Расширенный поиск
7 Октября  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Айранын берсенг, челегин да къызгъанма.
  • Джарлы эскисин джамаса, къууаныр.
  • Босагъа таш юйге кирмей эди, тыбыр таш эшикге чыкъмай эди.
  • Къарт бла баш аша, джаш бла аякъ аша.
  • Ханы къызы буюгъа-буюгъа киштик болду.
  • Тилде сюек болмаса да, сюек сындырыр.
  • Ишлерге уял да, ашаргъа табма.
  • Байлыкъ келсе, акъыл кетер.
  • Атадан ёксюз – бир ёксюз, анадан ёксюз – эки ёксюз.
  • Душманны тышы – акъ, ичи – къара.
  • Джангызны оту джарыкъ джанмаз!
  • Узун джолну барсанг, бюгюн келирсе, къысха джолну барсанг, тамбла келирсе.
  • Ишлемеген – тишлемез.
  • Кёкдеги болмаса, джердегин кёрмейди.
  • Аш кетер да бет къалыр.
  • Биреуге аманлыкъны тилеме да, кесинге ашхылыкъны тиле.
  • Чёбню кёлтюрсенг, тюбюнден сёз чыгъар.
  • Ат да турмайды бир териде.
  • Келгинчи, къонакъ уялыр, келгенден сора, къонакъбай уялыр.
  • Кёб ант этген, кёб ётюрюк айтыр.
  • Башы джабылгъан челекге, кир тюшмез.
  • Джырына кёре эжиую.
  • Билимсиз иш бармаз.
  • Ариуну – ауруу кёб.
  • Тили узунну, намысы – къысха.
  • Къонакъ болсанг, ийнакъ бол.
  • Уллу сёлешме да, уллу къаб.
  • Иги джашны ышаны – аз сёлешиб, кёб тынгылар.
  • Акъыллы эркиши атын махтар, акъылсыз эркиши къатынын махтар.
  • Акъыл неден да кючлюдю.
  • Кийим тукъум сордурур.
  • Акъыл сабырлыкъ берир.
  • Ачыкъ джюрекге джол – ачыкъ.
  • Бек анасы джыламаз.
  • Намысы джокъну – дуниясы джокъ.
  • Бал – татлы, балдан да бала – татлы.
  • Ач да бол, токъ да бол – намысынга бек бол.
  • Кёз – сюйген джерде, къол – ауругъан джерде.
  • Ёгюзню мюйюзлери ауурлукъ этмейдиле.
  • Ёзденликни кёбю ётюрюк.
  • Бюгюн дуния кибик, тамбла ахыратды.
  • Адам бла мюлк юлешмеген эсенг, ол адамны билиб бошагъанма, деб кесинги алдама.
  • Къайгъы тюбю – тенгиз.
  • Тура эдим джата, къайдан чыкъды хата?
  • Ойнаб айтсанг да, эслеб айт.
  • Ата – баланы уясы.
  • Халкъгъа джарагъан, джарлы къалмаз.
  • Аллахха ийнаннган кишини, Аллах онгдурур ишин.
  • Зар адам ашынгы ашар, кесинги сатар.
  • Башсыз урчукъ тюзюне айланмаз.

Мэтр кисти и красок – наш скромный гений В.И. Эркенов

17.08.2016 0 13051  Койчуева З.
Эркенов Владимир Ибрагимович

Учитель, наставник, мастер, тонкий пейзажист и просто хороший человек... И это все о нем, заслуженном художнике Карачаево-Черкесии, доценте Владимире Ибрагимовиче Эркенове, много лет заведовавшем кафедрой живописи художественно-графического факультета КЧГУ. 

Владимир Ибрагимович определился как пейзажист с самых первых самостоятельных шагов в искусстве. Во время депортации карачаевцев в Среднюю Азию семья Эркеновых оказалась в киргизском селе Сосновка, располагавшемся в живописной горной местности, куда часто приезжали на пленэры художники. Они забирались в горы, писали этюды и брали с собой любопытных мальчишек, в числе которых был и наш герой. Он наблюдал за тем, как пишут картины художники, обучавшие любознательного мальчишку основам живописной грамотности, разрешали писать профессиональными красками. Так он и полюбил пейзажную живопись. По возвращении на родину его характер, образ мыслей и душевные качества формировались под влиянием окружающей и богатейшей природы Северного Кавказа, с которой навсегда, крепко-накрепко связана вся его дальнейшая творческая жизнь. 

Пейзажная живопись, раскрывая красоту окружающего мира, способствует воспитанию эстетических чувств, осознанию ответственности за сохранение среды существования, предупреждает о невозместимости ущерба, который может нанести человек невзначай или в угоду своим практическим целям. Картины художника, помимо эстетического наслаждения и большого объема информации о прекрасном, радующем глаз состоянии в природе, выявляют прекрасное и в человеке, развивают искренность зрительского восприятия. Именно в таком высоком качестве предстает перед нами творчество известного и любимого в Карачаево-Черкесии художника Владимира Эркенова. 






В мастерской художника 

Посвящая себя изобразительному искусству, Владимир Ибрагимович даже не сомневался в правильности своего выбора. Все складывалось само собой, в соответствии с его особым, чутким восприятием, уединенностью и созерцательностью характера, одаренностью, стремлением поделиться увиденным – все это и привело человека с ясными глазами в изобразительное искусство. Я написала «с ясными глазами» потому, что взгляд его зелено-голубых глаз, источающих легкую освежающую прохладу, сохраняет удивительную и очень приятную чистоту и искренность. У кого еще можно встретить такой взгляд? Только у нашего уважаемого Эркеныча, как любовно называют его ученики и коллеги. Он предстает перед ними скромным, мудрым, терпеливым наставником, безотказным, добрым, порядочным, искренним и кристально чистым человеком, словно вода в горных реках.

Как Айвазовский стал талантливым маринистом, которому нет равных в изображении морской стихии, так и Эркенов проявился как единственный у нас в республике художник, способный писать камни, глыбы, скальные нагромождения, словно портреты живых существ. У него сюжет картины является лишь предлогом для написания любимых скал, гранитных громадин, которым он отводит все возможное пространство на холсте. Независимо от размера полотна, часто выделяет лишь крохотные «лазейки» для проникновения акцентированного света или очень насыщенного воздушного слоя, мастерски направляя их на ту самую поверхность, вокруг игры и преломлений которой и завязывается, собственно, сюжет его произведений. Себя же художник позиционирует как восхищенного зрителя, находящегося в тени и счастливо наблюдающего за чудесными играми света и тени на каменных громадах.

Среди его картин встречаются такие, которые с уверенностью можно назвать «Портрет Камня», или «Портрет Скалы», а может, и «Портрет группы каменных товарищей, обогретых ласковым солнцем». Владимир Ибрагимович любит сложные, резкие, рубленые поверхности, ему просто не интересны ровные, сглаженные и плавные переходы. Как он сам говорит на пленэре, оглядываясь по сторонам в поисках интересного мотива: «Дайте мне камень, чтобы я мог за него зацепиться!» 


Эркенов В.И.  "Солнышко", к.м.


"Хмурый день", х.м. 

Он предпочитает писать крупные и очень контрастные формы, буквально вырывая их из общей панорамы высокогорного пейзажа. И хотя как преподаватель он учит студентов и классической компоновке, и выбору красивых, понятных сюжетов для изображения, сам он работает над полотном довольно резко и буквально воспринимает и подает изображение, как из затаенной амбразуры, но при этом – масштабно, грамотно, уверенно и очень эмоционально. Он не пишет просто пейзаж ради пейзажа, он пишет Предмет, Золотник, который сейчас, в данную минуту обернулся, заиграл на солнце, раскрылся перед ним во всей своей красе. А еще Эркенов способен ждать, возвращаться и снова терпеливо ждать, зная, что эта скала или этот утес еще покажет себя. Удивительно, как в таком спокойном и хрупком человеке уживаются подобные контрасты восприятия и передачи.

Уже задумывая эту статью, я спросила его о том, почему он не работает панорамно, а выбирает такие сложные ракурсы, почему так резко обрывает сюжет, берет и расписывает именно и только тот фрагмент, который ему нравится. На что мэтр ответил:

- У каждого художника есть своя любовь. И в любом уголке природы затаилась интимная красота. Если смысловой и композиционный центр подчиняется основной идее, нет необходимости разводить сюжет и описывать прилегающее пространство. Предметные и цветовые контрасты бывают очень разные, и я, как художник, работая от души, выбираю их так, чтобы моя «необузданная любовь к горам» угадывалась и понималась зрителем. Так вот, я выбрал жанр и целенаправленно воспитываю и развиваю себя в этом направлении. И вообще, для человека, рожденного на Кавказе, что может быть красивее гор?
- А Сосранович? Вы ведь часто выходите на пленэры и пишете вместе? Такие разные, как вы ладите между собой?
- Он гений, он мой друг! А друзей не выбирают, они от Бога. Мы столько лет дружим, и мои дети выросли на его руках. 



Мэтры Института культуры и искусств: Бостанов М.С. - зав. кафедрой рисунка; 
Эркенов В.И. - зав. кафедрой живописи, 2015  

О дружбе Эркенова с доцентом, завкафедрой рисунка Магомедом Сосрановичем Бостановым я уже писала в статье «Романтик с этюдником – М.С. Бостанов» (http://www.elbrusoid.org/articles/iz_iskus/419574). У нас на факультете ходят легенды об этих замечательных преподавателях. Столько лет вместе, плечом к плечу они работают на факультете с первых дней его существования. Постоянно выезжают на пленэры, даже несмотря на уже не юношеский возраст. Настоящие мэтры, люди, на которых с уважением смотрят коллеги, выпускники всех поколений и нынешние студенты. Так достойно и честно прожить более 70 лет – не каждому дано. Всей своей жизнью они учат нас высоким нравственным отношениям, порядочности, сами являясь примером для подражания.

О Владимире Ибрагимовиче Магомед Сосранович говорит с удовольствием:

- Великолепный пейзажист, остро чувствующий свет, пространство и умеющий прекрасно передавать их в своих работах. Он в горы подниматься, как я - ради спортивного интереса,  не любит. Пишет с равнины. Но если уж выберет себе объект, то его на какое-то время считай, что потеряли! Мысли – только о нем. Вот пропал однажды на несколько дней. Оказывается, заехал к нашему бывшему выпускнику в Тырныауз и проникся красотами Балкарии. Остался, никого не предупредив, у него на несколько дней, поднимался в горы, там самозабвенно писал. Привез в итоге великолепные пейзажи Баксанского ущелья. А мы его в Карачаевске обыскались!
- Вы столько лет знакомы, дружите семьями.
- А с ним легко дружить. Он очень терпеливый, вежливый, добрый, порядочный, трогательный и уязвимый человек, глубоко и искренне переживающий за близких и друзей. Любит природу, животных, старается никого не обижать. Постоянно меня разыгрывает, особенно на пленэрах, а на этюдах любит петь «Вы слыхали, как поют дрозды?». Мы с коллегами часто и с издевкой ему подпеваем, потому что во время пения он немного фальшивит (но очень мило). Желаю моему другу крепкого здоровья и кавказского долголетия!




Эркенов В.И. с коллегой Элькановой С.Д. 


Эркенов В.И. с супругой Тамарой Амырбиевной (справа) и с коллегой Батчаевой З.С.

Внукам Владимира Ибрагимовича очень нравится картина «Къара къая», они установили ее у художника в зале и теперь мэтр принимает посетителей под ее, можно сказать, склонами. 

 Картину «Къара къая» я начал писать в Кабардино-Балкарии,  рассказал мне Эркенов.  Как только я увидел эту мрачную, окутанную туманом вершину, мне сразу захотелось ее написать, тем более что у нас в Карачае есть гора  ее противоположная «сестра» Бели ала къая. Чтобы добраться до вершины и установить этюдник в поле видимости, мне пришлось забиться в расселину между скалами. Там было очень темно и холодно, я прямо спиной ощущал близость тысячелетних ледников. Собрал материал, отработал замысел, композицию, написал много этюдов к ней, вернулся в Карачаевск и закончил уже в мастерской.

Все станковые произведения художника отличаются тщательностью проработки деталей, сложными цветовыми сочетаниями, необычными ракурсами, концентрирующими внимание на каком-то главном, выбранном моменте, состоянии, предмете, вокруг которого все и завязывается: «Колокольчики», «Полдень. Махар», «Зимушка» и др. Он насыщает картины множеством деталей: в «Зимушке» тает снег, солнечные блики играют на испещренной птичьими следами зернистой поверхности снежного наста, талая вода собирается в низинах, воздух пропитан весенней сыростью. А рядом проходит повседневная жизнь леса с порхающими по ветвям пташками, пробивающейся у корней деревьев первой весенней, слегка подмерзшей желто-зеленой травой. 

 
"Колокольчики", х.м., "Зимушка", х.м.


"Осень", х.м.

Выставленный в иллюстративном материале пейзаж «Осень» дает представление о манере письма художника нынешнего времени. Это произведение обаятельное и робкое одновременно, выдающее тесные связи с академической пейзажной живописью. Здесь заметна традиционная композиция с выделенным в центре горным монолитом, несколько условным изображением крон деревьев, глухими и темными тенями, ярким, сильным акцентом на озаренной солнцем поляне. 


"Зуб Суфруджу", х.м.   


"Аманауз", х.м.  

Пораженный грандиозной красотой высокогорья и тебердинских озер, Эркенов пишет ряд картин, в том числе «Осенний мотив», «Пасека», «Бели ала къая», «Зуб Суфруджу», «Аманауз», «Турье озеро», в великолепной композиции которых передает богатую природу с хмурым или пронзительно ясным небом, ледяным ветром, бесконечными снежными неприступными скалами, сверкающими на солнце. 

Владимир Ибрагимович создает произведения, в которых легко узнаются излюбленные жителями и туристами красивейшие места высокогорного Карачая. Взгляд зрителя то углубляется в мрачные скалистые ущелья, то скользит по усыпанной рефлексами поверхности горного озера, то свободно поднимается от бликующего искристого снега к скалистым вершинам, то рассеивается в туманной влажной дымке и растворяется в пронзительной голубизне неба, пробивающейся сквозь нависающие тучи. 



"На Махаре"

Обычно его привлекают горы, крутые склоны, провалы, ущелья, изрезанные руслами горных речек, ледники. Сопоставляя большие объемы и крупные формы, художник находит свой образный язык. Его картины отличаются широким пастозным письмом, смелыми цветовыми отношениями и решительными световыми контрастами. Многочисленные этюды, предварительно выполненные с разных ракурсов и в различных состояниях, говорят о вдумчивом, кропотливом подходе мастера к своим работам, подчеркивая несомненный талант и высокое исполнительское мастерство.


"Эльбрус", х.м.

В картине «Эльбрус, освещенный луной», или «Лунный Эльбрус» художника привлекла возможность передать языком живописи лунный свет, поэтически меняющий окружение белоснежного красавца, обманчивую близость разреженного пространства, плавно окутывающего бликующую заснеженную поверхность, состояние покоя и торжественной вечности.

Художник более всего любит писать осень. Он умело передает неудержимое буйство красок, восторженную, захватывающую радость при виде сверкающего солнца, яркой листвы, высоких луговых трав. Как и многие пейзажисты, он вглядывается в окружающую природу влюбленными глазами, видит в ней совершенство, источник вдохновения и радости, абсолютную гармонию. «Осенние» картины Эркенова буквально наполнены ароматом высокогорья, торжественный, радостно-ликующий общий тон захватывает, окружает зрителя природной гармонией. Открытые, чистые тона, неожиданные, сложно составленные призматические сочетания, богатейшая палитра, игра света и тени, неиссякаемое разнообразие трактовок, восторженность, жизнеутверждающий оптимизм полотен составляют основу притягательности его искусства.

Пишущий свои грандиозные полотна только под воздействием вдохновения, он отличается большим трудолюбием и искренностью чувств. Никогда не расстающийся со своими кистями, он в любую минуту готов начать кропотливую, сложную работу по подготовке к написанию картины.

Владимир Ибрагимович как профессиональный художник сложился уже в 1970-е годы. Отслужив подводником, демобилизовавшись из армии, вернулся в родной край и всерьез, с полной отдачей сил взялся за самообразование, осваивая многотрудное художественное ремесло. Почему ремесло? Потому, что, по определению самого Эркенова, прежде чем нарисовать картину, надо сколотить подрамник и раму, натянуть холст, загрунтовать его, а по завершении письма, еще и подобрать красивую раму. В отличие от многих современных художников, он не любит писать на готовых, промышленных грунтованных холстах, предпочитает все делать сам, спокойно и качественно. 


Эркенов В.И. в мастерской


"Бели ала къая"


Шумка
  
Поступив в Краснодарский пединститут на художественно-графический факультет, на втором курсе Эркенов перевелся в Карачаевск, узнав, что в стенах КЧГПИ открыли худграф. Получив высшее образование, он с 1973 года преподавал в родном институте живопись, ежегодно руководил пленэрными и дипломными работами студентов. Его дипломников, по словам коллеги, доцента Натальи Сергеевны Кириченко, отличает хорошая композиция, конечно же, определенная постановочность, но и искренность. Написанные свежо, ярко и эмоционально, они демонстрируют Эркенова как грамотного и знающего педагога.

 Под его руководством студенты, особенно девочки, пишут очень интересные дипломные работы. Это обычно натюрморты с цветами, особенно розы. Испытывая его мягкое влияние, выпускники учатся играть светом и тенями. Умело выделяют суть натюрморта – состояние, ауру букета, жизни на освещенной стороне и ее затуханием в тени.

Доцент кафедры рисунка Кириченко Н.С.  

 Когда же подходишь к работам самого Владимира Ибрагимовича,  продолжает Кириченко,  поражает величие изображенных гор, просто дух захватывает. Художник, демонстрируя пластическую свободу и внутреннюю уверенность, пишет устойчивые, надежные и фактурные камни, грамотно применяет холодный фон, подчеркивая некоторую резкость освещенных солнцем поверхностей, эффектно поворачивает горный поток, увлекая в сюжет зрителя. Ты невольно начинаешь подыгрывать автору, додумывать, угадывать... Пишет он очень своеобразно, переработает кусок хоть сто раз, снимет, перепишет по-новому, изменит освещение, кропотливо, довольно долго перерабатывая и переосмысливая. В то же время есть отдельные работы, в которых чувствуется жесткость и плотность тех самых окрестных камней, передается настораживающее, тревожащее душу состояние, давит мощь гор, их прохлада и холодность.

На пленэре я привела его как-то на интересное место: вода, переливы… а он оглянулся и спрашивает: «Куда ты меня привела? А где камни?» То есть вы понимаете? Они ему просто необходимы!».


Преподаватели Азанчиев У.М. и Биджиев А.К. на фоне картины Эркенова В.И. «Родные горы» 

Монументальную картину «Родные горы», размером два на три метра, он собирался написать очень давно. Долго выбирал мотивы, писал многократные этюды с разных ракурсов и ущелий Карачая: Махарского, Тебердинского, объездил горные речки во все времена года. В итоге, остановился на осеннем, но не реальном мотиве, а сложно составленной композиции из понравившихся фрагментов и дорогих сердцу мест родной земли. Эркенов хорошо изучил, как вершины могут выглядеть при различных состояниях, как моделируется форма, как лежат снежники на скалах со стороны северного склона. На самом деле, большие форматы позволяют автору развернуться в полный размах своих представлений и пожеланий, обыграть большие объемы и пространства. Для того, чтобы воплотить замысел в монументальной картине, требуется большой запас наблюдений, мастерство, профессиональная память опытного пейзажиста. 

Здесь чувствуется определенная жесткость и контрастность. Очень глухие, сдержанные тени и совершенно искрящиеся, сверкающие на солнце, словно усыпанные бисером освещенные поверхности  выдают в нем художника, способного ради достижения поставленной цели, отказаться от заигрывания с эффектами. Эта картина, впрочем, как и все остальные, пропущена через душу художника. Она насыщенна и глубока в перспективном плане, в ней можно жить, комфортно существовать, дышать, наслаждаться и отдыхать не только визуально, но чуть ли не на физическом уровне.
 
 Я долго уговаривал Владимира Ибрагимовича написать эту картину,  присоединился к нашей беседе Асхат Биджиев. – Сколотил подрамник и раму, натянул и загрунтовал холст, установил в мастерской, ждал, надеялся. Вместе мы выбирали мотив, композицию, выезжали на этюды. Очень хотелось включить в нее родные, любимые и навевающие приятные воспоминания места. Картина еще не закончена, и я с нетерпением жду, когда мой уважаемый учитель и наставник продолжит работу над ней. 

Он привил мне любовь к живописи, был руководителем дипломной работы, принял к себе на кафедру. Добрый, доброжелательный, отзывчивый и честный человек. И, как художник, в пейзажах очень реалистичен, выбирает натуру под себя.

Эркенов прекрасный художник, которого вдохновение может настичь в любую минуту. Зная это, он всегда носит кисти с собой, и, взяв краски, свои или даже с палитрой у ближайших рисующих студентов или коллег-преподавателей, поискав кусок картона, любит забиться где-нибудь в тихом месте и начать писать. И все время будет ворчать, что «белила совсем не белые», «желтая не такого оттенка», «что за краску сейчас продают?!», «а вот у тебя что здесь?», «о, этот оттенок мне точно подойдет», и вот так, в борьбе за качество, рождаются его произведения. Цвет у Эркенова – это цвет, а краска – это краска. И мастерство художника заключается в том, чтобы суметь красками передать цвет, состояние, глубину, пространство. Чтобы захватило дух, чтобы зритель проник в среду полотна и забыл о том, что смотрит на картину. Поэтому художник все время учится и интересуется новинками в художественных материалах и технологиях. 

Его работы очень интересно фотографировать, они словно живут самостоятельной жизнью, играют, меняют состояние, переливаются, отвечая освещению, пропускают в себя или, наоборот,  отторгают. Вот в такие моменты даже простой и неподготовленный зритель понимает, какие сложные и интересные бывают картины великих мастеров. 





В мастерской художника     

Находясь в постоянном творческом поиске, Владимир Ибрагимович относится к тому типу художников, для которых изобразительное искусство – сама жизнь. Каждый день, в любую минуту можно его встретить в мастерской на третьем этаже художественно-графического факультета, в которой он буквально прячется от житейских проблем и забот. Эту творческую обитель посещают многочисленные экскурсии, охотно и с пользой для себя у него бывают начинающие художники. Любители искусства, побывавшие в гостях у опытного мастера, становятся его большими друзьями и поклонниками. 

Владимир Ибрагимович один из немногих художников, по настоящему преданных своему призванию и все свободное время проводит на родном факультете. Тихо притаившись в своей мастерской, дымя сигаретой, вглядывается зеленоглазый художник в одному только ему ведомые виртуальные просторы, перебирает этюды, продумывает сюжеты. Как-то в мастерской, наблюдая за его творчеством, пытаясь подобрать цветовые сочетания к интересному фрагменту работы художника, я поняла, насколько мало знаем мы, ученики, о цвете! Только постоянный, изнуряющий труд открывает двери к большим знаниям в искусстве живописи. Яркое свидетельство тому – Владимир Ибрагимович.

В свои годы он продолжает плодотворно заниматься научной и творческой работой, является участником многочисленных региональных, зональных, всероссийских и международных выставок изобразительного искусства. Художник принимает активное участие в общественной жизни Карачаево-Черкесского отделения всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России», имеет множество благодарностей от ректора, президента республики за добросовестную работу, пропаганду культуры и искусства, награжден почетными грамотами отдела культуры и образования Карачаево-Черкесской Республики и Российской Федерации. Являлся многолетним и бессменным членом приемной и выпускной комиссии на родном художественно-графическом факультете Института культуры и искусств КЧГУ. На базе возглавляемой им кафедры живописи действует постоянно обновляющаяся экспозиция работ преподавателей и студентов, что является отличным стимулом для дальнейшего творческого развития, как первых, так и вторых. Пользуется заслуженным авторитетом среди студентов и преподавателей факультета. 


 Эльбрус, освещенный луной, х.м. ("Лунный Эльбрус")

Владимир Ибрагимович Эркенов не только воспевает красоту родной природы, он ищет выражение основ национального характера, учит бережному отношению к богатейшей и своеобразной художественной культуре Карачая и Балкарии. Социальные и нравственные проблемы современности вызвали к жизни работы, в которых художник, используя ассоциативный подтекст, стремится донести до зрителя процесс собственных раздумий, состояния души, настроение. Эркенова волнует отношение современников к национальному наследию, к земле, на которой жили наши предки. Он искренне любит и переживает за свой народ и его культуру.

Я так счастлива, что Аллах предоставил мне возможность написать статью про этого великого художника, воспевающего красоту и чистоту горного Карачая. Светлый, радужный, порядочный и очень скромный человек, наш дорогой Владимир Ибрагимович, будьте здоровы и счастливы!

К.п.н., доцент и Ваша бывшая ученица 
Койчуева Зульфа Казбековна,
г. Карачаевск

(Голосов: 42, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет