Расширенный поиск
22 Октября  2020 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Ана кёлю – балада, бала кёлю – талада.
  • Чарсда алчыны эл кёреди.
  • Насыблы элин сюер, насыбсыз кесин сюер.
  • Къыйынлы джети элге оноу этер.
  • Малны кют, джерни тюрт.
  • Ашына кёре табагъы, балына кёре къалагъы.
  • Къатын байлыкъны сюер, эр саулукъну сюер.
  • Айтхан сёзюне табылгъан.
  • Хар зат кесини орнуна иги.
  • Огъурлуну сёзю – суу, огъурсузну сёзю – уу.
  • Ач, тоймам, дейди, тойгъан, ач болмам, дейди.
  • Айран ичген – къутулду, джугъусун джалагъан – тутулду.
  • Эр сокъур болсун, къатын тилсиз болсун.
  • Акъдан къара болмаз.
  • Бёрю да ач къалмасын, эчки да ашалмасын.
  • Чомарт джарлы болмаз.
  • Акъыл къартда, джашда тюйюлдю – башдады.
  • Тай асырагъан, атха минер.
  • Билим – акъылны чырагъы.
  • Башда акъыл болмаса, эки аякъгъа кюч джетер.
  • Ауурну тюбю бла, дженгилни башы бла джюрюген.
  • Къайгъыны сюйген, къайгъы табар.
  • Ауругъан – джашаудан умутчу.
  • «Ма», - дегенни билмесенг, «бер», - дегенни билмезсе.
  • Адеб базарда сатылмаз.
  • Эли джокъну – кёлю джокъ.
  • Кесине оноу эте билмеген, халкъына да эте билмез.
  • Биреуге кёлтюрген таягъынг, кесинги башынга урур.
  • Эки къатын алгъан – эки ташны ортасына башын салгъан.
  • Тойгъан джерден туугъан джер игиди.
  • Берекет берсин деген джерде, берекет болур.
  • Джашлыкъ этмеген, башлыкъ этмез.
  • Къонакъны къачан кетерин сорма, къачан келлигин сор.
  • Биреуню эскиси биреуге джангы болмайды.
  • Джаз бир кюнню джатсанг, къыш талай кюнню абынырса.
  • Тас болгъан бычакъны сабы – алтын.
  • Джаш болсун, къыз болсун, акъылы, саны тюз болсун.
  • Болджал ишни бёрю ашар.
  • Эски джаугъа ышанма.
  • Айтханы чапыракъдан ётмеген.
  • Юйлю уругъа ит чабмаз.
  • Ашда – бёрю, ишде – ёлю.
  • Ашха уста, юйюнде болсун
  • Ёмюрлюк шохлукъну джел элтмез.
  • Рысхы – насыбха къор.
  • Эл элде бирер малынг болгъандан эсе, бирер тенгинг болсун.
  • Кёз – сюйген джерде, къол – ауругъан джерде.
  • Таугъа чыгъаллыкъ эсенг, тюзде къалма.
  • Ургъан суудан башынгы сакъла.
  • Сакъ юйюне сау барыр.

Балкарию "подстраховал" москвич

13.12.2010 0 3501

Балкария была разрушена. Преступной сталинской властью балкарский народ 8 марта 1944 года был изгнана с родной земли и депортирован в Среднюю Азию. Пушки ударили по опустевшим аулам, остальное довершило время. Поднебесная страна, обрамляющая Эльбрус, осталась лежать в развалинах.

Через 13 лет "отпущенные" балкарцы стали возвращаться домой. Из почти ста аулов едва уцелело меньше четверти. Как восстановить эти невидные из себя, но родные, стоявшие не один век жилища? Кто знает, как их строить? Многие старики, помнившие подробности, умерли на чужбине от голода и горя. Вернувшиеся стали стоить на новый лад и в других местах: надо было жить, поскорее обустраиваться. Но потомки тех, кто жил в высокогорных аулах, никогда не расставались с мечтой воссоздать дома своих предков.

Но как это сделать, если все пропало? Неужели в этом Балкария уподобится Атлантиде? Провидение оказалось на стороне балкарцев. Не оно ли с полномочиями Академии архитектуры командировало в 1938 году в Балкарию молодого архитектора и художника, недавнего выпускника архитектурного института с тем, чтобы он изучил самобытность балкарского народного жилища? С нелегким рюкзаком Эммануил Бернштейн за три месяца побывал во всех четырех ущельях Балкарии. Он карабкался по горным склонам, преодолевал бурные потоки и каменистые завалы, забирался в самые глухие аулы и с предельной тщательностью зарисовывал жилища и целые поселения, внешний вид и интерьеры и обмеривал их (вы понимаете, что такое зарисовать и обмерить целую страну?!). Попутно зарисовывал мельницы, мосты, системы водоснабжения, могильники и боевые башни. По всем обмерам уже дома, в Москве, выполнил в масштабе генпланы поселений, планировку усадеб, жилищ, их фасады и разрезы, детали и конструктивные узлы.

И вот спустя 55 лет вышла его книга-альбом "Архитектура балкарского народного жилища", представляющая равно научный, художественный и практический интерес. Здесь и очерк-исследование, и многочисленные иллюстрации. И балкарцы теперь смогут по ним восстановить родные очаги. По отзывам же специалистов, работа москвича по архитектуре балкарского народного жилища восполнит недостающие страницы истории мирового зодчества.

А вообще-то Эмануил Борисович Бернштейн - замечательный художник, хотя и не обласканный властями (ни народный, ни заслуженный), но высоко ценимый любителями живописи. Его непреходящая тема - архитектурный пейзаж, ландшафт. Он не копиист натуры, смысл всех его семи тысяч графических работ (автолитографии, линогравюры, рисунки, акварели, пастели, книжная иллюстрация) - не протокольно зафиксировать подробности, а передать самый дух, настроение изображаемого объекта. Счастливая особенность его творчества - не рисует не только знаменитые памятники, ансамбли, но и обычно не замечаемые, но полные своеобразия и очарования уголки - дворики, закоулки, дома рядовой застройки...

Э.Бернштйн, по выражению академика Н.Воронина, - "давний и многоопытный "портретист" древнерусского зодчества", о чем свидетельствуют его альбомы, посвященные памятникам архитектуры Москвы, Московского Кремля, Подмосковья, Переславля-Залесского, Вологды, Риги, Новгорода. Изданы сотни его эстампов с видами Москвы, Петербурга, Русского Севера, Крыма, Кавказа, Закавказья, Англии, Чехословакии, Германии, Израиля, Швейцарии. Художник оформил и иллюстрировал более сорока книг, множество его работ приобретено отечественными и зарубежными музеями.

Нашему земляку на днях исполнилось 80 лет. Пожелаем ему здоровья и столь же плодотворной дальнейшей творческой жизни.

(Юлий Костинский. "Вечерняя Москва", 27 июня 1994 года)

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет