Расширенный поиск
12 Декабря  2018 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Къууут – джелге, берне – бошха.
  • Тёрени джагъы джокъ.
  • Ёлюр джаннга, ёкюл джокъ.
  • Окъугъан озар, окъумагъан тозар.
  • Ёксюзню тилеги къабыл болур.
  • Тилде сюек болмаса да, сюек сындырыр.
  • Кёкдеги болмаса, джердегин кёрмейди.
  • Къыйынлы джети элге оноу этер.
  • Ана къолу ачытмаз.
  • Атадан ёксюз – бир ёксюз, анадан ёксюз – эки ёксюз.
  • Аманны эки битли тону болур, бирин сеннге кийдирир, бирин кеси киер.
  • Сёз – кюмюш, джыр – алтын.
  • Эм ашхы къайын ана мамукъ бла башынгы тешер.
  • Биреуню эскиси биреуге джангы болмайды.
  • Итли къонакъ джарашмаз.
  • Чомартны къолу берекет.
  • Уллу сёлешме да, уллу къаб.
  • Иги сёз – джаннга азыкъ, аман сёз башха – къазыкъ.
  • Джарлыны эшигин махтагъан джабар.
  • Тилчи тилден къаныкъмаз.
  • Ачлыкъ отха секиртир.
  • Къатын байлыкъны сюер, эр саулукъну сюер.
  • Джырчы ёлсе, джыры къалыр.
  • Душманны тышы – акъ, ичи – къара.
  • «Ма», - дегенни билмесенг, «бер», - дегенни билмезсе.
  • Ауругъан – джашаудан умутчу.
  • Биреуге кёлтюрген таягъынг, кесинги башынга урур.
  • Тыш элде солтан болгъандан эсе, кесинги элде олтан болгъан игиди!
  • Чарсда алчыны эл кёреди.
  • Кёлсюзден сёзсюз тууар.
  • Джарлы тюеге минсе да, ит къабар.
  • Рысхы джалгъанды: келген да этер, кетген да этер.
  • Дуния мал дунияда къалады.
  • Атлыны ашхысы, ат тизгининден билинир
  • Ауругъаннга – кийик саулукъ, джетген къызгъа – чилле джаулукъ.
  • Тик ёргени, тик энгишгеси да болады.
  • Таукел тауну аудурур.
  • Ишлегенден, къарагъан уста.
  • Эли джокъну – кёлю джокъ.
  • Кийиминг бла танылма, адамлыкъ бла таныл.
  • Аман киши кеси юйюнде – къонакъ.
  • Ёпкелегенни ашы татлы болады.
  • Акъыл къартда, джашда тюйюлдю – башдады.
  • Чомарт бергенин айтмаз.
  • Къулакъдан эсе, кёзге ышан.
  • Ашлыкъны арба юйге келтирир, чана базаргъа элтир.
  • Телиге акъыл салгъандан эсе, ёлгеннге джан салырса.
  • Ат да турмайды бир териде.
  • Алгъанда – джууукъ, бергенде – джау.
  • Экиндини кеч къылсанг, чабыб джетер ашхам.

Певец дружбы и братства

22.02.2018 1 874  Алиев Р.М.
17 февраля 2018 года вся Карачаево-Черкесия широко отметит 100-летие со дня рождения Османа Хубиева, великого сына карачаевского народа, классика карачаевской поэзии и литературы, участника Великой Отечественной войны, офицера Советской Армии, заместителя комиссара полка, кавалера 3-х Орденов: Отечественной войны 2-ой степени, Дружбы, Знак Почёта и 13 (тринаднадцати) медалей, бывшего ответственного секретаря Карачаево-Черкесского областного отделения писателей Союза писателей РСФСР. 




В истории нашей страны только троим братьям Хубиевым из одной семьи, удалось стать поэтами, писателями – членами союза писателей:

– старший, Осман – поэт, прозаик, народный писатель КЧР;
– средний, Магомет – учёный-педагог, поэт-фольклорист, сатирик;
– младший, Назир – поэт-лирик, народный поэт КЧР.



Безусловно, чтобы раскрылся талант, необходимы особые условия. Так, в семье Хубиевых отец (Ахия) прекрасно играл на свирели и хорошо знал фольклор своего народа, мать (Мамурхан) нежно пела лирические и колыбельные песни. Сказочная красота Тебердинских гор и крылатая музыка народных песен разбудила у братьев любовь к прекрасному: литературе, поэзии, музыке… Творческая судьба братьев – ярчайший пример поэтического таланта и великого трудолюбия во благо любви к Карачаево-Черкесии и России, к родному языку и литературе.

Имя Осман в переводе с арабского языка означает «врачеватель». Да, действительно, Осман оправдал свое имя: проза, песенное и поэтическое творчество писателя стало для подрастающих поколений духовным целителем. Осман Хубиев сумел достичь высоких вершин на литературном поприще, показав силу духа народа, всю красоту и богатство родного языка. 



Сама суровая жизнь, когда детство и юность Османа пришлись на период Великой Отечественной войны, сталинский геноцид и депортацию карачаевского народа в Среднюю Азию и Казахстан. Поколению детей, рождённых в 30-40 гг. пришлось испытать все тяготы депортации. Из этого поколения выросли знаменитые личности – знаковые люди карачаевского народа: народные поэты Осман Хубиев, Халимат Байрамукова, Назифа Кагиева, Азамат Суюнчев, Магомет и Назир Хубиевы, Мусса Батчаев, а также ученые Умар Баблашевич Алиев, Магомет Хабичев, Шакман Акбаев, Хаджимурат Хаджилаев, Ибрагим Урусбиев, Ахмат Байрамуков, Ханапи Суюнчев, Софья Гочияева, композитор Маджит Ногайлиев. Всех перечислить невозможно. Гражданское мужество этих людей позволило выжить народу и сохранить духовно-нравственный потенциал, а на Кавказе приложить все усилия для возрождения культуры, языка, литературы.




Осман Хубиев – певец Дружбы и Братства! За большой вклад в воспитании и поддержке молодых поэтов и писателей народов республики, за интернационализм и толерантность в широком понимании этого слова Осман Хубиев был награждён Орденом «Дружбы». Биография О. Хубиева неотделима от жизни писателей Карачаево-Черкесии. Он работал рука об руку в одной писательской организации с ведущими писателями национальных литератур республики. Дружба Османа Хубиева с Кайсыном Кулиевым, Николаем Доризо, Абдулахом Охтовым, одним из основоположников черкесской литературы, Хусином Гашоковым, основоположником черкесской поэзии, Лейлой Бекизовой, крупным учёным, академиком, возглавляющую ныне писательскую организацию республики, с Алимом Кешоковым и Адамом Шогенцуковым, народными поэтами Кабардино-Балкарии, с Фазилем Абдулжалиловым, Алексеем Малышевым, Сергеем Никулиным и другими была искренней. Несколько строк Османа о дружбе:


«Братскому народу»

Одна земля веками
Наш взращивала хлеб,
Одна волна Кубани
Несла надежды свет.

Как бурку, час вечерний
Мы делим пополам…
Всегда одно значение
У «здравствуй» и «салам».

Люди умирают, а дружба бессмертна, о чём свидетельствуют строки стихотворения Османа Хубиева «Памяти Абдулаха Охтова»:

Хочу, мой друг, поговорить с тобой,
Тоска терзает сердце бесконечно.
Принять мне легче приговор любой,
Чем так вот потерять тебя навечно.

В людей влюблённый, ты всегда ценил
И доброту, и честь, и благородство.
Любил детишек. И тебе они
Платили тем же, улыбаясь просто.

Замечательный поэт Николай Доризо, многие годы друживший с Османом Хубиевым и его семьёй, выразил в следующих строчках любовь и уважение к народам Карачаево-Черкесии:

Чтобы в горести мне не отчаяться,
Чтобы не быть одиноким в беде,
Запишите меня в карачаевцы,
Я остаться хочу в Теберде.

В своём приветствии, посвящённом 70-летию Османа Хубиева, коллектив газеты «Ленинское знамя» писал:

В книгах твоих отразилась эпоха,
– Верой и правдой народу служил,
Не для себя, для других ты работал и жил.

Осман Хубиев работал много и плодотворно, спешил жить и творить, ведь он  участник Великой Отечественной войны – носил в груди до конца своих дней фашистскую пулю. Каждый день для него, воина и писателя, был подарком судьбы и подвигом.

Азамат Суюнчев к 90-летию Османа Хубиева написал:

Не слагал он властелинам оды,
Не сгибался низко в три дуги,
Истинный певец, слуга народа,
Сочинял о Родине стихи.

Военно-патриотическая лирика Османа Хубиева, которого Великая Отечественная война застала в рядах Советской армии (он был призван в 1940 году), зазвучала задолго до начала войны. 



Оставшись в живых, Осман Хубиев вынес с поля боя правду. Его произведения выигрывают тем, что в них, кроме описания ужасов войны, показаны раздумья воина-освободителя, который, несмотря на суровые испытания и лишения, сохранил свои человеческие чувства. Именно годы войны явились временем, когда творчество поэта поднялось на новую высоту и мастерство стало отточеннее. Находясь на переднем крае борьбы с врагом, автор сумел рассказать о трудностях и повседневных буднях фронтовой жизни. Поэта интересовали, прежде всего, фронт, воинский подвиг, мир чувств и переживаний. Глубже и разнообразнее стала тематика его произведений. Это время быстрого роста поэта, расцвета его таланта, тогда же начал оформляться свойственный ему индивидуальный авторский стиль О. Хубиев обозначил в художественной литературе гуманистическую линию, обогатил язык изобразительными средствами. Автор воссоздал образы героев  патриотов, показал предел человеческих сил в период испытаний Отечественной войны. Суровая школа войны наполнила поэзию Хубиева мужеством, светлой верой в человека, любовью к Родине. А стихотворение «Моя Отчизна» занимает особое место в его лирике: 

От диких гор не отрываю глаз.
И слёз восторга прятать не умея,
Аул свой вспоминаю каждый час –
Мне кажется, что нет его милее.

Но не забыть просторов мне иных,
Тех, что меня, как сына сберегая,
От пуль, бывало, прятали …шальных,
Где шёл с друзьями рядом на врага я.

Мне эта вся земля теперь близка,
И нет её ни лучше, ни красивей…
Моя Отчизна очень велика,
А вот зовётся коротко – Россия.

Кюнча тийиб, джылытаса,
Сен адамны джюрегин,
Таўну, тюзню джарытаса,
Джашарча хар миллетинг.

Туўгъан джерим, Ата джуртум,
Насыбха сен тюбетдинг.



Осман Хубиев был настоящим патриотом своей Родины, никогда не щадил себя ни во время войны, ни после. И в стихотворениях: «Тосковал по горам я», «Поклон земле» он признаётся о своей любви к горам и земле: 

«Тосковал по горам я»

Запах трав на лугах альпийских,
Ветерок, что стекает с гор.
Всё мне дорого, всё мне близко,
Всё сыновний ласкает взор…

«Поклон земле»

Цветы ласкаем мы взглядом и словом
И славим совершенство красоты,
Нередко забывая про основу –
Про землю, породившую цветы.

Скажи спасибо, всяк по ней идущий! –
Земля, она родная мать всему, –
За доброту, за тот цветок растуший,
За хлеб в дому.

В философском стихотворении «Одна борозда» поэт представляет изменившийся образ земли, причастность к прекрасному будущему каждого труженика и утверждает, что в грядущем есть доля того, кто сделал хоть одну борозду на земле.
 
Поэт осознает, что человеческая жизнь  это мгновение. Эта тема обретает философское звучание в лирике поэта («Думы», «Пройдут века» «Не спеши», «Звезды»). 

«Думы»

Сурова родная природа,
Безжалостна, но и нежна.
Мы, люди, приходим, уходим,
Но вечна и страстна она.

На свете есть сироты-дети,
Во мне закипает их плач.
Как жаль: на прекрасной планете
Безжалостна смерть, как палач.

Так пусть сквозь тревоги и годы,
В морозном дыму и тепле
Достойно и дружно народы
Живут на прекрасной земле.

«Пройдут века»

Люди, как звёзды,
Рождаются и умирают,
В этом, наверно,
Друг друга они повторяют.
Так же и люди –
Их жизнь не проходит бесследно –
Городом,
Площадью,
Песнею станут бессмертной.
Кто-то светилом небесным
Взойдёт над землёю.
Свет излучал
И мир освещал собою.
Мир освещаал
И тьму на земле умешая…
Звёзды, как люди,
Уходят, светить продолжая.

Как показали наблюдения, главной особенностью поэзии Османа Хубиева в конце творческого пути является тяготение к философским раздумьям и обобщениям.



К лучшим образцам пейзажной лирики поэта можно отнести такие стихи, как «Река Мурутчу», «Песня водопада», которые своими художественными достоинствами и поэтической самостоятельностью заставляют нас восхищаться, грустить, вспомнить дорогих для нас людей, услышать музыку гор:
 
«Река Мурутчу»

Гул водопадов слышат века.
В белых бурунах счастья река!
Я подставляю брызгам лицо…
Волны послушать – стать мудрецом.

Матери голос иль это – вода?
Мать не окликнет меня никогда…
Матери слёзы в брызгах реки,
Тут из тюльпанов тонут венки,

Те, что сплела юная мать…
И Мурутчу мне хочется звать
Самой красивой в мире рекой –
Материнской рекой.

«Песня водопада»

Вы слышите? Песню
Поёт водопад.
В дни горя – печали
Напевы грустят.

Здесь голос любимой
Услышишь порой,
Глаза, словно звёзды,
Встают над горой.

И брать сюда лишне
Свирель и гармонь.
Гор музыку слышу –
Она как огонь.




Осман Хубиев никогда не был равнодушен к людям, к судьбам каждого народа и в том числе к судьбе простой девчонки из другой страны:

«Арабская девочка»

Я её в Дамаске встречал.
Здесь её никто не замечал, –
Маленькую, смуглую девчонку
и её просящую ручонку.

Горечью её глаза полны,
Волосы курчавые черны.
И была у той девчонки нищей
Лишь одна мечта – мечта о пище.

Шла она босая по дороге,
Камень раскалённый резал ноги…
Это у тебя, двадцатый век,
Милостыню просит человек!

В 1999 году в весьма непростой ситуации, когда Карачаево-Черкесия оказалась перед возникшей угрозой межнационального конфликта, Осман Хубиев, по состоянию здоровья не имея возможности выйти на улицу, выступил по республиканскому радио с обращением ко всем народам с просьбой остановиться и одуматься: «Нам, нельзя жить друг без друга. Нам судьбой суждено жить вместе». 15 июня 1999 года статья Османа Хубиева «Нам суждено жить вместе» была опубликована в газете «День Республики». «Прекратить противостояние, протянуть друг другу руки дружбы и братства» – эти мудрые слова (путь мира и согласия) Османа Хубиева получили одобрение и поддержку большинства жителей Карачаево-Черкесии. Осман Хубиев верил в будущее республики и писал, что завтра мы должны жить лучше, чем сегодня:

Биз тюненеден онглу болмасакъ,
Бюгюнню тамбла узакъ озмасакъ,
Тебинликмиди джашау аллына?
Халкъ силкинеди аны ангылаб.

О. Хубиев незадолго до смерти написал 4 (четыре) строчки маленького шедевра о своей необыкновенной любви к Родине на карачаевском языке:

Аджал джетиб, мен дуниядан кетсем да,
Сюймеклигим тас боллукъ тюлд джериме.
Мен халкъыма не ашхылыкъ этсем да,
Джетмегенлей къаллыкъды ол кёлюме.

27 марта 2001 года в возрасте 83-х лет перестало биться сердце Османа Хубиева – известного карачаевского писателя, поэта. Осман Хубиев сумел достичь высоких вершин на литературном поприще, показав силу духа народа, всю красоту и богатство родного языка.

Творчество Османа Хубиева, классика карачаево-балкарской литературы, имеет большое значение в духовно-нравственном воспитании молодежи. Изучая его поэзию, школьники и студенты соприкасаются с высоким художественным словом, отражающим народную мудрость, воспитывающим уважение к старшим, трудолюбие, мужество и высокое чувство собственного достоинства, формирующим чувство патриотизма и любви к большой и малой родине.

Алиев Р.М. кандидат педагогических наук, 
председатель Совета ветеранов войны и труда города Карачаевска
Фото из семейного архива Магомета Хубиева

(Голосов: 5, Рейтинг: 3.8)

  • Нравится

Комментарии (1)

    Джаратама1
    Мусса
    22.02.2018 18:18:18
    О.А. Хубиев был замполитрука -это звание соответствовало общеармейскому старшине.В РККА не было стрелецких полков,а у комиссаров полков заместителей.