Расширенный поиск
4 Декабря  2016 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Ханнга да келеди хариблик.
  • Харам къарнашдан, халал тенг ашхы.
  • Аууздан келген, къолдан келсе, ким да патчах болур эди.
  • Кёзню ачылгъаны – иги, ауузну джабылгъаны – иги.
  • Бек ашыкъгъан меннге джетсин, дегенди аракъы.
  • Ёмюрлюк шохлукъну джел элтмез.
  • Къонакъ хазыр болгъанлыкъгъа, къонакъбай хазыр тюлдю.
  • Къарнынг бла ёч алма.
  • Кюн кёрмеген, кюн кёрсе, кюндюз чыракъ джандырыр.
  • Эринчекни аурууу – кёб.
  • Намысы болмагъанны, сыйы болмаз.
  • Сютден ауузу кюйген, суугъа юфгюре эди.
  • Эркишиге тары кебек танг кёрюнюр.
  • Сабий кёргенин унутмаз.
  • Ашарыкъда сайлагъаннга – чий гырджын.
  • Нарт сёз къарт болмаз.
  • Бал чибинни ургъаны – ачы, балы – татлы.
  • Джангыз терек къынгыр ёсер.
  • Тойгъан антын унутур.
  • Сёз садакъдан кючлюдю.
  • Суу кетер, таш къалыр.
  • Уллу атлама – абынырса, уллу къабма – къарылырса.
  • Болджал ишни бёрю ашар.
  • Къазанда болса, чолпугъа чыгъар.
  • Ат басханны джер билед.
  • Бёрю да ач къалмасын, эчки да ашалмасын.
  • Иги бла джюрюсенг, джетерсе муратынга, аман бла джюрюсенг, къалырса уятха.
  • Эрине къаргъыш этген къатын, эрнин къабар.
  • Мал тутхан – май джалар.
  • Элни кючю – эмеген.
  • Къууут – джелге, берне – бошха.
  • Башланнган иш битер, къымылдагъан тиш тюшер.
  • Къралынгы – душмандан, башынгы от бла суудан сакъла.
  • Къумурсхала джыйылсала, пилни да джыгъадыла.
  • Окъумагъан сокъурду, сокъур ташха абыныр!
  • Эски джаугъа ышанма.
  • Рысхы джалгъанды: келген да этер, кетген да этер.
  • Джаханимни кёрмей, джандетге кёл салмазса.
  • Хата – гитчеден.
  • Джогъун бар этген, барын бал этген.
  • Онгсузну – джакъла, тенгликни – сакъла.
  • Эки къатын алгъан – эки ташны ортасына башын салгъан.
  • Аш хазыр болса, иш харам болур.
  • Дженгил джетерикме деб, узун джолну къоюб, къысхасын барма.
  • Тилчи тилден къаныкъмаз.
  • Иги адамны бир сёзю эки болмаз.
  • Акъыл неден да кючлюдю.
  • Элиб деген, элге болушур.
  • Къайтырыкъ эшигинги, къаты уруб чыкъма.
  • Акъыллы башны – тили къысха.

Письмо Керима Отарова в ЦК КПСС, написанное им в изгнании

30.06.2005 0 2194

Первому секретарю ЦК КПСС товарищу Хрущеву Н.С.,  
члену Президиума ЦК КПСС товарищу Булганину Н. А.,
члену Президиума ЦК КПСС товарищу Ворошилову К. Е.
 

Я, как и все советские люди, с большим удовлетворением слежу за ленинской внешней и внутренней политикой нашей родной партии и Советского правительства. Вся деятельность великой Коммунистической партии Советского Союза направлена на благо и счастье всех народов - великих и малых, она вся пронизана подлинным гуманизмом. Поэтому я, как коммунист, решил обратиться к Вам по одному важному вопросу, который волнует меня, и моя совесть - совесть коммуниста - требует от меня обратиться к моей партии, к Вам, ее мудрым руководителям, рассказать о том, что я думаю о судьбе моего оскорбленного и униженного народа. Это - вопрос о дальнейшей судьбе маленького балкарского народа, из среды которого я вышел.

Я глубоко уверен в том, что мой несчастный народ был выселен по вине врага советского народа Берия и его приспешников. Известно, что этим вопросом занимался Берия сам лично, что балкарцы были отторгнуты от братской Кабарды и родных гор только по его самоуправству. Обосновывая свое решение необъективными данными о мнимой "неблагонадежности" балкарцев, Берия злоумышленно и лживо информировал Правительство о Балкарии. Берия оклеветал горских тружеников, оскорбил, унизил и лишил их родных гнезд. Берия выставил балкарцев как разбойников и бандитов, врагов Советской власти. Фактом переселения балкарцы были обречены на тяжелые материальные и моральные лишения, во многих случаях на голодную смерть. Но в данном случае главное не это. Умерших от голода детей, женщин и стариков невозможно воскресить. Речь - о судьбе живых.

Факты из истории маленького балкарского народа говорят совершенно обратное той клевете, которая была использована палачом Берия при активном содействии некоторых работников НКВД и НКГБ Кабардино-Балкарской АССР...

400 лет тому назад Балкария, защищая свою независимость и свободу от нашествия турецких завоевателей и крымских ханов, видя свое спасение под защитой России, добровольно присоединилась к Великой Руси. Этим фактом Балкария сохранила свою независимость и свободу от иноземных захватчиков. Общеизвестно, как героически сражались сыны Балкарии в массовом количестве в годы Гражданской войны на стороне Советской власти. Не раз об этом писалось. Одним из верных соратников С. М. Кирова в годы революции был балкарец Султан-Хамид Калабеков, который пал смертью храбрых в бою, защищая С. М. Кирова. Таких сынов Балкарии было немало.

До начала Отечественной войны Балкария стала одним из самых передовых районов страны, были созданы богатейшие колхозы, совхозы, замечательные села, школы, больницы. По ликвидации неграмотности Балкария занимала одно из первых мест среди национальных советских республик страны. В результате коллективизации Балкария стала богатым, цветущим краем в подлинном смысле слова. Благодаря заботе партии и Советского правительства, выросла своя национальная советская интеллигенция.

В годы Отечественной войны сыны Балкарии наряду с воинами других национальностей отважно, не жалея своей крови и самой жизни, сражались на фронтах, защищая нашу Советскую Родину. На полях битв пали многие и многие сыны Балкарии. Их кровь ныне взывает о великодушии в отношении их народа - матерей, отцов, жен и детей, братьев и сестер. Мало найдется балкарских семей, из которых кто-нибудь не был или не погиб на войне, защищая нашу Родину. Это - факты, не могущие быть отвергнуты, никем и никогда.

Крошечный балкарский народ был и остается одним из самых трудолюбивых народов, какие только знает мир. Это он доказал в достаточной мере и в Средней Азии. Более того, любой из нас (в т. ч. и коммунисты, инвалиды войны, защитники Родины) на каждом шагу мог услышать в свой адрес довольно нелестные клички, вроде "изменника Родины", "фашистского пособника", "бандита" и т. д. Прошу не подозревать меня в преувеличении фактов, ибо это, действительно, так было.

На Кавказе балкарцы веками растили зерно, можно сказать, прямо на скалах, косили сено над пропастями, дна которых не видно, действительно, трудились, как муравьи. Мой маленький народ считался не только одним из самых трудолюбивых, но и одним из самых талантливых на Северном Кавказе. Он, как и всякий народ, независимо от численности, в течение веков создал золотые россыпи народной поэзии, чудесный самобытный мир заключен в его сказках, нестареющая мудрость в его пословицах, неувядающая поэтическая сила в его песнях и эпических поэмах. Наш народ, как и любой другой, имеет свой прекрасный язык, самобытную культуру. Все это он берег отвалено, сохранил свой язык и обычаи в течение веков под ударами жестоких завоевателей, когда воин был нужен в горах не меньше пахаря, когда могил павших в горах за свободу было больше, чем живых.

За долгие столетия у народа сложился свой национальный характер. Ныне речь идет о существовании самого дорогого для народа - родной земли, языка и созданной веками культуры. И я, сын своего маленького народа, люблю свой родной язык, свою национальную советскую культуру так же горячо, как и сыны любого народа. Поэтому прошу понять мои чувства.
Я глубоко убежден в том, что мой народ не виноват перед родным Советским государством. Были виноваты отдельные, чуждые народу элементы, притом их было ничтожно малое количество. Основные же массы народа всегда были на стороне родной Советской власти, такими остаются по сей день и останутся навсегда. Это тоже достаточно хорошо доказали балкарцы за эти одиннадцать лет жизни в Средней Азии своим честным трудом. Весь мой народ считает, что он был оклеветан врагами советского народа, унижен и переселен. Роль Берия в этом "деле общеизвестна. Несмотря на то, что мой народ в течение одиннадцати лет находился в абсолютно бесправном положении, не имея права выезда за пределы своей спецкомендатуры без специального на то разрешения коменданта или же стоящих над ним властей (в таком положении находились и все коммунисты, участники войны). Несправедливость этого акта произвола над целым народом (да не только над одним нашим народом, но и над другими народами -карачаевским, чеченским, ингушским) нам была ясна. Но просить помощи о восстановлении справедливости нам не у кого было, ибо отдельные буйные головы, попытавшиеся доказать правду, дорого за эту правду заплатили. Один коммунист, участник Отечественной войны, офицер, дошедший в рядах армии до Берлина, балкарец Соттаев Адилгери Хажимусаевич написал очень патриотическое письмо Сталину по этому вопросу. Соттаев просил Сталина, ссылаясь на "его (Сталина) конституцию" (как было принято называть Конституцию СССР), помочь исправить допущенную ошибку в отношении его народа. Но за это письмо Соттаев получил 25 лет лишения свободы. Такие случаи были и с другими. Поэтому мы все вынуждены были молчать. Но надежда у нас была. Мы верили, что мудрая наша партия, партия великого Ленина, поможет восстановить справедливость и наш народ получит свободу. Мы верили партии, ибо за дело партии мы не жалели ни крови, ни жизни своей на фронтах Отечественной войны. И если впредь потребуется отдать свою жизнь за нашу партию, за нашу Родину, мы, коммунисты-балкарцы, отдадим ее. Мы, чувствуя себя сынами не только своего маленького народа, но и сынами нашей великой Советской Родины, всегда понимали, кто был виноват в трагической судьбе балкарского народа. У нас не было обиды на нашу партию.
В течение 11 лет пребывания в местах поселения моего народа я не переставал думать о судьбе своего несчастного народа. А память о моих погибших за Советскую Родину товарищах требует от меня, коммуниста, обратиться к моей великой партии, к ее руководителям с великой просьбой обратить внимание на судьбу сирот, вдов, стариков и старух, отцы и мужья, сыновья и братья которых отдали свои жизни за свободу и счастье нашей Советской Родины. Чувство ответственности перед детьми моих погибших за Родину товарищей не дает мне покоя и заставляет меня с этой великой просьбой обратиться к Вам. Просьба моя о том, чтобы наше родное Советское правительство разрешило балкарцам вернуться на свою землю, облитую их потом и кровью. Не считаясь с тем, что я прикованный к костылям на всю жизнь инвалид (без ноги), летом этого года объездил почти всю территорию Балкарии. Видел, что территория Балкарии в основном пустует. Замечательные высокогорные пастбища в районах Чегема, Баксана, Гунделена, Кашхатау не используются. Все эти годы земли там остаются заброшенными, там никто не может заниматься скотоводством так, как это делали балкарцы, всегда считавшиеся лучшими скотоводами Кавказа. Самое главное, что благоприятствует положительному разрешению этого вопроса, то, что при возвращении балкарцев на прежние места жительства (земли) переселять оттуда никого не будет надобности. Возвращение же балкарцев снова поднимет экономику Кабарды и принесет стране только пользу. Я уверен, что никакой национальной розни и вражды со стороны балкарцев, как проявление мести за случившееся, не будет иметь места никогда. Я это утверждаю, зная и учитывая национальный характер балкарцев. Это также подтверждается всей историей жизни моего народа в прошлом. У балкарцев никогда не было националистического отношения ни к русским, ни к кабардинцам, ни к другим соседним народам. Вернувшись на родную землю, балкарцы снова будут трудиться с удвоенной энергией. Я знаю свой народ и за него ручаюсь головой. То же самое, несомненно, скажут почти все коммунисты-балкарцы. Мы уверены в том, что кабардинский народ не будет возражать против возвращения балкарцев, наоборот, будет рад. При наличии сомнения прошу запросить мнение кабардинской стороны. Заранее уверен, что ее мнение будет положительным. В 1957 году исполняется 400 лет со дня присоединения Кабарды и Балкарии к России. Все балкарцы горячо желают эту знаменательную дату в жизни народа отмечать на своей родной земле вместе с братской Кабардой. За 11 лет пребывания на местах поселения мне приходилось встречаться с сотнями балкарцев. Клянусь своей совестью коммуниста, я не встречал ни одного балкарца, который не лелеял бы мечту о возвращении на Кавказ. Не преувеличиваю. И это горячее желание народа вернуться на землю отцов заставило меня обратиться к Вам с этим письмом.

Если бы я не был глубоко убежден в том, что возвращение балкарцев принесет не вред нашей Родине, делу нашей партии, а пользу, я не стал бы просить Вас об этом, ибо я, прежде всего коммунист и в первую очередь мне дороги интересы нашей великой Родины. Коммунист, интернационалист, я люблю и глубоко уважаю все народы и их культуру, горячо люблю великий русский народ, на культуре которого воспитывалось не только одно мое поколение горцев, который помог моему маленькому народу освободиться от векового гнета, но я так же горячо люблю и свой несчастный народ и всей душой хочу, чтобы он был возвращен в ряды других счастливых народов нашей Советской Родины. Наконец, я хочу, чтобы слова "переселенец", "бандит", "фашистские пособники", какими нас щедро наделяли всегда в течение 11 лет пребывания в местах поселения, перестали преследовать нас, как проклятье. Я был и остаюсь сыном своей ленинской партии и народа. Я был Вашим солдатом (не героем, таким, каких у Вас было миллионы), отдавшим полжизни и здоровье за дело руководимой Вами партии. И вот я хочу, чтобы Вы услышали мой голос, голос коммуниста - Вашего солдата, хочу оставшуюся жизнь прожить как Человек, хочу, чтобы мои дети не проклинали меня после моей смерти за то, что они балкарцы. А ведь таких сынов у моего народа, как я, защитников Родины - живых и мертвых, - не одна тысяча. Они наравне с другими, выходцами из других национальностей, честно сражались за нашу Родину, за ленинизм. Я думаю, что эти воины, живые и мертвые, имеют право просить Вас о великодушии к их народу.

Я уверен, что возвращение балкарцев в родные горы сделает только честь нашей мудрой партии и правительству, это вновь вернет балкарцев в ряды других счастливых народов нашего великого Союза, даст балкарцам возможность поднять свою национальную советскую культуру, это даст моему народу самую величайшую радость, какую только знали люди на земле, и мой народ останется вечно благодарным Коммунистической партии и Советскому правительству.
В 1917 году балкарцы были спасены партией и Советской властью от угрозы вымирания, и ныне я прошу мудрую партию, созданную самым великим гуманистом мира и лучшим другом малых народов - Лениным, прошу Вас - выдающегося руководителя великой партии и Советского государства - вернуть балкарцев на их прежние земли.

Великая надежда, что ленинское великодушие ЦК КПСС и Советского правительства вернет балкарцев к их родным очагам, теплится в моем сердце.

10 октября 1955 г.
ОТАРОВ Керим Сарамурзаееич, член КПСС с 1940 г.,
партбилет №06776743, член Союза писателей СССР. Адрес: г. Фрунзе, Киргизская, 32

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет