Расширенный поиск
10 Декабря  2016 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Къартны бурнун сюрт да, оноугъа тут.
  • Ач къарынны, токъ билмез
  • Къонакъ хазыр болгъанлыкъгъа, къонакъбай хазыр тюлдю.
  • Онгсузну – джакъла, тенгликни – сакъла.
  • Ариу сёз аурууунгу алыр.
  • Ёгюзню мюйюзлери ауурлукъ этмейдиле.
  • Адеб джокъда, намыс джокъ.
  • Ашын ашагъанынгы, башын да сыйла.
  • Аманнга алтын чыдамаз.
  • Акъыллы айтыр эди, акъылсыз къоймайды.
  • Ачыкъ джюрекге джол – ачыкъ.
  • Юйлю уругъа ит чабмаз.
  • Эл ауузу – элия.
  • Джюрек кёзден алгъа кёрюр.
  • Аурууну келиую тынч, кетиую – къыйын.
  • Артына баргъанны, къатына барма.
  • Джогъун бар этген, барын бал этген.
  • Орну джокъну – сыйы джокъ.
  • Ашха уста, юйюнде болсун
  • Къызны минг тилер, бир алыр.
  • Бир онгсуз адам адет чыгъарды, деб эштирик тюлсе.
  • Адамны аты башхача, акъылы да башхады.
  • Ашда – бёрю, ишде – ёлю.
  • Кийиминг бла танылма, адамлыкъ бла таныл.
  • Сагъышы джокъ – джукъучу, акъылы джокъ – къаугъачы.
  • Чыбыкълыкъда бюгюлмеген, къазыкълыкъда бюгюлмей эди.
  • Айтылгъан сёз ызына къайтмаз.
  • Чабакъ башындан чирийди.
  • Кийим тукъум сордурур.
  • Эри аманны, къатыны – аман.
  • Тилчи бир сагъатха айлыкъ хата этер.
  • Кийимни бир кюнню аясанг, минг кюннге джарар.
  • Билимли ёлмез, билимсиз кёрмез.
  • Дуния мал дунияда къалады.
  • Ётюрюкден тюбю джокъ, кёлтюрюрге джиби джокъ.
  • Къыз чыгъаргъан – къызыл къымжа.
  • Къартха ушагъан джаш – акъыллы, джашха ушагъан къарт – тели.
  • Ёлген аслан – сау чычхан.
  • Нарт сёз – тилни бети.
  • Агъач халкъгъа алтынды, иссиликге салкъынды.
  • Джашны джигитлиги сорулур, къызны джигерлиги сорулур.
  • Адамны сыфатына къарама, сёзюне къара.
  • Джангыз торгъай джырламаз.
  • Сёз сёзню айтдырыр.
  • Тёгюлген тюгел джыйылмайды.
  • Окъуу – билимни ачхычы, окъуу – дунияны бачхычы.
  • Джангыз терек къынгыр ёсер.
  • Орундукъ тюбюнде атылсам да, орта джиликме, де да айлан.
  • Аман адам этегингден тутса, кес да къач.
  • Биреуге аманлыкъны тилеме да, кесинге ашхылыкъны тиле.

"А теперь в последний бой с неграмотностью-тьмой!"

30.03.2009 0 1291

Фатима Магулаева,
Ставрополь

А ты подписался на "Таулу джашау"? или "Путь молодежи" в прессе КЧАО середины 20-х годов

"Не думал об этом наяву, не мечтал во сне, не представлял ни днем, ни ночью, но наступил прекрасный день, когда среди тумана темноты и тяжелых мыслей в руки мне попался свежий номер "Таулу джашау". <…> в лицо мне ударил невиданный ранее луч солнца родного языка. Да! Я не темный, и на моем языке выходит газета <...>. Взяв в руки газету, я бегом пустился на ныгыш, так побежал, что даже трава под ногами не помялась, и там сообщил людям радостную весть о газете на родном языке…"


10 Международный юношеский день

Это письмо, написанное комсомольцем Мухамметом Темрезовым и опубликованное в первом номере первого партийного карачаевского издания, - лишь маленькая иллюстрация того огромного воодушевления, с которым встретила весть о появлении газеты на родном языке образованная молодежь Карачая. Конечно, не комсомольцы создавали национальную письменность и национальную печать. У истоков становления прессы Карачая стояли пионеры горской интеллигенции - видные деятели культуры и просвещения, творческий и гражданский облик которых формировался в условиях царской России. Они мечтали нести свет просвещения в родные аулы, но перед создаваемой ими молодой прессой ставились задачи, выполнить которые проповедникам гуманизма было не под силу. Глашатаям печатного слова предстоял трудный путь - спотыкаясь о вековые устои, падая на каждом шагу, подниматься и идти вперед, беспощадно растаптывая духовный опыт нации и ломая традиции; в жестокой и бескомпромиссной борьбе с "врагами социализма" нести в массы свою революционную правду. И в этом пути, где в смертельном клубке переплелись подлинный героизм большевиков и бесчисленные трагедии их жертв, юная печать области делала ставку на самую пылкую и романтичную, самую неравнодушную и неопытную часть нации - на ее молодежь.
"Горская жизнь", 1 августа 1924 г.

Завтра нас будет больше!!!

Попытки наладить в Карачаево-Черкесии выпуск местной газеты в течение нескольких лет заканчивались для областных властей неудачно. "Известия Советов народных депутатов Отрадного отдела", "Красные горы Кубани", "Баталпашинская правда", "Красные горы", "Горская беднота" - полет первых ласточек местной прессы Карачаево-Черкесии обрывался смутой Гражданской войны, экономической разрухой и острым недостатком грамотных специалистов. 75 лет назад, в марте 1924 года, вышел в свет "специальный номер для беспартийных конференций" - газета "Горская жизнь" с параллельным текстом на русском и карачаевском языках. Следующий номер печатного издания появился в КЧАО только пять месяцев спустя - в последний летний день 1924 года. В передовой статье вновь созданной газеты редактор "Горской жизни" Николай Малышенко призывал молодую аудиторию: "В КЧАО не должно оставаться ни одного члена <...> РЛКСМ, который не состоял бы корреспондентом или подписчиком газеты "Горская жизнь". Вскоре лозунг о всемерном участии комсомола в работе прессы был подхвачен и редакциями первых национальных партийных газет области - черкесской "Адыге псаучья" и карачаевской "Таулу джашау".


Комсомольцы

Волнующим и притягательным рисовался, должно быть, молодым горцам этот звонкий мир радостной бурлящей жизни, куда звала их пресса, уверенно восклицая: "Завтра нас будет больше!!! Шире дорогу юному поколению! Больше внимания смене, идущей на смену смене!!!". Ведь именно комсомольские активисты, опережая отцов и братьев, первыми откликались на появление печатных изданий. "Мы, юные товарищи - братья по перу и психологии, - писали в редакцию русской газеты сотрудники молодежной баталпашинской стенновки "Ленинский путь", - приветствуя "Горскую жизнь", даем слово, что всегда пойдем навстречу в деле укрепления молодой, еще не совсем окрепшей газеты Карачая и Черкесии где головой, а где и плечом… если это понадобится. Итак, за дело!"


Один из первых номеров "Таулу джашау"

Сдерживая комсомольское слово, молодежь КЧАО с юношеской горячностью и азартом взялась за новое дело. Опасаясь преследований со стороны героев своих публикаций, молодые корреспонденты нередко укрывались за красноречивыми "никами" - Орлиный Глаз, Юнкор №39, Красная метла, Куцулай-Фырт. Но национальная пресса 20-х годов открывала и реальные имена начинающих публицистов, вошедших позднее в литературную элиту Карачаево-Черкесии. На страницах "Таулу джашау" начинали профессиональную деятельность все первые карачаевские писатели - Абидат Боташева, Исса Каракетов, Даут Байкулов, Асхат Биджиев, Азрет Уртенов. В пору становления национальной печати им едва исполнилось по 20 лет.


Первый выпуск Краснопресненской пионер-коммуны. Под 9 номером - председатель совета Хаджи-Мурат Урусов

Горянка и "язва неграмотности"

Ведущей темой комсомольского раздела "Путь молодежи" в газетах КЧАО становилась пропаганда вовлечения юных горцев и казаков в Коммунистический союз молодежи. Особое внимание в идеологической работе со "сменой" уделялось внедрению в сознание молодых людей "сословно-классового принципа". Так, секретарь обкома КСМ Епанечников, требуя "изжить чуждые классовые элементы" с руководящей комсомольской работы, настаивал: "Ни одного кулака, торговца, князя, зажиточного дворянина, бандита-пьяницы… не должно быть в комсомольских ячейках". Не закрывая глаза на специфические трудности в развитии коммунистического молодежного движения в области, указывая, что "родители комсомольцев, особенно это заметно в аулах, все-таки продолжают держать молодежь в ежовых рукавицах, не допуская их в организацию", пресса с энтузиазмом отмечала: "Несмотря на все эти трудности, молодежь захватывается нашей революционной волной, доверяется нашему учению".


"Путь молодежи", 1924 г.

Основание для оптимизма имелось достаточное: с октября 1923 года по декабрь 1924-го численность карачаево-черкесской комсомольской организации выросла в три раза. В 63 ячейках насчитывалось 1324 комсомольца, в числе которых 166 девушек. "Из них,- подчеркивала пресса, - пять горянок-карачаевок". Ничтожная цифра - пять комсомолок-горянок на всю область - являлась огромным достижением обкома РЛКСМ. Работа среди горских девушек признавалась самым трудным вопросом в работе ячеек, находившимся, по определению местной печати, "в полном смысле на точке замерзания". Неслучайно, в национальных газетах тема женского раскрепощения в этот период являлась едва ли не центральной. "Таулу джашау", объявляя войну адатам, унижавшим достоинство горянки: калыму - "купле-продаже женщины", насильственным похищениям девушек, сословным разбирательствам, - утверждала: "Наступило время уничтожить гнилые обычаи!" Говоря о необходимости приобщения девушек к знаниям и культуре, "Горская жизнь" писала: "Беспрерывные вопли женской души разливаются по всей территории Области, пробиваясь то там то сям из самых глухих и отдаленных аулов, пробиваясь через дымовую завесу тьмы, веками висящую над их судьбой, требуя от нас школ, культуры и просвещения".


"Сен газетлерибизни алыб окъуймуса?" ("Таулу дашау", 1925 г.)

Первой азбукой для многих горцев становилась в те годы национальная печать: политпросветчики организовывали коллективные читки газетных статей, на их материалах учили грамоте. Редакция "Таулу джашау", неустанно подчеркивая, что "безграмотный народ не сможет выйти к светлой жизни", призывала: "Товарищи горцы! Чтобы преодолеть отсталость и темноту, идите в ликпункты!" Вооруженная лозунгом Ленина "выжечь язву неграмотности в России", пресса звала комсомольцев к решительной борьбе за сплошную грамотность: "Октябрь дал возможность национальной молодежи строить свои ряды, мы их построили, сплотили, а теперь в последний бой с неграмотностью-тьмой!"


"Таулу джашау", 1925 г.

* * *

В мире, куда манила "смену" советская печать, подрастающих горцев ждала не только радость социалистического строительства и бескорыстный труд во имя светлого будущего, но и жестокие испытания, сломавшие позже не одну молодую судьбу. Но пока, в середине 20-х годов, неокрепший голос социалистической прессы звучал ясно и искренне, увлекая поколение первых комсомольцев мечтой о новой жизни: "Дети трудящихся! Стройтесь в шеренги! Берите друг друга за руки! Идите под знаменами отцов в борьбе с капиталом, в борьбе с разрухой, в борьбе с темнотой!"

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет