Расширенный поиск
25 Марта  2019 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Къызын тута билмеген, тул этер, джашын тута билмеген, къул этер.
  • Ётюрюкчюню шагъаты – къатында.
  • Аз сёлешген, къайгъысыз турур.
  • Байлыкъдан саулукъ ашхыды.
  • Джырчы ёлсе, джыры къалыр.
  • Ёксюзню тилеги къабыл болур.
  • Мураты болгъанны джюрек тебюую башхады.
  • Ачыкъ джюрекге джол – ачыкъ.
  • Айран ичген – къутулду, джугъусун джалагъан – тутулду.
  • Къатын къылыкъсыз, эр тынчлыкъсыз.
  • Керек ташны ауурлугъу джокъ.
  • Уллу айтханны этмеген – уллаймаз.
  • Ойнай билмеген, оюн бузар.
  • Тюзлюк шохлукъну бегитир.
  • Къарт болгъан джерде, берекет болур, сабий болгъан джерде, оюн болур.
  • Ач къарным, тынч къулагъым.
  • Рысхысына кёре, джаш ёсер, къышлыгъына кёре, мал ёсер.
  • Аз айтсам, кёб ангылагъыз.
  • Джолда аягъынга сакъ бол, ушакъда тилинге сакъ бол.
  • Мадар болса, къадар болур.
  • Тойну къарнашы – харс, джырны къарнашы – эжиу.
  • Дуния малгъа сатылма, кесингден телиге къатылма.
  • Къумурсхала джыйылсала, пилни да джыгъадыла.
  • Аууз сакълагъан – джан сакълар.
  • Кёб ашасанг, татыуу чыкъмаз, кёб сёлешсенг, магъанасы чыкъмаз.
  • Джукъу тёшек сайламайды.
  • Къызбайны юйюне дери сюрсенг, батыр болур.
  • Асхат ашлыкъ сата, юйдегиси ачдан къата.
  • Окъуусуз билим – джокъ, билимсиз кюнюнг – джокъ.
  • Этек чакъмакълары баш джаргъан, сёлешген сёзлери таш джаргъан.
  • Джаралыны джастыгъында сау ёлюр.
  • Хазыр ашха – терен къашыкъ.
  • Мал тутхан – май джалар.
  • Эм уллу байлыкъ – джан саулукъ.
  • Кюл тюбюндеги от кёрюнмейди.
  • Бети къызарыучу адамны, джюреги харам болмаз.
  • Джыланны къуйругъундан басарынг келсе, аны башы болгъанын унутма.
  • Бети – къучакълар, джюреги – бычакълар.
  • Насыблы элин сюер, насыбсыз кесин сюер.
  • Аллахдан тилесенг, кёб тиле.
  • Сабийликде юретмесенг, уллу болса – тюзелмез.
  • Айырылгъанланы айю ашар, бёлюннгенлени бёрю ашар.
  • Чакъырылмагъан джерге барма, чакъырылгъан джерден къалма.
  • Кёбден умут этиб, аздан къуру къалма.
  • Атынг аманнга чыкъгъандан эсе, джанынг тамагъынгдан чыкъсын.
  • Дуния мал дунияда къалады.
  • Сёз – кюмюш, джыр – алтын.
  • Къартха ушагъан джаш – акъыллы, джашха ушагъан къарт – тели.
  • Къуллукъчума, деб махтанма, къуллукъ – хаух джамчыды!
  • Чомартха Тейри да борчлуду.

Из Карачая ("Кубанские областные ведомости", май 1903 года, №100)

15.07.2003 0 2152

Ислам Крымшамхалов

 

Гнездо Карачая составляют три больших селения: Карт-Джурт, Учкулан и Хурзук. От этих 3 селений отделились части и образовали еще 7 сел. Эти селения друг от друга разбросаны на значительное расстояние - в среднем 25-40 верст. Во всех 10 селениях выстроены хорошие мечети, правления, школы и несколько ремесленных мастерских. В последнее время открыты у нас 3 общественные аптеки, одна из коих ветеринарная, хотя о существовании последней (в селении Осетинском) мало из карачаевцев кто ведает, и карачаевское почтовое отделение. Ко всему исчисленному следует еще добавить, что мы, наконец, имеем и акушерку-фельдшерицу. Учреждение этой должности составляет последний шаг нашего прогрессивного движения и в то же время является первым и единственным выражением заботы о нашей забытой женщине. Желая такому почину успеха, я, очевидец, хочу посвятить несколько строк деятельности акушерки Богословской.
Я приехал за нею в селение Учкулан - место ее постоянного пребывания, - чтобы пригласить к больной... Большая зала (приемная), комната для акушерки, аптека и еще одна комната для фельдшера. В зале ждут очереди много больных, бурно разговаривающих. На одной стороне зала, за ширмами, слышим громкие женские голоса. Мне указали, что "она" там. Стал я к ширмам ближе, прислушиваюсь. Одна женщина (русская) расспрашивала другую (карачаевку) о ее болезни... И сколько надо было времени и труда для подобного рода объяснений при помощи смеси обоих языков, а между тем много ожидало больных. Фельдшер тоже был занят работой в аптеке. Я добрался до акушерки, высказал свою просьбу, но она объявила мне, что ранее трех дней не позволят дела ей ко мне приехать. Приехав к сказанному сроку, я должен был ждать ее с 8 час. утра до 3 час. дня, а она все время работала, не зная ни отдыха, ни голода. Я мог в это время слышать и наблюдать все, что тут происходило: одни деспотично требовали от нее, чтобы она шла к их больной за несколько верст, так как они не имеют ни быков, ни лошади, а больная не могла прийти сюда, а другие предлагали ей верховую лошадь и требовали к себе, не обращая внимание на заявление фельдшерицы-акушерки, что она никогда еще не ездила на лошади, но все доводы были бессильны! Спорившие из-за очереди нелепо упрекали ее в медлительности; были и угрозы. Как она должна была ухитриться, чтобы угодить всем. Так прошло до 3 час. Наконец, с трудом освободясь, она наскоро пообедала и должна была, не отдыхая, ехать со мной.
Но и тут, перед самым отъездом, какой-то оборвыш-франт стал перед ней, держась за кончики закрученных усиков, требуя отпустить ему такое средство, чтобы усы держались "так", и на заявление, что нет в ее распоряжении требуемого средства, он не только не поверил, но обиженно сетовал на лишение его прав в получении из общественной аптеки необходимого средства для внушения усам должного повиновения.

           

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет