Расширенный поиск
8 Декабря  2019 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Дуния малгъа сатылма, кесингден телиге къатылма.
  • Эл элде бирер малынг болгъандан эсе, бирер тенгинг болсун.
  • Хата – гитчеден.
  • Таукел адам тау тешер.
  • Ишни аллы бла къууанма да, арты бла къууан.
  • Атлыны кёрсе, джаяуну буту талыр.
  • Иги джашны ышаны – аз сёлешиб, кёб тынгылар.
  • Чабакъ башындан чирийди.
  • Чарсда алчыны эл кёреди.
  • Урама да – ёледи, сатама да – келеди.
  • Сютню башын джалагъан къутулур, тюбюн ичген тутулур.
  • Билимли ёлмез, билимсиз кёрмез.
  • Ёпкелегенни ашы татлы болады.
  • Танг атмайма десе да, кюн къоярыкъ тюйюлдю.
  • Элни кючю – эмеген.
  • Зар адам ашынгы ашар, кесинги сатар.
  • Этек чакъмакълары баш джаргъан, сёлешген сёзлери таш джаргъан.
  • Джаным-тиним – окъуу, билим.
  • Ауузу аманнга «иги», деме.
  • Шайтан алдады, тюзлюк къаргъады.
  • Айтылгъан буйрукъ, сёгюлмез
  • Тойгъан джерден туугъан джер игиди.
  • Кёб джашагъан – кёб билир.
  • Ашыкъгъанны этеги бутуна чырмалыр.
  • Кёб ашасанг, татыуу чыкъмаз, кёб сёлешсенг, магъанасы чыкъмаз.
  • Накъырда – кертини келечиси.
  • Джаралыны джастыгъында сау ёлюр.
  • Сакъламагъан затынга джолукъсанг, не бек къууанаса, не бек ачыйса.
  • Тели турса – той бузар.
  • Къонагъынгы артмагъын алма да, алгъышын ал.
  • Ушамагъан – джукъмаз.
  • Ойнай билмеген, оюн бузар.
  • Тулпарлыкъ, билекден тюл – джюрекден.
  • Ачлыкъда тары гырджын халыуадан татлы.
  • Термилгенинги табмазса, кюлгенинге тюберсе.
  • Аш кетер да бет къалыр.
  • Джаханимни кёрмей, джандетге кёл салмазса.
  • Суугъа – таянма, джаугъа – ийнанма.
  • Эринчекге кюн узун.
  • Босагъагъа джууукъ орун болса, ашыгъыб тёрге озма.
  • Къонакъ кёб келюучю юйню, къазаны отдан тюшмез.
  • Биреу ашаб къутулур, биреу джалаб тутулур.
  • Мал тутхан – май джалар.
  • Сёз – кюмюш, джыр – алтын.
  • Аман киши кеси юйюнде – къонакъ.
  • Къыйынлы джети элни къайгъысын этер.
  • Акъдан къара болмаз.
  • Джукъу тёшек сайламайды.
  • Рысхы джалгъанды: келген да этер, кетген да этер.
  • Кёзден кетген, кёлден да кетеди.

Женский национальный костюм

31.01.2005 0 12616

Лейля Кайгермазова,
Нальчик

 

Что мы знаем об одежде, которую носили наши бабушки и прабабушки? Много ли назовем предметов туалета? В нашем сознании национальная одежда карачаевок и балкарок - это платье. Некоторые даже считают, что оно в прежние времена было именно таким, каким мы знаем его сейчас. Однако это не совсем так. Я бы хотела изложить некоторые особенности женского национального костюма XIX века и историю его становления. 

Изначально женский костюм включает в себя нательную рубашку, штаны, кафтан (или къаптал) и платье (чепкен). По покрою основной тип женской рубашки был туникообразным. Рубашка кроилась без шва на плечах, путем использования одного полотнища, перекинутого через грудь на спину. Разрез вокруг шеи и на груди обусловлен строгим расчетом ширины ткани, изготавливаемой на домашнем ткацком станке. Полы рубахи и манжеты рукавов были отделаны тесьмой и кружевами. Слева на талии рубашки имелись петли из рулика. К ним прикреплялись небольшие туалетные сумочки. В домашних условиях женщины могли носить рубашки свободно ниспадающими, без пояса и вместе с шароварами. Хотя последние и считались нательной одеждой, девушкам не запрещалось выставлять их напоказ. Обычай ношения штанов женщинами своим появлением связывается с древним степным кочевым бытом, с необходимостью ездить верхом.

Широкая нательная рубашка и шаровары, сшитые из прямых полотнищ с ромбовидной вставкой в середине, обнаружены в женском погребении в могильнике Байрым (Верхний Чегем). Погребение относится ко времени проникновения древнетюркских племен в кавказские ущелья. Вот откуда идет любовь-то наших девушек к брючкам! А ведь еще и не то было: по описанию Я. Стрейса, женщины у "черкесских татар, те, которые хотят показать, что они не из простонародья, носят узкие штаны, доходящие до икр или до косточки, поверх они надевают две одежды без рукавов, плотно обтягивающие тело".

Вероятно, здесь речь идет о кафтанах, надеваемых поверх рубашки. Кафтан - распашная верхняя одежда, украшенная орнаментом на обеих полах от пояса и на рукавах. Поверх кафтанчика одевалась еще одна распашная длиннополая одежда, которая у карачаевцев носит название "чепкен" и "жыйрыкъ" - у балкарцев. "Верхний жыйрыкъ" несет функции праздничной одежды. Он с короткими рукавами, заужен в талии, расширен в подоле юбки путем вставляемых боковых клиньев. Шьется верхнее платье из более тонкой ткани, чем кафтан, более нарядной, отделывается богатой вышивкой, аппликацией и позументами.

Особой декоративностью и сложностью кроя отличались рукава жыйрыкъа или чепкена, которые прошли свою собственную эволюцию. В начале XIX века еще сохраняется длинный ложный рукав у кафтанчика с прорезью в верхней части, куда выходила рука в рукаве рубашки, а рукав чепкена оставался коротким. Существовали также рукава простые облегающие и спускающиеся только чуть длиннее рук. Форма ложного рукава была распространена только в одежде знатных сословий или в праздничном наряде. Вероятно, к середине XIX века появился рукав с оборками, пришиваемыми выше локтя к чепкену. Из-под них спускались широкие нижние рукава, полностью закрывающие кисти рук.

 

В середине XIX века женский кафтан претерпевает существенные изменения. Он становится декоративным вспомогательным элементом одежды, и у него упрощаются отдельные части. Так, спинка и верхняя часть рукава выполняются уже из более дешевого материала, поскольку они постоянно скрыты верхним платьем. А когда отпадает необходимость в рукавах кафтана, их начинают делать подвесными. Они преобразуются в форму лопастей, привязанных к локтю. Таким образом, из-под длинных легких крыльев рукава шелкового платья выглядывала вышитая бархатная лопасть подвески, прикрывающей светлые ниспадающие почти до пола края рубашки.

Потеряв свои нарядные вышитые рукава, къаптал продолжал распадаться: выглядывавшая в грудной разрез платья часть превращается в нагрудник (декоративные застежки, нашитые на плотную ткань с подкроенным воротником и подвязками). Нижние полы къаптала прикрепляются к поясу внутри под полами платья, превратившись в декоративные поясные подвески, вскоре целиком перешедшие на поля платья. Естественно, что вскоре у чепкена зашивается разрез подола спереди. Къаптал соединяется с нижней рубахой в единое целое. В результате появляется длиннополая нижняя рубаха, расширенная книзу: на ней нашиваются декоративные нагрудные застежки, подкраивается воротник; яркие рукава, доселе выглядывавшие из-под къаптала, вытеснены манжетами, появившимися под влиянием городской культуры.

Сегодня в сундуках наших бабушек еще можно увидеть много интересного. К примеру, корсет. Он надевался на девочку в семилетнем возрасте и не снимался вплоть до ее замужества. Это вырабатывало тонкую талию и прямую стать, сохранявшуюся у горянок в большинстве случаев до старости. Эта интересная деталь гардероба непривычна для создавшегося образа национального костюма. Прибавим туда же ходули, многократно упомянутые исследователями кабардинского народного искусства. По словам Кузнецовой, "богато орнаментированные деревянные подставки для ног карачаевскими и балкарскими женщинами употреблялись тоже в исключительно парадных случаях. Непригодные для ходьбы и на ровной плоскости, в условиях гор эти ходули были вообще неуместны. Но поскольку с их помощью подчеркивалась сословная принадлежность, то эта разновидность обуви в национальном костюме приобретала как бы символическое значение".

Желающие окунуться в историю могут также заглянуть в костюмерный цех государственного фольклорно-этнографического ансамбля народного танца "Балкария". Известный этнограф Мухтар Кудаев, художники спецателье национального костюма г. Санкт-Петербурга и художественные руководители ансамбля восстановили старинную одежду горянок, представив ее красоту в новом театральном образе. 

(Использованная литература: И.М.Мизиев. "Очерки истории и культуры Балкарии и Карачая 13 - 18 вв.", Нальчик, 1991 г. А.Я.Кузнецова. "Народное искусство карачаевцев и балкарцев", Нальчик, 1982 г.)

(Голосов: 4, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет