Расширенный поиск
5 Декабря  2016 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Таукел адам тау тешер.
  • Шапа кёб болса, аш татымсыз болур.
  • Насыблы элин сюер, насыбсыз кесин сюер.
  • Джыгъылгъанны сырты джерден тоймаз.
  • Башынга джетмегенни сорма.
  • Къар – келтирди, суу – элтди.
  • Адам боллукъ, атламындан белгили болур.
  • Кеси юйюмде мен да ханма.
  • Кёл ашады да, кеси ашады.
  • Джаным-тиним – окъуу, билим.
  • Баланы адам этген анады.
  • Сакъ юйюне сау барыр.
  • Билмейме деген – бир сёз
  • Джылкъыдан – ат чыгъар, тукъумдан – джаш чыгъар.
  • Аш берме да, къаш бер.
  • Чакъырылмагъан джерге барма, чакъырылгъан джерден къалма.
  • Ачлыкъда тары гырджын халыуадан татлы.
  • Кёбден умут этиб, аздан къуру къалма.
  • Джогъун бар этген, барын бал этген.
  • Джарлы эскисин джамаса, къууаныр.
  • Ач къарным, тынч къулагъым.
  • Кёбню кёрген – кёб билир.
  • Атадан ёксюз – бир ёксюз, анадан ёксюз – эки ёксюз.
  • Ашхылыкъ джерде джатмайды, аманлыкъ суугъа батмайды.
  • Джюз элде джюз ёгюзюм болгъандан эсе, джюз джууугъум болсун.
  • Аууз сакълагъан – джан сакълар.
  • Чомарт бергенин айтмаз.
  • Орну джокъну – сыйы джокъ.
  • Тил бла келеди джыр да.
  • Ариуну – ауруу кёб.
  • Ышармагъан – кюлмез, кюлмеген – къууанчны билмез.
  • Аджашхан тёгерек айланыр.
  • Тойгъан джерден туугъан джер игиди.
  • Насыблыны баласы кюн кюнден да баш болур, насыбсызны баласы, кюн кюнден да джаш болур.
  • Эки къатын алгъанны къулагъы тынгнгаймаз.
  • Адам къаллай бир ишленмесе, аллай бир кесин уллу кёреди.
  • Эм ашхы къайын ана мамукъ бла башынгы тешер.
  • Уллу айтханны этмеген – уллаймаз.
  • Аджал соруб келмез, келсе, къайтыб кетмез.
  • Булут кёкге джарашыу, уят бетге джарашыу.
  • Эски джаугъа ышанма.
  • Эртде тургъан джылкъычыны эркек аты тай табар.
  • Адамгъа аман кюн соруб келмейди.
  • Элге къуллукъ этмеген, элге ие болмаз.
  • Ачны эсинде – аш.
  • Болджал ишни бёрю ашар.
  • Къайтырыкъ эшигинги, къаты уруб чыкъма.
  • Билим насыб берир, билим джолну керир.
  • Тил – миллетни джаны.
  • Ашлыкъ – бюртюкден, джюн – тюкден.

Из истории традиционной культуры балкарцев

23.05.2005 0 3263


В традиционном балкарском обществе обряды, обрядовые игры и развлечения были своего рода праздником и театральным представлением, привнося в суровую жизнь горца своеобразный колорит.

Балкарские праздники и обряды, приуроченные к смене времен года, наглядно представляли традиционную культуру, а в их организации проявлялся творческий подход участников. Выработанная веками символика придавала торжественность и красочность праздничного действа.

В трудовых процессах балкарцев игровой момент, восходящий к древним народным традициям, также имел очень большое значение, обнаруживая в себе магические функции, - участники обряда пели песни и исполняли ритуальные танцы в честь верховного божества Тейри, а также в честь божеств плодородия, грозы, молнии и грома - Чоппы, Элии, Шибли. В пантеоне аграрных божеств балкарцев видное место занимал и Хардар, носивший эпитет "золотой". В Чегеме широко и пышно, с приношением в жертву быка проводили земледельческий обряд "Гутан". Характерно, что культ быка весьма распространен на Кавказе повсеместно - по обе стороны Главного Кавказского хребта - у грузин (сванов), абхазов, осетин и др. Праздник первого выхода на пахоту назывался сабан той. В нем участвовали группы отдельных домохозяев (сабан жыйын) или жители всего селения. Для жертвоприношения по этому случаю откармливали животное, которое первым родилось (тёлю баш) в отаре овец во время предыдущего окота. Истоки верований и обрядов, связанных с земледелием, восходят к духовному миру ранних земледельческо-скотоводческих культур Центрального Кавказа.

Известным для всех жителей Балкарии праздником, привлекавшим также представителей из Карачая и Дигории, был праздник "Голлу", приуроченный к весеннему равноденствию. Помимо него в каждой семье отмечали день весеннего равноденствия с приготовлением особого кушанья под названием ашыра жырна, ашыра гёже.

В день летнего солнцестояния совершали игру-обряд "Элек къыз". Девушку-первенца (тунгуч) из благополучной семьи наряжали в длинное платье-балахон. Держа в вытянутых к небу руках сито, она (элек къыз) с группой своих сверстниц, ходила по дворам, вращая все время сито справа налево, а  девушки пели обрядовую песню, чтобы урожай был богатый. Хотя эта игра  напоминает колядки (озай), но скорее всего, это фрагмент древнего аграрного ритуала.

Сенокос организовывал и мобилизовывал общину. Для косарей так же, как и для пахарей, резали годовалого барашка, появившегося первым в отаре, готовили бузу и айран. Во время сенокоса косари образовывали своеобразный ряд - обычно впереди шел самый опытный, а остальные шли за ним, добиваясь максимальной синхронности в действиях. Таким образом молодые участники сенокоса приобретали необходимые навыки под руководством старших.

Важным событием была стрижка овец, также начинавшаяся с магических ритуалов. Женщины приходили к стригалям с национальными пирогами (хычин), сложив их на чистую солому. Перекладывать пироги на блюдо запрещалось (ырыс). При стрижке овец нельзя было употреблять жареную пищу...

***

В семье - первичной ячейке общества, важнейшем социальном институте,- происходит первичная социализация личности, усваиваются традиции предшеству- ющих поколений. Различным историческим периодам соответствовали
различные типы семьи. Важным этапом развития семьи была большая патриархальная семья, состоящая из нескольких элементарных семей и поколений, где счет родства велся по мужской линии.

Если до отмены крепостного права у балкарцев господствующим типом была большая отцовская семья, то уже к концу века преобладали братские семьи. Власть отца в большей семье была строже и деспотичнее, чем старшего среди братьев в братской семье. В последней, функция и значение семейного совета значительно повышались. Авторитет отца - главы семьи (юй тамата) и матери, его жены (юй бийче) - в традиционных семьях держался высоко. Беспрекословное подчинение им для всех членов семьи было законом.

К переходному возрасту юношу и девушку готовили к выходу в свет, обучали правилам хорошего тона (may адет). Женитьба и замужество составляли исключительно важный момент жизненного цикла. Эти события сопровождались обрядами, насыщенными магической и этикетной атрибутикой.

Каждая половозрастная группа маркировалась определенным термином и играла присущую только ей роль в семье и обществе. Отношения между возрастными группами закреплялись адатом и шариатом. В основе взаимоотношений всех индивидов, независимо от возраста, лежали забота, уважение и ответственность и все то, что составляет нравственный стержень поведения всех поколений,- мужество, трудолюбие, честность, благородство, бережное отношение к окружающей природе.

У балкарцев, как и у многих народов, при решении особо важных дел приоритетные роли в обществе и семье отводились мужчинам. В то же время старшие женщины играли весомую роль в управлении домашним хозяйством, и их мнение учитывалось при решении всех значимых в жизни семьи вопросов. Балкарские женщины не были бесправны и занимали довольно престижную нишу в семейно-родственной и бытовой иерархии.

Во все времена у балкарцев мнение старших было авторитетно и уважаемо при любых жизненных  ситуациях. Культ старших проявлялся во всем: старший первым произносил тост, занимал почетное место в доме, за трапезным столом; в оппозиции "правый - левый" - обязательно правую (престижную) сторону. Почетное место стариков в иерархии поколений, почитание их младшими, благоприятный психологический климат, душевный комфорт благотворно отражались на их физическом состоянии. Поэтому в традиционной Балкарии было много долгожителей, несмотря на трудные условия жизни в горах.

В системе воспитания балкарцев положительные личностные качества подрастающего поколения не подавлялись, а, наоборот, поощрялись и развивались.
Гость (къонакъ) для балкарца, как и для других горских народов, - важная персона. Ему отводилось специальное помещение (къонакъ юй). Это помещение обставлялось всем необходимым для пребывания гостя. При реализации норм гостеприимства выявляются наиболее отработанные правила застольного этикета балкарцев. Согласно этому застольному этикету, существовала четкая схема использования пространства и расположения на нем гостей и остальных участков трапезы, форма приветствия и прощания, контакта и общения, приема пищи и напитков и т. д.

В этикете определяющую роль играют три главных фактора: пол, возраст и социальный статус. Основу правил приличия составляли достойное поведение (намыс), лицо, совесть (бет), вежливость, прилежание (адежлик).

Морально-этические нормы, выработанные в традиционном обществе, составляют основу взаимоотношений и в современной балкарской семье. Однако в наш век исключительного преобладания малых семей рушатся старинные устои, обычаи и обряды, слабеет связь между поколениями, приобретают новый характер статусные роли членов семьи. Урбанизация и внедряющаяся массовая культура влияют на эстетику, этические нормы, ослабевают национальные символы, выступающие элементами этнической идентификации.
В соционормативной культуре любого народа компонент правовой культуры играет важную роль. Результатом многовековой практики балкарского народа являются адаты - неписанные законы, отражающие правовое сознание, нравственные убеждения и этнический менталитет. Адаты регулировали все стороны жизни семьи и общества. Они уточнялись, дополнялись, приспосабливались к новым условиям…

Возрождение адатов и их творческое использование в современном местном законотворчестве и разрешении конфликтных ситуаций, как нам кажется, не лишены позитивной перспективы.

  (Из книги: М.Ч.Кучмезова: "Соционормативная культура Балкарцев: традиции и современность". Нальчик, 2003)

 

(Голосов: 2, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет