Расширенный поиск
20 Сентября  2018 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Насыблы элин сюер, насыбсыз кесин сюер.
  • Ата джурт – алтын бешик.
  • Байма, деб да, къууанма, джарлыма, деб да, джылама.
  • Джолда аягъынга сакъ бол, ушакъда тилинге сакъ бол.
  • Джети тилни билген джети кишиди.
  • Кийиминг бла танылма, адамлыкъ бла таныл.
  • Биреуге кёлтюрген таягъынг, кесинги башынга урур.
  • Намыс сатылыб алынмайды.
  • Къонакъ кёб келюучю юйню, къазаны отдан тюшмез.
  • Аджаллыгъа окъсуз шкок атылыр.
  • Ишлерге уял да, ашаргъа табма.
  • Къызгъанчдан ычхыныр, мухардан ычхынмаз.
  • Эр абынмай, эл танымаз.
  • Тура эдим джата, къайдан чыкъды хата?
  • Кёкдеги болмаса, джердегин кёрмейди.
  • Ургъан суудан башынгы сакъла.
  • Ашда – бёрю, ишде – ёлю.
  • Ата – билек, ана – джюрек!
  • Кёзюнде тереги болгъан, чёбю болгъаннга кюле эди.
  • «Ма», - дегенни билмесенг, «бер», - дегенни билмезсе.
  • Окъ къызбайны джокълайды.
  • Ач келгенни – тойдур, кеч келгенни – къондур.
  • От этилмеген джерден тютюн чыкъмайды.
  • Чыкълы кюнде чыкъмагъан, чыкъса къуру кирмеген.
  • Кёл – къызбай, къол – батыр.
  • Тёрде – темир таякълы, къаяда – чыпчыкъ аякълы.
  • Этни бети бла шорпасы.
  • Тамчы таш тешер.
  • Харам къарнашдан, халал тенг ашхы.
  • Кёзю сокъурдан – къоркъма, кёлю сокъурдан – къоркъ.
  • Къарт болгъан джерде, берекет болур, сабий болгъан джерде, оюн болур.
  • Тёрдеги кюлсе, эшикдеги ышарыр.
  • Ариу – кёзге, акъыл – джюрекге.
  • Сууда джау джокъ, кёб сёзде магъана джокъ.
  • Бир онгсуз адам адет чыгъарды, деб эштирик тюлсе.
  • Шайтан алдады, тюзлюк къаргъады.
  • Ата – баланы уясы.
  • Сабийликде юретмесенг, уллу болса – тюзелмез.
  • Эки къатын алгъан – эки ташны ортасына башын салгъан.
  • Билмезни кёзю кёрмез, этмезни къулагъы эшитмез.
  • Къолу уллу – асыу, аягъы уллу – джарсыу.
  • Джарлыны эшигин махтагъан джабар.
  • Элиб деген, элге болушур.
  • Кёзню ачылгъаны – иги, ауузну джабылгъаны – иги.
  • Ашлыкъны арба юйге келтирир, чана базаргъа элтир.
  • Телиге от эт десенг, юйюнге от салыр.
  • Билим къая тешер.
  • Акъылсызны джууукъгъа алма, акъыллыны кенгнге салма.
  • Кечеси – аяз, кюню – къыш, джарлы къаргъагъа бир аш тюш!
  • Айран ичген – къутулду, джугъусун джалагъан – тутулду.

Тюрки Северного Кавказа

17.06.2008 0 2496

Ахмат Глашев,
Москва

Недавно в здании общественного фонда "Эльбрусоид" прошла первая научно-практическая конференция, посвященная памяти известного ученого-тюрколога и археолога, доктора исторических наук Х.Х. Биджиева, который внес неоценимый вклад в изучение истории и археологии Северного Кавказа, но, прежде всего, в изучение истории карачаево-балкарского народа. Особо следует отметить его фундаментальные труды: "Тюрки Северного Кавказа" и "Хумаринское городище", которые и ныне остаются важнейшими настольными книгами для тюркологов и кавказоведов, исследующих раннесредневековую историю Северного Кавказа.

 Эти две работы получили высокую оценку и признание в научных кругах Израиля, Турции, Венгрии, США, Украины и России. Многие работы Х.Х. Биджиева до сих пор не опубликованы. Поэтому идея проведения научно-практической конференции в память об ученом крайне своевременна, особенно сегодня, когда наметились новые, позитивные тенденции в изучении раннесредневековой истории Северного Кавказа и в частности хазарского периода. Идеи, высказанные Х.Х. Биджевым в советский период в его работе "Тюрки Северного Кавказа" и подвергнутые критике теперь вновь заинтересовали ученых, включая российских. Особенно интересны его исследования ученым из Израиля, Турции и США. Так, в научных кругах Израиля обсуждается возможность организации масштабной археологической экспедиции для исследования таких памятников, как Хумаринское городище и Маджары в связи хазарским археологическим наследием. Импульс этим исследованиями был, несомненно, дан и усилиями Х.Х. Биджиева.

Конференция прошла под председательством кандидата филологических наук, доцента МГПУ Руслана Бозиева. В конференции приняли, как известные, так и молодые ученые: доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН М.Д.Каракетов (Москва), доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник КБГИ РАН Т.Ш.Биттирова (Нальчик), кандидат исторических наук М.И.Баразбиев (Нальчик), кандидат исторических наук из дагестанского филиала РАН Ю.М. Идрисов (Махачкала), кандидат исторических наук, научный сотрудник Института археологии РАН У. Кочкаров (Москва), кандидат исторических наук и заведующий домом-музеем И.П. Крымшамхалова, научный сотрудник филиала Государственного Карачаево-Черкесского историко-культурного и природного музея-заповедника Ш.М.Батчаев, руководитель отдела древних рукописей и эпиграфических памятников Института археологии Кавказа А.А. Глашев (Нальчик) и другие ученые из республик Северного Кавказа.

Все доклады на конференции были посвящены вопросам истории, этнографии и археологии тюркских народов Северного Кавказа: кумыков, карачаево-балкарцев, ногайцев. Конференцию открыл доклад У. Кочкарова о жизненном пути Х.Х. Биджиева, который содержал интересные, ранее неизвестные страницы из научной жизни ученого.

М.Д. Каракетов в своем выступлении затронул важные проблемы тюркологической и кавказоведческой науки, вопросы, связанные с изменением главных ориентиров в современной науке, нехваткой прогрессивно мыслящих и талантливых ученых в этой сфере. Докладчик отметил, что в последнее время молодые ученые несколько инертно относятся к перспективнейшему направлению современной исторической науки: истории тюрков на Северном Кавказе, при этом, указав, что среди зарубежных ученых (Израиль, США, Турция, ФРГ, Венгрия) интерес к таким исследованиям стремительно возрастает.

Доклад Т.Ш. Биттировой был посвящен арабографичной литературе и эпиграфике карачаево-балкарцев. Данная область исследований нуждается в новом подходе. Тем более что в последнее время на территории Северного Кавказа и в частности Карачая и Балкарии находят новые неизученные арабографичные эпиграфические памятники. Автор этого интересного доклада обратила внимание на некоторые важные детали ряда памятников и арабографичной литературы карачаево-балкарцев. Несомненно, должен быть дан новый толчок для этих важнейших исследований.

Доклад А.А. Глашева был посвящен одной и самых важных проблем раннесредневековой истории Северного Кавказа - истории северокавказских гуннов - савиров. Богатые археологические находки гуннского полихромного искусства и обряда в Дигории (Брут) и Кабардино-Балкарии (Былым, Кишпек, Нальчик) находятся в тесной связи с сообщениями древних армянских, грузинских и албанских источников о гуннах и прямо говорят, по мнению докладчика, о том, что "Царство гуннов" находилось не в Дагестане, а в Центральном Предкавказье, бассейне рек Кума, Черек и Урух. Об этом также говорят уникальные параллели в духовной культуре карачаево-балкарцев и гуннов-савиров в "Истории Агван" Моисея Каганкатваци, которые озвучил докладчик.

Другие доклады были посвящены не менее интересным сторонам истории и культуры тюркских народов Северного Кавказа. Так, тема доклада Ю.М. Идрисова звучит "Из истории отношений кумыков с карачаевцами, балкарцами и ногайцами в XVI-XX в.в.". В докладе раскрыты интереснейшие факты о взаимопроникновении культур и взаимодействии этносов на Северном Кавказе, страницы ранее неизвестные даже исследователям.

М.И. Барзабиев озвучил доклад на тему: "Отражение межэтнических контактов высшего сословия Балкарии и Карачая в генеалогических преданиях". Как всегда изыскания М.И. Баразбиева носят новаторский характер и данный доклад также не стал исключением. Достаточно сказать, что исследование генеалогических преданий имеет для истории карачаево-балкарцев очень важное значение и сами предания обнаруживают уникальные факты, возводящие их к эпохе Золотой Орды, а происхождение некоторых фамилий к правящим слоям этого некогда могущественного государства.

Живой интерес всех участников конференции вызвал доклад А. Гаджаева, который был посвящен новому переводу сообщения турецкого автора XVII в. Эвлия Челеби и Северном Кавказе, в частности о карачаево-балкарцах. А.Гаджаев выполнил перевод с более полного и точного турецкого издания из восьми томов. Единственный перевод этих сочинений на русский язык, выполненный и выпущенный АН СССР в 70-е гг. является в значительной мере сокращенным и с большим количеством неточностей. После того, как докладчик процитировал свой полный перевод стало известно о том, что в Центральном Предкавказье в XVII в. карачаево-балкарцы сохраняли свою независимость, имели государственность, постоянное войско в 12 000 бойцов и ополчение, граничили с землями Крымского ханства и Турции (земли черкесов и кабардинцев). На конференции решено продолжить исследования трудов Эвлия Челеби.

На конференции также выступили представители Кумыкского научно-культурного общество (КНКО), которые администрируют один из лучших тюркских Интернет-проектов.

По итогам конференции принята резолюция:
1. Сделать данную конференцию ежегодной.
2. Опубликовать научные доклады, сделанные на конференции в виде сборника.

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет