Расширенный поиск
7 Октября  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Айран тёгюлсе, джугъусу къалыр.
  • Тилсиз миллет джокъ болур.
  • Телини эшигин, махтау джабар.
  • Берекет берсин деген джерде, берекет болур.
  • Окъуу – билимни ачхычы, окъуу – дунияны бачхычы.
  • Айырылгъанланы айю ашар, бёлюннгенлени бёрю ашар.
  • Тил – миллетни джаны.
  • Кийиминг бла танылма, адамлыкъ бла таныл.
  • Ёлюк кебинсиз къалмаз.
  • Ёлген ийнек сютлю болур.
  • Тёрени джагъы джокъ.
  • Байлыкъ адамны сокъур этер.
  • Мураты болгъанны джюрек тебюую башхады.
  • Хунаны тюбюн къазсанг, юсюнге ауар.
  • Джарлы тюеге минсе да, ит къабар.
  • Шайтан алдады, тюзлюк къаргъады.
  • Ёгюзню мюйюзюнден тутадыла, адамны сёзюнден тутадыла.
  • Биреуге аманлыкъны тилеме да, кесинге ашхылыкъны тиле.
  • Эм уллу байлыкъ – джан саулукъ.
  • Байлыкъ келсе, акъыл кетер.
  • Ата джурт – алтын бешик.
  • Намысы джокъну – дуниясы джокъ.
  • Алим болгъандан эсе, адам болгъан къыйынды.
  • Юреннген ауруу къалмаз.
  • Акъыл къартда, джашда тюйюлдю – башдады.
  • Джеринден айырылгъан – джети джылар, джуртундан айырылгъан – ёлгюнчю джылар.
  • Айтхан сёзюне табылгъан.
  • Уллу къазанда бишген эт, чий къалмаз.
  • Аманнга алтын чыдамаз.
  • Бал чибинни ургъаны – ачы, балы – татлы.
  • Джашны джигитлиги сорулур, къызны джигерлиги сорулур.
  • Ачыкъ джюрекге джол – ачыкъ.
  • Хоншуну тауугъу къаз кёрюнюр, келини къыз кёрюнюр.
  • Эшекге миннген – биринчи айыб, андан джыгъылгъан – экинчи айыб.
  • Джылкъыдан – ат чыгъар, тукъумдан – джаш чыгъар.
  • Ёлген аслан – сау чычхан.
  • Эллинг бла джау болсанг да, юйюнг бла джау болма.
  • Аш иеси бла татлыды.
  • Къолу уллу – асыу, аягъы уллу – джарсыу.
  • Джукъу тёшек сайламайды.
  • Къызгъанчдан ычхыныр, мухардан ычхынмаз.
  • Джумушакъ сёз къаты таякъны сындырыр.
  • Керек ташны ауурлугъу джокъ.
  • Игини сыйлагъан адетди.
  • Юй кюйдю да, кюйюз чыкъды, ортасындан тюйюш чыкъды.
  • Бек ашыкъгъан меннге джетсин, дегенди аракъы.
  • Ишге юренсин къоллары, халкъ бла болсун джоллары.
  • Адамгъа аман кюн соруб келмейди.
  • Башланнган иш битер, къымылдагъан тиш тюшер.
  • Чыкълы кюнде чыкъмагъан, чыкъса къуру кирмеген.

Учение и труд. Тонкий труд

21.11.2012 0 4355  Гериева А.
Асият Гериева,
Нальчик – Учкекен


В Балкарии и Карачае одним из наиболее уважаемых занятий с древних времен считалась обработка металла - кузнечное, оружейное, ювелирное и медно-чеканное ремесла. Кузнечное дело, играя на протяжении многих веков большую роль в жизни карачаево-балкарцев, восходило в народном представлении к явлениям высокого, сверхъестественного порядка. Мастер, человек, способный делать добротные и красивые вещи, у нашего народа всегда пользовался большим почетом. О наиболее искусных из них долго помнили в народе, а имена некоторых вошли даже в предания и легенды.


Учение и труд

Молодого мастера из селения Учкекен, ювелира Мурата Салпагарова наверняка уже можно причислить к тем, кто обладает тонким талантом ваятеля, его изделия сегодня пользуются большой популярностью. Возглавляемое Муратом ювелирного ателье «SAL-PAGAR» участвовало в первом фестивале мастеров искусств СКФО, состоявшемся в апреле 2012 г. в Государственном Кремлевском дворце, а также в конкурсе «Золотой глобус» в Международном выставочном центре «Крокус Экспо». Сам мастер награжден Почетной грамотой Президиума народного Собрания КЧР.

Дедушка Мурата был знатным плотником и делал удивительные вещи из дерева. Мама Асият очень красиво рисует, и отучился герой нашего рассказа по ее настоянию. Увлечения человека, большей частью приходят из детства. Так и Мурат в детстве много рисовал и очень интересовался камешками: «Только меня тогда удивляло то, что камень сидит в оправе и мне не терпелось вытащить его оттуда, - говорит он улыбаясь. – Мне не давал покоя вопрос: почему этот камень там «находится». Пятилетняя учеба в художественной школе тоже мне весьма помогла. Но ювелиром я стал чисто случайно - одна мамина знакомая посоветовала нам поступить на дизайнера, и это стало делом всей жизни».

В 2006 году Мурат окончил Ставропольское краевое училище дизайна по направлению «Дизайнер ювелирного украшения». Все началось с дипломной работы, над которой корпел более четырех месяцев, для ювелирного украшения это достаточно большой срок: в колье 1500 камней, посадка которых заняла целый месяц. «В начале учебы у меня было большое желание бросить эту профессию, у меня вообще ничего не получалось. Понятно, что все достигается упорством и трудом. У меня не было ни дня отдыха, работал постоянно. Во время каникул расстраивался, что нет доступа в мастерскую, но это время тратил на дизайн эскизов, рисовал их десятками, делал гравировки, оттачивал заготовки из меди», - делится своими переживаниями мой собеседник. «Разочарования настигали меня из-за того, что когда я делал украшение, у меня ничего не получилось. Воплотить задуманное, как вы понимаете, очень важно, а когда не получается, это выводит из себя и уже ничего не хочется делать. Но я успокаивался и заново возвращался к работе, не переставал пробовать самыми разными методами и способами. За один месяц зимних каникул я, вместо положенных 10, рисовал 30 эскизов, и все они были в цвете, остальным ребятам только карандашные наброски удавались».


Наброски – эскизы - ювелирные изделия

«Нас научили рисовать тончайшие детали украшений карандашом, акварелью, гуашью, - с этими словами Мурат достает десятки рисунков будущих роскошных украшений. - Рисовал я постоянно, тренировался много. Почти все нарисованное уже воссоздано в драгоценных металлах и камнях. Если из эскизов ничего не выберут, я могу предложить что-то другое, желание клиентов всегда можно перевести на бумагу, а потом уже воплотить в ощутимую реальность».

За эксклюзивность изделия мастер отдельную плату не берет, но дает слово, что повторов не будет, да и гарантийный ремонт обещает обеспечить пожизненный. Оплата изделий, по признанию мастера, достаточно высокая, потому что все делается вручную. Материал привозят из разных концов света: бриллианты из Якутии, жемчуг и перламутр из Китая, опал из Австралии, используемые топаз, аметист, рубин, сапфир, изумруд - местные, закупаются на выставках в Ставропольском крае. Мастер очень серьезно работает с перламутром, инкрустируя им многие вещи. По сути это жемчужная раковина. Надо сказать, что этот капризный и хрупкий материал уже никто не использует.


Главное в украшениях - они должны приносить радость

Художественность вещи, её эстетическая завершенность определяются, в первую очередь, благородством форм и декора, пропорциональностью, максимальным использованием красоты природного материала. Украшение не может жить отдельной жизнью от хозяйки, оно должно ей служить как верный слуга и друг - выявлять красоту, вкус, ум, ее прекрасные особенности, неповторимость, значимость, все то, что делает ее уверенной, удачливой, счастливой! Известно, что женщины во все времена и любой национальности очень любят ювелирные украшения.

Но мне иногда кажется, что для представительниц прекрасного пола нашей национальности размеры ювелирных изделий играют ключевую роль. Некоторые девушки обвешиваются украшениями, как ювелирные лавки и считают это верхом успеха и благополучия. При этом им явно не хватает чувства вкуса и меры.

По началу изделия Мурата понимали не многие. Теперь его вещи оценили по достоинству, и они стали модными. Сегодня Мурату катастрофически не хватает времени: «Моя главная проблема – это время, точнее его нехватка. Мы ничего не успеваем сделать в срок. Людей приходит очень много, обращаются со всей республики. Наши клиенты из Карачаевка, Черкесска, Кисловодска… И все хотят эксклюзива. Мастеров нет, кого-то учить - дело очень тяжелое и долгое. И даже если человек проявляет завидное упорство, но у него нет призвания и таланта, ничего не получается. Это должно быть заложено на генном уровне», - уверен мастер.


Коллекции как порыв души.

«Когда я был студентом, часто покупал журналы мод. Вы, может, удивитесь, но я разглядывал не столько ювелирные изделия, сколько коллекции известных кутюрье: платье и украшения должны быть гармоничны на женщине, дополнять друг друга и переигрываться друг с другом. Так, у меня родилась коллекция «Астрал», в которой не было особой философской идеи – это просто геометрические формы, украшения повседневной обыденности».

В 2008 году случился взрыв творческих идей. А получилось это случайно. Мурат временно не работал и, сидя дома, смотрел фильм «Властелин колец»: «Раньше совсем мною не воспринимаемый фильм, заинтересовал так, что в результате полученных впечатлений родилась очередная коллекция – «Эльфы». Она очень большая и очень сложная. В начале, по старой привычке, я начинаю делать эскизы – сложные узоры и переплетения позднее превращаются в серьезный рисунок, из которого зарождается коллекция из золота. Здесь нет черного цвета и используемый камень нежный, и он не занимает центрального места, как во многих других изделиях. Этот стиль многие сравнивают со средневековыми изделиями. У них в фильме были только диадемы. Больше никаких украшений я не видел, так что инсинуации вроде того, что я их сдул у них, безосновательны. Меня больше вдохновили парапеты балконов».

Рифление, изобретенное мастером, никто больше не использует, честно говоря, я таких изделий никогда и не видела, и тем более не прикасалась. Магическое действие драгоценностей, даже меня, человека далекого от этого, задело до глубины души.

Сейчас в самом разгаре работа над коллекцией «Аланы», которая также пользуется большим успехом. Мастер на массивных изделиях разными способами выводит, наносит фамильные знаки заказчика. Этим, как правило, больше интересуются мужчины. А еще в работе коллекции «Фантазия» и «Дельфины». И таким образом в год разрабатывается и выпускается, как минимум, одна коллекция, включающая в себя 30–35 изделий.

Любой ювелир, пропускающий свои изделия через госпробу, доказывает, таким образом, качественность своих изделий. Естественно у Мурата есть своя печать из ростовской пробирной палаты. Труд в мастерской механизирован минимально. Хотя в этом году ювелирное ателье «SAL-PAGAR» объединилось с цехом в Кисловодске, который тиражирует уже готовые изделия.

По словам художника Людмилы Болатовой, в целом традиционное декоративное искусство карачаево-балкарцев составляло важную часть национальной культуры, являлось той почвой, на которой формировались и развивались народные эстетические идеалы. Изобразительное искусство было целиком орнаментально. Но в этой своей орнаментальной стихии достигли очень больших успехов, создав удивительно своеобразный, чрезвычайно точно отражающий национальный характер орнамента.


Работы Мурата Салпагарова

(Голосов: 4, Рейтинг: 4.25)

  • Нравится

Комментариев нет