Расширенный поиск
27 Апреля  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Джан саулукъ бермей, сан саулукъ бермезсе.
  • Экиндини кеч къылсанг, чабыб джетер ашхам.
  • Сууда джау джокъ, кёб сёзде магъана джокъ.
  • Аллахха ийнаннган кишини, Аллах онгдурур ишин.
  • Аман къатын сабий табса, бий болур…
  • Акъыллы башны – тили къысха.
  • Зар адамны насыбы болмаз.
  • Тойгъан антын унутур.
  • Ишни ахырын ойламай, аллын башлама.
  • Кёл – къызбай, къол – батыр.
  • Адеб джокъда, намыс джокъ.
  • Кютгени беш эчки, сызгъыргъаны уа, джерни джарады.
  • От этилмеген джерден тютюн чыкъмайды.
  • Джерни букъусу кёкге къонмаз.
  • Адам къаллай бир ишленмесе, аллай бир кесин уллу кёреди.
  • Ойнаб айтсанг да, эслеб айт.
  • Окъуу – билимни ачхычы, окъуу – дунияны бачхычы.
  • Баланы адам этген анады.
  • Абынмазлыкъ аякъ джокъ, джангылмазлыкъ джаякъ джокъ.
  • Джырчы джырчыгъа – къарнаш.
  • Хата – гитчеден.
  • Кеси юйюмде мен да ханма.
  • Бюгюн дуния кибик, тамбла ахыратды.
  • Ётюрюкню башын керти кесер.
  • Ишин билген, аны сыйын чыгъарады.
  • Бети – къучакълар, джюреги – бычакълар.
  • Аман адамны тепсинге олтуртсанг, къызынгы тилер.
  • Эл элде бирер малынг болгъандан эсе, бирер тенгинг болсун.
  • Къонакъ хазыр болгъанлыкъгъа, къонакъбай хазыр тюлдю.
  • Тас болгъан бычакъны сабы – алтын.
  • Тил – кесген бычакъ, сёз – атылгъан окъ.
  • Чыбыкълыкъда бюгюлмеген, къазыкълыкъда бюгюлмей эди.
  • Сёз сёзню айтдырыр.
  • Ана къойну – балагъа джандет.
  • Къанны къан бла джуума, аманны аман бла къуума.
  • Аз айтсам, кёб ангылагъыз.
  • Чоюнну башы ачыкъ болса, итге уят керекди.
  • Элиб деген, элге болушур.
  • Иги сёз – джаннга азыкъ, аман сёз башха – къазыкъ.
  • Атынг аманнга чыкъгъандан эсе, джанынг тамагъынгдан чыкъсын.
  • Аман хансны – урлугъу кёб.
  • Акъыллы эркиши атын махтар, акъылсыз эркиши къатынын махтар.
  • Джашны джигитлиги сорулур, къызны джигерлиги сорулур.
  • Ашыкъгъанны этеги бутуна чырмалыр.
  • Къулакъдан эсе, кёзге ышан.
  • Аджашханны ызындагъы кёреди, джангылгъанны джанындагъы биледи.
  • Къралынгы – душмандан, башынгы от бла суудан сакъла.
  • Айтылгъан сёз ызына къайтмаз.
  • Чомарт джарлы болмаз.
  • Босагъагъа джууукъ орун болса, ашыгъыб тёрге озма.

Христианство в горах

15.03.2010 1 3631

Оюс Айшаев,
Нальчик

До Северного Кавказа христианство дошло в период раннего средневековья, с установлением тесных культурных связей с Византией, Арменией, Иберией, Албанией, Грузией, Киевской Русью. Языческое многобожие сменил монотеизм, были отменены жертвоприношения. О высокой теистической культуре, предшествовавшей исламу на Кавказе, говорят многочисленные источники христианской литературы на греческом языке, памятники христианской архитектуры: храмы Сынты в Теберде, храм Тотура (св.Федора) в Хуламе, многочисленные развалины часовен, монастырей, церквей, каменных надгробий с крестами.


Храм расположен на левом берегу р. Теберда, около аула Нижняя Теберда (быв. Сынты), на отроге горного хребта в 18 км к югу от г. Карачаевск. Здание сложено из тщательно отесанных блоков и плит из песчаника на известковом растворе. Техника кладки храма отличается удивительной чистотой и прочностью. Храм прекрасно сохранился, не дав ни единой трещины. На стенах сохранились следы фресковой росписи, датированной XI веком. Длина здания без апсиды равна его ширине - 8 м. Высота от пола до пяты купола - 10 м. По последним археологическим данным этот храм был освещен 2 апреля 967 года, то есть ему более 1040 лет!

В районы Балкарии христианство начало проникать в шестом веке, после того, как значительно укрепило свои позиции в Западном Предкавказье и более 200 лет господствовало в Закавказье. Свидетельством тому являются христианские погребения могильников Былыма, Гижгита, Безенги, городища Лыгыт в Верхнем Чегеме. Представляет интерес и точка зрения В.Абаева: "Арабский географ XIV века Абульфеда говорит, что на восток от абхазов живут аланы и асы, которые являются тюрками и исповедуют христианскую религию. Я думаю, что свидетельство Абульфеды представляет результат точной осведомленности и имеет определенную ценность. Он знал название карачаевцев и балкарцев - аланы и асы - и правильно относил их к тюркам. До наших дней за территорией Карачая закреплено название Аланы (в устах мегрелов), а за Балкарией - название Асы".

Христианские памятники, крепости, замки, башни, храмы, церкви и часовни были возведены во всех населенных пунктах средневековой Балкарии. Сложный комплекс средневекового городища в Верхнем Чегеме состоит из разрушенных жилищ, башен, крепостных стен и укреплений, остатков нескольких железоплавильных горнов, храма, подземного водопровода и двух могильников - одного с погребениями раннехристианского типа VI-XII веков, второго - в деревянных гробах и каменных выкладках XIII-XIV веков. В этом районе сохранились остатки культовых башен: "Хустос-къала" (крепость Христа), "Тотур-къала"(крепость Тотура, христианского святого Федора). На южной окраине селения Булунгу, на правом берегу реки Чегем расположен склеп, именуемый балкарцами "Къач кешене"- крестовый склеп. Ученые считают район Верхнего Чегема самым крупным центром христианства в горах Центрального Кавказа, быть может, именно здесь находилась Кавказская епархия.

Название церкви "килиса" пришло к балкарцам и карачаевцам из греческого. С именами христианских святых у балкарцев и карачаевцев связаны названия трех дней недели: вторник - Геуюрге кюн (день святого Георгия), среда - Бараз кюн (день святой Параскевы), пятница - Байрым кюн, Майрам (день святой Марии). В старинном календаре этих народов девять месяцев названы под влиянием христианства: январь - Башиль ай (месяц святого Василия), февраль - Байрым ай (месяц святой Марии), март - Тотурну ал айы (первый месяц святого Федора), апрель - Тотурну арт айы (второй месяц святого Федора), май - Хычауман ай (божий месяц), июнь - Николла ай (месяц святого Николая), июль - Элия ай (месяц пророка Ильи), ноябрь - Абустолну биринчи айы (первый месяц святого апостола), декабрь - Абустолну экинчи айы (второй месяц святого апостола).

Несмотря на то, что в XVIII веке был нанесен окончательный удар по гаснущим очагам христианства на Северном Кавказе, балкарцы и карачаевцы продолжали тщательно оберегать христианские памятники, церкви и религиозные книги. Длительное время оставались безразличными к исламу, исполняли некоторые христианские обряды, ели свинину. Шутка о безенгийцах, которые сказали, что перейдут в мусульманскую веру, когда кончится просоленная в бочках свинина, до сих пор бытует в народе. В "Ведомости крещенных горцев по 10 мая 1820 года" записано, что в "Балкарском приходе численность крещенных 76 домов с 549 душами обоего пола".

А в январе 1827 года в ставку главнокомандующего войсками на Северном Кавказе генерала Эмануеля в городе Ставрополе приехала депутатская группа балкарских владельцев и просила российского императора разрешить балкарцам свободное исповедание магометанской религии, сохранение за ними всех их древних обычаев и прав, разбирательства дел по шариату.

(Голосов: 2, Рейтинг: 1.5)

  • Нравится

Комментарии (1)

    Джаратама0
    ilmizi
    27.08.2012 19:15:03
    точка зрения В.Абаева: "Арабский географ XIV века Абульфеда говорит, что на восток от абхазов живут аланы и асы, которые являются тюрками и исповедуют христианскую религию. Я думаю, что свидетельство Абульфеды представляет результат точной осведомленности и имеет определенную ценность. Он знал название карачаевцев и балкарцев - аланы и асы - и правильно относил их к тюркам. До наших дней за территорией Карачая закреплено название Аланы (в устах мегрелов), а за Балкарией - название Асы"


    Честно говоря, сомневаюсь, что Абаев, отстаивавший ираноязычность алан мог такое сказать. Если можно, дайте ссылку на источник.