Расширенный поиск
18 Октября  2017 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Битмегеннге сакъал – танг.
  • Байлыкъ тауусулур, билим тауусулмаз.
  • Джашда акъыл джокъ, къартда къарыу джокъ.
  • Ашына кёре табагъы, балына кёре къалагъы.
  • Телиге акъыл салгъандан эсе, ёлгеннге джан салырса.
  • Адамны аты башхача, акъылы да башхады.
  • Къартны бурнун сюрт да, оноугъа тут.
  • Гыдай эчки суугъа къараб, мюйюзле кёрмесе, джашма алкъын, дегенди.
  • Джырчы ёлсе, джыры къалыр.
  • Иги сеники эсе да, сюйген кесимикин этеме.
  • Чакъырылмагъан къонакъ – орунсуз.
  • Джарлы джети элни сёзюн этер.
  • Тенги кёбню джау алмаз, акъылы кёбню дау алмаз.
  • Ханнга да келеди хариблик.
  • Аман эсирсе, юйюн ояр.
  • Уллу сёзде уят джокъ.
  • Ауругъанны сау билмез, ач къарынны токъ билмез.
  • Ач – эснер, ат – кишнер.
  • Экеулен сёлеше тура эселе, орталарына барыб кирме.
  • Адам къыйынлыгъын кёлтюрюр, зауукълугъун кёлтюрмез.
  • Ким бла джюрюсенг, аны кёзю бла кёрюнюрсе.
  • Джарашыу сюйген – джалынчакъ.
  • Эли джокъну – кёлю джокъ.
  • Аякъларынгы джууургъанынга кёре узат.
  • Джерни букъусу кёкге къонмаз.
  • Игиге айтсанг – билир, аманнга айтсанг – кюлюр.
  • Бек анасы джыламаз.
  • Таула не мийик болсала да, аууш табылыр.
  • Сибиртки да сыйлы болду, кюрек да кюнлю болду.
  • Кийиминг бла танылма, адамлыкъ бла таныл.
  • Хар сёзню орну барды.
  • Аманнга да, игиге да оноусуз къатышма.
  • Джюз элде джюз ёгюзюм болгъандан эсе, джюз джууугъум болсун.
  • Кимни – тили, тиши онглу, кимни – къолу, иши онглу.
  • Адамны сыфатына къарама, сёзюне къара.
  • Джаз бир кюнню джатсанг, къыш талай кюнню абынырса.
  • Къонакъ кёб келюучю юйню, къазаны отдан тюшмез.
  • Къонакъ аман болса, къонакъбай джунчур
  • Аджал соруб келмез, келсе, къайтыб кетмез.
  • Джуртун къоругъан озар.
  • Адам къаллай бир ишленмесе, аллай бир кесин уллу кёреди.
  • Кёз – сюйген джерде, къол – ауругъан джерде.
  • Ашыкъгъан cуу, тенгизге джетмез.
  • Ашда уялгъан – мухар, ишде уялгъан – хомух.
  • Бир абыннган – минг сюрюнюр.
  • Джангыз терек къынгыр ёсер.
  • Юреннген ауруу къалмаз.
  • Айыбны суу бла джууалмазса.
  • Босагъа таш юйге кирмей эди, тыбыр таш эшикге чыкъмай эди.
  • Къарнынг тойгъунчу аша да, белинг талгъынчы ишле.

Древнейшие христианские храмы России

08.05.2003 0 2689

Арсен Кубанов,
Черкесск

 

Аланская культура - явление уникальное не только в масштабах Северного Кавказа, но и России в целом. Алания - первое на территории нашей страны христианское государство; предки карачаевцев - аланы - приняли христианство за несколько десятилетий до крещения Руси. В карачаевском народном календаре (наименования месяцев и дней недели) сохранились имена христианских святых - св. Марии, св. Андрея, св. Теодора (Феодора), св. Николая, св. Георгия, св. Василия, св. Илии, св. Апостолов.

Алано-христианское наследие сохранилось и в фольклоре, обрядово-культовой жизни карачаевцев. Почтением к своим предкам обусловлено сохранение карачаевцами алано-христианских памятников зодчества и после принятия ислама. Благодаря этому дошли до наших дней самые древние на территории Российской Федерации семь архитектурных памятников христиан - пять храмов (три Нижне-Архызских, или Зеленчукских, Шоанинский и Сентинский) и два мавзолея (Кяфарский и Сентинский).

Уникальность аланской культуры состоит и в том, что ареал ее бытования является на территории России единственным, где синхронно употреблялись три типа евразийской письменности - тюркская руническая, греческая и арабская.

Огромное значение в деле развития этой культуры сыграло и то, что именно по территории Алании проходили стратегические маршруты евразийского Великого Шелкового пути (ее северной ветви). Десятки аланских городов и поселений возникли именно на этих маршрутах и исчезли, когда Великий Шелковый путь перестал функционировать. На территории Карачаево-Черкесии сохранились единственные в России памятники, непосредственно связанные с историей этой межконтинентальной торговой магистрали-городища, где располагались караван-сараи, остатки мощенных камнем караванных дорог и т.д.

Многолетние исследования позволили прийти к выводу о том, что политический, культурный и религиозный центр Алании располагался на территории нынешней Карачаево-Черкесии. Она вместе с районом Кисловодской котловины и западной частью современной Кабардино-Балкарии, составляла т.н. Западную Аланию - самую развитую часть аланской культуры. Доказано, что в Восточной Алании (территория нынешней Северной Осетии, ряда районов Чечни, Ингушетии и Кабардино-Балкарии) в домонгольный период население практически не было христианизировано, не подверглось культурному влиянию византийской цивилизации. Все памятники христианского зодчества домонгольской эпохи сконцентрированы в Карачаево-Черкесии.

В этой связи не случайным является то, что именно за карачаево-балкарцами соседние народы сохранили раннесредневековые наименования аланских (алано-асских) племен. Осетины, абхазцы, грузины-сваны и рачинцы называют карачаево-балкарцев "асы", мегрелы - "аланы". Сами карачаево-балкарцы обращаются к соплеменникам - "алан", сохранив имя своих предков по сей день. По всей видимости, доминанта западно-аланских племен (предков карачаево-балкарцев) в аланской культуре, в Аланском царстве была широко известна в сопредельных странах - Грузии и Абхазии, чьи правители были связаны с аланскими царями династическими узами.

Со второй половины XII в. Алания приходит в упадок, распавшись на ряд самостоятельных и часто враждующих друг с другом княжеств. Ослаблением алан воспользовались кипчаки (кутаны), установившие контроль над предгорной зоной. Со второй четверти XIII в. начинается завоевание этих территорий монголами, и к концу того же столетия наступает конец самостоятельного бытия Алании, ставшей составной частью Золотой Орды.

Создавая и контролируя Транскавказский Шёлковый путь, аланы весьма серьёзно относились к транспортным коммуникациям. Главные принципы строительства дорог - безопасность и рационализм. Магистральные дороги прокладывались в основном по хребтам и отрогам, что обеспечивало их обзор и охрану от внезапных нападений. Меловой и Скалистый хребты давали материал для вымостки дорог плитняком и дорогоукрепительных стен там, где в этом была необходимость.

Раннесредневековые дороги VI-XII веков - первый и главный показатель аланской цивилизации. Эти дороги, по которым на запад и на восток через Главный Кавказский хребет шли шёлковые караваны, предопределили появление на них многочисленных поселений и городов с караван-сараями, площадями для торговли, ремесленными мастерскими и прочей инфраструктурой. Шёлк стал эквивалентом золота, и в этот период сложилось сильнейшее на Северном Кавказе централизованное Аланское государство, самостоятельно определившее свою политику. В силу этого Византийская империя была заинтересована в союзнических отношениях с Аланией, и в X в. знать Западной Ачании была крещена. И теперь главные дороги Алании вели не только к базарным площадям, но и к величественным аланским храмам.

Более древних христианских храмов на территории нынешней Российской Федерации нет.

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет