Измаил, из рода Урусбиевых
Мария и Виктор Котляровы,
Нальчик
Фамилия Урусбиевых - для Балкарии знаковая. Более того, она "бесспорно принадлежит к числу тех немногих туземных фамилий, которые приобрели почетную известность далеко за пределами родных гор и России, - писал известный русский путешественник В. Дубянский в пятигорском вестнике "Кавказские курорты" (1917, № 10), - Мы не знаем ни одного капитального труда среди посвященной высокогорному Кавказу и району Эльбруса отечественной и иностранной литературы - английской итальянской, немецкой, французской, где бы не упоминалось с признательностью о покойном князе Измаиле, свидетеле времен покорения Кавказа, или об его достойном наследнике, ныне здравствующем князе Наурузе Измаиловиче, никогда не отказывавших в радушном гостеприимстве и просвещенном содействии заброшенным в самое сердце Центрального Кавказа ученым путешественникам".
Действительно, литературные источники, в которых упоминается об этих представителях рода Урусбиевых, столь многочисленны, что впору выпускать специальный библиографический указатель. А вот о другом Измаиле - сыне Асланбека (Александра Александровича), внуке Мирзакула Исмаиловича Урусбиева известно очень и очень немногое. Прежде всего то, что он первым в Кабардино-Балкарии занялся издательским делом, открыв в 1908 году в Нальчике типографию. (В нашем архиве имеется одна из выпущенных им брошюр - отчет, как бы сейчас сказали, о том, как 13 июня 1913 года происходило "Торжество закладки здания для Нальчикского реального училища" - того самого, где размещается сегодня медицинский факультет КБГУ). Из исследований Тамары Биттировой можно узнать, что интересующий нас "Исмаил Урусбиев родился 15 февраля 1874 года, окончил курс Владикавказского реального училища, имел звание штабс-капитана, был известен как музыкант (прекрасно играл на флейте, руководил музыкальным кружком) и умер молодым. После его смерти типография была, продана женой Исмаила Екатериной Константиновной в 1912 году К. М. Львову".
Сегодня эти отрывочные сведения мы имеем возможность значительно расширить и уточнить, благодаря сохранившимся, правда, весьма схематичным - всего одна страничка! -воспоминаниям упоминаемой выше Екатерины Константиновны, записанных полвека назад Ляной Карачаевной Блаевой (Шауцуковой). Судьба Е. К. Венеровской, внучки знаменитого донского казачьего атамана, заслуживает особого разговора, и мы еще вернемся к ней. А пока вот что вспоминала она о своем муже Измаиле Александровиче Урусбиеве и его родственниках.
Отец Измаила Александр жил в Санкт-Петербурге, принял православие, женился на Клавдии Матвеевне Егорской - особе, приближенной к царскому двору, имевшей высшее образование. Служил в царском конвое. В чине подполковника умер от воспаления почек в 1903 году во Владикавказе. Было у него два сына - Измаил (старший) и Сергей. Сергей был весь в отца - высок, статен, красив и пошел по его стопам - служил в царском конвое. Завершил свой жизненный путь, как и родитель - спустя всего четыре месяца после смерти отца там же во Владикавказе умер от туберкулеза. У Сергея Урусбиева остался сын, эмигрировавший впоследствии в Америку. Измаил Урусбиев, по сведениям Екатерины Константиновны, родился в 1878 году. Учился он действительно во Владикавказском реальном училище, мечтал о поступлении в Горный институт, что в Санкт-Петербурге, но отец воспротивился, не отдал документы и настоял на поступлении в Киевское военное училище. Из училища Измаил вышел в звании подпоручика и был направлен в Хасавьюрт - в Ширванский полк его Величества. На обеспечение в полк необходимо было внести взнос в размере 5 тысяч рублей, которых у Измаила не было, и его мать ездила в Санкт-Петербург хлопотать о помощи (выдаче земельного участка).
Караульный батальон Ширванского полка пребывал в станице Екатериноградской, где Урусбиев и познакомился с Екатериной Венеровской - девицей видной, статной, пользовавшейся вниманием молодых офицеров. Особенно нравилась она Александру Моргунову. Что только он не предпринимал, чтобы привлечь внимание молодой казачки, но его предложения руки и сердца не находили отклика. И тут появился Измаил. На редкость музыкально одаренный - одинаково хорошо играл на фортепьяно, виолончели, скрипке, флейте, цитре; всесторонне развитый - читал много, памятью обладал феноменальной, буквально сыпал цитатами из классиков; да к тому же ироничный, неугомонный, склонный к веселым розыгрышам, он, по понятным причинам, сразу оказался в центре внимания женского населения Екатериноградской.
Увидев Екатерину Венеровскую и узнав о чувствах к ней сослуживца Моргунова, уверенно заявил: "Я его отошью!". Так и произошло. По своей скромности Екатерина не поделилась подробностями, как разворачивался их роман, но, судя по всему, был он стремительным и зажигательным. Ухажер Моргунов и опомниться не успел, как окончательно лишился шансов на взаимность. Тем не менее, выбрав момент, когда Урусбиев отсутствовал в батальоне, он пришел к гордой казачке и предложил забыть про Измаила, бросить все и уехать за границу. А получив очередной и решительный отказ, напоследок бросил: "Я в жизни не женюсь, но и вам счастья не будет".
Как выяснилось впоследствии, его слова оказались пророческими. Александр Моргунов, так и не женившись, погиб в 1908 году во время произошедшего в полку солдатского бунта. Всего на четыре года его пережил Измаил. Но до этого в жизни Урусбиевых было несколько спокойных семейных лет. В том же трагичном для их семьи 1903 году, когда умерли отец и младший брат, Измаил добился во Владикавказе освобождения от военной службы по болезни. Вначале Урусбиевы устроились в Пятигорске, но, прожив там всего лишь год (дела не складывались), переехали в Нальчик. Здесь в 1905 году у них родился сын Евгений. Но и в Нальчике судьба не была благосклонна к Урусбиевым. Пробовал глава семейства себя во многом, но успеха, тем более, богатства не снискал. Отдушиной была музыка. Играл сам, организовывал музыкальные вечера - в опубликованных в северокавказских газетах ("Кавказ", "Терские ведомости", "Пятигорский листок") постоянно встречается его фамилия. Более того -"Терские ведомости" (№ 11 за 1905 год) сообщают о создании И. Урусбиевым в слободе Нальчик музыкального кружка, состоящего - ни много ни мало - из 18 музыкантов, игравших на гитарах, мандолинах, балалайках...
Очень большие надежды связывал Измаил с издательской деятельностью. С огромным трудом (в архиве сохранилась его переписка с Главным управлением по делам печати) пробил разрешение на открытие типографии. Заняв деньги, приобрел оборудование, нашел подходящее помещение (в сохранившемся и ныне двухэтажном здании на углу улиц Кабардинская и Малокабардинская, в котором впоследствии размещалось министерство сельского хозяйства республики и еще полвека ржавели типографские машины). Измаил не только содержал типографию, но и сам работал в ней, мечтал издавать не брошюры и открытки, а книги, более того - свою газету. Но не сложилось. 8 февраля 1912 года он скончался, оставив долгов на семь тысяч. Чтобы рассчитаться с ними, Екатерина Константиновна продала все музыкальные инструменты, фамильные драгоценности. Мечтала унаследовать типографию - поехала хлопотать во Владикавказ к начальнику округа, а тот, выслушав ее - молодую женщину, столь эффектно выглядевшую в траурной вуали - стал уговаривать выйти ...замуж.
- Я не приехала к вам хлопотать себе жениха! - Екатерина Константиновна так ударила рукой по столу, что перчатка порвалась. Да еще дверью кабинета начальника округа хлопнула со всей силы. Естественно, в наследовании типографии ей было отказано - её продали некоему Львову, несмотря даже на то, что он не имел соответствующего разрешения.
Измаил Александрович Урусбиев был похоронен в Нальчике - на старом кладбище, что некогда располагалось в центре города (в конце улицы Шогенцукова), а впоследствии было частично (воинские захоронения) перенесено, а частично (преимущественно гражданские могилы) так и ушло под многоэтажные дома. А так как железная ограда могилы Урусбиева еще задолго до этого была кем-то украдена, а его супруга уже умерла, то вероятнее всего прах первого издателя Кабардино-Балкарии до сих пор находится где-то в тех местах. Как оказалось впоследствии, именно в 1912 году завершилась судьба одной из ветвей рода Урусбиевых. Евгений, сын Измаила и Екатерины, мобилизованный событиями гражданской войны из пятого класса реального училища на фронт - в 13 лет! - пропал без вести в смутном для нашего края 1918 году.
Что касается Екатерины Константиновны, то она пережила своего мужа более чем на пятьдесят лет. Жизнь этой мужественной, сильной, уравновешенной и необыкновенно доброй женщины, обладавшей врожденными аристократическими манерами и оставившей яркий, заметный след в судьбах воспитанников ее домашнего пансиона, была долгой и трудной (она умерла в Нальчике в 1963 году). Но это уже другая история...
Эта, почти столетней давности фотография, запечатлевшая семью Урусбиевых - Измаила, Екатерину и их сына Евгения - достаточно хорошо известна: она, в частности, воспроизведена в альбоме нашего издательства "Балкария: время и лица" (Нальчик, 2004).
Комментариев нет