался на Западную вершину много лет спустя, он нашел их там.

О Джатчи я впервые услышал еще в Казахстане, в далеком детстве от своего отца. Это Джатчи показал достойный пример другим балкарцам жаждущим подвигов. Все старики, в том числе и Геккиев Доняй, умерший в возрасте более 100 лет рассказывали, что на седловине Эльбруса Джатчи нашел отполированную дощечку из какого-то прочного темного дерева. Длиной она была около полуметра и шириной сантиметров 10-15. Джатчи немало подивился находке, невесть откуда и каким образом оказавшейся на седловине и забрал ее с собой. Она долго хранилась у него в семье, а потом пропала. Куда - никто не знает. Как никто не знает, как она попала на пятитысячную высоту. Может она из носилок, на которых нукеры несли Тамерлана для совершения молитвы на вершине Эльбруса? Или из остатков Ноева ковчега, причалившего по легенде к горе, далеко выступавшей над водой? Это мог быть и Эльбрус.

Уже прошло более 250 лет со дня рождения Джатчи, но люди помнят его. Конечно, сейчас, сегодня уже невозможно документально доказать, что Джатчи первым поднимался на Минги-Тау. Но увековечить его память, как одного из энтузиастов и предполагаемого покорителя Минги-Тау можно и нужно.

От автора: Пока историки размахивают мечами и ломают копья в борьбе за истину, я обратился к памяти народной, живущей в устных преданиях. То, что рассказал мне Рамазан Джаппуев, подтверждали все взрослые балкарцы. 

(Газета "Мир Кавказа. Новый век", третий номер)

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет