Расширенный поиск
11 Декабря  2016 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Бёрю да ач къалмасын, эчки да ашалмасын.
  • Айран тёгюлсе, джугъусу къалыр.
  • Джети тилни билген джети кишиди.
  • Кирсизни – саны таза, халалны – къаны таза.
  • Терслик кетер, тюзлюк джетер.
  • Келгинчи, къонакъ уялыр, келгенден сора, къонакъбай уялыр.
  • Джолунга кёре – джюрюшюнг, джагъанга кёре – юлюшюнг.
  • Адамны джюреги нени кёрюрге сюйсе, кёзю да аны кёрюрге ёч болады.
  • Сыфатында болмагъаны, суратында болмаз.
  • Ашхы адам – халкъ байлыгъы, ашхы джер – джашау байлыгъы.
  • Аджаллыгъа окъсуз шкок атылыр.
  • От кюйдюрген, сау болса да, тот кюйдюрген, сау болмаз.
  • Юре билмеген ит, къонакъ келтирир.
  • Эл элде бирер малынг болгъандан эсе, бирер тенгинг болсун.
  • Агъач – джерни чырайы, кийим – эрни чырайы.
  • Аман къатын алгъан, арыр, иги къатын алгъан джарыр.
  • Къазанны башы ачыкъ болса, итге уят керекди.
  • Хунаны тюбюн къазсанг, юсюнге ауар.
  • Уллу къазанда бишген эт, чий къалмаз.
  • Аджалсыз ёлюм болмаз.
  • Къайгъы тюбю – тенгиз.
  • Аманны къуугъан, аманлыкъ табар.
  • Бастасын ашагъан, хантусун да ичер.
  • Келинни – келгинчи, бёркню кийгинчи кёр.
  • Тилчи бир сагъатха айлыкъ хата этер.
  • Джашны джигитлиги сорулур, къызны джигерлиги сорулур.
  • Ёнгкюч къууана барыр, джылай келир.
  • Къарнынг бла ёч алма.
  • Кёзню ачылгъаны – иги, ауузну джабылгъаны – иги.
  • Таш ата билмеген, башына урур.
  • Уллу суу бла уллу ауруудан башынгы сакъла.
  • Къан бла кирген, джан бла чыгъар.
  • Джерни букъусу кёкге къонмаз.
  • Айранны сюйген, ийнек тутар.
  • Байлыкъ адамны сокъур этер.
  • Мухар, кеси тойса да, кёзю тоймаз.
  • Абынмазлыкъ аякъ джокъ, джангылмазлыкъ джаякъ джокъ.
  • Сёз сёзню айтдырыр.
  • Шайтан алдады, тюзлюк къаргъады.
  • Адам туугъан джеринде, ит тойгъан джеринде.
  • Адам сёзге тынгыла, акъыл сёзню ангыла.
  • Малны кют, джерни тюрт.
  • Ёксюзню къалачы уллу кёрюнюр.
  • Уллу атлама – абынырса, уллу къабма – къарылырса.
  • Эм уллу байлыкъ – джан саулукъ.
  • Телиге акъыл салгъандан эсе, ёлгеннге джан салырса.
  • Ёксюзню тилеги къабыл болур.
  • Эки итни арасына сюек атма, эки адамны арасында сёз чыгъарма.
  • Адебни адебсизден юрен.
  • Бермеген къол, алмайды.

Мастер холста и красок

20.01.2014 0 1627  Байрамукова Ф.
Фатима Байрамукова,
Народный поэт КЧР



Халис Атаев. Художник, Учитель, Подвижник, Этнограф, Мастер художественной фотографии… Так вкратце можно охарактеризовать грани таланта Халиса Магометовича, человека доброго, светлого, энтузиаста и наставника.

Меня всегда подкупает его постоянная готовность прийти на помощь, его всеобъемлющая радость при виде талантливого молодого человека, его неистребимое желание помочь всем, кто почему-то вдруг взял кисть и краску, чтобы выразить свое видение мира, свое душевное состояние.

Думая о судьбе изобразительного искусства нашего народа, переживая о невостребованности художника в нашем обществе, равно как и писателей, музыкантов и всей творческой интеллигенции, Халис Магометович не забывает, что искусство создается небольшой группой одаренных людей, и делает все от него зависящее, чтобы талант в начале своего творческого пути не был беззащитен, одинок. Он стремится помочь каждому, кто нуждается в его поддержке, слове, мастерстве. Его неравнодушное сердце, как источник добра и света.

Я видела его, склонившимся над молодым художником, объясняя какие-то тайны изобразительного искусства. Я видела его на выставках, стоящим перед картинами, которые его восхищали. Я видела его во время таинства, когда красками колдуя, создавал очередное свое произведение. Я видела его в кругу друзей, родственников.

Мы с ним родом из одного детства. Мы оба джегутинцы, рожденные в далеком немецком поселке Иоганосдорф, которого уже нет на карте теперь уже другой страны – Киргизии.

Джегутинское ущелье дало нашему народу много талантливых людей: и Героя Советского Союза Харуна Богатырева, и великого поэта ИссуКаракетова… В том числе семью ТопашаАтаева (это дед Халиса), где было пятеро сыновей. И каждый из них отличался какими-то удивительными способностями. Отец Халиса, Магомет, осиротевший еще ребенком, тоже мог бы стать художником, тому свидетельство портрет прабабушки, нарисованный им по памяти уже в преклонном возрасте. Он это сделал по просьбе Халиса. Прабабушка Халиса была двоюродной сестрой знаменитого прорицателя Хан-Хабла из рода Крымшамхаловых, она тоже лечила людей. Хорошо знала лечебные свойства трав. Хотя Магомет не стал художником, но его талант в годы изгнания приносил пользу – он иногда зарабатывал тем, что вышивальщицам рисовал узоры на ткани.

Отец Халиса Магомет был трактористом, а его старший брат Лалаш – первый карачаевец, который сел за руль автомашины. После возвращения на родину, в 60-е годы прошлого века Магомет в родном селе СтараяДжегута, когда об электрическом освещении не было и речи, каким-то образом сумел собрать трансформатор, который вырабатывал ток, и подарил сельчанам свет. Халис вспоминает еще другой случай:

– Отец по своей инициативе решил провести воду из дальнего ручейка в свой квартал, используя неизвестные сельчанам пластмассовые трубы. Я с братом Анзором, подростки, помогали отцу, а соседи, не видя смысла в этой затее, наблюдали со стороны.

– Люди не верили в долговечность пластмассы, – рассказывает Халис. – Наш школьный учитель МекерДудов, уважаемый человек, поняв заботу отца о сельчанах, которые ходили далеко за водой, сам взял в руки лопату и стал копать. Тогда остальные тоже потянулись за ним. Когда чистая родниковая вода по пластмассовым трубам пришла в село, он сказал: «Когда меня будете готовить в последний путь, омовение совершите вот этой божественной водой». Спустя годы, в 1981 году, мы исполнили его волю, – тихо сказал Халис, и в глазах его заблестели слёзы.

Многое в нас оттуда – из детства, желание быть полезным у Халиса Магометовича тоже из детства. И здесь мне хочется рассказать не о творчестве художника, это мы сделаем позже, а об учениках его. Как всякий мастер, он гордится своими учениками и, поверьте, есть кем гордиться: Аджиева Валентина, УтемисовСепер, Маршанкулов Руслан, Батчаева Зульфия, Лавринец Ольга, Лайпанова Любовь, Сафронова Татьяна, БытдаевБашир, Алиева Аминат, КубановаКулина, Кубанов Мурат… Сегодня они, члены Союза художников России, известны не только в республике, но и за ее пределами.

Любой художник живет не только в своих творениях, но и в учениках, если они есть. Более тридцати лет педагогической деятельности дали вот такие плоды, не правда ли, великолепно!

Халис Магометович, очень скромный по своей природе человек, когда говорит о своей педагогической деятельности, как-то по-особому оживает и с удовольствием рассказывает:

– Первые два курса стараюсь дать азы мастерства, а на третьем курсе уже направляю на творчество. Помимо учебных, ребята за семестр успевают создать 50 творческих работ. Каждую неделю показываю новую технику, что вдохновляет их на новые поиски. С третьего курса учу собирать материал для дипломных работ. К пятому курсу у них есть что показать на выставке.

У Халиса Магометовича каждый год дипломники, это очень ответственно не только для молодого художника, но и для руководителя дипломной работы. И таких у него было более тридцати.

Рассказывая об учениках, Халис Магометович с благодарностью вспоминал и своих учителей:

– Георгий Островский, искусствовед и исключительно хороший человек. Слушать его лекции приходили с других факультетов. Был искусным оратором, этнографические экспедиции, которые он организовывал для студентов, положили начало многим моим творческим пристрастиям. А учителями по акварели были талантливые педагоги А.А. Василенко и В.М. Ерёменко и сама изумительная природа нашей земли.

Педагогическая деятельность безусловно мешала творческой работе художника. Но вспоминая годы, проведенные в стенах Карачаево-Черкесского государственного университета, где он вначале, будучи студентом художественно-графического факультета, постигал азы художественного творчества, а после много лет трудился, он ни о чем не жалеет еще и потому, что город Карачаевск, где находится этот вуз, «благодатный уголок для любого художника». В окрестностях города столько разнообразия, что одной жизни не хватит рассказать обо всем этом на языке красок. Потому горные пейзажи – излюбленная тематика художника. Он любит работать на пленэре: «Это уход в природу. Это натура. Тут тебе и солнечный свет, и воздух, восприятие красок природы в реальном видении. Возможность увидеть эти цвета и оттенки живой природы – это очень вдохновляет. Эта работа ни с чем несравнимая», – говорит он. Но художник не отображает предметы с фотографической точностью, он, уловив их дух, передает впечатление от увиденного, они овеяны романтикой. Мощный энергетический заряд несут в себе его пейзажные работы «Прикосновение к горам», «В верховьях Кубани», «Полет».

Любовь к истории родного народа, к национальным традициям и быту проявляется в его творчестве очень ярко. С годами «поход в историю» стал для него пристрастием. Ездить и смотреть, изучать, анализировать самому доставляет большую радость, это вдохновляет художника на новые произведения.

– Ныне покойный Казий Алиев был одним из ведущих специалистов по истории, он на многое открыл мне глаза. Когда он работал директором Карачаево-Черкесского историко-культурного и природного музея-заповедника, группа энтузиастов во главе с ним три года активно изучала территорию нашей республики. Идешь по безлюдному ущелью, и тебя тянет в какое-то место, чувствуешь – зовет тебя что-то невидимое, приходишь, а там или курган, или городище. Мы чувствовали, что здесь был человек. Люди в основном заселялись около источников, а подножья Эльбруса – эта страна источников. В Кубанском ущелье расстояние от Хурзука до подножья Эльбруса 18 километров, и на этом отрезке 11 мостов, перекинутых через горные речки и столько же источников, не меньше! – рассказывает Халис.

Результатом таких экспедиций становились все новые и новые произведения художника. «Этнографические детали он искусно вкрапляет и в свои произведения. Живописные зарисовки на тему национального быта рождают чувство теплоты, нежности, человечности («Кийиз», «Хычыны», «Каменномост», «Сушка шерсти», «Учкулан» и др.). Используя неяркую палитру с доминированием тёплых тонов, художник находит ёмкие обобщенные образы-знаки для рассказа о жизни горцев. В полотнах «Сушка шерсти», «Вечер» художник демонстрирует проникновенно-лирическое восприятие реальности, умение передать в картинах интимность настроения. Изображение домов в аулах рождает ощущение странного напластования времен, совмещения прошлого и настоящего», – пишет Н.В. Айриева об одной из граней творчества Халиса Магометовича.

Искусствоведы и журналисты отмечают, что художник в последние годы предпочитает работать в манере, характерной для различных стилей художественного авангарда, а на первом этапе своего творческого пути, как известно, он зарекомендовал себя как художник-реалист. «Художник философского склада, в своих метафорических картинах-притчах он размышляет о смысле жизни. Это картины: «Весна», «Война в Грозном», «Скорбь»… Как правило, ему удается найти золотую середину между абстрактным мышлением и реальными материальными образами. «Звуки струны», «Музыканты» характеризуют ХалисаАтаева как сложившегося символиста».

«Выставочная жизнь» ХалисаАтаева началась еще в студенческие годы. Будучи студентом второго курса, в 1970 году, он участвовал в выставке, где экспонировалась серия линогравюр, посвященных средневековой архитектуре Кавказа. Эта тема проходит красной нитью в творчестве художника. Его картина «Каменные города. Алания» (1998 г.) была отмечена на Всероссийской выставке «Имени Твоему», посвященной 2000-летию Рождества Христова. Это произведение впоследствии вошло в одноименный альбом лучших работ, выпущенный в столице в 2004 году.

Продолжая тему выставок, которая для любого художника является определяющей на пути к признанию, хочу сказать, что Халис Магометович участвовал в международных, всероссийских, зональных выставках неоднократно. Всесоюзная выставка акварелистов (1991 г.), международная выставка «Тюркский мир» г. Казань (1996–1997 гг.), 9-я Всероссийская выставка. Москва. Манеж (1999 г.), 3-я Всероссийская художественная выставка пейзажной живописи «Образ Родины». Вологда (2006 г.), Художественная выставка в США, Филадельфия (2006 г.), 11-я Всероссийская выставка. Москва (2009 г.) – эта небольшая часть выставок, где были представлены работы стипендиата (2002 г.) Союза художников России и Министерства культуры России, члена Международного художественного фонда ХалисаАтаева. Многие из работ его находятся в частных коллекциях дальнего и ближнего зарубежья и России.

Многогранность таланта Х. Атаева, члена Международной ассоциации Союза дизайнеров, очень ярко проявляется в его увлечении художественной фотографией. О высоком уровне его фотографии свидетельствует серия альбомов «Аланский мир», изданных Карачаево-Черкесским историко-культурным и природным музеем-заповедником. Большая часть фотографий, представляющих собой зримую летопись первого на территории нашей страны христианского государства, в этих альбомах выполнена Халисом Магометовичем. Эти альбомы экспонировались на Международной книжной выставке во Франции. У художника таких выполненных на высоком художественном уровне работ хватило бы не на одну персональную фотовыставку.

Деятельность ХалисаАтаева на посту председателя Карачаево-Черкесского отделения ВТОО «Союз художников России» (на эту должность избирался дважды) с 1996 по 2003 годы можно и нужно назвать подвижничеством. Несмотря на все преграды, равнодушие со стороны органов власти республики его усилиями удалось увеличить численный состав членов Союза художников за счет молодых и талантливых дарований. Пропаганда художественного творчества среди населения республики, налаживание связей с художниками других регионов, создание условий для раскрытия таланта молодых художников, участие художников республики на выставках разных уровней – все это было частью его многогранной деятельности на посту председателя. С этой целью им были организованы пленэры (1999, 2000, 2002), куда были приглашены художники со всех регионов страны, что давало возможность пообщаться с коллегами, обменяться опытом и мастерством.

80-е – 90-е годы прошлого столетия, будучи корреспондентом республиканской газеты «Карачай», я старалась не пропускать художественные выставки, проводимые у нас в республике, и с удовольствием писала и о них, и о творчестве отдельных художников. Надо сказать, что последняя четверть ХХ столетия для карачаевских художников была периодом расцвета, несмотря на все трудности и равнодушие к ним со стороны республиканских властей. МекерЧомаев, ХабибАбазалиев, ПилалУзденов, Мусса Абайханов, Магомет Кубанов, Магомет Абазалиев, КемалХачиров, УмарМижев, ДадашБлимготов, ХалисАтаев, Мекер и Люба Борлаковы, СолтанСалпагаров, Магомет Хабичев, БудиянАкбаев… Пусть меня простят те, чье имя незаслуженно забыла упомянуть. Плеяда талантливых художников, гордость нашего народа! По их картинам в будущем потомки будут изучать наше время.

Завершая свое повествование о талантливом художнике и подвижнике Халисе Магометовиче Атаеве, хочу с удовлетворением отметить, что в настоящее время он продолжает работать с талантливой молодежью (преподает на факультете дизайна Северо-Кавказской государственной гуманитарно-технологической академии). Полон творческих идей и замыслов. А это значит, что он ещё долго будет радовать нас новыми успехами! Да услышит нас Бог!


Некоторые работы Атаева

 
(Голосов: 4, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет