Расширенный поиск
26 Апреля  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Эри аманны, къатыны – аман.
  • Джылкъыдан – ат чыгъар, тукъумдан – джаш чыгъар.
  • Байны къызы баймакъ болса да, юйде къалмаз!
  • Кийимни бир кюнню аясанг, минг кюннге джарар.
  • Терслик кетер, тюзлюк джетер.
  • Акъылсызны джууукъгъа алма, акъыллыны кенгнге салма.
  • Мал ёлсе, сюек къалыр, адам ёлсе, иши къалыр.
  • От этилмеген джерден тютюн чыкъмайды.
  • Аман адам элни бир-бирине джау этер.
  • Эки итни арасына сюек атма, эки адамны арасында сёз чыгъарма.
  • Дженгил джетерикме деб, узун джолну къоюб, къысхасын барма.
  • Хаухну атма, ёнгкючню сатма.
  • Аз сёлешген, къайгъысыз турур.
  • Ат да турмайды бир териде.
  • Кёлю джокъну – джолу джокъ.
  • Тенгинг джокъ эсе – изле, бар эсе – сакъла!
  • Тил джюрекге джол ишлейди.
  • Эрни эр этерик да, къара джер этерик да, тиширыуду.
  • Тёрени джагъы джокъ.
  • Хар сёзню орну барды.
  • Сёз – кюмюш, джыр – алтын.
  • Айырылгъанланы айю ашар, бёлюннгенлени бёрю ашар.
  • Тёзгеннге, джабылгъан эшик ачылыр.
  • Элге къуллукъ этмеген, элге ие болмаз.
  • Кёлсюзден сёзсюз тууар.
  • Байлыкъдан саулукъ ашхыды.
  • Аман адамны тепсинге олтуртсанг, къызынгы тилер.
  • Кёзюнде тереги болгъан, чёбю болгъаннга кюле эди.
  • Билмейме деген – бир сёз
  • Окъуусуз билим – джокъ, билимсиз кюнюнг – джокъ.
  • Адам къыйынлыгъын кёлтюрюр, зауукълугъун кёлтюрмез.
  • Хар зат кесини орнуна иги.
  • Джарлы тюеге минсе да, ит къабар.
  • Ёгюзню мюйюзлери ауурлукъ этмейдиле.
  • Биреу къой излей, биреу той излей.
  • Джаш болсун, къыз болсун, акъылы, саны тюз болсун.
  • Тёрде – темир таякълы, къаяда – чыпчыкъ аякълы.
  • Бек анасы джыламаз.
  • Келлик заман – къартлыкъ келтирир, кетген заман – джашлыкъ ёлтюрюр.
  • Джауумдан сора, кюн кюйдюрюр, ётюрюкден сора, айыб кюйдюрюр.
  • Ичимден чыкъды хата, къайры барайым сата?
  • Тойчу джашха къарама, къойчу джашха къара.
  • Чомарт бергенин айтмаз.
  • Насыб бютеу халкъны юлюшюдю.
  • Эл ауузу – элек, анга ийнаннган – халек.
  • Уллу айтханны этмеген – уллаймаз.
  • Таукел тауну аудурур.
  • Уллу сёлешме да, уллу къаб.
  • Эркишини аманы тиширыуну джылатыр.
  • Кеси юйюмде мен да ханма.

Кязиму Мечиеву - 150 лет

20.10.2009 0 5387

Асхат Мечиев,
Нальчик

150-летие со дня рождения основоположника балкарской литературы Кязима Мечиева в КБР праздновали два дня - 15 и 16 октября. В двух больших мероприятиях - торжественном собрании в Музыкальном театре (в первый день) и поездке в аул Шыкы (во второй) - участвовали несколько тысяч человек, от президента КБР Арсена Канокова и представителей творческих союзов со всего Северного Кавказа, до школьников Черекского района. Чтобы перевезти такое количество народа туда, где когда-то располагался аул Шыкы, а теперь стоят лишь отреставрированные дом-музей поэта и его кузница, пришлось задействовать целый транспортный парк. Как уверяли всех черекцы, случаи, когда такое количество машин пыталось в этом месте одновременно проехать в горы, можно пересчитать по пальцам, и все эти случаи связаны с памятью Кязима.

Попасть сюда можно по двум дорогам, но только на одном виде транспорта - внедорожном. Вообще путь в Шыкы - отдельная история. За селением Безенги дорога разделяется на две - одна (нижняя) идет прямо, после чего упирается в шлагбаум погранзаставы. Потом идет более-менее ровно, делает через несколько километров большую петлю и начинает карабкаться в горы. В этом месте всем, кто имел неосторожность пуститься в этот нелегкий путь на "Газелях", пришлось бросить их и дальше идти пешком. А это - еще несколько километров, причем почти все время в гору! В конечном итоге дорога петляет вторично, выравнивается, начинает вести в обратную сторону и, спустя еще весьма приличный отрезок времени, приводит измученных путников в Шыкы. Кстати, в таком экстриме есть и свои положительные стороны: можно представить себя в роли тех, кто жил тут в незапамятные времена и совершал такие проходы каждый день.

Председатель Союза писателей КБР Ахмат Созаев, между прочим, предпринял такое приключение специально и пошел пешком - проникнуться духом и атмосферой здешних мест до конца. Вторая дорога не столь длинна, но зато сразу за Безенги ведет вверх и вверх (она и называется соответственно - верхняя), причем практически все время по самому краю пропасти. На легковой машине сюда лучше вообще не соваться. К тому же на этот раз возникла дополнительная трудность - водопровод, ведущий к заставе, прорвало в трех местах, и вода из него превратила серпантин, и без того неважный, в настоящее болото. Зато когда все препятствия, наконец, позади, можно поздравить себя с тем, что терпели не зря: это место стоит того, чтобы на него посмотреть. Даже если вы были здесь уже не раз.

Располагался Шыкы когда-то на ущельных склонах, которые, спускаясь книзу, сужаются, затем смыкаются и образуют треугольник вершиной вниз. Здесь пробегает быстрый горный поток. На одном из склонов, на довольно приличной высоте, находится дом-музей Кязима. На противоположной стороне треугольника, практически на одном уровне с домом - кузница. Склоны усеяны остатками каменной кладки. Это все, что осталось от Шыкы. Больше ничего здесь нет, если не считать кошары.


Исмаил Чочаев

Дому-музею Кязима двадцать лет. Открылся он стараниями тогдашнего первого секретаря райкома Мурадина Туменова. Кстати, два десятка лет музею сравнялось именно в этот день, 16 октября. Эту маленькую тайну открыл житель Безенги Исмаил Чочаев, исполняющий при музее обязанности директора (а заодно и сторожа с завхозом). Сторожить, впрочем, особо не приходится - еще ни у одного человека не поднималась рука что-нибудь здесь натворить. А вот по части хозяйства забот у Исмаила хватает. "Три раза за лето я скашиваю траву во дворе дома, - рассказывает он. - Зимой очищаю от снега. Обязательно подметаю в доме. Два раза в месяц чищу кийизы. Да и без этого дел тут много: мелкий ремонт, уход за музейными экспонатами. Спасибо, школьники помогают". Судя по количеству экспонатов в доме-музее, скучать Измаилу тут действительно некогда. Он, кстати, не только "дом Кязима", но и, так сказать, "собирательный образ" балкарского жилища тех времен. Дом дает ясное представление о том, из каких строений состоял тогда балкарский аул - это одноэтажное жилище (собственно дом, где в 1859 году родился Кязим) и небольшая пристройка там, где должен располагаться второй этаж, а в балкарском ауле располагалось жилище твоего соседа сверху, двор которого образовывала твоя крыша. Таким образом, строилось что-то наподобие ласточкиных гнезд, забирающихся все выше и выше. Как все это выглядело в натуре, можно увидеть на висящей внутри картине Берштейна, изображающей как раз Шыкы. Кроме этого, здесь есть портреты Кязима, как фотографические, так и живописные. Первых, к сожалению, меньше и центральное место среди них занимает самый распространенный и обошедший все школьные учебники - тот, где поэт изображен в папахе, мягко улыбающимся. Впрочем, есть тут еще одно его изображение, гораздо более любопытное - фотокарточка на членском билете Литфонда СССР. Здесь Кязим моложе и выглядит по-другому.

Помимо фотографий, тут много предметов балкарского быта: ткацкий станок, кровать, обувь, кийизы на стенах, очаг, деревянная вешалка для одежды, сделанная из цельного куска дерева, где роль крючков исполняют древесные сучья. В углу - несколько томов Корана, четки и керосиновая лампа. Каждый экспонат снабжен биркой с балкарским названием того или иного предмета и русским переводом. Ознакомившись с убранством дома, можно спуститься вниз, к горной речке, и, перейдя ее, подняться к кузнице.

У входа в нее, на каменной доске высечено: "Чтоб Родину избавить от невзгод, я в кузнице кую железо с жаром, и, видя, как страдает мой народ, я сам горю, как уголь, в горне старом". Путь в кузницу, недолгий, но нелегкий, дает представление о "рабочем дне" Кязима. Встав утром, он совершает намаз. Затем, позавтракав, выходит из дома. Поздоровавшись с "соседом сверху" (кстати, интересно, что за человек был этот сосед?), выходит со двора и осторожно, чтобы не потревожить больную ногу, спускается по крутой тропинке к речке, по пути огибая какое-то большое строение (от него сохранился кусок стены, самый большой из здешних обломков). Переходит речку по мостику и начинает подниматься по противоположному склону ущелья. Идти нелегко (склон скользкий и крутой), но сухой и жилистый Кязим шагает этой дорогой не первый раз. В кузнице он раздувает тяжелый мех и принимается за работу. Возле наковальни (Исмаил Чочаев уверяет, что она сейчас подлинная) в земле вырыто углубление: в него Кязим становится здоровой ногой. Так ему удобно и он может спокойно работать целый день. Из окна кузни весь Шыкы, как на ладони. Прекрасно видно дом Кязима. Можно при желании разглядеть, что делается во дворе.

Двор, кстати, у дома-музея сегодня больше, чем был во времена Кязима. Оно и к лучшему: иначе все, кто приехал отметить стопятидесятилетие со дня его рождения, тут попросту не поместились бы. Впрочем, они и так не помещаются: народу очень много. Есть, кстати, и настоящий кузнец - Хамзат Бачиев из Белой Речки. Он оценил кузницу Кязима с профессиональной точки зрения, сказав, что по меркам тех времен она очень хорошо оснащена.

 

На крыше дома Кязима устроили импровизированную сцену. С нее к присутствующим обратились председатель парламента КБР Ануар Чеченов, гости из Дагестана, Чечни, Калмыкии, Ставропольского края. У всех нашлось для Кязима доброе слово. И это справедливо: ведь у него такое слово тоже находилось для каждого. В заключение глава администрации Черекского района Махти Темиржанов призвал всех не расходиться: безенгиевцы зовут присутствующих в гости. "Просьба не уезжать, не отведав куска хлеба и куска мяса", - пригласил Темиржанов.

Угощение ждало всех за селом Безенги, в бывшем яблоневом саду. Яблонь здесь и сейчас много, и все они плодоносят...

(Голосов: 3, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет