Расширенный поиск
26 Апреля  2017 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Чалманны аллы къалай башланса, арты да алай барады.
  • Чакъырылмагъан къонакъ къачан кетерин сормаз.
  • Аджашхан тёгерек айланыр.
  • Босагъагъа джууукъ орун болса, ашыгъыб тёрге озма.
  • Зар адамны насыбы болмаз.
  • Билеги кючлю, бирни джыгъар, билими кючлю, мингни джыгъар.
  • Бозанг болмагъан джерге, къалагъынгы сукъма.
  • Джуртун къоругъан озар.
  • Ата – баланы уясы.
  • Ургъан суудан башынгы сакъла.
  • Аджаллыгъа окъсуз шкок атылыр.
  • Къошда джокъгъа – юлюш джокъ.
  • Тыш элде солтан болгъандан эсе, кесинги элде олтан болгъан игиди!
  • Тойгъандан сора, ашны сёкме.
  • Мухардан ач ычхынмаз.
  • Зар адам ашынгы ашар, кесинги сатар.
  • Элиб деген, элге болушур.
  • Адеб джокъда, намыс джокъ.
  • Къолунгдан къуймакъ ашатсанг да, атаны борчундан къутулмазса.
  • Эркишини аманы тиширыуну джылатыр.
  • Ойнай-ойнай кёз чыгъар.
  • Аман эсирсе, юйюн ояр.
  • Окъ къызбайны джокълайды.
  • Атлыны кёрсе, джаяуну буту талыр.
  • Мухар, кеси тойса да, кёзю тоймаз.
  • Джашны джигитлиги сорулур, къызны джигерлиги сорулур.
  • Миллетни бойну – базыкъ, аны бла кюрешген – джазыкъ.
  • Хаухну атма, ёнгкючню сатма.
  • Намысы болмагъанны, сыйы болмаз.
  • Шапа кёб болса, аш татымсыз болур.
  • Къарт айтханны этмеген, къартаймаз.
  • Берекет берсин деген джерде, берекет болур.
  • Сескекли кесин билдирир.
  • Аякъларынгы джууургъанынга кёре узат.
  • Башда акъыл болмаса, эки аякъгъа кюч джетер.
  • Тёгюлген тюгел джыйылмайды.
  • Адеб базарда сатылмаз.
  • Кёзден кетген, кёлден да кетеди.
  • Ауузу бла къуш тута айланады.
  • Этни да ашады, бетни да ашады.
  • Эл элде бирер малынг болгъандан эсе, бирер тенгинг болсун.
  • Аманнга да, игиге да оноусуз къатышма.
  • Борчунг бар эсе, хурджунунга ойлаб узал.
  • Иги сёз – джаннга азыкъ, аман сёз башха – къазыкъ.
  • Ашлыкъны арба юйге келтирир, чана базаргъа элтир.
  • Джангыз торгъай джырламаз.
  • Ауузу аманнга «иги», деме.
  • Тешигини къатында, чычхан да батыр болур.
  • Къоркъакъны кёзю экили кёрюр.
  • Сормай – алма, чакъырылмай – барма.

Жизненные дороги Османа Хубиева

10.04.2008 0 3290

Фатима Токова,
Карачаевск

Справедливостью и верной дружбой,
Поклянемся вечно дорожить.
Нет у нас почета тем, кто только
Для себя старается прожить.


На днях в КЧГУ им. У.Дж.Алиева прошла научно-практическая конференция "Судьба страны - судьба твоя", посвященная 90-летию со дня рождения видного поэта и прозаика Карачая Османа Хубиева.

С произведениями Османа Ахьяевича знакомы все, кто имеет хоть немного знаком с карачаево-балкарской литературой. Его романы, повести и стихи включены и в школьную программу.
Творчеству Османа Хубиева присуща преемственность традиций. Он всегда проявлял необыкновенную любовь к родному языку и понимал, что для сохранения самобытности народа нужно чтить ее традиции.

Осман Ахьяевич родился в 1918 году в ауле Верхняя Теберда. Родители Османа были людьми музыкальными: отец играл на свирели, исполнял старинные карачаевские песни, у матери тоже был красивый, сильный голос. И потому неудивительно, что Осман уже в школе начал играть на скрипке и мандолине. Окончив в 1933 году школу в родном ауле, он поступил на рабфак, который открыл свои двери для горцев как раз в том году. Учеба настолько увлекла юношу, география со своими занимательными открытиями, литература, знакомящая с творчеством и судьбами известных литераторов, сочинения на свободные темы, давали волю воображению будущего поэта и прозаика. Осман также посещал кружок, где совершенствовал игру на скрипке. Когда вышел в свет его первый поэтический сборник "Комсомольские песни" автору было всего 17 лет.

Будучи студентом 4-го курса, начал работать корреспондентом в газете "Къызыл Къарачай". В то время в газете работали такие "акулы пера", как Азрет Уртенов, Даут Байкулов, Тохтар Борлаков, Залихат Эркенова, Магомет Кипкеев и др. У них Осман учился азам журналистики. Великая Отечественная война застала молодого горца в армии. Сильный духом, с упрямой воле к победе Осман не боялся преград на своем пути, но в 1944 году из-за тяжелого ранения ему пришлось уйти с фронта. Оставшись в живых, Осман Хубиев вынес с поля боя правду. Его произведения отличаются тем, что в них, кроме описания ужасов войны, показывают раздумья воина-освободителя, который, несмотря на суровые испытания и лишения, сохранил свои человеческие чувства. Для Османа Ахьяевича тема войны одна из самых главных, она проходит через все этапы его творчества.

1944 год, год тяжелый для карачаевского народа. Скитавшийся по бескрайним степям Казахстана и Средней Азии в поисках своей семьи, раненный офицер не мог понять, за что такое наказание постигло его народ, близких и родных ему людей. Часто в суровой Среднеазиатской ссылке, ему снились горы и бурлящая Кубань.

С 1944 по 1957 годы Осман Ахьяевич был учителем в школах Средней Азии и Казахстана. Именно годы войны и выселения явились временем, когда творчество поэта поднялось на новую высоту и мастерство стало более отточенным.

После долгой разлуки с Родиной, карачаевцы наконец вернулись в родные горы. Осман Ахьяевича начал писать с еще большим усердием, ведь нужно было поднимать культуру, литературу своего народа на должный уровень. Он верил, что все в руках людей. Он был любителем и знатоком народных традиций. На родине он работал литературным консультантом Карачаево-Черкесского отделения Союза советских писателей, заведующим отделом культуры и быта областной газеты "Ленинни байрагъы", заместителем председателя областного комитета по телевидению и радиовещанию, вел большую организаторскую работу, воспитывал литературную молодежь, много писал. Выход в свет его романа - трилогии "Аманат" - стало значительным событием в литературной жизни. В 1959 году вышла первая книга, в 1963 - вторая, а в 1965 - третья часть трилогии. Его романы "Аманат", "Дерт", "Бессонные ночи" во многом определили пути дальнейшего развития всей карачаевской литературы.

Осман Хубиев по яркости и многообразию таланта, по значительности созданных им произведений, по духу общественной устремленности и неутомимым художественным поискам в карачаевской литературе не имеет себе равных.

Перу Османа Ахьяевича принадлежат около 20-ти прозаических и поэтических книг, очерков о лучших тружениках Карачаево-Черкесии, участников ВОВ, рассказы и стихи для детей, переводы стихов российских и советских авторов на карачаевском языке.
Широкую известность у читательской аудитории получили его сборники "Время", "Люди", "Родимый край", изданные на русском языке. На стихи Османа Ахьяевича создано более 50 песен. Одна из них - "Карачаево-Черкесия моя" стала призером Всероссийского конкурса. Осман Хубиев с его острым ощущением времени, активной целеустремленностью в будущее, полнее кого бы то ни было в карачаевской поэзии, разрабатывал проблемы, связанные с воспитанием нового человека.

Османа Ахьяевича не пугала ни надвигающая старость, ни неизбежность смерти. Он со спокойной мудростью думал не о них, а о том, как делать осмысленной и нужной свою жизнь.
Его произведения насыщены пословицами и поговорками, крылатыми фразами, заключающими в себе вековую мудрость народа.

Счастье не бывает бесконечным-
Так же, как небесконечен век.
Так же, как не вечен в мире вечном,
Сам носитель счастья - человек.

В этот день много нового и интересного узнали аспиранты, студенты о жизни и творчестве Османа Хубиева. Стихотворение, посвященное своему другу Осману, прочитал народный поэт КЧР Азамат Суюнчев:

Не слагал он властелинам оды,
Не сгибался низко в три дуги,
Истинный певец, слуга народа,
Сочинял о Родине стихи.

И что радует больше всего - сегодняшняя молодежь читает произведения Османа Ахьяевича, учится жить, дружить, сохранить народность и самобытность.

 


   

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет