Расширенный поиск
26 Июля  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Келгинчи, къонакъ уялыр, келгенден сора, къонакъбай уялыр.
  • Кийиминг бла танылма, адамлыкъ бла таныл.
  • Эркишиге тары кебек танг кёрюнюр.
  • Ётюрюкню башын керти кесер.
  • Кеси юйюмде мен да ханма.
  • Арыгъан къош чамчы болур.
  • Суу да къайтады чыкъгъан джерине.
  • Юй ишлеген балта эшикде къалыр.
  • Къолу уллу – асыу, аягъы уллу – джарсыу.
  • Аш иеси бла татлыды.
  • Тик ёргени, тик энгишгеси да болады.
  • Мухардан ач ычхынмаз.
  • Сабыр джетер муратха, сабырсыз къалыр уятха.
  • Кюл тюбюндеги от кёрюнмейди.
  • Миллетни бойну – базыкъ, аны бла кюрешген – джазыкъ.
  • Игини сыйлагъан адетди.
  • Уясында не кёрсе, учханында аны этер.
  • Ичимден чыкъды хата, къайры барайым сата?
  • Башланнган иш битер, къымылдагъан тиш тюшер.
  • Кёлсюзден сёзсюз тууар.
  • Бал чибинни ургъаны – ачы, балы – татлы.
  • Аджашханны ызындагъы кёреди, джангылгъанны джанындагъы биледи.
  • Кёл ашады да, кеси ашады.
  • Къатын байлыкъны сюер, эр саулукъну сюер.
  • Акъыллы айтыр эди, акъылсыз къоймайды.
  • Рысхы – насыбха къор.
  • Адамны сыфатына къарама, сёзюне къара.
  • Къошда джокъгъа – юлюш джокъ.
  • Шапа кёб болса, аш татымсыз болур.
  • Окъуу – билимни ачхычы, окъуу – дунияны бачхычы.
  • Ариу сёз – джаннга азыкъ, аман сёз – башха къазыкъ.
  • Ата джурт – алтын бешик.
  • Сангырау къулакъ эл бузар.
  • Адеби болмагъан къыз – тузсуз хант.
  • Юй кюйдю да, кюйюз чыкъды, ортасындан тюйюш чыкъды.
  • Алма терегинден кери кетмез.
  • Керек ташны ауурлугъу джокъ.
  • Билимден уллу байлыкъ джокъду.
  • Эри аманны, къатыны – аман.
  • Байма, деб да, къууанма, джарлыма, деб да, джылама.
  • Сютню башын джалагъан къутулур, тюбюн ичген тутулур.
  • Окъуусуз билим – джокъ, билимсиз кюнюнг – джокъ.
  • Къарнынг къанлынга кийирир.
  • Къар – келтирди, суу – элтди.
  • Джогъун бар этген, барын бал этген.
  • Билим насыб берир, билим джолну керир.
  • Къонакъ аз олтурур, кёб сынар.
  • Биреу ашаб къутулур, биреу джалаб тутулур.
  • Азыкълы ат арымаз, къатыны аман джарымаз.
  • Хаухну атма, ёнгкючню сатма.

Национальные игры и спорт

11.06.2010 0 4580

Умение владеть комплексом спортивных состязаний испокон веков считалось у горцев жизненно необходимыми качествами человека. Неудивительно, что течение своей многовековой истории карачаевцы и балкарцы создали весьма стойкую систему физического воспитания, методы которой очень разнообразны и до сих пор не потеряли своей значимости.

Самобытьность спортивных занятий карачаевцев и балкарцев определялось условиями их жизни у отрогов Эльбруса и Главного Кавказского хребта и скотоводческим характером занятия населения, специффикой материалов, используемых для физических упражнений. Так упражнение в лазании культивируется на всех континентах. Но если народы Азии и Африки используют для этого смазанный жиром бамбуковый шест, то карачаевцы и балкарцы в качестве каната для лазания брали ремень из промасленной бычьей шкуры или смазанный жиром гладкий столб.

С раннего возраста воспитывали карачаевцы и балкарцы в детях, особенно в мальчиках, силу и мужество, ловкость умение преодолевать препятствия. Мальчики с 6- 8 лет упражнялись в беге, прыжках, борьбе, в лазании, метании и поднятии тяжестей. Так прыгали через палку , которую держали за концы двумя руками, через соломинку, взявшись руками за носки.

Меткость и сила удара вырабатывались играми по сбиванию плоским камнем каменного или деревянного шара, игрой в альчики (ашыкъ оюн). Эта игра напоминала городки, но вместо деревянных бит использовались кости мелкого рогатого скота, которые называли "ашыкъ" (альчик). Альчики, установленные в кругу, выбивались с определенного расстояния битой - альчиком, залитым свинцом.

Для карачаевцев и балкарцев, жизнь которых была связана с лошадью, очень важно было научить мальчиков держаться на лошади, их учили верховой езде. Учились владеть плетью, раскручивая с ее помошью юлу (хойнух). Охотно гоняли мальчики по полю самодельные мячи - деревянные шары, лучшим из которых считались изготовленные из гриба березы.

Подростки упрожнялись в более сложных, порой даже опасных видах спорта. В условиях бездорожья, обилия горных речек и ручейков важно было уметь безбоязненно переходить по качающемуся тонкому бревну, успеть перепрыгивать с шестом через ручьи и ледянные трещины. Этому учились юноши во время упрожнении на качающемся бревне, расположенном высоко над землей, порой до 2х метров. Поддерживать равновесие помогала палка в руках.

Юноши тренировались в поднятии и переноски тяжестей, чаще всего камней. Отдельные богатыри переносили на состязаниях вместо камней быков и лошадей. Соревновались юноши в метании камней и дротиков, в стрельбе из лука и ружья. Дальнейшее совершенствование этих навыков происходило во время верховой езды и охоты. Как и у соседних народов, у карачаевцев и балкарцев была своеобразаная методика обучения искусной езде, к уходу и тренировке лошадей. Юноши в 12 - 15 лет уже успешно выступали на скачках.

Конные виды спорта и скачки были и остаються до сих пор неотъемлемой частью праздников и торжеств. Раньше их проводили в дни свадеб, по случаю рождения ребенка, в день начала весны и окончания уборки урожая,в случая приезда почетных гостей и т.д.

Разнообразны были виды скачек: по ровному месту и по крутому спуску с горы, с препядствием и вольтижировкой, т.е. с выполнением акробатических упражнений. Ловкий джигит должен был на полном скаку поднять с земли монету, шапку или ухватить платочек, не разбив яйцо или арбуз. Джигитовка включала целую серию акробатических упражнений на полном скаку: различные формы посадки, стойку на ногах, на голове, соскоки с коня, перемахи, перходы под шеей и животом лошади. Всадкник должен был на полном скаку расседлать лошадь, сбрасывая на землю части сбруи и седла, а на обратном пути собрать все это и вновь оседлать коня. Призом на скачках был скот, одежда или деньги. Важно было одеожать победу, а материальное поощрение не играло большой роли.

Не было праздника без скачек и национальной борьбы - "тутуш". Перед началом схватки борцы, подпоясанные ремнем, становились лицом к лицу, по сигналу захватывали друг друга за пояс и начинали боьбу. Цель борьбы состояла в том, чтобы уложить противника на спину. Для этого можно было применять подножки и зацепы, подсечки и пр. Не допускалась грубость и нечестность в поединке. Боролись и стоя - и на одном, и двух коленях, с захвата на крест на поясе и одной рукой через плечо.

Веселое оживление царило около соревнующихся в лазании по гладкому, смазанному жиром столбу, высотой в 6 - 7 метров, на вершине которого прикреплялся приз. При этом запрещалось пользоваться вязкими смазками, или скользить при спуске. Надо было подтягиваться руками, обхватывая столб ногами, достать приз и спуститься вниз.

Аналогичным было лазание по промасленному ремню из бычьей шкуры (джау джипге ёрлеу), длиною в 10 - 12 м. Ремень привязывался к перекладине с призом (къоз берк). Для того, чтобы падение не принесло травм, под перекладину растилали солому. И здесь основным приемом было подтягивание на руках.

Забавным аттракционом на свадьбах и праздниках было упражнение "останови врощающуюся лепешку". Выпекали специальную лепешку с зупцами на краях и отверстием по середине. Ее подвешивали на 2-х метровой высоте и закручивали. Юноши и мужчины длжны были подпрыгнув, захватить лепешку зубами и остановить ее вращение, что требывало определенной ловкости и умения.

(portal-tyrnyauz.ru)

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет