Расширенный поиск
20 Июля  2017 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Билмезни кёзю кёрмез, этмезни къулагъы эшитмез.
  • Кийимни бичсенг, кенг бич, тар этген къыйын тюлдю.
  • Аш берме да, къаш бер.
  • Ашыкъгъанны этеги бутуна чырмалыр.
  • Эркишиге тары кебек танг кёрюнюр.
  • Бёрю да ач къалмасын, эчки да ашалмасын.
  • От этилмеген джерден тютюн чыкъмайды.
  • Аууз сакълагъан – джан сакълар.
  • Иесиз малны бёрю ашар.
  • Ашын ашагъанынгы, башын да сыйла.
  • Рысхы – сют юсюнде кёмюк кибикди.
  • Айран ичген – къутулду, джугъусун джалагъан – тутулду.
  • Игини сыйлагъан адетди.
  • Сууда джау джокъ, кёб сёзде магъана джокъ.
  • Илму – джашауну джолу.
  • Игилик игилик бла сингдирилиучю затды.
  • Эм уллу байлыкъ – джан саулукъ.
  • Ата Джуртун танымагъан, атасын да танымаз.
  • Джырчы джырчыгъа – къарнаш.
  • Эки къатын алгъан – эки ташны ортасына башын салгъан.
  • Къызбайны юйюне дери сюрсенг, батыр болур.
  • Къарны аманнга къазан такъдырма, къолу аманнга от джакъдырма.
  • Айранын берсенг, челегин да къызгъанма.
  • Ачлыкъ отха секиртир.
  • Адамны джюреги нени кёрюрге сюйсе, кёзю да аны кёрюрге ёч болады.
  • Алтыннга тот къонмаз.
  • Харам къарнашдан, халал тенг ашхы.
  • Халкъны джырын джырласанг, халкъ санга эжиу этер.
  • Уллу атлама – абынырса, уллу къабма – къарылырса.
  • Насыб бютеу халкъны юлюшюдю.
  • Татлы сёз – балдан татлы.
  • Билимли ёлмез, билимсиз кёрмез.
  • Байлыкъдан саулукъ ашхыды.
  • Билим насыб берир, билим джолну керир.
  • Накъырданы арты керти болур.
  • Таугъа чыгъаллыкъ эсенг, тюзде къалма.
  • Къайгъыны сюйген, къайгъы табар.
  • Къыз келсе, джумуш эте келеди, къатын келсе, ушакъ эте келеди.
  • Адам туугъан джеринде, ит тойгъан джеринде.
  • Къазанны башы ачыкъ болса, итге уят керекди.
  • Джыйырма къойну юч джыйырма эбзе кюте эди.
  • Ашда уялгъан – мухар, ишде уялгъан – хомух.
  • Эм ашхы къайын ана мамукъ бла башынгы тешер.
  • Окъуу – билимни ачхычы, окъуу – дунияны бачхычы.
  • Кёбге таш атма.
  • Тулпарлыкъ, билекден тюл – джюрекден.
  • Кесине гебен этелмеген, биреуге черен эте эди.
  • Тюзлюк шохлукъну бегитир.
  • Эки къатын алгъанны къулагъы тынгнгаймаз.
  • Ариу сёз аурууунгу алыр.

Робинзоны из Хурзука

18.01.2006 0 4408

Аида Хубиева, 
Карачаевск

 

Сон в руку
Можно ли предсказать будущее? Веками пытались люди уловить хотя бы какую-нибудь закономерность, систему возникновения природных явлений, узнать, когда время грозит голодом, бедой, войной, когда несет мир и достаток, но тщетно. А ларчик открывается во многих случаях довольно просто. Будущее запросто предсказывает сон...

Наверное, нет в ауле Хурзук, да и во всем Учкуланском ущелье, человека, который бы не знал удивительную и трагическую историю братьев Джуккаевых. Если бы о них в свое время поставили фильм, то образ Робинзона Крузо померк бы наверняка. Дело в том, что когда в 1943 году карачаевский народ депортировали в Среднюю Азию, в хурзукских осенних лесах случайно остались два брата, два сына Джуккаева Хустаны.

37-летний Махамет и 30-летний Нюр-Ахмат отправились на охоту с ночевкой. В ту ночь Нюр-Ахмату приснился сон, будто в ущелье ворвался мутный и грязный поток и стал все сносить на своем пути: людей, дома, деревья. Не справился водный смерч лишь с горами. Кинулись братья домой, вроде, на подмогу родным. Подъезжают к мосту Кубановых (в Хурзуке, кстати, и тогда, и сейчас кварталы, мосты, кладбища были родовые и носили название того или иного рода), смотрят: мост на месте, а реки нет... Вот тебе и сон в руку. Той ночью, на рассвете, все население ущелья погрузили в вездеходы-студебеккеры и вывезли в неизвестном направлении. О непомерном людском отчаянии говорили разбросанные повсюду вещи, утварь, документы, фотографии...

При известном воображении можно смело представить себе состояние братьев. На дворе холодный ноябрь. Где искать родных - неизвестно. Что придут за ними - несомненно. Добрые люди предупредили. Единственный выход - податься в горы. Взяли братья немного провизии, еды и ушли в горы. Так и стали абреками.

Абреки поневоле
Погода стояла холодная, ветреная. Небо стало серым и постоянно содрогалось от раскатов далекого грома. Все зависло в тумане, это почему-то помогало не думать о том, что ждет впереди. Через неделю в горах пошел снег, затем зарядил на месяц дождь. Он и вымочил все остатки пороха...

К этому времени у братьев не то что кусочка мяса, кусочка хлеба в торбах не было. Но, несмотря на то, что в горах, лесах бродили стада бесхозных коров, овец, табуны лошадей, Джуккаевым в голову даже не пришло притронуться к ним. Мысли на сей счет их не посетили ни разу, они все думали, все надеялись: не сегодня-завтра аульчане вернутся, недоразумение рассеется.

Прошло три года, прежде чем братья поняли: прошлое ушло навсегда, а предсказать будущее невозможно. Промышляли в основном охотой. Подстрелят тура - мясо на пропитание, а шкуру его на обновку себе. В один из дней подстрелили горного козла. Пока добрались до него, а у него - еще живого - кто-то отрезал ногу. Видать, не одни Джуккаевы прятались в горах. Но как бы там ни было, за все 14 лет в горах они не встречались ни с кем. Зато нашли бочку с табаком. Причем, отменным. Махамет на свой страх и риск отсыпал немного табаку и спустился с ним на базар в город Карачаевск, где и обменял на необходимые продукты. Больше всего, конечно, хлебом запасся.

Между прочим, в лесах, горах тогда прятались разбойничьи шайки, одни состояли из беглых грузин, другие были сколочены из числа абхазцев, кабардинцев - и каждая поездка на базар была опасным путешествием. Во время одного такого "вояжа" к Нюр-Ахмату на базаре незаметно подошел милиционер Каргинов и тут же, вычислив, что передним карачаевец, обрадованно потер руки, предвкушая повышение по службе и вознаграждение: "А ну, пройдем со мной". Нюр-Ахмат, как ни странно, не растерялся: "Хорошо, но сначала табак заберу". Отпрянул в сторону и дал деру. Только его и видали.

Ностальгия не поэтический образ. Диагноз.
Пришлось вернуться с табаком обратно, разбить в горах небольшой участок и выращивать табак. Затем - но уже с большей осторожностью - менять его то на хлеб, то на патроны.

В самых труднодоступных горных расщелинах, как правило, не было воды. За ней приходилось спускаться глубокой ночью в низины. Обстирывались в непроглядной темноте, а затем с бурдюком воды для питья взбирались в заветное укрытие, крайне выматываясь от истощения. Огонь обычно также разводили в редких случаях. Как правило, затемно, когда уже от голода глаза начинал застилать туман, или в большие холода, когда птицы, взлетая на мгновение, застывали и камнем падали вниз.

Но самое страшное было даже не это. Невмоготу стало от одолевающих видений прошлых лет. Ностальгия по родным стенам, по отцовскому двору, тоска по матери - это не поэтические строки и не красивые слова, это диагноз тяжелой болезни. И справиться с ней двум отчаянным, мужественным горцам оказалось не под силу.

В один из дней они спустились в родной аул. То, что они увидели, их потрясло. Сваны трудились, как муравьи: рушили надгробные плиты и выкладывали ими ступеньки своих домов, общественных зданий. Братья начали стрелять в воздух, поверх голов нечестивцев...
Словом, приключений - и самых разных - на их долю выпало немало. Особенно не везло Махамету. Однажды на него обрушилась скала и придавила. Младший брат в тот момент отсутствовал. Махамет пролежал на снегу, на высоте трех тысяч метров над уровнем моря, больше 12 часов, еще столько же его вызволял Нюр-Ахмат. Старший получил обморожение и ревматизм, который его потом преследовал всю жизнь, младший - повредил позвоночник. Обоих спасла от неминуемой смерти шкура свежеосвежеванного тура: завернувшись в нее, Джуккаевы пролежали три дня...

А потом наступил тот долгожданный день, когда карачаевцы вернулись на Родину. Картина Репина "Не ждали" теряет свои краски перед сценой встречи братьев с родными. Радость была омрачена вестью о смерти любимой матушки на чужбине. Ни тогда, ни потом братья долгое время не вспоминали о пережитом. Махамет и вовсе был непреклонен: "А что рассказывать? Мы же не в Каабу, к могиле пророка, ходили, а в лесах прятались".

(Из газеты "Жизнь")

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет