Расширенный поиск
21 Января  2017 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Окъугъан – асыу, окъумагъан – джарсыу.
  • Хар сёзню орну барды.
  • Ауузу аманнга «иги», деме.
  • Бойнуму джети джерден кессенг да, мен ол ишни этеллик тюлме.
  • Бет бетге къараса, бет да джерге къарар.
  • «Ма», - дегенни билмесенг, «бер», - дегенни билмезсе.
  • Окъдан джара эртде-кеч болса да бителир, сёз джара, ёмюрге къалыр.
  • Дуния малгъа сатылма, кесингден телиге къатылма.
  • Акъыл сабырлыкъ берир.
  • Джаным-тиним – окъуу, билим.
  • Таукел тауну аудурур.
  • Арыгъан къош чамчы болур.
  • Кёб джашагъан – кёб билир.
  • Къонакъ хазыр болгъанлыкъгъа, къонакъбай хазыр тюлдю.
  • Ёксюзню къалачы уллу кёрюнюр.
  • Аууздан келген, къолдан келсе, ким да патчах болур эди.
  • Байлыкъ келсе, акъыл кетер.
  • Чабакъ башындан чирийди.
  • Экеу тутушса, биреу джыгъылыр.
  • Насыблыны баласы кюн кюнден да баш болур, насыбсызны баласы, кюн кюнден да джаш болур.
  • Термилгенинги табмазса, кюлгенинге тюберсе.
  • Акъыл неден да кючлюдю.
  • Къазанда болса, чолпугъа чыгъар.
  • Ауругъаннга – кийик саулукъ, джетген къызгъа – чилле джаулукъ.
  • Къоркъакъны кёзю экили кёрюр.
  • Иги адам абынса да, джангылмаз.
  • Кюн – узун, ёмюр – къысха.
  • Акъыллы эркиши атын махтар, акъылсыз эркиши къатынын махтар.
  • Къонакъ болсанг, ийнакъ бол.
  • Адеби болмагъан къыз – тузсуз хант.
  • Этни да ашады, бетни да ашады.
  • Къонагъынгы артмагъын алма да, алгъышын ал.
  • Билим – акъылны чырагъы.
  • Кийимни бичсенг, кенг бич, тар этген къыйын тюлдю.
  • Аз айтсам, кёб ангылагъыз.
  • Сёз сёзню айтдырыр.
  • Сёз садакъдан кючлюдю.
  • Къар – келтирди, суу – элтди.
  • Ауругъанны сау билмез, ач къарынны токъ билмез.
  • Айырылгъанланы айю ашар, бёлюннгенлени бёрю ашар.
  • Рысхы – насыбха къор.
  • Тау башында, тау болмаз, джангыз терек, бау болмаз.
  • Бозанг болмагъан джерге, къалагъынгы сукъма.
  • Бети – къучакълар, джюреги – бычакълар.
  • Билим къая тешер.
  • Ат да турмайды бир териде.
  • Айтхан сёзюне табылгъан.
  • Ашыкъгъанны этеги бутуна чырмалыр.
  • Ашхы болсанг, атынг чыгъар, аман болсанг, джанынг чыгъар.
  • Кёб ант этген, кёб ётюрюк айтыр.

Джагафар-эфенди – кадий Карачая

21.02.2006 0 3030

Рашид Хатуев,
кандидат исторических наук

Он стал первым главой мусульман Верхней Кубани, брошенным в пучины ГУЛАГа. На протяжении многих десятилетий на его имя в официальной историографии был наложен запрет.

Лишь в 1991 г. вышла в свет специальная статья, посвященная этой незаурядной фигуре, опубликованная покойным ныне членом Союза журналистов СССР Аскером Кочкаровым (газ. "Къарачай", 7.12.1991). Впоследствии его деятельности касались в газетных изданиях и другие авторы, включая И.М. Шаманова и автора этих строк. Наконец, в 2004 г. член Союза журналистов России Абдурахман Доюнов отдельной книгой издал документальную повесть на карачаево-балкарском языке "Джагафар-афенди - кадий Карачая".
*  *  *
Он являлся священнослужителем как минимум в третьем поколении. Его дедом был Исхак-эфенди, отцом - Ахмат-хаджи. У последнего от брака с Уртеновой Хаджиумат (родной сестры Локмана Уртенова - отца члена Союза писателей СССР Азрета Уртенова), было семеро детей - три сына (Джагафар, Юсуф, Хызыр) и четыре дочери.

Старший сын, герой данного очерка Джагафар, родился в 1861 г. Как сообщал автору внук Дж.А. Хачирова историк Клим Асхатович Боташев (увы, ныне покойный), первое духовное образование будущий кадий получил в Нальчикском округе - в медресе Ахмата Ачебеева. Видимо, последний высоко оценивал своего ученика не только по способностям, но и в чисто человеческом плане, свидетельством чему служит сам факт того, что он выдал за Хачирова свою дочь Зурумхан.

Учебу Джагафар продолжил в Дагестане, а затем - в одном из зарубежных мусульманских образовательных центров. Оттуда он вернулся крупным знатоком исламского богословия и шариатского права. Спустя некоторое время Хачиров в качестве кадия возглавил шариатское судопроизводство Хумаринского участка (в состав которого административно входила кубанская часть Карачая), автоматически обретя статус главы мусульманской общины Верхней Кубани.
По своему положению он был вовлечен в решение множества проблем - и частных, и общенародных. В начале ХХ в. Карачай продолжал испытывать жесточайший "земельный голод", вызванный тем, что еще в период колониальных завоеваний царские власти изъяли "в казну" обширные пространства, которыми горцы пользовались веками. По семейным преданиям, для решения этого вопроса кадий посетил Петербург и был даже принят самим императором Николаем II. По имеющимся данным, Дж. Хачиров был в числе тех деятелей, которые добились выделения из государственных земельных угодий того участка земли, на котором в 1909 г. возникло селение Воронцово-Карачаевское (нынешний Новый Карачай).

Известно, что влияние кадия получило признание и со стороны колониальной администрации: по архивным данным, 31 июля 1905 г. "Кадий Горского Баталпашинского словесного суда по Хумаринскому участку Джагафар Хачиров" был награжден серебряной медалью "За усердие" на Станиславской ленте для ношения на груди (документ из Госархива Краснодарского края, любезно предоставлен к.и.н. Ш.М. Батчаевым).

*  *  *
После падения монархии в феврале 1917 г. кадий активно вовлекается в общественную жизнь "новой России". Сравнительно демократические порядки позволяли жителям национальных окраин бывшей империи самостоятельно обустраивать свою жизнь. В Карачае была сформирована местная администрация - гражданский исполнительный комитет, возглавляемый Ахматом Байрамуковым, которого вскоре сменил Хамзат-хаджи Урусов.

Во время гражданской войны белогвардейские власти сохранили право карачаевцев на собственную администрацию (ее вначале возглавил Аубекир Батчаев, а через год - Магомет Кочкаров).

В целом, в 1917-1920 гг., в сложнейших условиях того времени национальной элите, в которой весомую роль играла фигура Дж. Хачирова, удалось не допустить раскола народа по политическим признакам и предотвратить братоубийство.

Тяжкие времена наступили с утверждением власти Советов и чекистского произвола. На это карачаевцы ответили сентябрьским восстанием 1920 г., когда большевистская власть была низложена и создан собственный орган власти во главе с Токал-хаджи Каракетовым, сложивший свои полномочия лишь после мирных переговоров с красноармейским командованием.
Имеются данные о том, что Хачиров продолжал оставаться кадием и с образованием в 1922 г. Карачаево-Черкесской автономной области (его заместителем называется ногайский эфенди Мусса Туганов).

Режим "военного коммунизма" на короткое время сменил либерализм "новой экономической политики" (НЭПа), при которой, впрочем, репрессии продолжались. Именно тогда Дж. Хачиров - как представитель "чуждых классов" - был лишен избирательных прав. Когда власти "свернули шею" НЭПу и развернули кампанию принудительной "коллективизации", в Карачае вновь вспыхнуло восстание (март 1930 г.). Надо сказать, Джагафар-эфенди не участвовал ни в одном из восстаний, видимо, понимая, что плетью обуха не перешибешь.

Однако такая позиция для властей не имела никакого значения. Джагафара арестовали в Картджурте в августе 1937 г. и предъявили стандартные обвинения участия кадия в контрреволюционном движении, состряпанные недругами и "органами". По каким-то причинам 76-летнего священнослужителя не стали расстреливать и отправили в Архангельскую область, где он скончался год спустя.

*  *  *
Имеются скупые данные о просветительской деятельности кадия. По семейным воспоминаниям, он написал на родном языке книгу "Намыс деген неди?" ("Что такое нравственность?"), которую читали его дети. Сообщается о его познаниях в медицине, истории, дипломатии, технике. У него была обширная библиотека (сожженная властями после его ареста), которая содержала не только богослужебные книги, но и художественные издания. Этой библиотекой пользовались А. Аджиев, У. Алиев, Х. Аппаев, Н. Токов, А. Уртенов, Имм. Хубиев, И. Хубиев (Карачайлы) и др.

У кадия было десять детей: трое сыновей - Мусса, или Хаджи-Мусса (был женат на племяннице известного суфийского поэта и просветителя Исмаила /Чокуна-эфенди/ Акбаева; дочь от этого брака - Мария Муссаевна, ныне 1-й зам. председателя Верховного суда КЧР), Мухаммат (женат на Джумук Узденовой), Ахмат (женат на Назифат Биджиевой), и семеро дочерей - Дядюу (муж - кабардинский эфенди Сахат-Гери Коздохов), член Союза писателей СССР Абидат (муж - Хаджибек Боташев), Тайбат (муж - член Союза писателей СССР Исса Каракотов), Мариям (муж - Асхат Боташев), Фатима (муж - филолог Хаджи-Ахмат Байрамкулов), Меккяхан (муж - Рашид Халилов), Аминат.

См. также: Хачирланы Джагъафар афенди - Къарачайны къадысы

 

 

(Голосов: 2, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет