Расширенный поиск
5 Ноября  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Экеу тутушса, биреу джыгъылыр.
  • Къарнынг бла ёч алма.
  • Биреуге аманлыкъны тилеме да, кесинге ашхылыкъны тиле.
  • Ата Джуртун танымагъан, атасын да танымаз.
  • Душманны тышы – акъ, ичи – къара.
  • Элни кючю – эмеген.
  • Уллу къашыкъ эрин джыртар.
  • Байлыкъ келсе, акъыл кетер.
  • Окъугъан – асыу, окъумагъан – джарсыу.
  • Чомарт къонакъ юй иесин сыйлар.
  • Тюкюрюк баш джармаз, налат кёз чыгъармаз!
  • Сакъ юйюне сау барыр.
  • Ауузу аманнга «иги», деме.
  • Алтыннга тот къонмаз.
  • Таякъ этден ётер, тил сюекден ётер.
  • Иги сеники эсе да, сюйген кесимикин этеме.
  • Джырчы джырчыгъа – къарнаш.
  • Къозулугъунда тоймагъан, къойлугъунда тоймаз.
  • Кюн – узун, ёмюр – къысха.
  • Байлыкъ болгъан джерде, тынчлыкъ джокъду.
  • Урунуу – насыбны анасы.
  • Ичимден чыкъды хата, къайры барайым сата?
  • Адеби болмагъан къыз – тузсуз хант.
  • Билген билмегенни юретген адетди.
  • Адам къаллай бир ишленмесе, аллай бир кесин уллу кёреди.
  • Керек ташны ауурлугъу джокъ.
  • Къонакъ аман болса, къонакъбай джунчур
  • Миллетни бойну – базыкъ, аны бла кюрешген – джазыкъ.
  • Байлыкъ адамны сокъур этер.
  • Джахил болса анасы, не билликди баласы?
  • Сютден ауузу кюйген, суугъа юфгюре эди.
  • Харам къарнашдан, халал тенг ашхы.
  • Халкъны юйю – туугъан джери.
  • Ач уят къоймаз.
  • Ана – юйню кюн джарыгъы.
  • Келлик заман – къартлыкъ келтирир, кетген заман – джашлыкъ ёлтюрюр.
  • Айран тёгюлсе, джугъусу къалыр.
  • Къууут – джелге, берне – бошха.
  • Ариу – кёзге, акъыл – джюрекге.
  • Башсыз урчукъ тюзюне айланмаз.
  • Адамны бетине къарама, адетине къара.
  • Баргъанынга кёре болур келгенинг.
  • Байдан умут эте, джарлыдан ёгюз багъасы къорады.
  • Аманны эки битли тону болур, бирин сеннге кийдирир, бирин кеси киер.
  • Аш кетер да бет къалыр.
  • Кёбден умут этиб, аздан къуру къалма.
  • Джарлы эскисин джамаса, къууаныр.
  • Эли джокъну – кёлю джокъ.
  • Къазанчы аман болса, къазаны къайнамаз.
  • Къартха ушагъан джаш – акъыллы, джашха ушагъан къарт – тели.

Музейное дело в Карачае

26.09.2005 0 4537

Зурият Боташева,
директор карачаевского национального
музея "Аланский Эрмитаж".


К ИСТОКАМ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА
КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКОГО НАРОДА

Приобщение зарождающейся карачаевской интеллигенции к музейному делу относится к временам правления Николая II. Имеющиеся в нашем распоряжении данные позволяют выявить имена первых "музейщиков" Карачая. Они сотрудничали с располагавшимся в г. Екатериндаре  Кубанским войсковым этнографическим и естественно-историческим музеем.

Перед нами - отчет этого музея за 1911-1912 гг. (издан в Екатеринодаре в 1913 г.), где перечислены сотрудничавшие с ним жители Баталпашинского отдела:

Ахмат Магомедович Байрамуков (1867-1918), был на связи с Екатеринодаром из Георгиевско-Осетиновского почтового отделения; сотрудничал с музеем "по этнографическому отделу" музея. Известный общественный деятель, являлся старшиной а. Хурзука, общекарачаевским доверенным; после свержения царя возглавлял (апрель-август 1917 г.) гражданскую администрацию Карачая.

Ильяс Магомедович Байрамуков (1869-1921), брат предыдущего; был на связи с Екатеринодаром из Учкулана; сотрудничал "по всем отделам музея".

Наны Хасанович Токов (1866-1926), был на связи с Екатеринодаром из Карт-Джурта; сотрудничал "по историческому и этнографическому отделам"). Карачаевский просветитель.

Даулет-Герий-хаджи Джашарбекович Байрамкулов (ум.1915 г.), был на связи с Екатеринодаром из Зеленчукской; сотрудничал "по этнографическому отделу"). Крупный коннозаводчик Карачая.

Саид Магомедович Халилов (ум.1921 г.), был на связи с Екатеринодаром из Теберды; сотрудничал "по этнографическому отделу". Карачаевский просветитель.

Зекерья Кубеков (1864-1937), был на связи с Екатеринодаром из Теберды;  сотрудничал "по этнографическому отделу". Известный проводник-горовосходитель. В 1926 г. сопровождал И. Сталина по Тебердинскому ущелью.

Они стремились познакомить сограждан с историей родного края; их усилиями собирались и направлялись в Кубанский музей предметы материальной культуры карачаевцев. Так, уже к 1913 году в музее было 95 экспонатов из Карачая).

Помощь, оказанная энтузиастами-подвижниками, получила высокую оценку руководства музея. Некоторые из них (например, А.М. Байрамуков) получили статус "действительного члена музея", а Н.Х. Токов (занимался переводом для музея письменных документов, написанных арабицей) был удостоен "почетного диплома и благодарственного свидетельства".

Следует отметить, что в то время для ведения музейной деятельности требовалось разрешение ("открытое предписание") от администрации Кубанской области. Такие разрешения выдавались начальником Кубанской области - наказным атаманом Кубанского казачьего войска.

Добавим, что экспонаты передавались и в другие музеи. Например, в 1908 г. в этнографический отдел Кавказского музея "поступила очень полная коллекция по этнографии Карачая (свыше сорока номеров), подаренная ему тамошним уроженцем Мисостом Кучуковичем Абаевым" (газета "Кавказ", №96, 1908).


***

В 1932 г. в Карачае был создан свой, областной (по сути, общенациональный) музей, который возглавил Эркенов. Музей размещался в Микоян-Шахаре (ныне г. Карачаевск). Поначалу занимал он один кабинет в одном из городских изданий и имел перспективу для развития, но был ликвидирован в 1943 г. в ходе депортации карачаевского народа. Многие экспонаты были утеряны, к сожалению, навсегда.

Новый импульс к возрождению музейного дела в Карачае был дан в последние годы существования СССР. Начало этому процессу положили школьные музеи. Важным событием в данной связи следует назвать открытие в 1981 г. при Учкуланской средней школе Музея народного образования Карачая. С 19 января 2005 г. он получил статус "народного" и именуется "Народным музеем истории и культуры карачаевского народа в а.Учкулан". Следует отметить в этом выдающуюся заслугу Сосланбека Юнусовича Джанибекова, замечательного педагога, патриота-подвижника, который на протяжении десятилетий возглавляет в родном селенье школу (кстати, старейшее светское учебное заведение в Карачае).

***

В 2003 г. - именно в год 60-летия депортации - были юридически воссозданы два научных центра Карачая, ликвидированных в 1943 г. Это Карачаевский национальный музей (КНМ) и Карачаевский НИИ, в уставе которых четко обозначено, что в научно-культурном и творческом отношении они воссоздают то, что было преступно ликвидировано в 1943 г.
Помощь в воссоздании музея оказывается руководителями (вице-премьер правительства КЧР кандидат юридических наук Р.Кочкаров, глава администрации Карачаевского района Э.Салпагаров, начальник управления Президента КЧР кандидат исторических наук Р.Хатуев и др.), общественными деятелями (лидеры организаций "Джамагъат" И.Хачиров и "Алан" А.Катчиев, депутаты парламента КЧР А.Герюгов, Х.Текеев и др.), предпринимателями (руководители ЗАО "Уста" И.Атаев, турфирмы "Медовые Водопады" М.Боташев и др.).
Мы признательны директору Карачаевского НИИ академику И.М. Шаманову, оказавшему посильную помощь в становлении нашего музея.

Почетным Директором и членом Ученого Совета КНМ является академик Международной академии акмеологических наук, Заслуженный учитель Российской Федерации С.Ю. Джанибеков.

В рамках деятельности по возрождению и развитию Карачаевского национального музея проводится работа по созданию его филиалов в Учкулане и на Худесе (Карачаевский район), в урочище "Медовые Водопады" (Малокарачаевский район), долине р. Большой Лабы (Урупский район).

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет