Расширенный поиск
2 Июня  2020 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Тай асырагъан, атха минер.
  • Ауузу бла къуш тута айланады.
  • Баш – акъыл ючюн, акъылман – халкъ ючюн.
  • Аман къатын алгъан, арыр, иги къатын алгъан джарыр.
  • Кийим тукъум сордурур.
  • Чабакъ башындан чирийди.
  • Айтылгъан буйрукъ, сёгюлмез
  • Бал чибинни ургъаны – ачы, балы – татлы.
  • Къуру гыбыт бек дыгъырдар.
  • Джашлыкъ этмеген, башлыкъ этмез.
  • Кюлме джашха – келир башха.
  • Ургъан суудан башынгы сакъла.
  • Кёб къычыргъандан – къоркъма, тынч олтургъандан – къоркъ.
  • Кёб джашагъан – кёб билир.
  • Олтуруб кёрюнмей эди да, ёрге туруб кёрюне эди.
  • Эр абынмай, эл танымаз.
  • Суу кетер, таш къалыр.
  • Бал – татлы, балдан да бала – татлы.
  • Акъыллы эркиши атын махтар, акъылсыз эркиши къатынын махтар.
  • Шапа кёб болса, аш татымсыз болур.
  • Окъугъан – асыу, окъумагъан – джарсыу.
  • От этилмеген джерден тютюн чыкъмайды.
  • Шайтан алдады, тюзлюк къаргъады.
  • Суу да къайтады чыкъгъан джерине.
  • Ёлген аслан – сау чычхан.
  • Сёз сёзню айтдырыр.
  • Игиге айтсанг – билир, аманнга айтсанг – кюлюр.
  • Билимсиз иш бармаз.
  • Кёбге таш атма.
  • Харам къарнашдан, халал тенг ашхы.
  • Адамны аманы адамны бети бла ойнар.
  • Тик ёргени, тик энгишгеси да болады.
  • Джолунга кёре – джюрюшюнг, джагъанга кёре – юлюшюнг.
  • Джырына кёре эжиую.
  • Баргъанынга кёре болур келгенинг.
  • Таш ата билмеген, башына урур.
  • Шекер бла туз – бир болмаз, ушамагъан – юй болмаз.
  • Эринчекни аурууу – кёб.
  • Айран тёгюлсе, джугъусу къалыр.
  • Ашлыкъны арба юйге келтирир, чана базаргъа элтир.
  • Ётюрюкню башын керти кесер.
  • Билим насыб берир, билим джолну керир.
  • Джылкъыдан – ат чыгъар, тукъумдан – джаш чыгъар.
  • Элде адам къалмаса, ит тахтагъа минер.
  • Тил бла келеди джыр да.
  • Чарсда алчыны эл кёреди.
  • Намыс болмагъан джерде, насыб болмаз.
  • Адамны сабийин сюйген джюреги, бычакъча, джитиди.
  • Уллу атлама – абынырса, уллу къабма – къарылырса.
  • Ичимден чыкъды хата, къайры барайым сата?

История одной песни

04.12.2018 0 804  Богатырева Ш.
У карачаевцев много старинных песен. Некоторые из них настолько стародавние, что люди уже забыли, ког­да и кем они были сложены, и просто называют их народными. Но история песни «Кемисхан» известна доподлинно... 

Жил в а. Учкулане богатый уздень Умар Кочкаров. Все­го было достаточно у Умара. Одно лишь его печалило - не было у него сыновей. Одну за другой четырёх дочерей послал ему Аллах: Мамук, Батык, Нанакуш, Шахи. Когда же, наконец, родился у Умара сын, которого назвали Асланом, Кочкаровы на радостях позабыли все приличия. Мальчика пеленали только в шелковые пелёнки, денно и нощно его сторожили-охраняли няньки.

В честь рождения долгожданного наследника Кочкаровы решили устроить той - праздник с угощением, танцами и со­стязаниями: скачками, борьбой «тутуш» и стрельбой из ружья в мишень. На призовой кон были выставлены жеребец, бык и отделанное серебром ружье... Праздник продолжался несколько дней. 
Но на семнадцатый день младенец умер. Горевали Кочкаровы и каялись, видя в смерти ребёнка наказание свыше за то, что перешли в своей радости все границы приличия и все меры.

А через некоторое время снова родился мальчик, которого назвали Азамат-Герий. В честь рождения ребёнка по обычаю зарезали овцу, но на младенца уже не обращали внимания: его запеленали в тряпки и положили в какую-то коробку у очага - словом, сделали все, чтобы чрезмерной радостью не сглазить рождение сына. Ребёнок благодаря Аллаху остался жив. А через год снова родился ­мальчик, которого назвали Даулет-Герий.

Последней, после четырёх дочерей и двух сыновей, родилась Кемисхан. Она была любимицей в семье, красавицей и к тому же искусной рукодельницей: шила, выши­вала золотом - это обязательно полагалось девушкам из благородных семей.

Многие сватали Кемисхан, но ее сердце принадлежало Азане Деккушеву из а. Хурзука. В знак своей преданности друг другу Азана и Кемисхан обменялись знаковыми подарками. Говорят, Кемисхан подарила Азане серебряный пояс в знак верности своему слову, а Азана ей - серебряную сбрую своего коня и камчу - короткую плётку, рукоять которой тоже была из чистого серебра с чернью. 

Все бы хорошо, был Азана удалым, храбрым, дерзким джигитом, человеком слова и дела. Но он, разудалая голова, был еще и конокрадом.

В те времена старшиной а. Учкулана был двоюродный брат Умара Матай Кочкаров (родной дед композитора Марата Кочкарова). И вот получил Матай указ, в котором говорилось, что убийц и конокрадов будут судить одинаково: отправлять в ссылку в Сибирь. В числе таких людей был назван и Азана Деккушев. Пришёл тогда Матай к Умару и рассказал об этом. Опять собрались Кочкаровы: всем известно, что отправленный в Сибирь обратно не возвращается. А тут давно Кемисхан сватают Абайхановы из а. Дуута. Надо немедля выдать ее замуж в Дуут.

Кемисхан, услышав это, стала просить двоюродных братьев тайком отвезти ее в Хурзук к Азане. Никто не согласился. Тогда сказала она: 

- Хоть передайте Азане, что меня насильно выдают замуж. 

Опять никто не решился это сделать, боясь разгневать стариков. Тогда Кемисхан стала умолять своего родственника Топуша Кипкеева помочь ей убежать в Хурзук. Топуш рас­сказал Умару, мол, твоя дочь замышляет побег. Услышав это, Кочкаровы заперли Кемисхан под замок и тут же передали Абайхановым, чтобы те не мешкали. А у Умара было четыре дома. Кемисхан с рыданиями металась между этими домами, не позволяя приблизиться к себе никому.

В это время с коша вернулся ее старший брат Азамат-Герий. 

- Что за шум-крик? - удивился он, а узнав, в чем дело, вышел из себя. - Попробует кто-нибудь близко подойти к ней! Отца-мать не пожалею за насилие такое, - сказал он и снял с пояса пистолет, а потом приказал своему работнику: - Скачи в Хурзук, расскажи все Азане, пусть он немедленно увозит сестру. 

Не успел работник выйти за порог, как его остановили: 

- Спрячься куда-нибудь на некоторое время, а потом скажешь Азамат-Герию, что Азаны нет дома.

Работник - человек подневольный. Так он и сделал, как ему приказали. 

Опечалился Азамат-Герий: 

- Что поделаешь, Кемисхан, судьба твоя быть невесткой Абайхановых. 

Зарыдала в голос Кемисхан: 

- Если и ты меня предал, как мне жить на свете? Убейте, но я за него не пойду!.. 

Рассказывали потом очевидцы, как она вцепилась руками в спинку резной деревянной кровати (садрач орундукъ) и никто не мог её оторвать, кровать ходуном ходила по всей комнате. Тогда Матай силой оторвал Кемисхан, так что от кровати отлетела щепка. Бросили Кемисхан, что называется, поперек седла и отправились в Дуут через перевал, а не по ущелью, избегая встречи с Азаной, хотя, говорят, жених и его друзья, опасаясь Азаны, приехали за невестой не днём, а ночью. 

Что говорить, наверняка у Кемисхан в ту ночь надорвалось сердце. Не могли потом себе простить этот тяжёлый день ее сестры и братья. А больше всех страдал Азамат-Герий: 

- Как я мог позволить себя обмануть! 

А Азаны в ту ночь действительно не было дома, он поехал в другой аул за искусными гармонистками - на свою свадьбу. Вернувшись, он услышал недобрую весть. 

- Ее родители - люди тёмные, - скрипнув зубами, сказал Азана. - А вот что я с Матаем сделаю - я сам знаю.
 
А у Матая были три прекрасных чистокровных жеребца, настолько породистых и дорогих, что их держали на железных цепях. Этих жеребцов Азана увёл в одну ночь. Той же ночью он угнал семнадцать лошадей Умара, отца Кемисхан. 

А на следующий день Азана нацепил на себя всякую рвань, так, чтобы его никто не узнал, и отправился в Дуут на свадьбу. Только вышел он танцевать, как увидела его в окошко стоявшая по обычаю в углу Кемисхан и по­теряла сознание... 

...Абайхановы к Кемисхан относились очень хорошо. Но до конца своей недолгой жизни так ни разу и не подняла­ глаз Кемисхан, ни разу не улыбнулась. У нее родилась дочь, которая умерла через год. Следом за ней ушла Кемисхан - говорили, от тяжёлой болезни сердца. 

А Матая Кочкарова, уже старика, в тридцать седьмом году отправили на Соловки - за то, что был стар­шиной а. Учкулана. Оттуда он так и не вернулся.

Дом, в котором жила Кемисхан, стоит по сей день - уже старый. Еще сохранилась бархатная вышитая золотом шапочка, которую Кемисхан сшила сама. Да поныне поётся песня, которую Азана посвятил Кемисхан. Одни говорят, он сам написал песню, другие считают, что попросил сказителя и поэта Касбота Кочкарова написать ее, третьи убеждены, что песню сочинил народ. Когда Азана приезжал в Дуут, он спел эту песню. Это было накануне его ссылки в Сибирь. Толь­ко после революции он получил свободу. По дороге домой он заразился тифом и умер, так и не добравшись до родины. А песня осталась в народе - песня о несбывшейся любви.

Наберите в Интернете «Песня о Кемисхан» - в каждой ноте звучат драматизм и глубокая тоска.

Откуда я это знаю? Из семейных преданий. Кемисхан - родная сестра моего прадеда Азамат-Герия Кочкарова­. И ее шапочка до сих пор хранится в нашем доме.

Фото из личного архива Ш. Богатыревой

Шахриза Богатырева,
(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет