Трансформация общественно-духовной структуры карачаевского этноса с конца XIX - начала XX вв.
Арасул Байрамуков,
кандидат исторических наук, доцент
Анализ социально-экономических процессов развития карачаевского этноса с конца XIX - начала XX века позволяет сделать нам определенные выводы о причинах изменения социальной структуры этноса. Одной из важнейших причин трансформации общественно-духовной структуры этноса было включение Карачая в состав Российской империи и отмена крепостного права. Изменение социально-экономических методов привело к определенным изменениям в иерархии ценностей и внутриродовом, внутритукумном взаимоотношении; наблюдается усиление распада большой семьи, стремление к молодой моногамной семье, к большей самостоятельности и отделения в свою собственность части собственности большой семьи, усилилось дифференциальное расслоение среди зависимого сословия. Усилия российских властей по русификации также дали определенный результат: часть карачаевцев, окончив светские учебные заведения, теряла свои связи с этнокультурой своего народа, наблюдается отчуждение от своей культуры. Об этой тенденции с тревогой писали прогрессивные представители горской интеллигенции, такие как Басият Шаханов, Иммолат Хубиев, они отмечали факт падения плотности связей с этнокультурой, ее престижа в глазах выпускников начальных светских заведений: "Она (туземная школа - А.С. Байрамуков) заставляет хозяйственного мужика со скорбью и обидой смотреть, как его сын, прошедший одноклассную и двухклассную школу, начинает презирать дорогой крестьянскому сердцу труд и стремиться поступить хотя бы в какие-нибудь письмоводители, стражники, лишь бы заниматься "чистой" работой на готовых хлебах, но не домашней работой"(1).
Таким образом, стал появляться и свой слой национальной бюрократии, который в своем зачатии успел перенять самые худшие черты российской бюрократии. В сельском хозяйстве после 1861 года вошла в распространение субаренда и исдольщина, бегенда, отходничество в казачьи станицы. Народ страдал от безземелья и был вынужден уходить на отхожие промыслы. Усиление в конце XIX века и начале ХХ века экономического проникновения в Карачай (Кубанская область) российского и иностранного капитала послужило толчком изменению социальной структуры карачаевского этноса, наряду со слоем традиционной элиты стал появляться новый слой богачей, который стал соперничать со старой элитой за влияние в обществе, некоторая часть карачаевцев работала на Эльбрусском руднике, лесопильном заводе и других придприятиях, что способствовало началу формирования класса промышленного пролетариата. Появились крупные промышленники, братья Крымшамхаловы открыли в Теберде лесопильный завод, построили электростанцию, Акбаев И. построил лесопильный, лимонадный, кирпичный заводы (2). Бостанов построил лесопильный завод в Учкулане, Узденов открыл предприятие по производству безалкогольных напитков, Лайпанов построил лимонадный завод, Байчоров построил маслосырзавод, Узденов К. владел крупным кожеобрабатывающим предприятием (3).
В этносоциальных процессах наблюдались в основном две тенденции: поддержка самодержавием сохранения социальной стратификации этноса и рост нового социального слоя элиты капиталистической формации. Важную роль в системе межнациональных связей внутри народа и в системе глобальных коммуникаций играли просветители. Они служили своего рода трансформаторами, преобразовывая новую материально-информационную среду в формы наиболее близкие к структуре традиционной культуры этноса, благодаря чему этнокультура по форме гибко реагировала на внешние факторы, а по содержанию сохраняла свое этнокультурное ядро.
Несомненно и то, что включение Карачая в поликультурную Россию и деятельность просветителей способствовало диверсификации этнокультуры. Этот процесс наглядно проявлялся в следующем: принимая гостей, особенно из России, часть карачаевцев по традиции делали курмалыкъ (резали барашку), но считали престижным угостить гостя пловом. Получил распространение феномен куначества. В дореволюционный период в иерархии этноса появились новые социальные слои: предприниматели, включавшиеся в экономическую жизнь России; проточиновничество - стражники, писари из среды карачаевского народа, которые стремились любыми путями заниматься чистой работой; публицисты, стремящиеся проанализировать актуальные этнопроблемы, найти пути их разрешения; талантливые инженеры (Дудов И., Кубанов А.), писатели, живописцы.
Таким образом, наряду с традиционной элитой: биями (князьями), духовенством, появляются новые элитные социальные группы: интеллигенция, чиновничество, состоятельные предприниматели.
После прихода к власти большевиков этническая иерархия и этническая культура претерпела сильные изменения революционного характера. Большевики своей внутренней политикой насильственно отсекли доступ к образованию представителей княжеского и узденского сословия.
Этнокультура подверглась сильному влиянию политики исключения и упрощения: традиции гостеприимства, геронтократии, религиозные традиции. В итоге культура этноса стала обретать моностилистический характер. Особое место в этнокультуре карачаевцев в 20-30 годы заняла сакрализация власти И. Сталина. И по сей день можно встретить людей того поколения (испытавших тяготы высылки карачаевского этноса) высоко чтимых личные качества и политику, проводимую И. Сталиным.
Произошла новая канонизация форм культурных репрезентаций, канонизировались стиль поведения во всех сферах социальной жизни. Репрессии 30-х годов не только не подорвали, а укрепили канонизацию стилей поведения.
Надо отметить, что в 20-30 годах сильно изменился и культурный ландшафт Карачая - это выразилось в уничтожении мечетей и других культурных сооружений, в создании новых символов советской эпохи - клубов, сельсоветов, райкомов, стендов с большевистской символикой. Создание централизованного авторитарного государства потребовало создание принципиально нового класса бюрократии, который воспитывался в духе абсолютной преданности центру, строгой подчиненной иерархии. Активно внедрялся принцип целенаправленности, вся политико-экономическая система была направлена в будущее.
Традиционная и духовная и светская интеллигенция была уничтожена, на смену ей приходили кадры интеллектуалов - основной задачей которых было идеологическое обновление ценностей моностилистической культуры и поддержка высокого уровня научно-технических разработок в военно-оборонных сферах. Установка И.В. Сталина по этому вопросу была конкретной: "...Рабочий класс должен создать свою собственную производственно-техническую интеллигенцию, способную отстаивать его интересы в производстве, как интересы господствующего класса" (4). Исчезло то ценное свойство национальной интеллигенции - мультивариантность развития национальной культуры, возможность внедрения новых инноваций в этнокультуру, которые могли органически войти в систему культуры этноса, не вызывая в ней сверхнапряжения, которое приводит этнокультуру к выхолащиванию и упрощению. Атеизм превращался в культ исторической необходимости, которая получила статус Абсолютного Закона способного привести социум к "гармоничному обществу".
С 30-х годов был взят курс на жесткое противостояние с "капиталистическим окружением", была провозглашена доктрина "построения социализма в отдельно взятой стране". Власть стала формировать "новую социалистическую культуру". И для подавления противодействия этому процессу стали проводиться репрессии, которые сильно ударили по старой интеллигенции. В культурной жизни стала проводиться жесткая селекция философских, художественных произведений о классовых позиций.
На наш взгляд, в советский период в социальной структуре этноса произошли следующие трансформации:
1. Верхнюю ступеньку в иерархии заняла коммунистическая бюрократия, имевшая определенную власть и материальные привилегии.
2. Работники умственного труда, осуществлявшие идеологическое и научное обслуживание интересов правящей верхушки за определенную свободу действий и материальных благ.
3. Работники нижнего управленческого звена.
4. Рядовые рабочие и колхозники.
5. Каста "неприкасаемых": члены семей репрессированных, бывших белых офицеров, духовенства.
Полагаем, что с конца XIX века по 1917 г. социокультурная структура карачаевского этноса претерпела трансформации в рамках развивающихся капиталистических отношений: появился новый класс предпринимателей-карачаевцев; стал формироваться класс работников наемного труда; шел процесс формирования слоя этнической преемственной интеллигенции Карачая, имеющей устойчивое этническое самосознание и высокую пассионарность в стремлении модернизации этнической культуры карачаевцев. Трансформация культуры карачаевцев в большинстве своем характеризовалась эволюционными формами.
С установлением Советской власти в Карачае происходили процессы, на наш взгляд, носящие двоякий характер: если в начале 20-х гг. карачаевская интеллигенция могла вносить в культуру карачаевского этноса инновации, способствовавшие гармоничному развитию этноса, то с конца 20-х годов и в последующем произошли насильственные трансформации в социальной стратификации и социокультурной динамике развития этноса. Репрессивными мерами была уничтожена национальная интеллигенция, насильственными мерами были отключены от культурных процессов представители высшего и среднего сословия, сформирована новая структура общества.
Но вместе с тем, на наш взгляд, большим позитивным фактором служило то, что молодежь могла получить образование в ВУЗах страны, и тем подключиться к сокровищам мировой и российской культуры. Это позволяло в обход официальной идеологии развивать собственное этническое самосознание.
1. Карачаево-балкарские деятели культуры конца ХIХ - начала ХХ века: Избранное в двух томах: Т.1/ Сост. Т.Ш.Биттировой - Нальчик, 1993 - С.22.
2. Полевой материал 1995 г. аул Верхняя Теберда, Сент Коркмазов, 95 лет.
3. Очерки истории Карачаево-Черкесии. Т.1. - Ставрополь, 1967. - С.508.
4. Сталин И.В. Сочинения. - Т.13 - С.66.
Комментариев нет