Расширенный поиск
18 Апреля  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Иши джокъну, сыйы джокъ.
  • Малны кют, джерни тюрт.
  • Ашарыкъда сайлагъаннга – чий гырджын.
  • Бир онгсуз адам адет чыгъарды, деб эштирик тюлсе.
  • Мухар, кеси тойса да, кёзю тоймаз.
  • Билимден уллу байлыкъ джокъду.
  • Джюз элде джюз ёгюзюм болгъандан эсе, джюз джууугъум болсун.
  • Ёпкелегенни ашы татлы болады.
  • Зар адамны насыбы болмаз.
  • Чакъырылмай келген къонакъ сыйланмай кетер.
  • Термилгенинги табмазса, кюлгенинге тюберсе.
  • Ариу джол аджал келтирмез.
  • Аман къатын сабий табса, бий болур…
  • Тамбла алтындан бюгюн багъыр ашхы.
  • От этилмеген джерден тютюн чыкъмайды.
  • Адам сёзюнден белгили.
  • Бал ашаргъа сюе эсенг, чибин ургъаннга тёз.
  • Тёзгеннге, джабылгъан эшик ачылыр.
  • Адеб базарда сатылмаз.
  • Баш болса, бёрк табылыр.
  • Кёл – къызбай, къол – батыр.
  • Мал тутхан – май джалар.
  • Эл бла кёргенинг эрелей.
  • Кимни – тили, тиши онглу, кимни – къолу, иши онглу.
  • Башы ишлегенни, ауузу да ишлер.
  • Алма терегинден кери кетмез.
  • Биреуге кёлтюрген таягъынг, кесинги башынга урур.
  • Арба аугъандан сора, джол кёргюзтюучю кёб болур.
  • Этни бети бла шорпасы.
  • Джумушакъ сёз къаты таякъны сындырыр.
  • Иги сеники эсе да, сюйген кесимикин этеме.
  • Сютден ауузу кюйген, суугъа юфгюре эди.
  • Аманнга да, игиге да оноусуз къатышма.
  • Къатыны харакетли болса, эри къымсыз болур.
  • Джигер – джаннга къыйынлыкъ.
  • Джангыз терек къынгыр ёсер.
  • Акъыл бла адеб эгизледиле.
  • Окъумагъан сокъурду, сокъур ташха абыныр!
  • Чакъырылгъанны аты, чакъырылмагъанны багъасы болур.
  • Ашха уста, юйюнде болсун
  • Сёз сёзню айтдырыр.
  • Кёзю сокъурдан – къоркъма, кёлю сокъурдан – къоркъ.
  • Телиге от эт десенг, юйюнге от салыр.
  • Арпа, будай – ащды, алтын, кюмюш а – ташды.
  • Биреуню къыйынлыгъы бла кесинге джол ишлеме.
  • Ачыу алгъа келсе, акъыл артха къалады.
  • Мал кёб болса, джууукъ кёб болур.
  • Къарыусузгъа кюлме, онгсузгъа тийме.
  • Терек ауса, отунчу – кёб.
  • Къарны аманнга къазан такъдырма, къолу аманнга от джакъдырма.

"Нас водила молодость..."

19.03.2005 0 5618

Танзиля ХАДЖИЕВА

Эльбрус в жизни горцев всегда являлся символом Родины и предметом их поэтических творений. Люди же, покорившие Эльбрус, воспевались ими в их песнях, легендах и преданиях, были примером мужества, выносливости и отваги.

В народе до сих пор помнят и любят своих знаменитых горовосходителей А. Соттаева, Дж.Джаппуева, С. Хаджиева, Ю. Тилова, И. Беппаева, И. Беккиева, Исмаила и Наны Джаппуевых и других, имена которых были широко известны не только в Кабардино-Балкарии, но и далеко за ее пределами. К сожалению, некоторые из них незаслуженно были преданы забвению. И сейчас, когда им возвращены их добрые имена, мы все должны восстанавливать историю восхождений 1930-х гг., ибо в силу ряда объективных причин (война, депортация) материалы о них утеряны. И пока живы очевидцы тех событий, наша задача - восстановить историю нашей эльбруссиады. Ибо для всей нашей республики Эльбрус был и останется предметом нашей гордости и неотъемлемой частью жизни наших народов. Восхождение, о котором идет речь, относится к тем событиям, вторую жизнь которым дало возрождение балкарского народа.

В начале марта 1936 года Эльбрусский райком комсомола принял решение провести в честь        Х съезда ВЛКСМ восхождение комсомольцев и молодежи района на Эльбрус. Была организована группа, которую опытные альпинисты в течение 20 дней готовили к восхождению.
Рано утром 25 марта отряд из 33 человек (из них 7 девушек) отправился на штурм Эльбруса. Вот что об этом писала газета "Социалистическая Кабардино-Балкария" за 28 марта 1936 г.: "25 марта комсомольцы, среди которых были все комсорги, секретари комитетов комсомола района, а также члены бюро Эльбрусского райкома ВЛКСМ, благополучно взошли на седловину. Здесь комсомольцы разделились на группы. Одна группа в составе 7 человек, под руководством председателя районного Осоавиахима тов. Оюса Кудаева (он же и начальник похода) начала штурм западной вершины Эльбруса, а другая группа в составе 8 человек под руководством тов. Аслана Байдаева пошла на штурм восточной вершины.

Остальные комсомольцы остались ждать их на седловине... Не дождавшись их, они начали спуск. Причем одна группа в 8 человек, связавшись между собой веревкой, особенно стремительно пошла вниз по направлению "Приюта Пастухова". При спуске один из альпинистов поскользнулся и потащил за собой остальных. Героические попытки проводника тов. Исмаила Джаппуева остановить скользившую группу не удались, т. к. задетые ими камни сначала сбили с ног, а затем поразили насмерть тов. Джаппуева...

Как только была получена весть о случившемся, областной альпийский клуб организовал спасательные отряды. На место происшествия выехали тт. Черкесов, Звонцов, Антонов. Установлено, что при спуске погибли: Исмаил Джаппуев - опытный альпинист-проводник, Абдуллах Курданов, Хасан Таймазов и Рахимат Хусенаева. Ранены четверо: Айшат Узденова, Аминат Геккиева, Зулейха Джуртубаева и Шамиль Геккиев".

По словам очевидцев, по всей республике был объявлен траур. На первой поляне "Старого кругозора" на камне были высечены имена и дата гибели комсомольцев. А в народе была сложена песня-кюй (кюй - песни, аналогичные русским песням-плачам, адыгским гыбза), которая до сих пор поется жителями Баксанского ущелья.

Ни в архивах республики, ни в периодической печати мы не нашли фамилии всех 33 участников восхождения. Но благодаря Теммоеву Юсуфу, Боташевой-Джуртубаевой Зулейхе, Отаровой Рабиге, Батчаеву Магомеду и Макитову Юсуфу, участвовавшим в этом походе, нам удалось установить имена 32-х из них:

Балаев Кёккёз, Джаппуев Наны (проводник), Залиханов Хизир, Кудаев Оюс, Макитов Юсуф, Мамукоев Мурат, Теммоев Юсуф - группа, покорившая западную вершину.
Алчагиров Исмаил, Байдаев Аслан (проводник), Байдаев Кямал, Борчаев Аубекир, Джаппуев Наны (проводник), Картлыков Билял, Соттаев Махмуд, Тилов Ахия - группа, поднявшаяся на восточную вершину.
Борчаев Кёккёз, Геккиев Шамиль, Геккиева Аминат, Гуданаева Сейжан, Джаппуев Исмаил (проводник), Джуртубаев Алий, Джуртубаева Зулейха, Залиханов Магомед, Курданов Абдуллах, Отарова Рабига, Таймазов Хасан, Узденов Ачах, Узденова Айшат, Хусенаева Рахимат, Этезова Абат - группа, дошедшая до седловины.

В восхождении также принимали участие секретарь Эльбрусского райкома партии Михаил Васильевич Скребцов и инструктор ЦК ВЛКСМ по имени Валя - ее фамилию, к сожалению, никто не помнит. Во время подъема ей и М. Скребцову стало очень плохо, и один из комсомольцев - Магомед Батчаев помог им вернуться обратно.

Большинства из этих людей уже нет в живых. В те мартовские дни им было по 16-18 лет. Через 4 года после восхождения многие из них ушли на фронт. Мамукоев (погиб в 1943 г.), Балаев, Батчаев, Борчаев, Залиханов М., Залиханов X., Кудаев О., Макитов Ю., Теммоев Ю. за свои фронтовые подвиги были награждены орденами и медалями.

Потом им вместе со своим народом пришлось 13 лет выживать на чужбине... "Моему поколению выпало очень много трудностей, - сказал в беседе с нами  один из участников восхождения Юсуф Теммоев. - И я молю Аллаха, чтобы не только наши дети и внуки, но и все люди на земле не испытали того, что испытали мы".

В эти дни, когда исполняется 60 лет со дня мартовского восхождения 1936 г., которое было одним из первых зимних групповых восхождений на восточную вершину и одним из первых зимних групповых восхождений на западную вершину Эльбруса, мы хотим пожелать ныне здравствующим его участникам Боташевой Зулейхе, Батчаеву Магомеду, Макитову Юсуфу и Теммоеву Юсуфу доброго здоровья, счастья и благополучия их семьям.

("Кабардино-Балкарская правда", 28 марта 1996 г.)

 

Атха мин, - делле, минмедим, анам,
Бичен чал, - делле, чалмадым.
Ажалым къойгъан болмаз эди, кюнюм,
Хайырсыз таудан къалмадым.

Бизни Минги таугъа тебиретедиле,
Эки отрядха юлешип.
Жууукъ-ахлула ызыбыздан жиляп,
Урушха сюргенча кюрешип.

Мен юйюбюзден, атланып чыкъгъанлай,
Ышанмагъанем халыма.
Мен къарт анамы аманат этип чыкъгъанем
Къарындашчыгъым Наныгъа. 

"Минги тау" деп да атына айтылмазед, Наны,
Таугъа, ол таулача тау болса.
Бызынгыдан келип, Быллымда къалмазек, Наны,
Ол жарлы атабыз сау болса.

Ол иги атам ёлгенли, къызла,
Анам а этиучед аталыкъ.
Эр киши къуллукъну анама къойгъанма,
Кесим этиучем шапалыкъ.

Биз Минги таугъа чыгъыб а барабыз,
- Бюгюн а Минги тауну кюнюд, -  деп.
Ол жарлы анам  ол алай буруллукъ сунама:
- Бу мени балам тюйюлд, - деп.

Мен Минги таугъа айланып къарасам,
Къан жауарыкъгъа ушайды.
Альпинистлени проводниклери да
Ол Наны бла Ишайды.

Ол Ишай алай ышара, кюле келгенед:
- Хасан къайсыгъызны тилейд? -  деп, -
Къайсы къаракъашны жюрек тамырлары
Ариу Хасан ючюн кюед? - деп.

Жип юзюлгенлей, алай а къычырдым:
- Хасан, бери уа неге келдим? -деп.
Ол, ариу кёзлерин ачып, къаты къысып къойгъан эди:
- Мен да сени ючюн ёлдюм, - деп.

Аны анасына къалай а барайым, къызла,
Сюйген а баласын ёлтюрюп.
Сени тенг жашларынг, Хасан, алай а элтсинле,
Бизни бир бачхычда кётюрюп.

Жюрегим а ачып, этген а къаргъышым
Бир женгил къабыл болгъанед.
Башымдан а акъгъан къара уа къанымдан, кюнюм,
Мени ауузум, бурнум толгъанед.

Ясынымы окъугъанем, къызла,
Мен Минги тауда олтуруп.
Ол ариу Хасаным жан бере турады, кюнюм,
Кёзлерин къандан толтуруп.

Бир ариу чыгъып, кетиб а барыек,
Эки да тёппесине да юлешинип.
Ол иги Ишай алай а эннгенед, къызла,
Жаны уа чыкъгъынчы, кюрешип.

Къара гулла бла, къара баш ау салып,
Барлыкъма да Уллу Бахсаннга.
Мындан сау энсем, деп, сёз да берип къойгъанем
Мен да Таймазланы Хасаннга.

Уллу ныгъышдан алай тилерикме:
- Къонакъма, къонакъча алыгъыз.
Дуниялыкъда жашау жазмагъанд Аллах,
Энди бизни бир къабыргъа салыгъыз.

      (Къарачай-малкъар фольклор. Хрестоматия. Нальчик,1996 г.)
                    

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет