Расширенный поиск
27 Июля  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Билим насыб берир, билим джолну керир.
  • Кийим тукъум сордурур.
  • Къонакъ аман болса, къонакъбай джунчур
  • Ашхы – джыяр, аман – джояр.
  • Ата Джуртун танымагъан, атасын да танымаз.
  • Атлыны ашхысы, ат тизгининден билинир
  • Билмезни кёзю кёрмез, этмезни къулагъы эшитмез.
  • Алма терегинден кери кетмез.
  • Адам сёзюнден белгили.
  • Керилген да, ургъан кибикди.
  • Душманны тышы – акъ, ичи – къара.
  • Къайгъыны сюйген, къайгъы табар.
  • Билгенни къолу къарны джандырыр.
  • Туз, гырджын аша, тюзлюк бла джаша.
  • Чакъырылмагъан къонакъ тёрге атламаз.
  • Ариуну – ауруу кёб.
  • Алтыда кюлмеген, алтмышда кюлмез.
  • Акъыллы айтыр эди, акъылсыз къоймайды.
  • Билимсиз иш бармаз.
  • Джаз бир кюнню джатсанг, къыш талай кюнню абынырса.
  • Хар адамгъа кеси миннген тау кибик.
  • Джарлы эскисин джамаса, къууаныр.
  • Юре билмеген ит, къонакъ келтирир.
  • Ачыу алгъа келсе, акъыл артха къалады.
  • Хазыр ашха – терен къашыкъ.
  • Ёнгкюч къууана барыр, джылай келир.
  • Халкъны юйю – туугъан джери.
  • Къазанчы аман болса, къазаны къайнамаз.
  • Къолу уллу – асыу, аягъы уллу – джарсыу.
  • Кёрмегеннге кебек – танг, битмегеннге сакъал – танг.
  • Берекет берсин деген джерде, берекет болур.
  • Бети къызарыучу адамны, джюреги харам болмаз.
  • Аджаллыгъа окъсуз шкок атылыр.
  • Байны къызы баймакъ болса да, юйде къалмаз!
  • Сёлеш деб шай берген, тохта деб, сом берген.
  • Чакъырылмагъан къонакъ – орунсуз.
  • Ариу сёз – джаннга азыкъ, аман сёз – башха къазыкъ.
  • Таш бла ургъанны, аш бла ур.
  • «Ёгюз, джаргъа джууукъ барма, меннге джюк боллукъса», - дегенди эшек.
  • От этилмеген джерден тютюн чыкъмайды.
  • Тюкюрюк баш джармаз, налат кёз чыгъармаз!
  • Иги сёз – джаннга азыкъ, аман сёз башха – къазыкъ.
  • Къартха ушагъан джаш – акъыллы, джашха ушагъан къарт – тели.
  • Аманны эки битли тону болур, бирин сеннге кийдирир, бирин кеси киер.
  • Джауумдан сора, кюн кюйдюрюр, ётюрюкден сора, айыб кюйдюрюр.
  • Къыйынлы джети элни къайгъысын этер.
  • Джыланны къуйругъундан басарынг келсе, аны башы болгъанын унутма.
  • Таякъ этден ётер, тил сюекден ётер.
  • Баш – акъыл ючюн, акъылман – халкъ ючюн.
  • Къартны сыйын кёрмеген, къартлыгъында сыйлы болмаз.

Памяти художника Хабиба Абазалиева

24.09.2013 0 5019
Этим летом в картинной галерее историко-культурного музея- заповедника Карачаево-Черкесии открылась выставка известного художника-прикладника, члена Союза художников России Хабиба Асланбековича Абазалиева (1937–2007). Выставка была посвящена семидесятипятилетию со дня его рождения и пятилетию со дня смерти художника. Печальное посвящение смерти художника, однако же, не омрачило это мероприятие. Новая встреча с удивительным светлым миром произведений Хабиба настроило публику на оптимистический, жизнеутверждающий лад, который был присущ характеру самого мастеру. Хабиб как будто ожил в этом зале, и все почувствовали его присутствие. Так бывает всегда при встрече с настоящим искусством, когда произведение и автор неотделимы друг от друга.

Из биографии Хабиба известно, что его отец - Асланбек Маткеевич Абазалиев - был одним из образованных людей в Джегутинском ущелье. В 1937 году на волне прокатившихся в стране репрессий он был арестован. Зная, что уже не вернётся, он сказал: «Родится сын. Назовите его Хабибом». Так и случилось. Родился Хабиб, которого шестилетним мальчишкой, вместе карачаевцами депортировали в Среднюю Азию...

Жил Хабиб с родственниками в Южно-Казахстанской области. Там он закончил «семилетку», выучился на водителя и стал гонять на «полуторке» по пескам Кызыл-Кума.

Хабиб с детства удивлял окружающих своими необычными способностями. Ещё школьником, к примеру, он смастерил самоходную тележку на пружинном двигателе для перевозки 30-ти литровой фляги воды…

Вернувшись на Родину, Хабиб оканчивает среднюю школу и пробует себя в разных сферах, в том числе и преподавателем рисунка и трудового обучения в средней школе аула Джегута. Любовь к творчеству заставила его, уже не молодого человека, поступить на художественно-графический факультет Карачаево-Черкесского госпединститута. Человеческие качества Хабиба были под стать его уникальному художественному таланту. Его глубокие знания культуры и обычаев своего нарда, нравственная чистота, юношеский максимализм, сохранившийся до последних дней его жизни, интернационализм и высокая культура общения привлекали к нему многих интересных людей. Декан факультета, профессор Георгий Васильевич Беда дружил с Хабибом, и по многим вопросам, особенно касающихся национально-этических проблем, обязательно советовался с Хабибом.

В 1973 году, успешно защитив дипломную работу (кованые ворота с чеканными элементами для К-ЧГПИ), Хабиб покидает институт, отказавшись от работы на кафедре прикладного искусства.

Так начинается его сложная многогранная творческая деятельность, включающая в себя и архитектуру, и скульптуру, и интерьер, и ковку, и многое другое. Экспонаты этой выставки представляют не всё творчество Хабиба. Многие его работы, к сожалению, безвозвратно потеряны. Но и оставшихся работ достаточно, чтобы более тщательно исследовать и определить их достойное место в искусстве нашей республики. Не вдаваясь в тонкости искусствознания, я бы назвал стиль Хабиба «аристократическим». Как и всё, к чему прикасался Мастер, носило эту печать. Как и вся жизнь Хабиба!

Мекер Борлаков



Эссе, посвящённое Хабибу Абазалиеву

Хабиб – это глыба. Глыба по рождению. Это видно было всегда. Может, этим объясняется то, что вокруг Хабиба создавалась атмосфера, в которой не было компромисса добра со злом.

Заслужить уважение Хабиба было не просто. Потому как «мерилом уважения» для него было чистота помыслов человека, прежде всего, и лишь потом - сила таланта и другие достоинства. Он был, как сам любил выражаться о других, «хрустально чистым человеком».

Мне приходилось видеть - и это завораживало! - сколь искренне он мог восхищаться проявлением таланта в другом человеке, и с какой любовью он отзывался о родных и близких. У него была такая безоговорочная вера в высшее предназначение человека, что казалось, Хабиб – это данность, дозволяющая человеку всепрощение от Бога.

Мне кажется, что то «особенное», что отличало Хабиба, было редкое для природы человека сочетание глубокой мудрости с детской чистотой души… При этом колоритная внешность, ярко выраженный кавказский менталитет и самобытный талант художника возвышали его до образа национального романтического героя.

И ещё: Хабиб - это тот счастливый случай, когда страстная любовь художника к своему народу и сильная привязанность к друзьям и родственникам были взаимными. В народе про него ходили легенды, друзья его любили и оберегали от излишних душевных травм, родственники старались остудить самосжигающий жар его души.

Он боготворил свой родной карачаевский народ, но превыше всего для него было понятие «Хороший человек». Поэтому друзей у него было много по всей нашей многонациональной республике. К сожалению, многие из них не были на его похоронах. Несомненно, все они помнят его и переживают за то, что не смогли с ним проститься. Поэтому хотелось бы эту выставку, посвящённую пятой годовщине смерти Хабиба Абазалиева, обозначить как дань памяти друзей о друге.

Борлакова Л.М.

















(Голосов: 4, Рейтинг: 4)

  • Нравится

Комментариев нет