Расширенный поиск
28 Марта  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Джангыз торгъай джырламаз.
  • Байлыкъ келсе, акъыл кетер.
  • Къартха ушагъан джаш – акъыллы, джашха ушагъан къарт – тели.
  • Аманны тукъумуна къарама, игини тукъумун сорма.
  • Джауумдан сора, кюн кюйдюрюр, ётюрюкден сора, айыб кюйдюрюр.
  • Аз сёлешген, къайгъысыз турур.
  • Иги джашны ышаны – аз сёлешиб, кёб тынгылар.
  • Башы джабылгъан челекге, кир тюшмез.
  • Ауругъан – джашаудан умутчу.
  • Мал тутхан – май джалар.
  • Къайтырыкъ эшигинги, къаты уруб чыкъма.
  • Кёрмегеннге кебек – танг, битмегеннге сакъал – танг.
  • Кёб ант этген, кёб ётюрюк айтыр.
  • Ойнай-ойнай кёз чыгъар.
  • Насыблыны баласы кюн кюнден да баш болур, насыбсызны баласы, кюн кюнден да джаш болур.
  • Борчунг бар эсе, хурджунунга ойлаб узал.
  • Аман къатын алгъан, арыр, иги къатын алгъан джарыр.
  • Биреуню эскиси биреуге джангы болмайды.
  • Кёбге таш атма.
  • Аурууну келиую тынч, кетиую – къыйын.
  • Ичимден чыкъды хата, къайры барайым сата?
  • Джангызны оту джарыкъ джанмаз!
  • «Ма», - дегенни билмесенг, «бер», - дегенни билмезсе.
  • Ёксюзню къалачы уллу кёрюнюр.
  • Кийим тукъум сордурур.
  • Ашха уста, юйюнде болсун
  • Ишни аллы бла къууанма да, арты бла къууан.
  • Кюн кёрмеген, кюн кёрсе, кюндюз чыракъ джандырыр.
  • Ашлыкъ – бюртюкден, джюн – тюкден.
  • Ашаса, ашамаса да, бёрюню ауузу – къан.
  • Башынга джетмегенни сорма.
  • Адам сёзге тынгыла, акъыл сёзню ангыла.
  • Кийимни бичсенг, кенг бич, тар этген къыйын тюлдю.
  • Сагъышы джокъ – джукъучу, акъылы джокъ – къаугъачы.
  • Къралынгы – душмандан, башынгы от бла суудан сакъла.
  • Игилик игилик бла сингдирилиучю затды.
  • Къатын къылыкъсыз, эр тынчлыкъсыз.
  • Ач уят къоймаз.
  • Джол бла сёзню къыйыры джокъ.
  • Къарнынг ауруса, ауузунгу тый
  • Билимли ёлмез, билимсиз кёрмез.
  • Аман адам этегингден тутса, кес да къач.
  • Кесинге джетмегенни, кёб сёлешме.
  • Аджаллыгъа окъсуз шкок атылыр.
  • Адамны аты башхача, акъылы да башхады.
  • Тамчы таш тешер.
  • Джолунга кёре – джюрюшюнг, джагъанга кёре – юлюшюнг.
  • Джырына кёре эжиую.
  • Аджалсыз ёлюм болмаз.
  • Намысы болмагъанны, сыйы болмаз.

Матери, возродившие жизнь

04.07.2010 0 3863

Фатима Боташева, 
Карачаевск

Есть ценности и характеристики, которые являются ключевыми в национальном характере. В моем народе есть издревле сложившаяся культура нравственности - ёзден (благородство), определяющая мотивы действий и вырабатывающая оценки действий каждого конкретного человека. Составляющими здесь являются сила воли, сила духа, скромность, доброе соперничество, внутренние сдержанность и спокойствие. От своего народа человек получает все: язык, социализацию, культуру, цивилизацию, обустроенное пространство и конкретную эпоху. Что досталось героиням моего рассказа?

Конкретная эпоха - крайне агрессивная, пространство - крайне необустроенное, цивилизация - на грани уничтожения, социализация - на грани полного порабощения, как иначе назвать положение народа, находящегося в депортации; культура - в большей степени внутренняя, которая не дала упасть, которая не дала пропасть; язык - который уже имел прозрачные признаки ассимиляции. Но они выстояли. Сохранили себя. Что тут явилось источником для выживания? Это духовный опыт народа, его культура, стереотипы, образ мыслей и действий, побуждения, внутренний стержень народа, когда каждый индивид - ЛИЧНОСТЬ.


Нузула Курджиева

Все эти черты и категории слились воедино и создали характер нации, а национальный характер невозможно поработить или пытаться уничтожить - преступно. Нация - это не народ вообще, это конкретные люди с именами, известными народу, в данном случае, не только моему. Они заслужили, чтобы их вспомнили и помнили всегда.

Это - Боташева (в девичестве Койчуева) Хаджият Чубуровна, которая потеряла мать, отец - на фронте, а она с тремя малолетними братьями Джубрай, Солтан и Ханапи оказалась в Средней Азии. Маленькая Хаджият стала для братьев и мамой и папой. Она не только не пропала сама, она вырастила братьев достойными людьми. Их уважала и с ними считалась вся многочисленная родня и друзья. 15-летней Хаджият доверили хлопководческое звено в составе девяти человек. Работали все на совесть, боролись за звание "Стахановец". И в период с 25 августа по 20 сентября 1948 г., когда Хаджият собрала рекордный урожай хлопка-сырца - 1200 кг., ей, юной звеньевой колхоза "Красный Восток", присвоили это высокое звание "стахановка".

За свой неутомимый труд она имеет немало наград. Но с каждым годом все острее ощущается боль за чудовищные ошибки государства, еще не до конца исправленные. Но нет зла в этом большом сердце, забота о других не оставила там место злу. Говорят, в споре рождается истина, в ссоре она умирает. Для нее истина одна, и это было бесспорно, - как сказал классик - жить и работать так, чтобы не было мучительно больно за прожитые годы. Эту идею она крепко внушила своим детям.

Старшая дочь Шерифат, профессор, доктор философских наук, живет и работает в Ставрополе, дочь Зухра и четыре великолепных и достойных сына: Юсуф, полковник милиции, Ахмат, главный инженер-механик крупнейшего тепличного комбината "Южный", Магомед и Дахир. Они нашли свое место в жизни. Трудятся так, как учит их мать.


Н.Курджиева и Н.Гатаева, 1957 г.

Продолжу имена. Это Гатаева Нурсият, которая вышла на "взрослую" работу в 13 лет, кавалер нескольких Трудовых орденов и медалей, заслужившая их в изгнании. Это - Гогуевы Зоя и Рабият, сестры знаменитого профессора медицины, ныне покойного Гогуева Наны Томаевича; это Муссакаевы Сапият, Аблю, Соня и Люба, также награжденные многими правительственными наградами за свою обыкновенную, как они считали, работу; это Чотчаева Сани, четверо братьев которой были на фронте; это Казиева Абидат, Хапаева Гадтрю, Курджиевы Тауджан и Зоя; Хапаева Марьям; Гаджаева Джанымхан, Суюнчева Гокка, Узденова Марьям, это Байрамукова Назифа, Айбазова Патия, Аджиева Хабибат, награжденные орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, медалями, Почетными Грамотами и другими правительственными наградами.

Хочется отметить также юннатов Ортабаеву Римму, Халиловых Роберта и Билю, которые за высокие урожаи сахарной свеклы участвовали в республиканских сельхозвыставках и были награждены золотыми и серебряными медалями. Их тысячи, заслуживающих внимания, отмеченных наградами и не отмеченных, но работавших так, что их трудовая жизнь и сегодня вызывает удивление и восхищение.

Они выращивали сахарную свеклу и кукурузу, табак и хлопок, учили казахских детей грамоте и возделывали шкуры, вязали и шили. Но я думаю, что здесь не просто трудолюбие, здесь тот самый национальный характер, в котором проявились такие психологические особенности нации, как склад ума, характер реакции на внешний мир, эмоциональные и другие признаки. Каждый народ формирует собственный круг идей, которым определяется содержание его культуры. Прав был поэт, сказавший: "…в тебе самом источник сил". Этот народ нашел в себе тот животворный источник сил, чтоб сохранить себя и взрастить людей, ставших легендами.

Поделюсь сокровенным, расскажу о маме. Я не успела насытиться общением с ней, слишком рано она ушла из жизни. Нам, детям, ее очень не хватает... Ей еще не было 19-ти лет, когда было присвоено звание Героя Социалистического труда и вручена Золотая Звезда "Серп и Молот" и орден Ленина - самые высокие гражданские награды СССР. Кажется, специально для нее написал поэт: "Взгляни кругом, не для тебя ли / Весь мир сокровища раскрыл…". А действительность была жестокой. Восход солнца она встречала на свекловичных полях и уходила с этих полей с первыми звездами. На этих прожженных солнцем полях не гудели трактора, а работали, не покладая рук, молодые девчушки, почти дети, и изможденные, обессилевшие от недоедания и недосыпания женщины, которые были больше похожи на героиню Максима Горького старуху Изергиль, чем на стройных горянок, которых сравнивали с луной и звездами.


Курджиев Х.М.-Х. с женой, сыном, дочерьми, невесткой и внуками 

В 15 лет вышла Нузула в поле, работала с тяжеленной тяпкой в руках наравне со взрослыми, выполняя и перевыполняя план по выращиванию и уборки сахарной свеклы. И когда Нузула получила урожай вомногократ превышающий план, не заметить ее работу, ударную работу спецпереселенки, было невозможно при всем желании. С кем можно было поделиться этой новостью в 1947 году? Кому рассказать? Чего было больше в этой почти детской душе - тревоги, грусти или радости?

Свою маму она потеряла в 13 лет, дома лишь старенький отец, а братья все еще не возвращались с закончившейся войны. Она с нетерпением ждала их, надеялась: вот только они вернутся - справедливость восторжествует, и братья отвезут ее домой, на родной Кавказ. Но так было угодно судьбе, что она, Нузула, в свои неполные 19 лет ставшая Героем, в свои неполные 28 лет будет сидеть в кабинете Главы государства Н.С. Хрущева и говорить о судьбе своего  несчастного народа, сосланного в одночасье в страшные дали, говорить о справедливости, о возвращении домой, на родину...

После всех испытаний нелегких и странствий,
После всех живописных заморских красот
Я опять предпочел бы аул дагестанский.
Где орлица орлят выпускает в полет, - писал Р.Гамзатов. 

Люди помнят и любят Нузулу - это дорогого стоит. Я глубоко признательна и благодарна всем за эту память, за добрые слова, за искреннюю любовь, за то, что часто слышу: если бы не она…

Родная земля, отечественная культура, материнский язык, собственная история - вот что питает народ, вот, что питает истинный патриотизм. И теперь очень важно не растерять каждую из этих качеств, сохранить главную составляющую - благородство. Народ возродился, он должен процветать. Теперь это наше дело, дело детей этих героинь.

 

(Голосов: 1, Рейтинг: 4)

  • Нравится

Комментариев нет