Расширенный поиск
8 Мая  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Кийиминг бла танылма, адамлыкъ бла таныл.
  • Таугъа чыгъаллыкъ эсенг, тюзде къалма.
  • Къызны минг тилер, бир алыр.
  • Окъумагъан сокъурду, сокъур ташха абыныр!
  • Кёпюр салгъан кеси ётер, уру къазгъан кеси кетер.
  • Джюрекге ариу – кёзге да ариу.
  • Билим ат болуб да чабар, къуш болуб да учар.
  • Окъдан джара эртде-кеч болса да бителир, сёз джара, ёмюрге къалыр.
  • Нарт сёз – тилни бети.
  • Къазанда болса, чолпугъа чыгъар.
  • Къонакъны къачан кетерин сорма, къачан келлигин сор.
  • Азыкълы ат арымаз, къатыны аман джарымаз.
  • Ачлыкъ отха секиртир.
  • Керти сёзге тёре джокъ.
  • Джаш къарыу бла кючлю, къарт акъыл бла кючлю.
  • Шайтан алдады, тюзлюк къаргъады.
  • Ашхы болсанг, атынг чыгъар, аман болсанг, джанынг чыгъар.
  • Билмезни кёзю кёрмез, этмезни къулагъы эшитмез.
  • Ауругъаннга – кийик саулукъ, джетген къызгъа – чилле джаулукъ.
  • Айыбны суу бла джууалмазса.
  • Эри аманны, къатыны – аман.
  • Кёб ашасанг, татыуу чыкъмаз, кёб сёлешсенг, магъанасы чыкъмаз.
  • Къолунгдан къуймакъ ашатсанг да, атаны борчундан къутулмазса.
  • Ана къойну – балагъа джандет.
  • Тойну къарнашы – харс, джырны къарнашы – эжиу.
  • Баланы адам этген анады.
  • Акъыл неден да кючлюдю.
  • Акъылсызны джууукъгъа алма, акъыллыны кенгнге салма.
  • Джангыз терек къынгыр ёсер.
  • Намыс болмагъан джерде, насыб болмаз.
  • Элге къуллукъ этмеген, элге ие болмаз.
  • Эл элде бирер малынг болгъандан эсе, бирер тенгинг болсун.
  • «Ёгюз, джаргъа джууукъ барма, меннге джюк боллукъса», - дегенди эшек.
  • Акъыл бла адеб эгизледиле.
  • Къая джолда джортма, ачыкъ сёзден къоркъма.
  • Аманнга игилик этсенг, юйюнге сау бармазса.
  • Биреуге кёлтюрген таягъынг, кесинги башынга урур.
  • Гыдай эчки суугъа къараб, мюйюзле кёрмесе, джашма алкъын, дегенди.
  • Ашарыкъда сайлагъаннга – чий гырджын.
  • Кёл ашады да, кеси ашады.
  • Арбаз сайлама да, хоншу сайла.
  • Билимден уллу байлыкъ джокъду.
  • Насыблы элин сюер, насыбсыз кесин сюер.
  • Атлыны ашхысы, ат тизгининден билинир
  • Эл тойса, тоймагъан, эл къойса, къоймагъан.
  • Юре билмеген ит, къонакъ келтирир.
  • Экеулен сёлеше тура эселе, орталарына барыб кирме.
  • Сакъалы текени да бар, мыйыгъы киштикни да бар.
  • Юй ишлеген балта эшикде къалыр.
  • Борчунг бар эсе, хурджунунга ойлаб узал.

Верховья Кубани. 125 лет назад

16.04.2004 0 4582

Григорий Петров,
12 октября 1879 год, округ Хумаринского ущелья

 

Горная часть Кубанской области имеет много уголков, о которых не только нельзя ничего найти в литературе, но и даже в самой области о них знают только по названию, да и то не многие. К числу таких мест можно отнести и верховье реки Кубань, известное под общим именем Карачай, которое входит по административному делению в состав Баталпашинского уезда, образуя юго-восточную окраину области. Верхнее течение Кубани представляет два главных истока, с множеством мелких разветвлений - Хурзук (Улу-Кам) и Учкулан, начинающиеся у западной стороны Эльбруса. Эти реки стекают по долинам предгорий Кавказского хребта и, сливаясь у аула Учкулан, на расстоянии 30 верст от Эльбруса, образуют реку Кубань. У места слияния этих рек, на берегу Учкулана, стоит карачаевская больница, составляющая одно из редких явлений по своему устройству во всей Кубанской области, а затем, вверху, на плато, врезывающегося треугольником между двух названных выше рек, красуется двухэтажное здание карачаевской школы и дом для горского словесного суда. Долины рек Хурзук, Учкулан и Кубань, до округа Хумаринского, заселены одним горным племенем карачаевцев, не имеющим по своим склонностям и характеру ни чего общего с другими горскими племенами Кубанской области. Особенность горного характера местности, вызывающая нужду во всех условиях жизни, и страшная борьба с природой выработали в этом племени неприхотливость и привычку к труду. Завоевывая каждый клочок земли трудом, карачаевец питает к нему привязанность, доходящую до обожания и, беззаветно любит свое родное, гнездо.

По официальным сведениям Карачаевцев числится 20100 душ обоего пола.

Более общие, типичные черты народности составляют: средний рост, плотное телосложение, смуглый цвет лица, крепкие мускулы, широкие плечи и свойственные всем горцам, выразительные и полные жизни глаза. Одевается карачаевец просто, носит всем известный азиатский костюм, неотъемлемая принадлежность которого ременный пояс и кинжал. Лихое наездничество среди карачаевцев совсем не в моде, хотя они всю свою жизнь проводят верхом на коне и в выносливости могут поспорить с любым кавказским племенем. Карачаевцы большие знатоки езды и ходьбы в горах; есть многие пешеходы, уже пожилых лет, которые могут вызвать изумление своею неутомимостью и уменьем ходить в горах.

Карачаевец в большинстве случаев хороший семьянин и отличается прочною привязанностью к своему очагу. Муж, жена и дети разделяют, между собою все труды и хлопоты по хозяйству и исполняют сообща домашние работы. Ни один член семьи не остается без дела во время полевых работ или при передвижении кошей. Одни свозят навоз на поле, другие погоняют волов, третьи расчищают поле; муж собирает стадо, жена и дети суетятся подле кошевого скарба, увязывают, навьючивают и снаряжаются в путь. Во время пахоты и уборки ячменя, мужчины занимаются работою наряду с женщинами, причем и дети не остаются без дела, так как и для них находится подходящий труд: перетаскивать снопы, погонять быков, таскать солому, подбрасывать колосья молотильщику и т.д. Коренной принцип каждой семьи составляете безусловное уважение и подчинение старшим. Отец семьи - есть глава, а после его смерти, старший в роду: дядя, старший сын и т.д.

Старшим принадлежат почет, уважение и распоряжение по хозяйственным делам. Младшие в присутствии старших не имеют права сесть, вмешиваться в разговор, или принимать участие в еде. Такое уважение обязательно не только в отношение к старшим членам семьи, но и вообще к посторонним, старшим по возрасту.

Семейная жизнь подчинена известным исконным правилам, не исполнение которых считается предосудительным и влечет за собою не только презрение, но и негодование целого общества. Супружеская нежность, в присутствии посторонних, составляет верх неприличия. Сообразно этикету, подчиняющему семейные отношения, жилье каждого карачаевца, - как и у горцев других племен, состоит из нескольких отделений: в одном из них живут жена и дети - это священное место у всякого горца, чрез порог которого, не можете переступить, ни один мужчина, если он не близкий родственник; другая половина мужская, куда воспрещается, в свою очередь, вход женщинам, в особенности при посторонних, и, наконец, у знатных и состоятельных кунацкая или гостиная, предназначенная для приема гостей и вообще посетителей. Сюда не входят не только женщины, но и дети. Считается предосудительным, если отец ласкает своих детей, так как нежность есть достояние женщины, и, следовательно, уход и любовь к детям всецело принадлежат их матери. Отец обязан давать средства для поддержания семьи, заботиться о размножении своих стад, а мать - смотреть за домом, ухаживать, за детьми, мыть, шить одежду, приготовлять и выделывать разные домашние ткани, варить пищу и, наконец, помогать мужу во время полевых работ, а подчас и разделять с ним кошевую жизнь. Правда, часто случается, что мужья, отлучившись на коше к своим стадам, не охотно посещают дом и семью и остаются там долго, что жены не редко, со слезами на глазах, жалуются на тоску и скуку вследствие продолжительной разлуки.

Отношения в частной жизни также обставлены приличиями; на пример, при встрече в дороге со знакомым или почетным лицом, необходимо сопровождать его, пока не последует разрешение возвратиться и продолжать свой путь; младший должен подать лошадь старшему, держа её под уздцы и дать стремя; следуя в пути, старшему необходимо давать место с правой стороны и оказывать ему разные услуги.

Для приема гостей установлены своего рода церемонии, и гость считается священным и неприкосновенным лицом; ему должны быть оказаны и всевозможная любезность и уважение, даже и в таких случаях, если гость находится в неприязненных отношениях к хозяину или позволить себе оскорбительную выходку. Хозяин, во все время пребывания гостя в доме, прислуживает ему, не имеет права сесть в его присутствии. Для угощения подается лучшая еда, и лучшая посуда, а для ночлега постель из лучших и дорогих тканей. При гостеприимстве особенно то, что в доме, в котором есть гость, без всякого стеснения и особых приглашений, собираются соседи, как простолюдины, так и знатные, из которых одни вместе с хозяином прислуживают гостю, другие просто стоят чинно, опершись спиною в стену, и внимательно следят за разговором. Хозяин дома обязан угостить всех пришедших остатком от стола гостя, так как, по общепринятому порядку, тепси, (маленький круглый столик о трех коротких ножках), на котором разложены всевозможные яства, сначала подается гостю, а за тем уже, с остатком кушаний, поступает в распоряжение остальных посетителей. В еде с гостем принимают участие два, три почетных человека из посторонних, сам же хозяин все время должен распоряжаться и приглашать гостей есть, как можно больше, употребляя при этом отборную любезность и всю силу красноречия.

Кушанья употребляются по преимущественно мясные. Сначала подают шашлык - мясо зажаренное на веретене; затем следуют в вареном виде; баранья голова, курдюк, задние ляжки, мясной отвар или шурпа, приправленная разными пряностями и айpанoм, кислым молоком; это последнее кушанье подается в маленьких деревянных или глиняных чашках и, наконец, в виде десерта, рисовaя каша с сахаром или медом, а иногда взбитые, яйца, запеченные в масле с медом. И при всех этих кушаньях, а также и к чаю, который почему-то всегда предшествует еде, подают локъум - пресные лепешки, приготовленные на яйцах и жаренные на масле или бараньем сале.

В крепостном праве у карачаевцев нельзя не отметить одной особенности, которой у других горских племен вовсе не существовало - это отсутствие высокомерия других сословий к сословию рабов. Крестьяне не подвергались презрению и унижению, хотя несли тяжкие работы. Местные условия Карачая, требовавшие на каждом шагу труда и усилий, заставляли господ сдружиться с рабами и не редко те, и другие отправляли работы сообща, отбросив в сторону всякие рассуждения о сословном различии. Назначение крестьян, как рабочей силы - это уже говорит о том, что невозможно было обойтись без жестокостей, которые, само собою, разумеется, сплошь и рядом выражались способами, унижающими человеческое достоинство, но вообще нужно сказать, что карачаевец, не кичился пред крестьянином, и частенько после трудов разделял с ним скудный обед. Мало того, были случаи, что жены господ выкармливали своею грудью сирот-крестьян, а если крестьянину нужно было запрячься в ярмо, то, по выражению карачаевцев - хозяин впрягал себя с другой стороны. Крестьяне, сильно привязывались к своим господам: клялись их именами, трудились изо всех сил, разделяли семейное горе и радость, а при несчастиях у господина в своих скорбях и сетованиях доходили иногда до исступления: обрезали носы, уши, царапали лицо, кусали руки и прочее.

Все три главных карачаевских аула: Карт-Джурт, Учкулан и Хурзук не носят характера поселений, какие мы привыкли видеть. Здесь нет обычной группировки домов и улиц. Оттого карачаевцы живут кучками, разбрасываясь иногда на версту и далее. Фамилий, составляющих некоторую скученность поселения, образующие особые кварталы, очень много, но из них самые большие: Хубиевы, Крымшамхаловы и Боташевы в Кapт-Джюрте; Байрамуковы и Дудовы в Хурзуке; Бостановы, Байрамкуловы Байчоровы в Учкулане.

Каждый род дорожит землями, находящимися в пределах его поселения и неохотно допускает переход земель во владение других фамилий или родов. В силу этого в Карачае выработалось особое право относительно приобретения земель. Владелец, желающий продать свою землю, должен об этом, прежде всего, объявить своим ближайшим родственникам и, если в числе их не окажется охотников, то вызываются желающие из смежных владельцев и только, когда и в числе их не найдется покупщиков, владелец имеет право продать землю, кому заблагорассудится.

На сколько горы Карачая бедны пахотными и пастбищными землями, столько они богаты лесами. Все склоны Кубанской долины, начиная от аула Каменномостского до станции Индыш, покрыты густым лиственным лесом, который, по мере приближения в глубь гор, сменяется сосновым и распространяется в бесчисленных балках, изрезывающих дороги, ниспадающие к северу от главной Кавказской цепи. Густо покрывая склоны и вершины, иногда гнездится в местах почти не доступных. Лесов, которые бы не могли давать годный строевой материал, совсем нет: внизу громадные чинары, дуб, береза, граб, ольха, изредка черешня и ясень, а вверху стройные, светлокожие сосны с вечно-зеленеющими иглами и высокими, горделивыми вершинами. Карачаевцы пользуются только тем лесом, который произрастает в балках, имеющих доступ из Кубанской долины, а именно: по Сесь-колу, Хубиляр-колу, обращенных к аулу Карт-Джюрт, по Батчаланы-колу, Учкулан-Ичи и Махар-Аячи, обращенным к аулу Учкулан, по Улукаму и Улу-Хурзуку, обращенным к аулу Хурзук.

Необозримые леса, произрастающие в веpшине реки Худес, распространяясь по течению всеx его иcтокoв и в вершине реки Джаланкол, в местностях под названием Эль-Урган, Назглы-Кол и Каздерган, слишком удалены oт жилого Kapaчaя и недоступны с нижних течений обеих названных выше рек, за неимением разработанных дорог и потому леса эти, прилагая к пограничным поселениям Терской области, селениям Абуковскому, Хасаутскому и станицы Кисловодской, составляют исключительно предмет эксплуатации, доходы от которой обращаются в общественные суммы. Весь вывозимый отсюда с большими трудностями лес сбывается преимущественно на рынках Пятигорского округа, которыми служат: станица Ессентукская, Кисловодская и город Пятигорск. Для надзора за лесами общество содержит на свой счет стражу и лесничего, в обязанности, которых лежит, не только oxpанeниe целости лесов, но и строгое наблюдение за исполнением правил, установленных для пользования лесом, которые в общих чертах выражаются в следующем: лес может рубить только тот, кто нуждается в нем для построек. Для продажи же имеют право вывозить лес только бедные, но при условии произвести порубку не более определенной нормы и сбыть лес в пределах же Карачая. Подготовленный лес должен быть свезен в определенный срок, в противном же случае он конфискуется, и деньги обращаются в доход общества. Нарушители всех приведенных выше правил штрафуются, с конфискацией арестованного у них леса.

Карачаевский скот мелкий, с широкою и короткою головою небольшими рогами и длинною шерстью, чаще черного и рыжего цвета; в отношении молочности скот не отличается достоинствами. Овцы особой породы, не имеющие ничего общего с разводимыми в соседних станицах. Порода эта носит по-местному название карачаевской. Цвет шерсти черный и бурый; овцы с небольшим курдюком, отличаются качеством своего мяса, которое предпочитается пред другими местными породами. Коневодство также не чуждо карачаевцам и у них имеется своя особая порода лошадей, представители которой имеют небольшой рост, некрасивую короткую голову, длинную шерсть, толстые ноги, с низкими копытами. Лучшие породы лошадей, представляющие смесь кабардинской и других, имеются только у крупных хозяев, содержащих табуны, но таких в Карачае не более трех-четырех человек. Остальное же население содержит столько лошадей, чтобы возможно было удовлетворять своим нуждам при передвижении и вьючной возки сена, дров и жизненных продуктов, но хозяева, имеющие от 5 до 30 лошадей, в Карачае не редкость. По официальным сведениям численность карачаевского скота выражается в следующих цифрах:

рогатого скота - 32200
овец и коз - 231800
лошадей - 18500
ослов - 2500

Из Карачая ежегодно поступает в продажу довольно значительное число скота, кож, шерсти и сала. Центрами сбыта, - кроме отправления через перевалы, значительных партий скота и лошадей в Абхазию, - составляют ярмарки: Отрадненская в Баталпашинском уезде и в особенности ярмарки Пятигорского округа: Горячеводская и Георгиевская. Kpмoе того, в течении круглого года, скот продается в станице Кисловодской и в городе Пятигорске. Шерсть и кожа идут преимущественно в городе Баталпашинске через посредство евреев, производящих меновую торговлю красным и другим товаром в Карачае. B течении прошлого года евреями вывезено из трех аулов - Карт-Джюрта, Хурзука и Учкулана:

кож - 5956
овчин - 34500
сала - 50 пуд

Вот те условия, при которых сложились карачаевцы, и с которыми он так крепко сроднился, что трудно его пошатнуть и подвинуть на, что-либо лучшее. Горы, леса, кош с его невзрачной обстановкой - вот душа карачаевца, все его существо; в них он видит и свои интересы и стремления. Будучи оторванным от своих гop, он грустит об них, скоро чахнет и впадает в болезнь. Равнина, степь - для карачаевца страшилище. В его понятиях нет цели в жизни без лесов, гор и без тех невзгод, которые всосались в плоть и кровь каждого из них.

Любовь к родному месту не слабеет даже и в молодом поколении, выросшем при других условиях жизни и познакомившимся с жизнью русских - как в ближайших станицах, так и в городе Пятигорске, Георгиевске, Сухуми и других городах. Молодое поколение, строго придерживаясь преданий предков, боится огорчать своих отцов уклонением от привычек, правил, воззрений и обрядов своей общины. Люди, которых можно было назвать отщепенцами или которые бы испортились в конец, вследствие влияния другой жизни, в Карачае составляют явление редкое, исключительное.

(Материал представлен в сокращенном виде. Стилистика и пунктуация оригинала сохранены)

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет