Расширенный поиск
25 Апреля  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Суу ичген шауданынга тюкюрме.
  • Эл элде бирер малынг болгъандан эсе, бирер тенгинг болсун.
  • Ачлыкъ отха секиртир.
  • Шапа кёб болса, аш татымсыз болур.
  • Алгъанда – джууукъ, бергенде – джау.
  • Чабакъгъа акъыл, табагъа тюшсе келеди.
  • Элиб деген, элге болушур.
  • Сютден ауузу кюйген, суугъа юфгюре эди.
  • Тил – миллетни джаны.
  • Джолунга кёре – джюрюшюнг, джагъанга кёре – юлюшюнг.
  • «Ма», - дегенни билмесенг, «бер», - дегенни билмезсе.
  • Сёз къанатсыз учар.
  • Джарашыу сюйген – джалынчакъ.
  • Ариу – кёзге, акъыл – джюрекге.
  • Кечеси – аяз, кюню – къыш, джарлы къаргъагъа бир аш тюш!
  • Телиге акъыл салгъандан эсе, ёлгеннге джан салырса.
  • Аш кетер да бет къалыр.
  • Ишге юренсин къоллары, халкъ бла болсун джоллары.
  • Насыблыны баласы кюн кюнден да баш болур, насыбсызны баласы, кюн кюнден да джаш болур.
  • Къонакъ хазыр болгъанлыкъгъа, къонакъбай хазыр тюлдю.
  • Чакъырылмагъан къонакъ тёрге атламаз.
  • Кюн кёрмеген, кюн кёрсе, кюндюз чыракъ джандырыр.
  • Ким бла джюрюсенг, аны кёзю бла кёрюнюрсе.
  • Ата – баланы уясы.
  • Сёз сёзню айтдырыр.
  • Кёб къычыргъандан – къоркъма, тынч олтургъандан – къоркъ.
  • Къолунгдан къуймакъ ашатсанг да, атаны борчундан къутулмазса.
  • Кёрмегеннге кебек – танг, битмегеннге сакъал – танг.
  • Ёгюзню мюйюзлери ауурлукъ этмейдиле.
  • Акъыл бла адеб эгизледиле.
  • Кенгеш болса, уруш болмаз.
  • Болджал ишни бёрю ашар.
  • Окъуусуз билим – джокъ, билимсиз кюнюнг – джокъ.
  • Байны къызы баймакъ болса да, юйде къалмаз!
  • Борчунг бар эсе, хурджунунга ойлаб узал.
  • Мухар, кеси тойса да, кёзю тоймаз.
  • Экиндини кеч къылсанг, чабыб джетер ашхам.
  • Чомарт бергенин айтмаз.
  • Ашхылыкъ джерде джатмайды, аманлыкъ суугъа батмайды.
  • Урунуу – насыбны анасы.
  • Бойнуму джети джерден кессенг да, мен ол ишни этеллик тюлме.
  • Келинин тута билмеген, къул этер, къызын тута билмеген, тул этер.
  • Хата – гитчеден.
  • Къонакъ аз олтурур, кёб сынар.
  • Сакъламагъан затынга джолукъсанг, не бек къууанаса, не бек ачыйса.
  • Адам боллукъ, атламындан белгили болур.
  • Ач бёрюге мекям джокъ.
  • Къалгъан ишге къар джауар.
  • Бети къызарыучу адамны, джюреги харам болмаз.
  • Соргъан айыб тюлдю, билмеген айыбды.

Правитель и ученый

09.09.2005 0 4928

Рашид Хатуев,
г. Черкесск

К 110-летнему юбилею У. Д. Алиева


Имя человека, явившегося отцом советской автономии Карачая и объединенной автономии Карачаево-Черкесии, в республике знают все по-настоящему образованные люди. В его биографии еще немало "белых пятен", которые еще ждут своего исследователя. Некоторые из них (лишь некоторые!) будут затронуты и здесь.

Умар Алиев родился 25 августа 1895 года и был шестым ребенком сурового Джашуа. С 1902 г. Умар учился в школе родного аула, где в ту пору работало немало талантливых педагогов. Одним из них был Хызыр Магометович Халилов, брат известного тебердинского "диссидента" Саида.



После окончания начальной школы (а она была 4-классной) Умар помогал отцу, подрабатывая в качестве пастуха частного скота. Однако стремление продолжать учебу толкнуло его на грубейшее нарушение патриархальных норм - в 1907 г. подросток Умар без разрешения родителей уходит, вернее, сбегает в балкарский аул Кёнделен. С этой поры он не появлялся в Карачае около тринадцати лет, вплоть до окончания гражданской войны…
В Кёнделене Умар более четырех лет учился в средней мусульманской школе. Из балкарского аула он перебирается в Баку, где работает чернорабочим на железной дороге, нефтепромыслах. Переезд в Азербайджан объясняют его страстным желанием накопить денег для учебы в Каире.


Мусульманский педагог

В 1914 году Умар переехал в Дагестан, где учился в Аксайском медресе, у известных востоковедов (Али Каяев, Магомед-Кади Дибиров и др.). В конце того же года, успешно сдав экзамены, в Темир-Хан-Шуре (совр. г. Буйнакск) Алиев получил мусульманское образование. Сам Умар сообщает: "Прошел изучение восточных языков - арабского, турецкого, а также все арабские науки (арабскую грамматику, мусульманскую литературу, юриспруденцию, логику, риторику и т. д.)".

С 1915 г. Алиев ведет преподавательскую деятельность в Кумыкском селении Кумторкала, а в 1916 г. переезжает  в Тифлис, где продолжает вести учительское дело (обучал арабскому и персидскому языкам), начал публикации (в азербайджанском журнале) своих статей о горских народах. В том же году он меняет место жительства, оставляет Кавказ и оказывается в Башкирии. В уфимской семинарии "Османия" он преподает восточные (арабский и турецкий) языки и литературу.


Под крылом Сталина

В большевистскую партию он вступил в декабре 1917 г., после ее прихода к власти. 22-летний Умар, преисполненный многих замыслов общественного переустройства, решил связать судьбу с большевиками как с единственно реальной и самой дисциплинированной политической силой, способной за короткий срок взять под контроль ситуацию в стране. Так, в общем-то, и получилось - менее чем за 30 месяцев большевики одержали победу в гражданской войне и утвердили свою власть на огромных российских просторах. Как политик, Умар сделал стратегически верный выбор, поставив именно на большевиков.

Вскоре после принятия в партию, из категории провинциальных "общественников" Алиев переходит в когорту ответственных работников центра. 17 января 1918 г. при Народном комиссариате (Наркомате, по нынешней терминологии - министерстве) по делам национальностей, который возглавлял Иосиф Сталин, организуется т.н. Центральный мусульманский комиссариат. В апреле при этом комиссариате создают отдел по делам мусульманского пролетариата Кавказа и Туркестана (позднее его переименовали в отдел мусульманского пролетариата Крыма, Кавказа, Туркестана и Киргызстана (так именовался Казахстан. - Авт.).

Во главе этого отдела (в ранге члена коллегии Наркомнаца) был поставлен Умар Алиев. Его кандидатура, указывают исследователи, была предложена И. Сталиным.


На фронтах

В те дни гражданская война разгоралась, и Умару пришлось совершить немало служебных командировок на юг России. В Наркомнаце он курировал этот регион в качестве заведующего отделом горцев Кавказа (в отдел он перешел в конце июня 1918 г.) и принял на работу много кавказцев, включая и Иммолата Хубиева - своего будущего тестя.

В ноябре 1918 г., когда Добровольческая армия во главе с генералом А.И. Деникиным установила контроль над значительной частью Северного Кавказа, Алиев с товарищами (в качестве "чрезвычайной коллегии ВЦИК") выезжают на юг. Вместе с кабардинцем Беталом Калмыковым, балкарцами Магометом Энеевым и Юсуфом  Настуевым он организовывал сопротивление наступающей деникинской армии на территории нынешней КБР. Однако белых сдержать не удалось, и в конце января 1919 г. Умар с отступающими частями красных направился в Астрахань. Переболев здесь тифом, вернулся в Москву.

В мае 1919 г. его вновь командировали на юг. Он побывал в Крыму, а после его захвата деникинцами (июнь 1919 г.) ушел в подполье и вел нелегальную работу в Симферополе, Севастополе, Ялте, Керчи. После того, как деникинская полиция "накрыла" подпольную организацию, Умар бежал на Кубань, где некоторое время проживал в Екатеринодаре и Майкопе. Затем с фальшивыми документами на имя сотника чеченской дивизии "побродил" по городам Северного Кавказа - был в Пятигорске, Кисловодске, Владикавказе, Грозном, Порт-Петровске, Темир-Хан-Шуре. В августе 1919 г., уже с другими подложными "ксивами", он перебрался в независимую Грузию (Тифлис), оттуда - в независимый Азербайджан (Баку).

В октябре 1919 г., по партийному заданию, Алиев вновь оказывается в Дагестане, где мусульманское население ненавидело имперцев-деникинцев и подняло восстание. Алиева сделали членом и секретарем тамошнего Совета обороны Дагестана и Северного Кавказа, а заодно членом Дагестанского обкома РКП (б) и заведующим политотделом повстанческих войск (позднее он стал начальником штаба этих войск и политкомиссаром Темир-Хан-Шуринского фронта). В марте 1920 г. сюда вступили части Красной Армии. От имени реввоенсовета Кавказского фронта Умара наградили Почетной грамотой и именным почетным оружием.


25-летний вождь

Съезд народов Терека провозгласил образование Горской АССР 17 ноября 1920 г. Через день решением съезда в составе Горской АССР были созданы административные (фактически - национальные) округа, в их числе - Карачаевский. С тех пор 19 ноября 1920 г. считается днем советской государственности Карачая.

Был сформирован высший государственный орган Карачая - окружной ревком, председателем которого стал У. Алиев. В меру своих сил и возможностей он и возглавляемый им ревком старались решить проблемы не только хозяйственного, но и культурного характера. С целью кадрового обеспечения руководящих органов весной 1921 г. в Кисловодске была открыта советско-партийная школа (совпартшкола). Окружные власти направляли в российские города (Москва, Ленинград, Ростов, Владикавказ и др.) представителей молодежи Карачая для получения высшего и среднего образования. Власти округа принимали крутые меры по защите лесного фонда Карачая…

С осени 1921 г. Алиева все больше поглощает идея создания объединенной автономии с включением в нее основной территории бывшего Баталпашинского отдела. Основным толчком к рождению этой идеи явился выход Кабарды из состава Горской АССР (сентябрь 1921 г.) и превращение Карачаевского округа в анклав Горской республики, отрезанный кабардинской территорией от остальной части республики.

23 января было принято решение Юго-Восточного бюро (ЮВБ) ЦК партии об образовании ревкома КЧАО из 9 человек во главе с У. Алиевым. Неделю спустя это решение было продублировано оргбюро ЦК партии. Но назначение Умара председателем ревкома не было оформлено до конца (партийное решение должно было быть продублировано и решением советского, т.е. государственного, органа). 13 февраля его отозвали в Москву в распоряжение ЮВБ. Состав областного ревкома юридически, т.е. окончательно, был оформлен лишь в марте 1922 г., но… без Умара Алиева.

Он так и не стал первым "президентом" первой Карачаево-Черкесии - его "изъяли" из родных краев, направили в Дагестан (с 6 марта - председателем объединенных парторганов Южного Дагестана),  а вскоре снова отозвали в Москву "в распоряжение ЦК".


Исследователь

С начала 1925 г. Алиев начал жить и работать в Ростове-на-Дону, где проявил себя по-настоящему многогранным деятелем. Кстати, в том же году (20 ноября) он получил единственный тогда советский орден - Красного Знамени.

Со второй половины 1920-х гг. объектом "особого научного пристрастия" Алиева становится вопрос о национальных алфавитах мусульманских народов Советского Союза. Он занимает место в авангарде поборников идеи замены арабской графы латинской.
Будучи директором Северо-Кавказского горского научно-исследовательского института (НИИ) истории, экономики, языка и литературы, что в Ростове-на-Дону, Алиев принимал активное участие в филологических изысканиях по родному языку. Им изданы учебник-хрестоматия  "Бирликде - тирилик" ("В единении - сила"), "Карачаево-балкарская грамматика" (1930, Кисловодск) и три словаря: "Русско-карачаево-балкарский терминологический словарь", "Русско-карачаево-балкарский словарь", "Карачаево-балкаро-русский словарь".
Первые публикации Алиева по истории северокавказских горцев (карачаевцев, адыгейцев, ногайцев, черкесов и др.) имели место в 1920-1923 гг., в т. ч. и в ведомственном журнале Наркомнаца "Жизнь национальностей". В 1926 г. им опубликована книга "Национальный вопрос и национальная культура в Северо-Кавказском крае", а в следующем году в Ростове-на-Дону вышли сразу три монографии: "Кара-халк" (Черный люд"), "Карачай. Историко-этнографический и культурно-этнологический очерк", а в соавторстве с Б. Городецким и С. Сиюховым - книга "Адыгея". В 1927 г. он участвовал в научных экспедициях в Карачае, Балкарии и Осетии.
Алиев был историком той эпохи, когда "белых пятен" в прошлом народов Северного Кавказа было несравнимо куда больше, нежели сейчас. Карачаево-балкарская историография вообще находилась на зачаточном уровне, поэтому сегодняшние ссылки недругов карачаевского народа из числа лжеисториков на алиевские труды 80-летней давности - бессовестные манипуляции геббельсовского порядка.

В 20-30-е гг. Умар пробовал себя в поэзии и прозе, некоторые его произведения позднее вошли в литературные хрестоматии.

В марте 1930 г. Алиев переезжает в Москву, где устраивается ответредактором журнала "Культура и письменность" (в следующем году переименован в "Революцию и письменность").
С 1931 г. Умар начинает обучаться в Институте красной профессуры мирового хозяйства и мировой политики, где его научным наставником был академик Е. С. Варга, под руководством которого он начинает обширную исследовательскую работу "Современная экономика Соединенных Штатов Америки".

С 1931 г. Алиев работал и внештатным инструктором ЦК ВКП (б), в качестве которого выступал в трудовых коллективах столицы по разным темам общественно-политической и хозяйственной жизни. 

"Красным профессором" Умар стал в июле 1935 г. по окончании института. С этого времени он сосредоточился на преподавательской работе в московских вузах: работал ученым секретарем кафедры ленинизма Всесоюзного заочного института права, преподавателем арабского языка в МГУ и преподавателем родного языка в балкарской студии Государственного института театрального искусства (здесь его студентом был будущий классик карачаево-балкарской поэзии Кайсын Кулиев).

*   *   *

Незадолго до того как попасть в жернова сталинских репрессий, У. Алиев успел побывать с семьей в Карачае. В декабре 1936 г. со своими малышами Шамилем и Али он посетил Большой Карачай (где побывал и в родном ауле) и Микоян-Шахар…

Спустя несколько месяцев, 24 июня 1937 г., бывший первый "президент" и "вождь Красного Карачая" был арестован на своей даче в Подмосковье. Ровно через год, день в день, он погиб в заключении.

(Из книги "Правители Карачая").

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет